Государственный и частный капитал. Воздействие государства на движение капитала

Главная > Документ

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на-учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти-мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель-скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу-дарства на управление можно выделить три группы акционерных об-ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при-надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ-ственным пакетом акций, не являющимся контрольным. Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион-но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи-вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ-ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест-венную ответственность, что создает возможность обращения имуще-ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно-сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек-тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм. Государство-акционер непосредственно не управляет производст-вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред-ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор-ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы-пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо-собность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается. Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха-низм взаимоотношений между государственными органами и орга-нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи-талом, где государство выступает в качестве единственного акционе-ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об-щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин-цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио-нерного общества с государственными органами, сводится к разум-ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства. Более перспективны акционерные общества, в которых государ-ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред-ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос-новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко-личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко-номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра-няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об-щества. Существуют производства, перевод которых в частные акционер-ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под-вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ-ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает. Управление акционерными обществами с государственным кон-трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста-вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль-шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста-вителям государства приходится считаться с мнением других акцио-неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций. Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про-сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви-тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия-ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества. Функции и права представителя государства, управляющего па-кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от-личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе-ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.Кадры руководителей в акционерных обществах До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавшей в течение многих десятилетий централизации управ-ления, государственные органы устанавливали единые требования по таким функциям управленческой деятельности, как планирование производства, оплата труда, техническое развитие производственной базы, порядок материально-технического снабжения и сбыта, состав кооперационных связей, ценообразование на продукцию и услуги, раз-мещение и размеры предприятий, планирование численности работ-ников всех категорий и т. д. Это не оставляло никакого простора для самостоятельного принятия управленческих решений. Еще более жестко регламентировались решения стратегического характера - о размерах и направлениях использования капитальных вложений, о номенклатуре продукции, о ее эксплуатационных ха-рактеристиках, о показателях качества и надежности. Государствен-ная регламентация всех этих вопросов дополнялась ведомственными нормами, устанавливавшими внутриотраслевую специализацию, ко-эффициенты использования материалов, организационную структу-ру предприятий и т. п. В этих условиях руководитель в процессе свое-го должностного роста приобретал навыки и связи, позволяющие по-лучать централизованные капитальные вложения, корректировать планы выпуска продукции в сторону уменьшения, добиваться льгот-ных условий финансирования и снабжения и т. п. Ограниченность навыков управленческого корпуса, особенно его высшего звена, дала о себе знать с начала радикальной экономичес-кой реформы, направленной на переход к рыночным отношениям. Выяснилось, что многие руководители, в том числе и акционерных обществ, не умеют организовать работу в соответствии с запросами потребителей, в интересах удовлетворения спроса, не могут самосто-ятельно устанавливать эффективные связи по кооперации. Для них оказалось сложным определять возможности и направления исполь-зования инвестиционных ресурсов, принимать стратегические реше-ния, ориентироваться на финансовых и товарных рынках, использо-вать гибкие формы организации труда, производства и управления, выйти из жестких рамок привычных, централизованно устанавли-ваемых регламентов, реализовать главное качество хозяйственного руководителя - предприимчивость. В новых условиях в составе кад-ров руководителей акционерных обществ должны произойти корен-ные изменения, отвечающие требованиям и задачам новых социаль-но-экономических отношений. Кадровый потенциал управления представляет собой сложную структуру, объединяющую работников с различными профессио-нально - квалификационными характеристиками. Важнейшими со-ставляющими этой структуры в современных условиях являются:

    руководители низшего звена, обладающие необходимыми знани-ями и опытом непосредственного управления производством и пер-соналом; руководители среднего звена, обладающие знаниями и навыка-ми, необходимыми для линейного руководства производственно-структурными подразделениями (цехами, отделами, отделениями, фи-лиалами) и функционального руководства (в области финансов, мар-кетинга, права); руководители высшего звена, обладающие профессиональным и личным потенциалом для осуществления стратегического руководст-ва и управления процессом принятия решений; особый корпус руководителей, способных осуществлять функ-ции внешних управляющих при проведении процедур санации и бан-кротства.
На данном этапе российских реформ наиболее актуальной явля-ется проблема повышения квалификации руководителей высшего зве-на. Необходимо организовать учебу высших руководителей на специ-альных курсах (семинарах) с приглашением в качестве преподавате-лей специалистов ведущих консалтинговых фирм. Основным содер-жанием такой учебы должны быть основы производственно-хозяйст-венной деятельности в условиях рыночной экономики, финансовый менеджмент, трудовое право, вопросы социальной защиты работни-ков и т. д. Распространению опыта управления акционерными обще-ствами, успешно приспосабливающимися к новым условиям, могут способствовать публикации в специальной литературе и выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и т. п. Заслуживает, в частности, внимательного изучения и уже сложив-шийся опыт реформирования многих предприятий. Принципиально важно формировать у высших управленцев по-зитивную социальную ориентацию. Российской экономике нужны работники нового социального типа, имеющие широкие знания в области финансов, маркетинга, делового администрирования и со-ответствующий опыт работы. Необходимо создать особый корпус ру-ководителей, способных осуществлять антикризисное управление, внешнее управление, войти в состав команд сопровождения при сме-не руководителей. Здесь требуется целевая система отбора и подго-товки специалистов.

Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Развитая рыночная экономика базируется недостаточно отлаженной системе взаимодействия различных форм собственности, среди которых особое место занимает государственная собственность. Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества и как предприниматель, а с другой - как регулятор социально-экономических процессов. Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми формами государственной собственности. Среди них выделяется непосредственная собственность государства, находящаяся под его прямым контролем; государственная акционерная собственность со 100-процентным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; акционерное участие государства в капитале частных фирм. Процесс формирования государственной собственности осуще-ствляется, как правило, следующими путями: 1) на основе национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности; 2) создания новых объектов за счет средств государственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у частного капитала. Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п. Масштабы государственной собственности значительно расширились в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое соци-ально-экономическое и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной собственности в различных странах постоянно изме-няются и зависят как от исторических условий, так и от возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются методы управления государственной собственностью. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий. В первую очередь это собственно государственные предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления. Высшее руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. Широкое распространение получают предприятия смешанной частно - государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики. Государственные предприятия являются инструментом проведе-ния политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство может оказывать регулирующее воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции), содействие местным товаропроизводителям и поставщикам сырья и комплектующих изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потре-бителей. При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных закупках и т. д. Следует учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели, во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не всегда правомерно. Главным критерием для определения эффективности государственного предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного результата его деятельности и использован-ных государственных ресурсов. В индустриально развитых странах в последние десятилетия преж-ние способы централизованной государственной политики с широ-ким государственным вмешательством в экономику, значительной го-сударственной поддержкой определенных секторов промышленнос-ти были заменены рыночно ориентированной политикой, включаю-щей дерегулирование, денационализацию, налоговую реформу, изби-рательную помощь ограниченной группе отраслей высоких техноло-гий, а также социально значимым сферам. Это связано с необходимо-стью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на администра-тивные цели, повышения эффективности и стимулирования конку-рентоспособности отраслей, испытывающих чрезмерную опеку пра-вительства, удешевления государственного управления за счет сокра-щения изживших себя административных структур, формирования ка-чественно нового типа информационных систем. Масштабы ослаб-ления прямого государственного регулирования, передачи в частное управление государственных предприятий разнятся от страны к стра-не, зависят от сложившихся моделей управления экономикой. Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой ка-питалоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубо-проводы, портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет активную функцию, направляя и координи-руя приватизационный процесс. Как правило, приватизация госу-дарственной собственности включает несколько этапов: 1) опреде-ление конечной цели проекта приватизации конкретного предпри-ятия; 2) подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск по-тенциальных покупателей акций, продажа акций. Часто государство предпочитает реализовывать на рынке неболь-шой пакет акций приватизируемого предприятия. Сохранение кон-трольного пакета акций в руках государства позволяет ему осуществ-лять регулирующие функции в конкретной компании, в частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный па-кет акций, получает возможность увеличить капитал без потери кон-троля над конкретным видом деятельности. Кроме того, в ряде случа-ев за государством остается «золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании. Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осу-ществляет и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках ценных бумаг. В других случаях приватиза-ция осуществляется через аукционы или заключение сделок с отдель-ными покупателями. В ряде стран государство берет на себя финансирование строи-тельства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те от-расли и сферы хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет государственных средств производится финансирование развития новейших высоко-технологичных отраслей - атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи. Эти от-расли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления част-ным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными за-казами и пр. Важнейшим элементом государственной собственности являются государственные научно-исследовательские учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Науч-ные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений. В современных условиях определенной модификации подверга-ется государственное программирование как метод воздействия государ-ства на социально-экономические процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государствен-ные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы по-крывались за счет средств от успешной предпринимательской деятель-ности отдельных предприятий и фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам, задействован-ным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, кото-рые вносят наибольший вклад в осуществление целей данной програм-мы. Как правило, предприятия, относящиеся к федеральной собст-венности, имеют общегосударственное значение, так или иначе ока-зывают влияние на экономику страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение). Предприятия ме-стного подчинения главным образом представлены сферой комму-нальных услуг, транспорта местного значения, строительства дорог, жилого фонда и др. Существуют также смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с паке-том акций, владельцем которого выступает та или иная сторона. Принципиальное значение имеет проблема разграничения объек-тов федеральной и региональной собственности и механизмов управ-ления государственной собственностью на разных уровнях. Предпри-ятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за счет средств федерального бюджета или в результате национализации объ-ектов частной собственности федеральным правительством. Соответ-ственно, управление и контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом прямого государствен-ного управления или же его деятельность подлежит косвенному регу-лированию.
  1. Николо Макиавелли. Государь (1)

    Литература

    Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные

  2. Виртуальные Социальные Сети основные понятия 9 Введение в теорию социальных сетей 10 Классические и онлайновые социальные сети 10 Структура, типы и параметры сетей 12 закон

    Закон

    Вашему вниманию предлагается исследование возможностей социально-ориентированных сетевых технологий для развития гражданского общества и его модернизации.

  3. Электронные библиотеки и их роль в профессиональной деятельности учителя

    Документ

    Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность такого рода библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда

Помимо рассмотренных выше классификаций также следует ос­тановиться на делении капитала на государственный и частный. Од­нако информация о реальных государственных капиталовложениях за рубежом не всегда доступна из статистики национальных счетов. Более того, часто инвестиции государственных компаний классифи­цируются как частные.

Не вызывает сомнения тот факт, что государственные инвести­ции более значимы в экономике развивающихся стран, особенно в наименее развитых из их числа. Государственные капиталы часто называют официальными капиталовложениями, имея в виду не толь­ко займы и кредиты, финансовую помощь, предоставляемые прави­тельствами, но и аналогичные потоки по линии международных ор­ганизаций - МВФ, МБРР, ЕБРР и других, а также гранты «офици­альной помощи развитию».

В целом в совокупном притоке капиталов в экономику развиваю­щихся стран произошли значительные изменения, в основе которых лежит рост доли частных и, напротив, падение доли официальных инвестиций. Удельный вес официальных потоков уменьшился с 32%

1975-1982 гг. до 20% в 1990-1998 гг., в том числе доля официальной помощи развитию сохранилась на прежнем уровне -11%, а доля прочих официальных капиталов снизилась с 21 до 9%.

Удельный вес частных инвестиций возрос с 68 до 80% за рассмат­риваемый период, в том числе доля ПИИ увеличилась с 9 до 34%, до­ля банковских займов уменьшилась с 50 до 24%, доля портфельных инвестиций возросла с 2 до 21%, доля прочих кредитов уменьшилась с 7 до 1 %

Соотношение долей частных и государственных вложений можно проследить по странам с разными среднедушевыми доходами и тем­пами экономического роста. Если развивающиеся страны сгруппи­ровать в зависимости от среднедушевых доходов: в страны с доходом выше среднего (3031-9360 долл.), ниже среднего (761 долл. -3030 долл.) и низкими (менее 760 долл.), то можно констатировать интересную закономерность. В первых двух группах стран доля част­ных инвестиций почти в два раза превышает долю государственных вложений, а в третьей группе оба показателя примерно одинаковы. Аналогичный результат получается при делении развивающихся стран на три группы в зависимости от темпов роста: страны с высоки­ми темпами (более 5% в год), со средними темпами (в пределах 3-5%), с низкими темпами (менее 3%). В странах с высокими и сред­ними темпами роста доля государственных ПИИ в ВВП составляет соответственно 9,5% (для сравнения удельный вес частных ПИИ -15,0%) и 8,0% (частных - 11,9%). В государствах с низкими темпами роста доли государственных и частных инвестиций в ВВП составля­ют 8,4 и 9,9%.



В 90-е годы частные капиталовложения в развивающиеся страны росли более быстрыми темпами по сравнению с государственными инвестициями, что привело к падению доли государственных инвестиций до 20% и увеличению удельного веса частных капиталов до 80%. Во второй половине 70-х годов 3/4частных инвестиций прихо­дилось на банковские кредиты, и только 1/4 на ПИИ. В 80-е годы под влиянием долгового кризиса это соотношение изменилось: про­изошло падение дачи банковского кредитования и рост доли прямых инвестиций. В 90-е годы вновь наблюдается оживление банковского кредитования, но одновременно быстро растут ПИИ. Основной формой частных являются портфельные инвестиции.

В целом, частные инвестиции вкладываются в те страны, которые отличаются более благоприятным предпринимательским климатом, что содействует привлечению именно частных капиталов и стимулированию высоких темпов роста. Особое место принадлежит приобретенным знаниям и инновациям. Частные капиталовложе­ния, как правило, несут с собой передачу передовой технологии, способствуют формированию новых капитальных фондов. Напро­тив, государственные капиталы имеют более длительный срок оку­паемости, так как вкладываются главным образом в инфраструкту­ру или базовое образование. Правда, в последние годы наблюдает­ся рост частных капиталов также и в сферу инфраструктуры. В частности, Международная финансовая корпорация (МФК), входящая в группу Всемирного банка, предоставляет займы и кре­диты на строительство дорог, портов, электростанций, телекомму­никационных систем.

В целом четырехкратное превышение доли частных вложений над государственными означает тенденцию роста объема накоплен­ных капиталов, замены старых технологий новыми и более эффек­тивными, а также формирование новых (с точки зрения морального износа) капитальных фондов.

минимальными.

Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала па национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех Возможных ограничений в его движении. В отношении прямых ино­странных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капита­лов.

Государство использует следующие меры регулирования :

Методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхо­вание и гарантирование кредитов;

Нетарифные методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание техни­ческой помощи.

Важным практическим документом по регулированию ино­странных капиталовложений является разработанный в рамках Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций. В этом кодексе, который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

§ недискриминационный подход к странам-донорам;

§ национальный режим для иностранных инвесторов;

§ сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

§ минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

§ обеспечение регистрации и конвертируемости;

§ устранение барьеров при вывозе капитала;

§ избежание двойного налогообложения;

§ соблюдение иностранными инвесторами наравне с собствен­ным национальным законодательством законов, администра­тивных правил и положений страны-реципиента;

§ разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестицион­ного проекта;

§ разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

Особенности управления акционерными обществами

Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной м ере предпринимательскую активность. В современных условиях фактор управления является определяющим не только в решении задач выживания, но и высокой эффективности развития предприятий с государственным капиталом.

В частности, многое зависит от руководителя. Необходимо отказаться от традиционной, сложившейся прежде безусловной поддержки тех руководителей предприятий, которые имеют антирыночный менталитет, не сумели приспособиться к требованиям рынка. Если в акционерном обществе, где государство выполняет роль "твердого ядра", сохраняется старая система управления, то будет дискредитирована сама идея смешанной собственности, ибо такое акционерное общество не сможет выдержать конкурентной борьбы.

По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ вообще по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подсобного акционерного общества извращается.


Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.

Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.

Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества не допустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам, Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Он еще и активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций, и другие вопросы политики акционерного общества. Действенность управления данным видом акционерного общества зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Обладая такими обязанностями, представитель государства должен иметь соответствующие права и возможности. Представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти: а) проекты решений, которые он будет вносить; б) свое будущее голосование по наиболее важным проектам решений, предложенных другими членами органов управления обществом. Необходимо также представлять отчеты об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании.

В интересах эффективного участий в управлении акционерным обществом с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Он должен быть поставлен в такие условия, чтобы можно было проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, реально отвечать за целесообразность и плодотворность использования государственного капитала, Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным.

Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

Государственные банки или банки с господдержкой, конечно, вызывают большее доверие у населения. Они относятся к самой безопасной категории кредитных организаций, так как госучастие обеспечивает им некоторые преимущества.

Способы государственного участия

Список государственных банков России практически не меняется и классифицируется по степени участия государства:

  • В силу закона
  • Полное участие
  • Частичное участие
  • Косвенное участие
  • Контроль государства

К первому варианту относятся банки, которые сами созданы на основании соответствующих федеральных законов. И государство в них не участвует, а они сами олицетворяют государство: Центральный банк.

Ко второму способу относятся банки, где государство владеет 100% акций банка. Например, Россельхозбанк или РНКБ.

Частичное – это наличие у государства контрольного пакета акций. Классический пример такого банка – это Сбербанк. Хотя все и считают его государственным, на самом деле государству принадлежит лишь 52,32% его акций в лице Банка России. Но при этом никто не считает Банк Российский капитал государственным, а ведь доля участия в нём государства в лице АСВ – 100%.

Косвенное – это когда государственное участие происходит через одну из подконтрольных организаций, а не на прямую. Самый понятный пример это банки группы ВТБ. Так, более 99% акций ВТБ24 принадлежало ВТБ. В свою очередь государству принадлежит 60,9% самого ВТБ. Следовательно, государству принадлежало и ВТБ24.

Есть и более сложные конструкции – Почтобанк. Более 96% его акций принадлежало 96,784% Связь-Банку. Акции самого Связь-Банка принадлежат Внешэкономбанку (более 99%). А Внешэкономбанк уже является государственным действуя на основании специального федерального закона.

Контроль. В эту категорию можно отнести те организации, в которых назначена временная администрация, например, на время санации АСВ или после отзыва лицензии .

Банки с господдержкой список 2019

Банк Доля участия

В силу закона

Банк России (Центральный банк Российской Федерации) 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) (деятельность регулируется специальным законом №82-ФЗ "О банке развития")

Полное участие

АО "Россельхозбанк" 100% акций, имеющих право голоса (Росимущество)
РНКБ Банк (Российский Национальный Коммерческий Банк) 100% (Росимущество)
АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» 100% Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»)

Частичное участие

АО "МСП Банк" 100% Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
АО РОСЭКСИМБАНК 100% Внешэкономбанк
АО "ГЛОБЭКСБАНК" 99,99% у Внешэкономбанка
ПАО АКБ "Связь-Банк" 99,7745% - акций у Внешэкономбанка
Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР) 84,67% принадлежит НК «Роснефть»
ОИКБ "Русь" 48,5972 % Оренбургская область
51,2747% банк «ОРЕНБУРГ» (99,73% Оренбургская область)
ВТБ (ПАО) 60,93% акций принадлежит государству (Росимущество)
АК БАРС 64,222% Республика Татарстан
Сбербанк 52,32% принадлежит Центробанку
АКБ "НОВИКОМБАНК" 53,83613% «Ростех»
46,16387% Рособоронэкспорт
КБЭР "Банк Казани" 42,1724% Город Казань
АО Газпромбанк 87,5955% - ПАО Газпром, вкл. дочерние компании
8,5341% - Внешэкономбанк
Хакасский Муниципальный Банк 33,362% г. Абакан

Косвенное участие

РНКО "Нарат" 100% АК БАРС
ПАО "Крайинвестбанк" 99,99% - РНКБ

Контроль государства

Банк ФК Открытие 99,99% Центральный банк
Генбанк 72,45% АСВ
6,89% Республика Крым
6,89% город Севастополь
ТРАСТ 99,99% Банк России
Промсвязьбанк 99,99% АСВ
Автовазбанк 100% Банк России
Рост банк 99,99% Банк России (начато присоединение к банку ТРАСТ)
Азиатско-Тихоокеанский Банк 99,99% Банк России (публикация от 28.09.2018)
БИНБАНК 99,99% Банк России (публикация от 25.10.2018)
ФОНДСЕРВИСБАНК 99,76% Роскосмос (публикация от 07.12.2018)
Также на санации:

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.