Атомная подводная лодка Комсомолец: история, ТТХ, тайна гибели. Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец

В мае 1983 года в Северодвинске была спущена на воду опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, впоследствии названная «Комсомолец», была единственной лодкой этого класса. Строилась лодка необычайно долго, и на флоте ее прозвали «золотой рыбкой».

Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Имея глубину погружения до 1000 м, «Комсомолец» являлся самой глубоководной боевой подводной лодкой в мире. Небывалый в истории подводного плавания рекорд был установлен 5 августа 1984 г. По словам штурмана «Комсомольца» капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что койку выгнуло, как лук. Гидроакустик, который слушал погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: «Я из-за вас чуть не поседел… Стоял такой скрип, такой скрежет…» В то же время это была наименее шумная советская атомная лодка. На борту К-278 была одна ядерная установка, а вооружение включало торпеды и ракеты, которые могли запускаться из торпедных аппаратов, расположеных в носовой части. Несмотря на наличие ядерного вооружения, лодка не предназначалась для нанесения ядерных ударов по берегу: ее боевая задача заключалась в защите от подводных ракетоносцев противника — «убийц городов». Лодка была оснащена всплывающей спасательной камерой для всего экипажа, установленной в средней части рубки. Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом для будущих кораблей подводного флота.

Технический проект был утвержден в декабре 1974 года. Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске Архангельской области. В августе 1983 года лодка была спущена на воду, а 5 августа 1984 года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии Северного флота. Еще в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на 1040 метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.

Атомоход построили в единственном экземпляре, чтобы обкатать корабль и его команды — основную и сменную — на больших глубинах. В перспективе на основе «проекта 685″ предполагалось создавать глубоководные подводные лодки более совершенной модификации.

За пять лет службы в составе объединения «Комсомолец» с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надежности корабля ни у кого не возникало.

Основные тактико-технические данные:

водоизмещение надводное — 7800 т;

водоизмещение подводное — 9700 т;

длина — 110 м;

ширина — ок.12 м;

энергетическая установка — реактора водо-водянного типа;

скорость подводная — 26 узлов, (по другим данным 36-38 узлов);

глубина погружения — до 1000 м;

вооружение — 6 носовых ТА для торпед и ракето-торпед;

экипаж — ок. 65 человек

28 февраля 1989 года лодка К-278, получившая с основным экипажем весьма почитаемое на флоте звание «отличный корабль» с правом ношения соответствующего знака на надстройке и наименование, под которым известна ныне, приняла на борт сменный экипаж и вышла в очередное автономное плавание.

7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме.

В 11.00 вахтенный, капитан-лейтенант Александр Верезгов, принял доклады из отсеков. Из седьмого матрос Нодари Бухникашвили доложил: «Седьмой осмотрен, сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Замечаний нет». Это были его последние слова.

Между 11.00 и 11.03 в кормовом отсеке начался пожар. В 11.03 на пульте вахтенного механика зажегся сигнал: «Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов». Вахтенный механик, капитан 3-го ранга Вячеслав Юдин, немедленно объявил: «Аварийная тревога». На главном командном пункте инженер-механик, капитан 2-го ранга Валентин Бабенко, пытался связаться с аварийным седьмым отсеком по общекорабельной связи. Седьмой не отвечал. Командир подлодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин, в считанные секунды принял единственно правильное в данной ситуации решение: применить в аварийном отсеке лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ). Но система, которая в теории должна нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной перед разыгравшейся стихией. От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и аварийный отсек сразу же превратился в подобие мартеновской печи.

Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелое отравление.

Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход.

Командир корабля капитан 1-го ранга Е.А.Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. В воздух поднята авиация, в район бедствия направлены самые быстроходные корабли ВМФ СССР, включая атомный ракетный крейсер «Киров». Из близлежащих районов на помощь вышли гидрографическое судно «Колгуев» и плавбаза «Алексей Хлобыстов».

12.26 — лодка начала подавать закодированные сигналы бедствия, которые не могли быть принятыми иностранными спасательными службами.

14.20 — командир самолета-спасателя установил связь с командиром подлодки. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Просьб никаких нет.

Когда «Комсомолец» всплыл, экипаж сумел локализовать пожар в седьмом отсеке, дать в шестой отсек фреон и загерметизировать остальные.

14.40 — экипаж самолета-спасателя обнаружил подводную лодку. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе 6-го и 7-го отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма.

Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух. Врач, старший лейтенант Леонид Заяц, ни на минуту не останавливаясь, делал искусственное дыхание морякам. Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и еще не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. На палубе курили молча, глотая дым со слезами. Из седьмого отсека продолжал густо валить пар. «Видимо, там образовалась брешь, — считает моряк Семен Григорян, — сквозь которую хлынула вода. В том месте, думаю, выгорели кабельные тросы, которые выходили наружу».

Казалось, самое страшное позади. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.

14.50 — к этому времени в воздухе находятся уже 3 самолета. Два других, расположившись в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслировали переговоры командира лодки и штаба флота, а также наводили надводные суда в район аварии. Их капитаны расчитали примерное время прибытия — 18 часов.

15.20 — на лодке продолжается борьба с огнем. Ее командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Настроение у него уверенное, поступила лишь одна просьба — нужно буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подлодка потеряла ход. Видимо, опасаясь последствий пожара, на ней заглушили реактор.

16.00 — командир лодки неожиданно запросил фреон. Самолет-спасатель связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.

16.35 — летчики вдруг заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.

От высокой температуры прогорели сальники трубопроводов, связывающих внутренние помещения лодки с забортной средой. Вода стала быстро распространяться по отсекам, смежным с аварийными. Стало ясно, что нарушена герметичность прочного корпуса. Вероятно, титановая обшивка не выдержала перепада температур (несколько сот градусов в седьмом отсеке и всего плюс два за бортом). Лодка всплыла, но положение ее с каждой минутой становилось все более опасным: кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд спасти ее нет.

«Всем покинуть отсеки! Плоты на воду!» — приказал командир корабля. Семен Григорян стал отсоединять их от корпуса лодки — на это ушло слишком много времени. Крепления не поддавались. Корабль тонул, кормовой частью заваливаясь вниз. Моряки бросились в ледяную воду. Наконец плот удалось отсоединить, но его отнесло от лодки волной.

Моряки стали прыгать в ледяную воду. Кому повезло, тот успел забраться на спасательный плот. Остальным оставалось надеяться на прибытие спасательных кораблей.

16.44 — Подводная лодка погружается с сильным дифферентом на корму. Вода подступила к основанию боевой рубки.

16.47 — боевая рубка наполовину скрылась в воде.

16.50 — командир подлодки передает радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00 — рядом с лодкой показались два развернутых аварийно-спасательных плотика, на 20 человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки.

Самолет-разведчик «Орион» с базы ВВС Норвегии в Андё получил приказ вылететь в район острова Медвежий для выяснения ситуации.

17.08 — подводная лодка затонула на глубине 1685 метров. Экипаж, за исключением 4 человек, погибших на пожаре, оказался в воде, температура которй плюс 2 градуса.

17.30 — министр обороны Норвегии Ю.Й.Хольст получил информацию о пожаре на советской подлодке по собственным военным каналам.

17.50 — Норвежский «Орион» прибыл в район бедствия, где обнаружил плотик, облепленный людьми, и в 100 м от него — два безжизненных тела.

18.20 — 30 из оставшихся в живых моряков подняты на борт плавбазы «Алексей Хлобыстов». Трое из них умерли по пути в Североморск. Из 69 членов экипажа К-278 «Комсомолец» в живых осталось 27 человек.

В настоящий момент лодка лежит на дне Норвежского моря в 180 км юго-западнее острова Медвежий (точные координаты: 73 град 43 мин 47 сек северной широты; 13 град 15 мин 84 сек восточной долготы) на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17.27 . . .

27 лет назад из-за ошибки в проекте затонула субмарина с эффективной системой спасения экипажа [видео]

x HTML-код

Тайна гибели подлодки «Комсомолец». Сюжет КП-ТВ

Изменить размер текста: A A

Каждый, кто служил на флоте, третий тост неизменно поднимает за тех, кто в море. Сегодня, в День памяти погибших подводников, этот тост будет первым. И выпьют после него, не чокаясь. Молча. Четверть века назад в Норвежском море затонула подлодка «Комсомолец». Из 69 членов экипажа, которые находились на борту, от пожара и переохлаждения погибли 42 офицера и матроса.

САМАЯ НЕУЯЗВИМАЯ

Гибель «Комсомольца» - одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. А ведь братской могилой для моряков стала лодка с эффективной системой спасения экипажа. И именно эта субмарина за четыре года до трагедии первой в мире совершила погружение на глубину более одного километра.

История «Комсомольца» началась в 1966 году, когда высшее командование Военно-морского флота СССР выдало директиву - разработать подлодку, способную погружаться на километр. Предельная глубина, на которую могли опуститься атомные субмарины в то время, - всего триста - четыреста метров. Почему было так важно погружаться глубже? Ответ прост: на километровой глубине любая подлодка была неуязвима для надводных кораблей.

Над проектом под кодовым названием «Плавник» более десяти лет работало несколько закрытых конструкторских бюро. Советским инженерам удалось сделать то, что их западные коллеги реализовали с существенным опозданием. Наши ученые разработали уникальную субмарину, титановый корпус которой был способен выдерживать давление при погружении до тысячи метров.

Строительство большой атомной подводной лодки, которой присвоили индекс К-278, началось 22 апреля 1978 года в Северодвинске . Через пять лет корабль торжественно вывели из цеха и спустили на воду. А 4 августа 1985 года атомоход установил абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1027 метров. Во время всплытия, достигнув отметки в восемьсот метров, субмарина успешно выпустила несколько учебных торпед.

В свой последний поход базирующаяся в Мурманской области подлодка ушла 28 февраля 1989 года. Куда и зачем - государственная тайна. Кстати, незадолго до этого, в конце января, она обрела название «Комсомолец».

ДЛЯ КОМАНДИРА ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ПОХОД

Я до сих пор каждый раз накануне 7 апреля заново переживаю тот страшный день, - с горечью рассказывает капитан 1-го ранга в отставке Борис Коляда.

Борис Григорьевич был включен в состав экипажа, как опытный офицер, который должен был в случае необходимости консультировать капитана субмарины. Ведь для Евгения Ванина это был первый поход в качестве командира подлодки.

За несколько дней до трагедии мы получили телеграмму от командования Северного флота, - вспоминает Борис Коляда. - Сообщили, что на подводной лодке, которая следовала в Средиземное море, произошел пожар, погиб человек. И хотя та субмарина была дизельная, а «Комсомолец» - атомоход, нам приказали лишний раз проверить все системы пожарной безопасности и пожаротушения.

В ночь на 7 апреля Борис Коляда передал вахту командиру и пошел отдыхать в свою каюту. Проснулся он от пронзительного сигнала. Тревога!

Выяснилось, что в седьмом, кормовом, отсеке в одиннадцать часов три минуты случился пожар, - Коляда помнит события того дня с точностью до минуты. - На вызов из центрального поста отсек не отвечал. Мы решили, что находящийся там вахтенный старший матрос, скорее всего, погиб. Ликвидировать пожар не удалось. Огонь перекинулся на соседний, шестой отсек, где погиб мичман. И вскоре сработала аварийная защита реактора, остановившая его работу. Субмарина потеряла ход...

КОМАНДИР ПОКИНУЛ ЛОДКУ ПОСЛЕДНИМ

Ничего не оставалось, как подниматься на поверхность штормового моря. В одиннадцать часов шестнадцать минут лодка всплыла. К этому моменту горели уже пять отсеков.

Когда стало ясно, что своими силами справиться не удастся, «Комсомолец» подал сигнал SOS. К месту происшествия направился самолет. Ему предстояло сообщить координаты подлодки плавбазе «Алексей Хлобыстов», которая должна была забрать моряков с бедствующего судна.

Через некоторое время образовался дифферент (морской термин, который обозначает разницу между осадкой кормы и носа судна. - Прим. автора.) на корму, - говорит Борис Коляда. - У лодки поднялся нос. Несколько часов, ожидая подмогу, экипаж боролся с огнем, пытаясь спасти лодку.

Паники не было. Каждый четко выполнял то, что должен был делать согласно установленному регламенту.

Но дифферент нарастал. Командир принял решение, что пора готовиться к эвакуации. В море спустили два плота. Один из них перевернулся. А вода уже приблизилась к основанию боевой рубки.

Командир Ванин решил не покидать лодку - мест на спасательных плотах не хватало. Но это не означало, что он оставил надежду спастись. На «Комсомольце» была так называемая всплывающая камера, способная вместить всех членов экипажа. На нее -то и рассчитывал капитан.

В семнадцать часов восемь минут лодка пошла к дну…

Через некоторое время всплывающая камера выскочила на поверхность. В ней находились пять человек, включая Евгения Ванина. Из-за разницы в давлении у капсулы сорвало крышку, и ее залило водой. Выжил лишь мичман Виктор Слюсаренко .

В ледяной воде оказались шестьдесят моряков. Команду разбросало волнами, добраться до единственного уцелевшего плота удавалось немногим, да и рассчитан он был всего лишь на двадцать человек.

Плавбаза подошла к месту аварии всего лишь через час после гибели «Комсомольца». Этот час стоил жизни четырем десяткам моряков.

13 мая 1989 года в «Правде» - главной тогда газете страны - появилась информация о награждении всего экипажа подводной лодки «Комсомолец» орденами Красного Знамени.

ОТЧЕГО ВОЗНИК ПОЖАР - НЕИЗВЕСТНО

Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании:

«Пожар, возникший в концевом, седьмом, отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трех минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии».

Но что же стало причиной самого пожара? Это неизвестно до сих пор. Есть лишь версии.

Возможно, дело в том, что кислород в отсеки лодки подавался в значительно больших, чем требуется, объемах, - считает председатель совета Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Курдин. - В таких условиях к пожару могла привести любая случайность.

Игорь Курдин обращает внимание и на такой факт. На «Комсомольце» в распоряжении экипажа были явно устаревшие гидрокостюмы. Для того чтобы их надеть, требовалось много времени, а иногда и помощь товарища. И когда возникла нештатная ситуация, моряки просто не успели это сделать. Они оказались в ледяной воде без гидрокостюмов. Лишь после гибели «Комсомольца» советские власти закупили во Франции гораздо более удобные костюмы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Серафимовское кладбище в Петербурге . Здесь похоронено много солдат, матросов , офицеров и генералов , погибших при исполнении воинского долга. Среди них и три моряка «Комсомольца». В том числе командир лодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Но это символическая могила. После трагедии тело командира так и не нашли…

ПОМНИТЬ

Список погибших членов экипажа «Комсомольца»

1. АВАНЕСОВ Олег Григорьевич, капитан 2-го ранга, старший помощник командира подводной лодки. Родился в Ленинграде в 1955 г. Предан земле.

2. АПАНАСЕВИЧ Игорь Олегович, старший матрос, командир отделения рулевых-сигнальщиков. Родился в поселке Победоносный Клецкого района Минской области в 1969 г. Взят морем.

3. БАБЕНКО Валентин Иванович, капитан 2-го ранга, командир электромеханической боевой части. Родился в селе Замостье Черниговского района Запорожской области в 1950 г. Предан земле.

4. БОНДАРЬ Сергей Стефанович, мичман, техник-турбинист. Родился в городе Липецке в 1954 г. Взят морем.

5. БРОДОВСКИЙ Юрий Анатольевич, мичман, техник-гидроакустик. Родился в городе Николаеве в 1954 г. Предан земле.

6. БУРКУЛАКОВ Талант Амитжанович, капитан 1-го ранга, начальник политотдела соединения подводных лодок. Родился в деревне Вандышево Судиславского района Костромской области в 1947 г. Предан земле.

7. БУХНИКАШВИЛИ Надари Отариевич, старший матрос, машинист трюмный. Родился в поселке Гантиади Абхазской АССР в 1968 г. Взят морем.

8. ВАЛЯВИН Михаил Николаевич, мичман, техник-турбинист. Родился в селе Ново-Дашла Кувандыкского района Оренбургской области в 1959 г. Взят морем.

9. ВАНИН Евгений Алексеевич, капитан 1-го ранга, командир подводной лодки. Родился в городе Донецке в 1947 г. Взят морем.

10. ВЕРШИЛО Евгений Эдмундович, старший матрос, электрик. Родился в поселке Мядель Мядельского района Минской области в 1968 г. Взят морем.

11. ВОЛКОВ Николай Алексеевич, капитан-лейтенант, командир электротехнической группы. Родился в городе Пестово Новгородской области в 1958 г. Предан земле.

12. ВОЛОДИН Александр Васильевич, капитан 3-го ранга, командир боевой части связи. Родился в городе Новомосковске Тульской области в 1958 г. Взят морем.

13. ГОЛОВЧЕНКО Сергей Петрович, старшина 2-й статьи, кок-инструктор. Родился в городе Днепропетровске в 1968 г. Предан земле.

14. ГРУНДУЛЬ Алексей Александрович, матрос, торпедист. Родился в городе Рыбинске Ярославской области в 1968 г. Предан земле.

15. ЕЛЕНИК Михаил Анатольевич, старший мичман, старший кок-инструктор. Родился в городе Валуйки Белгородской области в 1942 г. Предан земле.

16. ЗАМОГИЛЬНЫЙ Сергей Васильевич, мичман, старшина команды электриков. Родился в городе Жмеринка Винницкой области в 1959 г. Предан земле.

17. ЗИМИН Вадим Владимирович, лейтенант, инженер боевой части связи. Родился в городе Воронеже в 1983 г. Взят морем.

18. ИСПЕНКОВ Анатолий Матвеевич, капитан 3-го ранга, командир электротехнического дивизиона. Родился в деревне Хвостово Шумилинского района Витебской области в 1956 г. Взят морем.

19. КАПУСТА Юрий Федорович, мичман, начальник секретной части. Родился в городе Запорожье в 1957 г. Взят морем.

20. КОВАЛЕВ Геннадий Вячеславович, мичман, техник боевой части связи. Родился в городе Североморске Мурманской области в 1956 г. Взят морем.

21. КОЛОТИЛИН Владимир Васильевич, мичман, техник группы дистанционного управления. Родился в селе Прилепы Хомутовского района Курской области в 1964 г. Взят морем.

22. КРАСНОБАЕВ Александр Витальевич, мичман, техник электронно-вычислительной группы. Родился в селе Золотое Поле Кировского района Крымской области в 1964 г. Взят морем.

23. КРАСНОВ Сергей Юрьевич, матрос, радиометрист. Родился в городе Риге в 1970 г. Взят морем.

24. КУЛАПИН Владимир Юрьевич, матрос, машинист-турбинист. Родился в городе Алма-Ате в 1968 г. Предан земле.

25. МАКСИМЧУК Юрий Иванович, капитан 3-го ранга, заместитель командира подводной лодки по политической части. Родился в селе Екатериновка Никопольского района Днепропетровской области в 1957 г. Взят морем.

26. МАНЯКИН Сергей Петрович, капитан 8-го ранга, командир дивизиона движения. Родился в городе Таганроге Ростовской области в 1954 г. Предан земле.

27. МАРКОВ Сергей Евгеньевич, старший лейтенант, инженер электротехнической группы. Родился в Ленинграде в 1963 г. Предан земле.

28. МИХАЛЕВ Андрей Вячеславович, матрос, машинист трюмный. Родился в поселке Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области в 1970 г. Взят морем.

29. МОЛЧАНОВ Игорь Александрович, лейтенант, командир минно-торпедной боевой части. Родился в городе Ломоносове Ленинградской области в 1964 г. Предан земле.

30. НАУМЕНКО Евгений Владимирович, капитан-лейтенант, командир вычислительной группы. Родился в деревне Сергеевка Пограничного района Приморского края в 1960 г. Взят морем.

31. НАХАЛОВ Сергей Васильевич, мичман, старшина команды радиотелеграфистов. Родился в поселке Новинка Кировского района Ленинградской области в 1964 г. Предан земле.

32. НЕЖУТИН Сергей Александрович, капитан-лейтенант, командир группы связи. Родился в г. Архангельске в 1962 г. Предан земле.

33. СМИРНОВ Михаил Анатольевич, капитан-лейтенант, командир штурманской боевой части. Родился в поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской обл. в 1962 г. Предан земле.

34. СПЕРАНСКИЙ Игорь Леонидович, капитан-лейтенант, инженер гидроакустической группы. Родился в г. Североуральске Свердловской обл. в 1962 г. Взят морем.

35. СУХАНОВ Валерий Иванович, старший матрос, кок-инструктор. Родился в г. Выкса Горьковской обл. в 1968 г. Взят морем.

36. ТКАЧ Владимир Власович, старший мичман, старшина команды рулевых-сигнальщиков. Родился в селе Сычевка Христиновского района Черкасской обл. в 1948 г. Взят морем.

37. ТКАЧЕВ Виталий Федорович, матрос, рулевой-сигнальщик. Родился в селе Баньковка Славяносербского района Ворошиловградской обл. в 1970 г. Взят морем.

38. ФИЛИППОВ Роман Константинович, матрос, электрик. Родился в г. Горьком в 1968 г. Предан земле.

39. ЧЕРНИКОВ Сергей Иванович, мичман, техник-химик. Родился в г. Выборге Ленинградской обл. в 1956 г. Предан земле.

40. ШИНКУНАС Стасис Клеменсович, старший матрос, радиометрист. Родился в деревне Банишкю Кайшядорского района Литовской ССР в 1968 г. Взят морем.

41. ШОСТАК Александр Александрович, лейтенант, инженер группы дистанционного управления. Родился в г. Севастополе в 1965 г. Предан земле.

42. ЮДИН Вячеслав Александрович, капитан 3-го ранга, командир дивизиона живучести. Родился в г. Грозном в 1953 г. Взят морем.

Об атомной подводной лодке «Комсомолец», затонувшей 7 апреля 1989 года в точке с координатами 73°40" северной широты и 13°30" восточной долготы, написано довольно много. Слишком уж странным показалось это происшествие: лодка, которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 м, вдруг затонула, что называется, на ровном месте.

Известно, что более 90 % Мирового океана имеют глубины свыше 200 м. И освоение этих глубин равносильно завоеванию высот в авиации. Однако задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха и давления на глубине отнюдь не шуточные.

Тем не менее в 1966 году командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок.

Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») под руководством Н.А. Климова, а в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын. Огромный вклад в создание корабля проекта 685 внесли также сотрудники ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.

Субмарина имела два корпуса. Прочный в средней части представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях — усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубина установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.

Наружный, также титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями.

Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.

Ожидалось, что точки над «i» после гибели «Комсомольца» расставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования».

За рамками сообщения, как мы видим, остались ответы на три главных вопроса: почему это произошло? Кто в этом виноват? Каковы последствия катастрофы?.. Давайте попробуем разобраться.

До того горестного дня дела на нашем подводном флоте шли — лучше не надо. Во всяком случае, такое впечатление складывалось из публикаций советской печати. Наши подводники совершали кругосветные плавания, всплывали на Северном полюсе, первой же ракетой поражали цели за сотни миль.

После 7 апреля произошел поворот на 180°. Одни газетные заголовки чего стоили: «Опасные глубины», «Подводный пожар», «Спасите наши души»... Неужто одно чрезвычайное происшествие так резко переменило мнение о подплаве? Нет, тут, видимо, надо искать глубинные течения...

«Это не только боль и досада, но и позор наш!» — так выразил свои чувства один из подводников, участвовавший в работе правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Комсомольца». Действительно, в мирное время затонул новейший боевой корабль, причем в ходе спасательных работ погибли 42 моряка из 69, входивших в его экипаж. Как же такое могло произойти?

Давайте восстановим события того апрельского дня.

11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на нашей подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.

12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено 1 ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин — сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.

14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».

14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6—7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5—6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.

14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода — 18.00.

15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, ведь из-за пожара пришлось заглушить реактор.

16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями — пообещали найти.

16.35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.

16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.

16.40. Из воды показался форштевень.

16.44. Волны омывают уже основание рубки.

16.47. Рубка наполовину в воде.

16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине он никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели этой лодки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.

17.08. Подводная лодка затонула.

Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек...

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики.

Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. Начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, заместителя Председателя Совета министров СССР И. Белоусова.

А на страницах печати тем временем бушевали страсти. Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай — отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности.

В ответ по поручению уцелевших членов экипажа «Комсомольца», а скорее всего — по заданию командования, спасавшего честь мундира, четверо моряков написали (или подписали) открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля.

«Отсутствие комплексной системы оценки обстановки в аварийном отсеке на основе объективных данных,— утверждали подводники,— особенно при отсутствии или выходе из строя части личного состава, не позволило в первую минуту оценить обстановку в аварийном отсеке. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварийными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».

Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин — они так и остались на своих постах навечно. Однако многое может проясниться из анализа опубликованных данных.

Комсостав — а на борту, кроме командира, был еще и начальник политотдела соединения, капитан 1-го ранга Т. Буркулаков — допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией.

Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее...

Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800—1000 "С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме...

Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят.

Знакомый же командир атомохода рассказывал:

«Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного-другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии...»

С этим офицером я летел на Камчатку, времени для разговора было достаточно. Еще при посадке я обратил внимание на спор военного моряка с контролерами из-за двух ящиков. Оказалось, мой собеседник вез семье лук и помидоры — на базе с ними, ох, как туго!

Такова проза жизни на берегу. На корабле тоже сложностей хватает. После очередного ремонта на лодке завелись крысы, их выжили с великим трудом, «мобилизовав» кота и двух кошек.

«У одной во время похода родились котята. Не выжили...— продолжил подводник.— И вообще на борту, кроме людей и крыс, никто не приживается. Да и сами к концу плавания держимся на анальгине — головы страшно болят. Говорят, это потому, что стальной корпус экранирует все электромагнитные излучения...»

Такова, так сказать, психологически житейская сторона медали. А вот другая, технически организационная: проверкой после трагедии в Норвежском море было установлено, что многие подводники... не умеют плавать. Для студеной воды (большинство моряков «Комсомольца» погибли из-за переохлаждения) не хватает спецкостюмов, а те, что есть, неважного качества и неудобны.

Теперь перейдем к самой лодке. Уже при сдаче ее морякам выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении «потеряли» всплывающую спасательную камеру. Пришлось искать ее на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. И это не все.

Капитан 1-го ранга Е. Селиванов, в прошлом командир атомохода, на котором 18 июля 1984 года был пожар, приведший к жертвам, исследовал происшествия такого рода и пришел к выводу: необходимо еще на уровне проекта исключать возможность появления огня в отсеках. На «Комсомольце» так не сделали, а ведь это корабль новейшей конструкции, способный действовать на глубине до 1 тыс. м!

Теперь он лежит на полуторакилометровой глубине. Удалось лишь более-менее локализовать носовую часть субмарины, где остались торпеды с ядерными боеголовками.

Другой атомоход, по данным нашей печати, погиб летом 1983 года у Камчатки, в октябре 1986 года мы потеряли лодку в Атлантике, в 1989 году, после гибели подводной лодки «Комсомолец», в том же районе потерпела аварию еще одна субмарина. И у всех на борту — ядерное оружие!

Сегодня исполнилось 25 лет со дня гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец», которая затонула в Норвежском море в 1989 году. С тех пор 7 апреля объявлен в России Днем памяти погибших подводников.

В мае 1983 года в Северодвинске была спущена на воду опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, впоследствии названная “Комсомолец”, была единственной лодкой этого класса. Строилась лодка необычайно долго, и на флоте ее прозвали “золотой рыбкой”. Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений.

При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Имея глубину погружения до 1000 м, “Комсомолец” являлся самой глубоководной боевой подводной лодкой в мире. Небывалый в истории подводного плавания рекорд был установлен 5 августа 1984 г. По словам штурмана “Комсомольца” капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что койку выгнуло, как лук. Гидроакустик, который слушал погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: “Я из-за вас чуть не поседел… Стоял такой скрип, такой скрежет…” В то же время это была наименее шумная советская атомная лодка. На борту К-278 была одна ядерная установка, а вооружение включало торпеды и ракеты, которые могли запускаться из торпедных аппаратов, расположеных в носовой части. Несмотря на наличие ядерного вооружения, лодка не предназначалась для нанесения ядерных ударов по берегу: ее боевая задача заключалась в защите от подводных ракетоносцев противника – “убийц городов”. Лодка была оснащена всплывающей спасательной камерой для всего экипажа, установленной в средней части рубки. Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом для будущих кораблей подводного флота.

Технический проект был утвержден в декабре 1974 года. Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи “Севмашпредприятие” в Северодвинске Архангельской области. В августе 1983 года лодка была спущена на воду, а 5 августа 1984 года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии Северного флота. Еще в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на 1040 метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.

Атомоход построили в единственном экземпляре, чтобы обкатать корабль и его команды – основную и сменную – на больших глубинах. В перспективе на основе “проекта 685″ предполагалось создавать глубоководные подводные лодки более совершенной модификации.

За пять лет службы в составе объединения “Комсомолец” с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надежности корабля ни у кого не возникало.

Основные тактико-технические данные:

водоизмещение надводное – 7800 т;

водоизмещение подводное – 9700 т;

длина – 110 м;

ширина – ок.12 м;

энергетическая установка – реактора водо-водянного типа;

скорость подводная – 26 узлов, (по другим данным 36-38 узлов);

глубина погружения – до 1000 м;

вооружение – 6 носовых ТА для торпед и ракето-торпед;

экипаж – ок. 65 человек

28 февраля 1989 года лодка К-278, получившая с основным экипажем весьма почитаемое на флоте звание “отличный корабль” с правом ношения соответствующего знака на надстройке и наименование, под которым известна ныне, приняла на борт сменный экипаж и вышла в очередное автономное плавание.

7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме.

В 11.00 вахтенный, капитан-лейтенант Александр Верезгов, принял доклады из отсеков. Из седьмого матрос Нодари Бухникашвили доложил: “Седьмой осмотрен, сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Замечаний нет”. Это были его последние слова.

Между 11.00 и 11.03 в кормовом отсеке начался пожар. В 11.03 на пульте вахтенного механика зажегся сигнал: “Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов”. Вахтенный механик, капитан 3-го ранга Вячеслав Юдин, немедленно объявил: “Аварийная тревога”. На главном командном пункте инженер-механик, капитан 2-го ранга Валентин Бабенко, пытался связаться с аварийным седьмым отсеком по общекорабельной связи. Седьмой не отвечал. Командир подлодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин, в считанные секунды принял единственно правильное в данной ситуации решение: применить в аварийном отсеке лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ). Но система, которая в теории должна нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной перед разыгравшейся стихией. От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и аварийный отсек сразу же превратился в подобие мартеновской печи.

Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелое отравление.

Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход.

Командир корабля капитан 1-го ранга Е.А.Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. В воздух поднята авиация, в район бедствия направлены самые быстроходные корабли ВМФ СССР, включая атомный ракетный крейсер “Киров”. Из близлежащих районов на помощь вышли гидрографическое судно “Колгуев” и плавбаза “Алексей Хлобыстов”.

12.26 – лодка начала подавать закодированные сигналы бедствия, которые не могли быть принятыми иностранными спасательными службами.

14.20 – командир самолета-спасателя установил связь с командиром подлодки. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Просьб никаких нет.

Когда “Комсомолец” всплыл, экипаж сумел локализовать пожар в седьмом отсеке, дать в шестой отсек фреон и загерметизировать остальные.

14.40 – экипаж самолета-спасателя обнаружил подводную лодку. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе 6-го и 7-го отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма.

Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух. Врач, старший лейтенант Леонид Заяц, ни на минуту не останавливаясь, делал искусственное дыхание морякам. Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и еще не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. На палубе курили молча, глотая дым со слезами. Из седьмого отсека продолжал густо валить пар. “Видимо, там образовалась брешь, – считает моряк Семен Григорян, – сквозь которую хлынула вода. В том месте, думаю, выгорели кабельные тросы, которые выходили наружу”.

Казалось, самое страшное позади. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.

14.50 – к этому времени в воздухе находятся уже 3 самолета. Два других, расположившись в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслировали переговоры командира лодки и штаба флота, а также наводили надводные суда в район аварии. Их капитаны расчитали примерное время прибытия – 18 часов.

15.20 – на лодке продолжается борьба с огнем. Ее командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Настроение у него уверенное, поступила лишь одна просьба – нужно буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подлодка потеряла ход. Видимо, опасаясь последствий пожара, на ней заглушили реактор.

16.00 – командир лодки неожиданно запросил фреон. Самолет-спасатель связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.

16.35 – летчики вдруг заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.

От высокой температуры прогорели сальники трубопроводов, связывающих внутренние помещения лодки с забортной средой. Вода стала быстро распространяться по отсекам, смежным с аварийными. Стало ясно, что нарушена герметичность прочного корпуса. Вероятно, титановая обшивка не выдержала перепада температур (несколько сот градусов в седьмом отсеке и всего плюс два за бортом). Лодка всплыла, но положение ее с каждой минутой становилось все более опасным: кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд спасти ее нет.

“Всем покинуть отсеки! Плоты на воду!” – приказал командир корабля. Семен Григорян стал отсоединять их от корпуса лодки – на это ушло слишком много времени. Крепления не поддавались. Корабль тонул, кормовой частью заваливаясь вниз. Моряки бросились в ледяную воду. Наконец плот удалось отсоединить, но его отнесло от лодки волной.

Моряки стали прыгать в ледяную воду. Кому повезло, тот успел забраться на спасательный плот. Остальным оставалось надеяться на прибытие спасательных кораблей.

16.44 – Подводная лодка погружается с сильным дифферентом на корму. Вода подступила к основанию боевой рубки.

16.47 – боевая рубка наполовину скрылась в воде.

16.50 – командир подлодки передает радиограмму: “Готовлю к эвакуации 69 человек”.

17.00 – рядом с лодкой показались два развернутых аварийно-спасательных плотика, на 20 человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки.

Самолет-разведчик “Орион” с базы ВВС Норвегии в Андё получил приказ вылететь в район острова Медвежий для выяснения ситуации.

17.08 – подводная лодка затонула на глубине 1685 метров. Экипаж, за исключением 4 человек, погибших на пожаре, оказался в воде, температура которй плюс 2 градуса.

17.30 – министр обороны Норвегии Ю.Й.Хольст получил информацию о пожаре на советской подлодке по собственным военным каналам.

17.50 – Норвежский “Орион” прибыл в район бедствия, где обнаружил плотик, облепленный людьми, и в 100 м от него – два безжизненных тела.

18.20 – 30 из оставшихся в живых моряков подняты на борт плавбазы “Алексей Хлобыстов”. Трое из них умерли по пути в Североморск. Из 69 членов экипажа К-278 “Комсомолец” в живых осталось 27 человек.

В настоящий момент лодка лежит на дне Норвежского моря в 180 км юго-западнее острова Медвежий (точные координаты: 73 град 43 мин 47 сек северной широты; 13 град 15 мин 84 сек восточной долготы) на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17.27 . . .

Субмарина имела два корпуса. Прочный в средней части представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях - усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубина установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.

Наружный, также титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями.

Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.

Ожидалось, что точки над «i» после гибели «Комсомольца» расставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «…Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования».

За рамками сообщения, как мы видим, остались ответы на три главных вопроса: почему это произошло? Кто в этом виноват? Каковы последствия катастрофы?.. Давайте попробуем разобраться.

До того горестного дня дела на нашем подводном флоте шли - лучше не надо. Во всяком случае, такое впечатление складывалось из публикаций советской печати. Наши подводники совершали кругосветные плавания, всплывали на Северном полюсе, первой же ракетой поражали цели за сотни миль.

После 7 апреля произошел поворот на 180°. Одни газетные заголовки чего стоили: «Опасные глубины», «Подводный пожар», «Спасите наши души»… Неужто одно чрезвычайное происшествие так резко переменило мнение о подплаве? Нет, тут, видимо, надо искать глубинные течения…

«Это не только боль и досада, но и позор наш!» - так выразил свои чувства один из подводников, участвовавший в работе правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Комсомольца». Действительно, в мирное время затонул новейший боевой корабль, причем в ходе спасательных работ погибли 42 моряка из 69, входивших в его экипаж. Как же такое могло произойти?

Давайте восстановим события того апрельского дня.

11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на нашей подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.

12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено 1 ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин - сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.

14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».

14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6-7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5-6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2-3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.

14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода - 18.00.

15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, ведь из-за пожара пришлось заглушить реактор.

16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями - пообещали найти.

16.35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.

16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.

16.40. Из воды показался форштевень.

16.44. Волны омывают уже основание рубки.

16.47. Рубка наполовину в воде.

16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине он никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели этой лодки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.

17.08. Подводная лодка затонула.

Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек…

Трагедия у острова Медвежий вызвала бурную и весьма разноречивую реакцию. Быстрее всех отреагировали военные и газетчики.

Погибшим воздали почести, экипаж «Комсомольца» наградили, заместитель начальника аварийно-спасательной службы ВМФ лишился должности. Начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, заместителя Председателя Совета министров СССР И. Белоусова.

А на страницах печати тем временем бушевали страсти. Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай - отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности.

В ответ по поручению уцелевших членов экипажа «Комсомольца», а скорее всего - по заданию командования, спасавшего честь мундира, четверо моряков написали (или подписали) открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля.

«Отсутствие комплексной системы оценки обстановки в аварийном отсеке на основе объективных данных,- утверждали подводники,- особенно при отсутствии или выходе из строя части личного состава, не позволило в первую минуту оценить обстановку в аварийном отсеке. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварийными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле».

…Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин - они так и остались на своих постах навечно. Однако многое может проясниться из анализа опубликованных данных.

Комсостав - а на борту, кроме командира, был еще и начальник политотдела соединения, капитан 1-го ранга Т. Буркулаков - допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией.

Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее…

Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800-1000 “С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме…

Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят.

Знакомый же командир атомохода рассказывал:

«Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного-другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии…»

С этим офицером я летел на Камчатку, времени для разговора было достаточно. Еще при посадке я обратил внимание на спор военного моряка с контролерами из-за двух ящиков. Оказалось, мой собеседник вез семье лук и помидоры - на базе с ними, ох, как туго!

Такова проза жизни на берегу. На корабле тоже сложностей хватает. После очередного ремонта на лодке завелись крысы, их выжили с великим трудом, «мобилизовав» кота и двух кошек.

«У одной во время похода родились котята. Не выжили…- продолжил подводник.- И вообще на борту, кроме людей и крыс, никто не приживается. Да и сами к концу плавания держимся на анальгине - головы страшно болят. Говорят, это потому, что стальной корпус экранирует все электромагнитные излучения…»

Такова, так сказать, психологически житейская сторона медали. А вот другая, технически организационная: проверкой после трагедии в Норвежском море было установлено, что многие подводники… не умеют плавать. Для студеной воды (большинство моряков «Комсомольца» погибли из-за переохлаждения) не хватает спецкостюмов, а те, что есть, неважного качества и неудобны.

Теперь перейдем к самой лодке. Уже при сдаче ее морякам выявились серьезные недочеты, например, в первом же погружении «потеряли» всплывающую спасательную камеру. Пришлось искать ее на дне, поднимать, переделывать, так же поступили с подобными устройствами на других лодках. И это не все.

Капитан 1-го ранга Е. Селиванов, в прошлом командир атомохода, на котором 18 июля 1984 года был пожар, приведший к жертвам, исследовал происшествия такого рода и пришел к выводу: необходимо еще на уровне проекта исключать возможность появления огня в отсеках. На «Комсомольце» так не сделали, а ведь это корабль новейшей конструкции, способный действовать на глубине до 1 тыс. м!

Теперь он лежит на полуторакилометровой глубине. Удалось лишь более-менее локализовать носовую часть субмарины, где остались торпеды с ядерными боеголовками.

Другой атомоход, по данным нашей печати, погиб летом 1983 года у Камчатки, в октябре 1986 года мы потеряли лодку в Атлантике, в 1989 году, после гибели подводной лодки «Комсомолец», в том же районе потерпела аварию еще одна субмарина. И у всех на борту - ядерное оружие!

Советская подводная лодка «Комсомолец» (К-278) затонула в 1989 году. На счету сверхпрочной атомной подлодки (АПЛ) погружение на глубину 1040 метров (абсолютный мировой рекорд), тогда как рабочим погружением АПЛ является глубина не более 600 метров.

Гибель «Комсомольца» - совершенного подводного судна 3-го поколения - в Норвежском море была настоящей бомбой для мировой общественности.

Чудо из титана

В 1966 году перед советскими конструкторами была поставлена сложная задача - построить опытную субмарину, которая могла бы погружаться на глубину в 2,5 раза превышающую предельный уровень погружения других подводных лодок. «Проект 685» был разработан вдогонку за американскими подводными силами, которые имели явное преимущество перед техникой СССР. «Комсомолец» был создан для изучения научно-технических, а также океанологических проблем. Одновременно он являлся прототипом гражданского корабля будущего, в котором скорость, надежность и отличные эксплуатационные качества превосходили другие виды подводных, надводных и воздушных кораблей. Строительство атомохода велось в Северодвинске на судоверфи «Севмашпредприятие». Осуществлялся проект под началом Климова Н.А., возглавлявшего Центральное Конструкторское Бюро, которого сменил в 1977 г. Кормилицын Ю.Н. Спуск на воду атомной подводной лодки, с присвоенным ей индексом К-278, был произведен 03.06.1983 г. В том же году, субмарина вступила в рабочий строй.

ПЛ состояла из двух цилиндрических титановых корпусов с усеченными конусами на оконечностях. Впервые целиком из титана создали весь корпус корабля - операция слишком затратная по тем временам и требующая определенной смелости конструкторов. Им нужно было найти новые решения для совмещения титана (агрессивного к другим металлам) и серийного оборудования. Однако в процессе эксплуатации судна прочность и вес титана не раз демонстрировали ряд преимуществ: немагнитность металла и малый уровень шума при работе. Титановый корпус выдержал погружение судна на ошеломляющую для подлодки глубину. Недаром на флоте «К-278» называли «золотой рыбкой».

Правда, по утверждениям гидроакустика, прослушивающего погружение судна, стоял такой силы скрежет и скрип, что он чуть не лишился слуха. А другой член команды рассказывал, что его кровать на судне была неестественно согнута от высокого давления. Конструкция не имела большого погрузочного люка, чтобы отверстий, влияющих на прочность, было как можно меньше. На субмарине установили системы продуваний одной из цистерн с помощью пороховых газогенераторов, чтобы обеспечить экстренное всплытие судна с большой глубины. При погружении на рабочую глубину, его невозможно было обнаружить никакими средствами. Лодка была оснащена всплывающей спасательной камерой, способной подняться с 1500 метровой глубины. В камере вмещался весь экипаж. Второй и третий отсеки субмарины имели зону спасения. Средства тушения пожаров были установлены на всех отсеках. На лодке имелось ядерная установка, торпеды и ракеты. Подводная лодка «Комсомолец» была первым экземпляром, по которому планировалось создавать современные и более совершенные субмарины. Однако, атомоход стал единственным в своем роде кораблем подобного класса и модификации.


Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 685:

  • Длина наибольшая – 118,4 м;
  • Ширина наибольшая – 11,1 м;
  • Осадка по КВЛ – 7,4 м;
  • Водоизмещение нормальное – 5680 м3;
  • Водоизмещение полное – 8500 м3;
  • Запас плавучести – 36 %;
  • Предельная глубина погружения – 1250 м;
  • Рабочая глубина погружения – 1000 м;
  • Максимальная скорость подводного хода – 30,6 узлов;
  • Надводная скорость – 14,0 узлов;
  • Экипаж – 57 человек.

Пожар 07 апреля

07.04.1989 года атомная субмарина держала вахту в Норвежском море и со скоростью 6-8 узлов шла на глубине около 400 метров. Примерно в одиннадцать утра в электрооборудовании 7 отсека начался пожар, который быстро распространился на остальные отсеки. Огонь привел к нарушению герметичности 6-го и 7-го отсеков, что привело к поступлению в кормовые цистерны и корпус судна внешних вод. За каких-то полчаса аварийной ситуации, пожар развился и стал причиной возгорания в других отсеках: 5-ом, 4-ом, 3-ем. Стало невозможным и дистанционное управление системами корабля. Так как, в аварийном отсеке пожар не был ликвидирован в срочном порядке (что требовал устав), встала необходимость нейтрализовать огонь с помощью объемной химической системы пожаротушения. Однако, система оказалась бессильной перед пожаром высокой интенсивности. Комиссия, расследовавшая причины гибели подлодки, установила, что в концевом 7 отсеке судна пожар возник, так как электрооборудование привода рулевой системы загорелось и перекинулось на горючие отделочные материалы. Температура в считанные минуты повысилась до 1000⁰С и привела к тому, что система воздуха высокого давления была разгерметезирована и пожар еще больше усилился. В акте комиссии был отмечен факт пожара, как наложение двух противоположных для действий экипажа обстоятельств: пламя огня, которое требует герметизации отсеков, и быстрое нарушение прочности магистрали воздуха, требующее раскрытие отсеков. Эти факторы осложнили действия экипажа.

Когда К-278 всплыл, экипажу удалось локализовать огонь в 7-ом отсеке, загерметизирована оставшиеся. Одного за другим моряков, пострадавших от сильных ожогов и отравления, аварийные службы отправляли на свежий воздух, в результате чего большая часть команды была спасена. Но ослабевшим людям придется через несколько часов пройти еще одно нечеловеческое испытание после огня - ледяные воды Норвежского моря. Моряки не ожидали, что прочный титановый атомоход пойдет ко дну, и сделали роковую ошибку, поднимая людей наверх без специальных гидрокомбинезонов. Счет шел на минуты, а крепления плотов, на которые скомандовано быстро перебраться экипажу, не поддавались и не отсоединялись от корпуса судна. Корабль на глазах тонул и морякам пришлось броситься в ледяную пучину. Некоторым повезло больше и они успели забраться на спасательный плот, который наконец отсоединился, но уплыл в сторону от накатывающихся волн. Тем, кто оставался в студеной воде, оставалось только держаться на плаву и надеяться на помощь.

Капсула смерти

На случай аварии, на подлодке существовала спасательная камера, которая рассчитана на всех членов команды. Она подобно воздушному шару взмывает вверх со значительных глубин на поверхность воды. В тот роковой день в ней оказалось всего пять членов команды. С трудом им удалось подтянуть подвязанную к люку крышку и закрыть ее. Внутри все было задымлено: от окиси углерода погибли трое. Двое оставшихся в живых пережили настоящий шок: камера оторвалась от лодки и ракетой полетела вверх. Внутрекамерным давлением вырвало верхний люк, который был закрыт только на защелку. Сначала одного и затем другого моряков вышвырнул наружу поток воздуха. Один из них моментально погиб, задев за край люка. Второму удалось чудесным образом спастись, благодаря неправильно надетому дыхательному аппарату. Его считают везунчиком - единственным человеком в мире, который покинул подводную лодку, находящуюся в толще воды в километрах от поверхности. Титановая камера открыла ему путь на свободу, сама же через несколько секунд отправилась обратно в бездну.


Сигналы SOS

Об аварии с субмарины подавали условные сигналы, которые первыми были услышаны в Главном штабе ВМФ. Искажения не давали определить, с какой точно лодки поступают сигналы. Наконец, через час с лишним их приняли, как аварийные, и стали делать все возможное по быстрому спасению команды и корабля. В период времени с 12.34 до 13.10 из Северодвинска вышел спасательный отряд кораблей: буксир и подлодки. Около 13.00 дня на место аварии двинулись следующие суда:

  • Гидрографический корабль «Колгуев»;
  • Рыболовецкая плавательная база «Алексей Хлобыстов»;
  • Рыболовецкий траулер СРТ-6121;
  • Атомный крейсер «Киров».

С неба тоже была предпринята помощь в качестве многомоторного Ил-38, способного летать в течение длительного времени над океаном. Перед экипажем самолета стояла задача: обнаружить лодку и поддерживать связь с береговыми пунктами командования, регулярно рапортуя о складывающейся обстановке. А также обследовать район аварии на предмет находившихся там кораблей и судов, чтобы наводить их на зону катастрофы. Буквально за 50 минут самолет снял вооружение и установил на его месте необходимые для спасения аварийные контейнеры.

К сожалению, посадка гидросамолетов на воду была невозможна из-за больших волн в этом районе. Патрульный норвежский самолет «Орион» первым обнаружил белый дым, исходящий от «Комсомольца». Через несколько минут подоспела помощь: «Алексей Хлобыстов», поднявший на борт 25 оставшихся в живых моряков и 5 погибших. Как только людей подняли на плавбазу, судовые врачи и медики, доставленные с крейсера «Кирова», стали делать все возможное, чтобы помочь выжившим. Все моряки прошли медикаментозное лечение, в результате чего у большинства состояние было признано удовлетворительным. Это тем более удивительно, если вдуматься, что мужчины провели в ледяной морской воде практически 1,5 часа.

Послесловие…

За полтора месяца до трагических событий на лодке К-278, в конце февраля ее признали отличным кораблем, с присвоенными знаками соответствия на надстройке и известным доныне наименованием. Тогда 28.02.1989 на борт поднялся сменный экипаж и судно вышло в автономное плавание. За 5 лет службы «Комсомолец» проявил себя, как надежный корабль, не раз опускавшийся на 1000 метровую глубину. Правда, бывший командир подлодки рассказывал, что случаи аварии не первичны на судне, но все тщательно скрывалось от общественности. Погибшим воздали почести, а уцелевших наградили, кое-кого сместили с должности. Однако есть некоторые загадки случившегося, не зря ведь официальное следствие было приостановлено в 1998 году из-за невозможности полноценного осмотра и установления истинных причин пожара и гибели подлодки. В России 07 апреля объявлен День памяти погибшим подводникам. Вечная память тем, кого навсегда поглотила морская пучина!

Документальный фильм про гибель подводной лодки "Комсомолец"