Социология труда. Трудовое право является юридической основой трудовых отношений

  • Вопрос 6 .Социально-трудовые отношения: сущность, структура и типы.
  • Вопрос 7. Качество трудовой жизни как критерий развития социально-трудовых отношений.
  • Вопрос 8. Рынок труда: его основные элементы, функции и особенности. Виды рынков труда.
  • 4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода, регулирующих деятельность агентов на рынке труда, таких, как:
  • Вопрос 10. Основные тенденции развития трудовых отношений в развитых странах.
  • Вопрос 11. Занятость и безработица как важные характеристики рынка труда.
  • Вопрос 12. Мобильность на российском рынке труда.
  • Вопрос 13. Дискриминация на рынке труда и ее последствия.
  • Вопрос 14. Мот и международный опят регулирования социально-трудовых отношений
  • Вопрос 15. Государственное регулирование рынка и его границы.
  • Вопрос 16. Сущность и формы заработной платы в рыночной экономике.
  • Вопрос 17. Особенности и проблемы оплаты труда в современной России.
  • Вопрос 18. Организация оплаты труда в современных условиях и ее элементы.
  • Вопрос 19 Нормирование труда: сущность, роль и методы.
  • Вопрос 21. Производительность труда и факторы ее роста.
  • Вопрос 22. Классификация затрат рабочего времени.
  • Вопрос 23 Разделение и кооперация труда.
  • Вопрос 24. Принципы формирования доходов в рыночной экономике. Структура личных доходов населения и работающих.
  • Вопрос 25. Сущность и классификация персонала организации.
  • Вопрос 26. Трудовая адаптация работников: содержание, структура, факторы.
  • 9.2 Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации
  • Вопрос 27. Трудовая организация как социальная система.
  • Вопрос 28. Сплоченность первичного трудового коллектива. Социально-психологический климат в трудовой организации.
  • Вопрос 29. Гуманизация труда.
  • Вопрос 30. Трудовое поведение: содержание, структура, функции.
  • Вопрос 31. Стабилизация трудового коллектива.
  • Вопрос 32. Особенности социологического подхода к изучению трудовой деятельности
  • Вопрос 33. Виды мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимодействие.
  • Вопрос 34. Методы социологический исследований трудовой деятельности.
  • Вопрос 35. Условия развития личности в организации.
  • Вопрос 36 Сущность мотивации и стимулирование трудовой деятельности.
  • Вопрос 37. Условия труда. Система льгот и компенсаций работникам занятых в неблагоприятных условиях труда.
  • Вопрос 38. Трудовой коллектив: виды, цели, функции.
  • Вопрос 39. Потребности, интересы и ценности личности.
  • Вопрос 40. Система стимулирования работников.
  • Вопрос 41. Лидерство в трудовой организации.
  • Вопрос 42. Социальные функции труда.
  • Вопрос 43. Социологические исследования трудовой деятельности: сущность, цели, задачи, виды, программы.
  • Вопрос 44. Качество и уровень жизни. Факторы, их определяющие.
  • Вопрос 45. Система социального партнерства: ее элементы, принципы, проблемы.
  • Вопрос 46. Личность в трудовой организации.
  • Вопрос 47. Система социальной защиты работников.
  • Вопрос 48. Социальное партнерство в России.
  • Вопрос 49. Основные социальные процессы в трудовой деятельности.
  • Вопрос 50. Отношение к труду: содержание, специфика формирования в условиях рынка. Удовлетворенность к труду.
  • Вопрос 1. Предмет экономики и социологии труда

    1. Предмет социологии труда

    Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

    Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

    Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

    Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

    Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

    Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

    В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

    Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

    Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

    Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

    2. Предмет экономики труда

    Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

    Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.

    Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.

    В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.

    Основными проблемами изучения экономики труда являются:

    1) исследование научных основ организации труда;

    2) анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

    3) исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

    4) раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

    5) рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;

    6) определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;

    7) раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;

    8) определение основных групп трудовых показателей на предприятии;

    9) исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

    Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.

    Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.

    Экономика и социология труда относится к комплексным дисциплинам. В центре ее внимания находятся характер и содержание труда, отношение человека к труду, организация и условия труда, ценностные ориентации, ролевое поведение человека в труде, мотивация, удовлетворенность трудом и др. В курсе экономики и социологии труда трудовая деятельность рассматривается, прежде всего, как социально – экономический процесс.

    Предметом изучения экономики и социологии труда является организация общественного труда на разных уровнях общественного производства (проблемы эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования трудовых показателей и др. вопросы) и во всем комплексе составляющих ее элементов. Такой подход позволяет определить и рекомендовать для практики наиболее эффективные методы организации труда, способствуя тем самым более успешному решению важнейшей задачи любой деятельности – получению максимального результата при минимуме затрат. Но достижение наилучших экономических результатов должно обеспечиваться при обязательном учете прав и интересов работника как личности, как человека.

    Таким образом, экономика и социология труда – это наука, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека, организацию и стимулирование эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей, а также исследующая взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах.

    Основными задачами и проблемами, изучаемыми экономикой и социологией труда, являются:

    · определение методов измерения результатов труда по количеству и качеству произведенной продукции, услуг; методов измерения и оценки затрат труда, их нормирования и регулирования;

    · создание экономического механизма, обеспечивающего заинтересованность трудовых коллективов и каждого работника в постоянном снижении издержек производства;

    · эффективизация труда (увеличение полезного результата на единицу затрат используемых ресурсов;

    · развитие и использование трудового потенциала в условиях функционирования рынка труда;

    · решение вопросов социального развития коллектива и каждого отдельного работника и выработка соответствующих рекомендаций.

    Возникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда, трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.

    Труд - вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

    Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

    Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

    Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

    Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

    Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

    Задачи социологии труда

    Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

    Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

    Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

    Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

    Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

    Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

    По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности.

    В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

    Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

    К настоящему времени социология труда - самая развитая часть отечественной социологической науки. Это сказалось и на формировании определенных экономических специальностей. Например, в 1987 г. в вузах специальность "экономика труда" была преобразована в "экономику и социологию труда", что свидетельствовало о признании того факта, что без социального знания, без социологии уже немыслим эффективный процесс управления в трудовом коллективе.

    Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т.п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица - в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.

    Понятно, что при любом исследовании социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе в первую очередь учитывается характер труда, как совокупного, так и индивидуального.

    Содержание труда определяет конкретную трудовую деятельность, функциональные обязанности, степень физического и интеллектуального напряжения, санитарно-гигиенические условия и многий другие характеристики. Труд рабочих на сборочном конвейере, железной дороге, в авиации, совхозе, строительстве имеет различное содержание. Содержание труда в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, личностными характеристиками конкретного работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

    При проведении социологических исследований содержания труда можно использовать такие градации, как ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то выделяются: простой ручной и сложный ручной труд, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника, простой механизированный и сложный механизированный труд, простой автоматизированный исложньгй автоматизированный труд.

    Содержание труда в значительной мере предопределяет личностное отношение человека к выполняемой работе. Если среди рабочих, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность выполняемой работой до 100 процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах - только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезную социальную проблему.

    Специфика нашей страны - большое число ремонтников. В промышленности для обслуживания оборудования, которое эксплуатируется десятилетиями и устаревает не только морально, но и физически, приходится держать миллионы ремонтников. Изготовлением запасных частей и ремонтом тракторов занято больше людей, и применяется в четыре раза больше производственных мощностей, чем для выпуска новых тракторов. Настоящей проблемой для России становится поддержание в рабочем состоянии сотен тысяч километров магистральных нефтегазопроводов.

    Мы выделили только самые основные характеристики содержания труда, которые учитываются в социологическом исследовании социальных проблем труда, трудовой деятельности.

    Конечно, приходится учитывать и несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации работников. Основная тенденция - это отставание уровня профессиональной квалификации, качества трудовых ресурсов от конкретного содержания труда. В реальных условиях уровень квалификации работников является завышенным. При нехватке кадров любой руководитель, желая удержать работников, завышает их реальную квалификацию, чтобы иметь основание платить более высокую зарплату. Эта проблема касается не только работников физического, но и умственного труда. Однако бывают и другие ситуации, когда в экстремальных условиях Севера уровень квалификации существенно выше, чем содержание выполняемой работы. Люди, владеющие несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, как правило, качественней выполняют порученную работу.

    В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых - соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях.

    Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений. Искусство управления состоит в том, чтобы помочь исполнителям выбрать нужное решение. Особенно важно делегирование части управленческих функций. К примеру, в сельскохозяйственном производстве настолько разнообразен, динамичен и территориально рассредоточен объект труда, что управленческие решения лучше выбирать непосредственному исполнителю, например, механизатору.

    Следующая категория, которой социологи уделяют большое внимание, - условия труда. Это комплекс социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов, в которых происходит трудовой процесс. Они влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, эффективность труда, текучесть кадров.

    В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты:

    социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда |ot места жительства);

    социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);

    социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания - загрязненность, травматизм, профзаболевания;

    социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины.

    Производственные конфликты приводят к большим потерям рабочего времени, снижению эффективности труда. Исследования показывают, что половина конфликтов вызывается издержками руководства, треть - психологической несовместимостью работников.

    Следующее важнейшее обстоятельство, которое, как правило, всегда находится в центре внимания социологов, - это отношение к труду. Понятно, что отношение к труду, а точнее к выполняемой работе, определяется комплексом объективных и субъективных факторов и условий.

    В теоретическом плане можно выделить следующие условия:

    отношение человека к труду как моральной ценности;

    отношение к определенному виду труда, профессии;

    отношение к выполняемой работе.

    Кроме того:

    отношение человека к труду как жизненной потребности;

    отношение к труду как к способу самореализации;

    отношение к труду как к средству существования.

    Социологи называют последнее инструментальным. Человеку не нравится выполняемая работа, но привлекает зарплата. И совсем иное - чтобы жить для дела, для других людей, использовать работу для реализации своих способностей. Исследователи часто сталкиваются с такой ситуацией: человека не устраивает получаемая зарплата, но нравится сама работа. Особенно характерно это противоречие для профессий умственного труда, отличающихся высокой степенью творчества: наука, культура, просвещение.

    Отношение к труду может быть положительным, отрицательным или индифферентным. В отношении к труду определяется заинтересованность в нем человека, осознанность его потребности, стремление к реализации своего трудового потенциала.

    Оно у работника проявляется в поведении, мотивации и оценке труда. Схематически это можно представить следующим образом:

    Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента:

    1) мотивы и ориентация трудового поведения;

    2) реальное и фактическое трудовое поведение;

    3) оценку работниками трудовой ситуации.

    Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения трудового поведения. В основе мотивов находятся потребности. Наиболее удачную классификацию потребностей разработал американский психолог А.Н. Маслоу. Он выделил пять уровней потребностей:

    физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т.п.);

    экзистенциальные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем и т.п.);

    социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности и т.д.);

    престижные (в уважении, социальном статусе, признании и т.п.);

    духовные (в самовыражении, творчестве).

    В соответствии с этими потребностями у каждого человека своя собственная структура трудовой мотивации.

    Важнейшее значение для повышения эффективности трудового процесса имеет стимулирование труда. Это метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию. Стимулирование труда основывается преимущественно на материальных средствах вознаграждения, поощрения и санкций, в качестве которых выступает заработная плата. Но не любая оплата труда является одновременно и его стимулированием. Наблюдения и исследования специалистов показывают, что существует множество ситуаций, когда оплата труда не стимулирует.

    В социологии выделяются следующие основные виды стимулирования труда:

    пропорциональное (соблюдаются пропорции в стимулировании), прогрессивное (возрастание меры стимулов) и регрессивное (убывание меры стимулов);

    жесткое (принуждение работника к затратам усилий) и либеральное (привлечение работника к затратам усилий);

    актуальное (оплата труда как источника повседневного существования) и перспективное (удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже).

    В условиях рыночной системы хозяйствования стимулирование труда приобретает колоссальное значение. С другой стороны, в период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита работников. Социальная защита - необходимый элемент любого развитого государства. Система социальной защиты - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума. Социальная защита предполагает систему мер законодательного, социально-экономического и морально-психологического характера, благодаря которым создаются условия, обеспечивающие социально возможное в данных условиях развития общества качество жизни.

    В обществах, находящихся в условиях трансформации, в частности, в современном российском обществе, социальная защита требуется большим слоям населения - пенсионерам, молодежи, не адаптированным к новой социальной ситуации лицам трудоспособного возраста. Особую категорию населения в плане социальной защиты и гарантий образуют безработные, которых в Тюменской области к 2000 году насчитывалось более 60 тысяч человек, в том числе по возрастам: 16-19 лет - 8,1 тыс. чел.; 20-24 лет - 18 тыс. чел.; 25-29 лет - 12 тыс. чел.; до 49 лет - 4,1 тыс. чел.; свыше 50 лет - 5,8 тыс. чел. Причем средний возраст безработных составлял 34,3 года.

    Одной из основных категорий социологии труда являются трудовые ресурсы. Их изучением занимаются многие науки. Что же интересует социологов? В частности, такая характеристика, как степень мобильности трудовых ресурсов. К примеру, размещение трудовых ресурсов России в южных и юго-западных районах, а сырья, рабочих мест - в восточных и северо-восточных.

    Социологические исследования позволяют выявить потенциальную текучесть кадров, причины, по которым люди собираются сменить место работы, выделить социально-профессиональные и демографические группы среди таких работников и, разумеется, управлять этими процессами. Однако надо иметь в виду, что есть некий оптимальный уровень текучести кадров. Считается, что это 10-15 процентов. Если текучесть меньше, то возникает также много негативных проблем: старение коллектива, консерватизм, отсутствие перспективы для профессионального продвижения молодых работников.

    В условиях рыночных реформ появились относительно новые для отечественной социологии труда проблемы: социальные аспекты безработицы, структурная безработица специалистов. Так, самой многочисленной группой безработных в городах являются женщины с инженерно-техническим образованием. Социологи не только изучают социальные проблемы этой группы населения, но и предлагают возможные пути их переподготовки, профессиональной реабилитации.

    Среди социологических проблем труда можно назвать профессиональную ориентацию молодого поколения: как и кто определяет профессиональный выбор молодых людей, как влиять на этот выбор с учетом общественных интересов и т.д. Первым исследователем в данной области был новосибирский социолог В. Шубкин. Он показал, что молодежь в большей мере ориентирована на творческие профессии. Однако обществу нужны не только киноактеры, банкиры, космонавты, юристы, но и представители многих других профессий. Сталкиваясь с этой реальностью, молодые люди разочаровываются в жизни, болезненно переживают свои неудачи.

    Наши исследования показали, что молодые люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы. В настоящее время до 80 процентов выпускников средних школ ориентируются на продолжение образования в вузах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля. Профессиональный выбор молодых людей определяет даже такое обстоятельство, как название профессии. К сожалению, на это обстоятельство мало кто обращал внимание. Достаточно взглянуть на словарь профессий: околачивальщик, огребщик, натравщик, гребнечесальщица и т.д.

    Исследования социологов, их настойчивые рекомендации помогли формированию в стране государственной системы профориентации, профконсультаций, управления трудовыми ресурсами. Теперь молодые люди могут на основе тестирования получить рекомендации психологов, социологов по выбору профессии с учетом индивидуальных особенностей.

    Классификация трудовых коллективов

    Социология труда изучает многие стороны деятельности трудовых коллективов, но, в первую очередь, социально-экономические, социально-психологические.

    Трудовой коллектив - социальная общность людей, объединенная совместной трудовой деятельностью. Конечно, трудовой коллектив обладает, с одной стороны, определенным единством, а с другой - объединяет социально неоднородные группы людей физического и умственного труда, организаторского и исполнительного, квалифицированного и неквалифицированного, различные демографические группы по полу и возрасту и др. При этом приходится учитывать, что в производственном коллективе современный человек не только работает, но и реализует многие другие свои потребности: социальные, бытовые, культурные, рекреационные. И чем более развит производственный коллектив, чем опытнее его руководство, тем больше самых различных функций он реализует. Эта многофункциональность, конечно, требует значительных материальных затрат. Но они оправдывают себя: в таком коллективе снижается текучесть кадров, лучше сохраняется здоровье работников, повышается их профессиональная квалификация, улучшается отношение людей к трудовым обязанностям.

    В социологическом исследовании важно структурировать трудовой или производственный коллектив по некоторым признакам, которые можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние.

    В первую очередь, нужно разделить производственные коллективы по форме собственности. Форма собственности, на которой базируется деятельность трудового коллектива, определяет абсолютное большинство его социальных характеристик. К примеру, такая частная форма собственности, как фермерское хозяйство, это. чаще всего собственность одной семьи. Если она не привлекает дополнительных работников, то называть ее частной собственностью можно с большой долей условности.

    От российских общинных традиций ведут свое начало такие формы собственности и организации производственного коллектива, как товарищество, артель. Это небольшие трудовые коллективы с сезонной организацией труда, паевой собственностью, большим демократизмом в управлении.

    Далее в исследовании важно структурировать трудовые коллективы по сферам деятельности: материальное производство и сфера обслуживания. Понятно, что и внутри таких крупных сфер жизни общества необходимо сгруппировать коллективы по отдельным отраслям: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство. Своя специфика имеется у трудовых коллективов военно-промышленного комплекса.

    Трудовые коллективы значительно различаются между собой в зависимости от численности работников, объединенных в них. Одна специфика у крупного коллектива численностью свыше 1000 человек, другая - у среднего (от 100 до 1000 человек) и третья - у малого (до 100 человек). При этом следует учитывать, что многое зависит от сферы деятельности: научный коллектив до 500 человек можно с полным основанием отнести к крупному. Средняя численность трудовых коллективов в промышленности - 700-800 человек.

    В условиях рыночных реформ, экономического кризиса наблюдается тенденция снижения численности трудовых коллективов. Опыт показывает, что они лучше выживают и эффективней ведут свою деятельность.

    В сельском хозяйстве численность трудовых коллективов во многом зависит от природно-географической зоны, специализации хозяйства, плотности расселения, транспортных коммуникаций и других факторов.

    Важно также иметь представление и о времени организации трудового коллектива: для новых, формирующихся, трудовых коллективов, как правило, характерны молодежный, чаще всего многонациональный, состав, повышенное движение кадров. Совсем другие черты присущи сложившимся трудовым коллективам.

    Трудовые коллективы различаются и по организационным связям: основной коллектив - предприятие, объединение, акционерное общество, институт; промежуточный - цех, отделение, факультет; первичный - бригада, отдел, лаборатория, кафедра, звено.

    Сейчас все большее распространение получают временные коллективы, особенно в науке, сезонные коллективы, вахтовые коллективы. Последние имеют значительное распространение в Западной Сибири - у геологов, нефтяников, строителей. Причем большая часть членов таких коллективов проживает в других регионах страны и работает в так называемом вахтово-экспедиционном режиме, прилетая к месту работы авиационным транспортом.

    Важно также иметь представление и о внутреннем функциональном структурировании, отражающем разделение и кооперацию труда внутри производственного коллектива. На этом основании строится организационная структура любого предприятия: цеха, бригады, звенья, фермы, отделы, управления, участки. Профессионально-квалификационная структура: по профессиям, по группам профессий. Например, управленцы, обслуживающий персонал, промышленно-производственный т.п.

    Социально-демографическая структура трудового коллектива предполагает структурирование по полу, возрасту. Важно также иметь представление о стаже работы отдельных групп в данном коллективе; выделять новичков, ветеранов труда, людей различных национальностей.

    Особое значение социология трудового коллектива приобретает для планирования социального развития коллектива, прогнозирования, управления.

    В современной социологической теории принято различать такие понятия, как "трудовой коллектив" и "трудовая организация", вернее понятие "трудовой коллектив" начинает заменяться понятием "трудовая организация". Под трудовым коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Трудовая организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели (целей); это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.

    Каждой трудовой организации присуща своя трудовая среда. Под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы - воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы - это средства труда, предметы труда и технологический процесс. Социальную трудовую среду образуют отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности.

    Трудовая организация имеет специфическую социальную структуру. Социальная структура трудовой организации определяется ее составом и сочетанием в ней различных социальных групп. Она подразделяется на функционально-производственную структуру (выделены группы, имеющие специфические функции); профессионально-квалификационную структуру (группы различаются по профессионально-квалификационным признакам); демографическую структуру (состав по возрасту и полу). В трудовой организации происходят прогрессивные и регрессивные изменения.

    Процессы формирования и развития организации как целостной социальной общности включают в себя следующие основные аспекты:

    прогнозирование потребности в кадрах;

    подбор и расстановку кадров;

    стабилизацию коллектива, социальной организации;

    процессы изменения условий труда и жизни членов коллектива, то есть:

    использование трудового потенциала;

    удовлетворение первичных жизненных потребностей;

    развитие социально-производственной инфраструктуры;

    развитие социально-бытовой инфраструктуры;

    удовлетворение духовной потребности;

    удовлетворение трудовых и гражданских прав;

    участие трудящихся в управлении делами коллектива.

    Динамика формирования и развития социальных качеств людей включает в себя:

    изменения в системе потребностей и ценностных ориентации работников;

    динамику состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации;

    изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах деятельности;

    изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников;

    динамику формирования и готовности работников к инновационной деятельности.

    Все эти процессы находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Следует заметить, что существуют и другие классификации процессов в трудовой организации. В частности, классификация предложенная американскими социологами Р. Парку и Э. Берджесом, в которой выделяются такие процессы, как кооперация, конкуренция, приспособление, конфликты, ассимиляция, амальгамизация.

    Итак, мы рассмотрели основные социологические аспекты труда и трудовых коллективов. Знакомство с социологией труда и трудовых коллективов позволяет нам лучше понять и осмыслить процесс реформирования экономики в России, увидеть и определить перспективы экономического будущего.

    1. Баткова И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1994.

    2. Боровик В.С., Похвощев В.А. Молодежь России: проблемы занятости.М., 1995.

    3. Буланов В.С. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. М., 1994.

    4. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие. Киев, 1990.

    5. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.

    6. Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. Минск, 1997.

    7. Коваль И.О., Фетисов Э.Н. Социология труда. Красноярск, 1993.

    8. Кравченко А.И. Трудовые ориентации: структура, функции, поведение. М., 1991.

    9. Радаев В.В. Экономическая социология.: Курс лекций. М., 1997.

    10. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. М., 1999.

    11. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М., 1996.

    12. Фальцман В.К. Экономическое поведение: человек - фирма - государство - экономика. Т 2. М., 1993.

    13. Штольберг Р. Социология труда. М., 1982.

    14. Щербина В.В. Социология организаций

    Социология труда

    Труд представляет собой обязательно целесообразную человеческую деятельность, на нем основывается жизнедеятельность людей. Сегодня труд предполагает определенную общественную форму, определенные отношения индивидов в ходе трудовой деятельности. Вследствие этого история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. А главное, труд - это природное и ключевое условие жизнедеятельности человека. В широком понимании, под трудом подразумевают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

    Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Ключевые формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали. Ценность труда в развитии человека и общества заключается не только в прямой пользе от создания материальных и духовных ценностей. Кроме этого, в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, обогащает свои знания. Творческий характер труда проявляется в новых идеях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда и других прогрессивных технологиях, которые уже ведут к созреванию новых потребностей.

    Социология труда - одна из практически важных отраслей социологического знания, разработанных в прошлом. На сегодня, социология труда - наиболее развитая область российской социологии. Это повлияло на появление некоторых экономических специальностей. Например, в 1987 году во многих вузах специальность "социология и экономика труда" заменила "экономику труда". А это показатель того факта, что без социального знания уже невообразим продуктивный процесс руководства в трудовом коллективе.

    Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Социология труда представляет собой одну из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.

    Целью социологии труда является исследование социальных явлений, процессов, а также разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.



    Основная задача социологии труда заключается в расширении знаний о реально имеющейся деятельности, а также содействии утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

    Кроме того, социология труда ставит перед собой следующие подзадачи:

    · Исследование и оптимизация социальной структуры общества и трудового коллектива.

    · Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

    · Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

    · Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

    · Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

    · Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

    Трудовая деятельность всегда вплетена в определенные социально-экономические обстоятельства, локализована во времени и пространстве, а также связана с конкретными социально-профессиональными группами. Оттого социальные форма и условия труда, его социальная организация так интересуют социологов.

    Рынок труда действует в границах конкретного экономического пространства и представляет собой механизм связей между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и потенциальным работником, который предлагает свою рабочую силу в данный момент. На рынке труда существует специфический, несвойственный другим ситуациям предмет. Это обмен квалификации, знаний, умений, способностей и времени человека на заработную плату и прибыль. Таким образом, индивиды, которые продают и покупают труд и составляют рынок труда.

    Его главные компоненты: биржи труда, государственный фонд содействия предпринимательству, фонд занятости, центры подготовки кадров, коммерческие центры бизнеса, пенсионный фонд и другие организации.

    Для того чтобы человек приступил к трудовой деятельности или вступил в трудовые отношения, его необходимо мотивировать.

    Мотив - это побуждение индивида, социальной группы или общности людей к активной деятельности. Этот позыв напрямую связан с целью удовлетворить определенные потребности, которые, в свою очередь, можно определить как заботу личности о достатке необходимых условий для собственного существования и самосохранения.

    Мотивы в сфере трудовой деятельности могут служить для реализации многообразия функций, которые оказывают влияние на поведение работника. К этим функциям принято относить следующие пять:

    · Оправдательная, когда в мотиве закладывается отношение индивида к должному, к нормируемому снаружи стандарту, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

    · Направляющая, когда мотив ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.

    · Мобилизующая, когда при необходимости мотив концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.

    · Смыслообразующая, когда мотив обусловливает субъективный смысл данного поведения работника, выявляя его личностный смысл.

    · Опосредующая, когда мотив появляется на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их воздействие на поведение.

    Наиболее популярная теория о мотивации и потребностях - пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Он говорил, что все потребности можно разделить на следующие группы:

    1. Физиологические потребности;

    2. Необходимость безопасности;

    3. Любовь и сопричастность;

    4. Уважение и самореализация.

    Здесь они перечислены в иерархическом порядке, начиная от самых основных. Другими словами, после удовлетворения физиологические потребности, для личности возрастет актуальность безопасности и так далее.

    Кроме основных потребностей, человеком может двигать интерес - определенное выражение осмысленных потребностей.

    Трудовая деятельность помогает реализовать следующие потребности и интересы:

    1. Потребность в самоуважении (для её удовлетворения индивид может осуществлять добросовестную трудовую деятельность вне зависимости от контроля трудовой деятельности и установленной заработной платы, руководствуясь стремлением получения позитивного мнения о себе как о личности и работнике);

    2. Потребность в самоутверждении (чтобы её реализовать, работник может выдавать высокие количественные и качественные показатели в труде для того, чтобы его одобрили и повысить авторитет, получить похвалы, положительное отношение к себе со стороны окружающих);

    3. Потребность в признании и социальной роли (хорошая работа для личности в данном случае становится способом «быть кем-то»);

    4. Потребность в самовыражении, собственной активной позиции (в данном случае труд представляет собой самоцель, а также актуально стремление к поддержанию здоровья через активность);

    5. Потребность в продолжение рода и самовоспроизводстве (цель реализуется через труд косвенно, зарабатывая деньги, индивид повышает благополучие семьи);

    6. Потребность в досуге и свободном времени;

    7. Потребность в стабильности;

    8. Потребность в общении;

    9. Потребность в социальном статусе;

    10. Потребность в социальной солидарности (здесь через труд личность реализует свое желание «быть как все» и проявлять собственную добросовестность перед партнерами и коллегами);

    11. Материальные интересы (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей).

    Потребности по-другому можно назвать стремлениями к реализации ценностей. Среди ценностей различают ценности-цели (то есть терминальные, они воспроизводят стратегические цели существования человека: здоровье, любовь, занимательная работа и другие) и ценности-средства, которые представляют собой средства достижения целей.

    Характер трудовой деятельности влияет на техническое и экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, а также социальные различия в общественном положении, социальном статусе, материальном благополучии, использовании свободного времени и тому подобных характеристиках. Чиновник, ученый, бухгалтер, учитель, рабочий, фотограф, строитель, уборщица - социально-профессиональные различия между представителями этих профессий основываются в первую очередь на характере труда.

    Таким образом, в ходе любого исследования социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе характер труда, как совокупный, так и индивидуальный, должен быть учтен первым делом.

    Содержание труда предопределяет конкретную трудовую деятельность, степень физического и интеллектуального напряжения, конструктивные обязанности, санитарно-гигиенические условия и остальные соответствующие характеристики. Труд рабочих в авиации, фотоателье, магазине, строительстве, на сборочном конвейере, железной дороге различается по содержанию, которое, в свою очередь, в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, индивидуальными характеристиками каждого работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

    При проведении социологических исследований содержания трудовой деятельности можно использовать такие разделения, как, к примеру, ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то можно выделить более подробные градации: простой ручной труд и сложный ручной труд (основанный на длительной подготовке и мастерстве работника), простой и сложный механизированный труд, простой и сложный автоматизированный труд.

    Кроме того, содержание труда может значительно повлиять на индивидуальное отношение человека к работе, которую он выполняет. В частности, если среди трудящихся, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность осуществляемой деятельностью до ста процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах - только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезные затруднения.

    В каждом государстве состав трудящихся может значительно различаться - люди предпочитают различные профессии. Например, в России очень много ремонтников. В промышленной среде приходится держать миллионы ремонтников для того, чтобы своевременно обслуживать оборудование, которое эксплуатируется длительными периодами и устаревает не столько морально, сколько физически. Количество людей, которые занимаются изготовлением запасных частей и ремонтом оборудования значительно превышает численность работников, занимающихся выпуском новых устройств. Аналогичная ситуация происходит и с производственными мощностями. Поддержание в рабочем состоянии сотен тысяч километров магистральных нефтепроводов и газопроводов становится для России настоящей проблемой.

    В этой лекции были рассмотрены только наиболее ключевые характеристики содержания труда, которые должны быть учтены в социологическом исследовании социальных проблем труда и трудовой деятельности.

    Разуметься, несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации, образования работников тоже необходимо учесть. Основная тенденция - происходит отставание уровня профессиональности, качества трудовых ресурсов от определенного содержания труда, однако в реально существующих обстоятельствах уровень квалификации работников является завышенным. При условии нехватки работников многие руководители, стремясь удержать работников, преувеличивает их действительную квалификацию, для того чтобы иметь причину платить более высокую заработную плату. Эта проблема имеет отношение к работникам и физического, и умственного труда. Те люди, которые владеют несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, обыкновенно, качественней выполняют порученную работу.

    В современных условиях больше всего содержание труда могут охарактеризовать два фактора:

    1. Баланс физических и умственных нагрузок в процессе труда. При возрастании процента умственного труда, повышается и богатство содержание труда, а значит и его привлекательность для работника, и удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях.

    2. Соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше уровень профессиональной квалификации, тем больше потребность участия в формировании управленческих решений. Искусство управления заключается в том, чтобы сориентировать исполнителей для выбора нужного решения. Иногда может быть полезно, делегировать долю управленческих функций.

    труда

    Возникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда , трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.

    Труд :

  • вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей;
  • целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей;
  • предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда , но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

    Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда ) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда , новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

    Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда . В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда .

    Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

    Задачи социологии труда

  • Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
  • Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
  • Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
  • Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
  • Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
  • Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

    В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда .

    Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда , его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

  • Главная идея лекции. Изложению материала настоящей лекции в конспекте удалено максимальное значение и большое место, поскольку главной задачей лекции является – ознакомить студентов-экономистов с областями социологии, имеющими непосредственное отношение к их профессиональной деятельности, а именно: социологией труда, социологией управления и экономической социологией. Кроме того, внимание уделяется раскрытию сущности социоинженерной деятельности и, таким образом, ознакомлению обучающихся со спецификой гуманитарных технологий, используемых непосредственно в управлении организациями.

    План лекций:

    1. Социология труда: предмет и краткая история развития.

    2. Отношение к труду и мотивация труда. Содержательные и процессуальные концепции мотивации труда.

    3. Социология управления. Сущность и методы социального управления.

    4. Социоинженерная деятельность и ее структура.

    5. Экономическая социология: ее предмет и функции.

    8.1. Социология труда: предмет и краткая история развития

    СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА – это специальная социологическая теория, отрасль социологии, изучающая труд, трудовую деятельность как социальные институты и социальные процессы, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение людей к труду.

    Выделяют три основных предмета социологии труда.

    Первый предмет – социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, в частности, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. Речь идет о комплексе проблем, связанных с отношением человека к труду, его деятельностью в различных условиях труда, связанных в том числе с комплексной механизацией и автоматизацией трудовых процессов, последствиями научно-технической революции.

    Второй предмет социологии труда – комплекс отношений человека и трудового коллектива, различных социальных групп к характеру, содержанию, условиям труда. В частности, речь идет о факторах мотивации отношения к труду, проблемах, связанных с материальной заинтересованностью работников, содержанием их труда, взаимоотношениями в трудовых коллективах и др.

    Третий предмет социологии труда – социальная организация предприятия, коллектива, т.е. та особая система отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками. Здесь рассматриваются такие проблемы, как структура трудового коллектива, его функции, взаимоотношения между членами коллектива, в т.ч. между руководителями и подчиненными, проблемы конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности, и целый ряд других смежных вопросов.

    Развитие социологии труда началось практически с периода возникновения, становления этой науки как таковой. Выделяют три следующих этапа развития этой специальной социологической теории, исследований, проводимых в ее рамках:

    · донаучный этап", когда формировались общие предпосылки социологии (Сократ, Платон, Аристотель, Д. Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, Р. Оуэн и др.);

    · классический период становления и развития социологии труда и управления (О.Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др.)

    · современный период развития социологии труда и управления, который можно разделить на несколько подэтапов, начавшийся с конца ХIХ начала ХХ столетий.

    Классический период. Приступая к анализу классического периода в развитии социологии труда и управления, отметим, что уже до его начала был сделан ряд существенных открытий, легших в основу новой науки. Так, А.Смит, ввел в употребление понятие "труд вообще". Ш.Фурье и К.Сен-Симон выдвинули важные идеи, касающиеся коллективного труда, человеческого фактора в промышленности.

    Однако, основной вклад в становление социологии труда и управления был внесен четырьмя учеными, основные идеи которых мы и рассмотрим.

    ОГЮСТ КОНТ (1798-1857 гг.), французский социолог.

    Основные идеи :
    - изучение (впервые) характерных особенностей индустриального общества, законов его функционирования и развития;
    - открытие таких важных факторов социального развития общества, как разделение и кооперация труда (соответственно, появление профессиональных и социальных групп);
    - вывод о том, что именно разделение труда ведет к разрушению основ общества - солидарности и консенсуса, появлению внутрикорпоративной, эгоистичной морали;
    - вывод о том, что именно труд, его разделение являются не чисто экономическим отношением, а важнейшим фактором социального развития общества.

    ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917гг.), французский социолог.

    Основные идеи:

    Вывод о том, что разделение труда есть признак современного высокоразвитого общества (в начале человеческой истории его нет и господствуют механическая солидарность и принудительный коллективизм);
    - вывод о том, что разделение труда - это мирный способ решения острых проблем развития общества (немирный путь - гражданская война);
    - открытие того, что социальная сущность труда, его разделение приводят к качественным переменам в структуре общества (люди в нем группируются уже не по происхождению, а по социальным функциям, природе своей социальной деятельности);
    - выдвижение важных идей, касающихся коллективной деятельности и коллективного сознания. Люди "связанные" в коллектив в процессе трудовой деятельности действуют уже по-другому, чем отдельные индивиды; в свою очередь формирующееся при этом коллективное сознание качественно отличается от "суммы" индивидуальных. Оно имеет реальную силу, воздействует на поведение людей;

    Изучение проблемы трудовых организаций, возникающих в процессе труда, имеющих свою корпоративную мораль и являющихся своеобразным «мостом» между индивидом и обществом.

    КАРЛ МАРКС (1818-1883 гг.), немецкий социолог.

    Основные идеи:

    Разработка, уточнение проблемы социальной сущности труда, в процессе которого люди не только воздействуют на природу, но и вступают в социально-экономические друг с другом (Маркс по-иному, чем Дюркгейм, оценивал социальную роль разделения труда);

    Разработка теории общественно-экономических формаций, имевшей в плане развития социологии труда большое значение, поскольку именно здесь была выдвинута идея органической зависимости характера и специфики производственных отношений (а, следовательно, трудового поведения) от уровня развития производительных сил общества.

    МАКС ВЕБЕР (1864-1920 гг.), немецкий социолог.

    Основные идеи:

    Выделение и обоснование важнейшей роли социокультурных факторов (религиозных, национальных и т.п.) в формировании трудового поведения работников (иными словами, поведения, которое не сводится лишь к объяснениям экономического плана);

    Рассмотрение такой важнейшей проблемы, как "метод понимания", сводящейся в принципе к анализу различного воздействия характера труда (к примеру, собственника, предпринимателя, с одной стороны, и наемного работника - с другой) на специфику и интенсивность трудового поведения; иными словами, речь идет о выделении социальных интересов, определяющих поведение людей.

    Одновременно с развитием основополагающих теоретических идей в области социологии труда и управления шло формирование основ и другой ее "составляющей", а именно: эмпирической социологии. Начались исследования в рамках "политической арифметики" (У. Петти и Дж. Граунд), "социальной физики" (А. Кетле); "социальной гигиены" (Э. Чадвик, Л. Вилерме); "моральной статистики" (А. Герри); "социографии" (школа Ле Пле) и др.

    Индустриальная социология (этим термином на Западе называют науку, изучающую тот же круг социальных проблем и явлений, что и социология труда и управления) берет начало с конца XIX столетия, хотя некоторые ученые и считают, что свое развитие она начинает с 20-х годов нашего столетия, а именно: с Хоторнских экспериментов. При этом, индустриальная социология одна из наиболее развитых отраслей социологии, в рамках которой функционируют сотни центров и институтов, работают тысячи социологов.

    Этапы развития западной индустриальной социологии наиболее целесообразно выделять в соответствии с тремя основными подходами, которые использовались при изучении и регулировании трудового поведения
    людей:
    - "научный менеджмент";

    -"менеджмент человеческих отношений";
    - "ситуативный менеджмент".

    «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (конец ХIХ в.)

    Основоположники:
    Ф.У.Тейлор, Ф.Джилбретт, Г.Эмерсон, Л.Файоль и др.

    Основные идеи:
    - необходимость не экстенсивного, а интенсивного использования
    человеческого фактора в производстве;
    - открытие феномена "работы с прохладцей" и разработка теории «экономического человека»;

    Выдвижение идеи об основополагающей роли экономических и организационных факторов в структуре менеджмента; разработка ряда теорий научной организации труда и научной организации управления и т.д.

    "МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (20-ЗО гг. ХХ в.)

    Основоположники:

    Э. Мэйо, У. Диксон, Ф. Ростлисбергер, С.Тарнер, У.Уорнер, Т.Уайтхед и др. (берет начало с Хоторнских экспериментов).

    Основные идеи :
    - производительность труда группы во многом объясняется не только старанием или физическими способностями ее членов, но и "давлением" группы, складывающимися в ней социально-психологическим климатом, нормами и правилами поведения;
    - в структуре менеджмента, наряду с другими, особое значение имеют социально-психологические факторы руководства.

    « СИТУАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (с конца 60-х гг. ХХ в.)

    Основоположники: Б.Скиннер, А. Маслоу и др.

    Основные идеи:
    - отказ от преувеличения значимости социально-психологических факторов трудовой деятельности (что было присуще концепции "менеджмента человеческих отношений");
    - "возврат" к точкам зрения, в соответствии о которыми мотивация труда во многом определяется формами и методами его организации;
    - создание "синтетических" моделей мотивации труда, объединяющих разнообразные подходы к ее объяснению.

    Развитие отечественной социологии труда и управления . Анализировать развитие отечественной социологии с 1991 г., когда была провозглашена независимость Украины, естественно, не корректно. Основы украинской социологии создавались в процессе ее развития в Российской империи и СССР, куда входила Украина. В связи с этим, целесообразно выделить следующие периоды развития отечественной социологии.

    I период: с середины ХIХ в. до 1917 г.;

    II период: с 1917 г. до середины ЗО-х годов;
    III период: с конца 50-х годов до нашего времени.

    I ПЕРИОД

    Характеризуется следующими особенностями: социология труда и управления как самостоятельная наука еще не конституировалась окончательно. Соответствующие исследования идут в рамках общей социологии. Выделяются работы следующих ученых: В.Берви-Флеровского, Н.Михайловского, Н.Кареева, А.Чупрова, П.Сорокина.

    II ПЕРИОД

    Второй период развития социологии труда и управления начинается после Октябрьской революции. Создается несколько десятков научных учреждений, которые изучают социальные проблемы труда, в том числе Всеукраинский институт труда (ВИТ) в Харькове, который возглавлял Ф.Р. Дунаевский. Такими учеными, как С.Г. Струмилин, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Ф.Р.Дунаевский и др. изучаются проблемы бюджетов времени работников на производстве; взаимодействия науки и производства; мотивации труда работников; профессионального отбора кадров; организации аппарата управления и т.д.