К н батюшкин. Угнетённый романтик

Константин Николаевич Батюшков

Батюшков Константин Николаевич (1787/1855)- русский поэт. В ранний период творчества за Батюшковым закрепилось звание главы анакреонтического направления с характерным для него воспеванием радостей жизни («Вакханка», «Веселый час», «Мои пенаты»). В более поздние годы поэзия Батюшкова приобретает совсем иные - элегические и трагические - мотивы, являющиеся отражением перенесенного духовного кризиса («Надежда», «Мой гений», «Разлука», «Умирающий Тасс»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 29-30.

Батюшков Константин Николаевич (1787 - 1855), поэт.

Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучает философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служит чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами "Послание к стихам моим". В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра ("Послание к Хлое", "К Филисе", эпиграммы).

В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира "Видение на брегах Леты", написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 - 12 активно сотрудничает в журнале "Вестник Европы", сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения "Веселый час", "Счастливец", "Источник", "Мои Пенаты" и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод", что позже нашло свое отражение в "Послании к Дашкову" (1813). В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн" и др.

В 1814 - 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия "Разлука", "Тень друга", "Пробуждение", "Мой гений", "Таврида" и др. В 1817 вышел сборник "Опыты в стихах и прозе", включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы - он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом - Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа

7 июля (19 н.с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре .

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Вологда. Памятник К.Батюшкову.
Фото А.Н. Савельева
.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787-7.07.1855), русский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к старинному новгородскому дворянству. После ранней смерти матери воспитывался в частных петербургских пансионах и в семье писателя и общественного деятеля М. Н. Муравьева.

С 1802 - на службе в Министерстве Народного Просвещения (в т. ч. письмоводитель по Московскому университету). Сближается с радищевским Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, но быстро от него отходит. Гораздо теснее его творческие связи с кружком А. Н. Оленина (И. А. Крылов, Гнедич, Шаховской), где процветал культ античности. Деятельно сотрудничает в журнале “Цветник” (1809).

Вступает в литературный кружок “Арзамас”, активно противостоящий “Беседе любителей русского слова”, объединению патриотов-литераторов и языковедов (см.: Шишков А. С.). В сатире “Видение на берегах Леты” (1809) впервые употребил слово “славянофил” .

В 1810-е Батюшков становится главой т. н. “легкой поэзии”, восходящей к традиции анакреотики XVIII в. (Г. Р. Державин, В. В. Капнист): воспевание радостей земной жизни сочетается с утверждением внутренней свободы поэта от государственного строя, пасынком которого поэт себя ощущал.

Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы “камерной лирики”. Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

В 1822 Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787- 7.07.1855), поэт. Родился в Вологде. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Петербурге, в частных иностранных пансионах. Кроме французского языка, в совершенстве владел итальянским, позднее латинским языками. Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе, позднее - в русской дипломатической миссии в Италии. В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью. С 1802 поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова». Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений - от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина , могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил. Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произведения Батюшкова, печатавшиеся в журналах, в 1817 вышли отдельным изданием - «Опыты в стихах и прозе» (в 2-х частях).

Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Г. Р. Державин и В. В. Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни - дружбы, любви - сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис. Его поэзия все сильнее окрашивается в печальные тона (элегия «Разлука», 1812-13; «Тень друга», 1814; «Пробуждение», 1815; «К другу», 1815 и др.), доходя порой до крайнего пессимизма («Изречение Мельхиседека», 1821). К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий лиризм Батюшкова, сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Батюшкова, в личности которого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее художественное выражение в образах Онегина и Печорина. В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произведения античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта - тема, настойчиво привлекавшая внимание Батюшкова.

Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преимущественно очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»). Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Современники восхищались его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин - «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817-18) и «Подражаниями древним» (1821) Батюшков подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык из «Странствований Чайльд-Гарольда»). Все это было оборвано душевной болезнью, навсегда пресекшей литературную деятельность Батюшкова. Поэт с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги, поди узнай теперь, что в нем было». Пушкин, возражая критикам, нападавшим на поэзию Батюшкова, призывал их «уважать в нем несчастия и не созревшие надежды». Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Батюшков и Пушкин

Батюшков Константин Николаевич (1787-1853) - поэт, участник Отечественной войны 1812 года. Пушкин познакомился с Батюшковым в детстве, в доме своих родителей. Их общение было особенно частым в 1817-1818 годах, на заседаниях общества «Арзамас». Поэзия Батюшкова, насыщенная мотивами беспечной любви, дружбы, радости общения с природой, оказала сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Неизв. художник. 1810-е гг.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

+ + +

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855). Пушкин был еще мальчиком, когда впервые увидел Батюшкова в московском доме своих родителей. Через несколько лет Батюшков - блестящий боевой офицер и знаменитый поэт - приезжал в Царское Село, чтобы навестить подающего надежды лицеиста (1815). К этому времени юный Пушкин уже зачитывался стихами Батюшкова, подражал им, учился на них. До конца своих дней он остался сторонником «школы гармонической точности», основателями которой считает Жуковского и Батюшкова - этого «чудотворца», принесшего в русскую поэзию «звуки италианские».

Личное общение Пушкина с Батюшковым было не слишком тесным и продолжительным. Они встречались в литературном обществе «Арзамас», членами которого состояли, виделись на «субботах» у В. А. Жуковского, в салоне у Олениных и в других петербургских домах. Батюшков поступил в дипломатическую службу и получил назначение в Италию. Пушкин был среди тех, кто приезжал его проводить и проститься. Это было 19 ноября 1818 года. С тех пор он видел Батюшкова еще только один раз, через много лет,- посетив душевнобольного поэта в Грузинах под Москвой 3 апреля 1830 года. Впечатление от этой последней встречи отразилось, видимо, в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума...».

Судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования. Он и сам понимал это и писал с горечью: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было».

И Пушкин призывал критиков Батюшкова «уважать в нем несчастие и несозревшие надежды». На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора - мудреца и эпикурейца - все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина».

Оба поэта осознавали эту глубокую родственность дарований. Оттого так восторгался Батюшков первыми песнями «Руслана и Людмилы»: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше...» (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения «Юрьеву»: «О! как стал писать этот злодей».

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает «российскому Парни» (« Городок», «Тень Фонвизина», «Воспоминания в Царском Селе» и другие). В разговорах и набросках критических статей 1824-1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова. Наиболее развернутый разбор достоинств и недостатков лирики Батюшкова содержится в пушкинских заметках на полях его книги «Опыты в стихах». Исследователи находят следы влияния Батюшкова и в поздних произведениях Пушкина.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 55-57.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь , Вологодская еп., в окрестностях Вологды.

Сочинения:

Опыты в стихах и прозе, ч. 1-2. СПб., 1817;

Соч., [Вступ. ст. Л. Н. Майкова, примеч. его же и В. И. Саитова], т. 1-3, СПб., 1885-87.

Литература:

Гревениц И. Несколько заметок о К. Н. Батюшкове // ВГВ. 1855. N 42, 43;

Гура В. В. Русские писатели в Вологодской области. Вологда, 1951. С. 18-42;

Лазарчук Р. М. Новые архивные материалы к биографии поэта К. Н. Батюшкова // Русская литература. 1988. N 6. С. 146-164;

Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. СПб., 1896;

Сотников А. Батюшков. Вологда, 1951;

Тузов В. И. Памяти поэта-вологжанина К. Н. Батюшкова. Вологда, 1892.

Константин Батюшков – выдающийся русский поэт, который придал стихотворному языку особую гармонию и гибкость.

Батюшков является одним из первых, кто ввел в русскую поэзию множество наработок, которые были признаны классическими еще при его жизни.

В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская . Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.

Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом .

Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.

Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.

В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.

В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.

Находясь в Риге, Константин познакомился с девушкой Эмилией, в которую сразу же влюбился.

И хотя их отношения не имели продолжения, вспыхнувшие чувства позволили Батюшкову сочинить первые в своей биографии стихи – «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Война и психическая травма

В 1808 г. Батюшков принимает решение отправиться добровольцем на войну со Швецией. Этот патриотический порыв сильно повлияет на последующую судьбу поэта.

Потеряв на поле брани многих боевых товарищей и увидев, что собой представляет подлинное лицо смерти, он взял отпуск и уехал в гости к сестрам в деревню Хантаново.

В этот период биографии Батюшков стал совершенно другим человеком. Он был чрезвычайно эмоциональным и впечатлительным. Порой с ним случались галлюцинации.

Интересен факт, что во время переписки с Гнедичем, Батюшков однажды признался, что если проживет еще лет 10, то, наверное, сойдет с ума.

Однако на помощь юноше, получившему психологическую травму на полях сражений, всегда приходили друзья и родственники, делавшие все возможное, чтобы как-то успокоить и ободрить его.

В 1809 г. Константину Николаевичу удалось познакомиться с и , которые произвели на него потрясающее впечатление.

В скором времени ему помогли устроиться в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Интересен факт, что одним из его сослуживцев был известный .

Война с Наполеоном

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова.

Произведения Батюшкова

Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?» .

Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.

1. Элегии

«Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов»,

2. Послания

«Мои Пенаты» и «К Дашкову».

3. Циклы антологических стихов

«Из греческой антологии», «Подражания древним».

4. Очерки и статьи

«Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Болезнь Батюшкова

Вскоре в биографии Батюшкова начались тяжелые дни. У него появилась мания преследования. Поэту казалось, что его везде преследуют тайные враги.

Интересен факт, что подобная болезнь была и у одной из его сестер – Александры.

Когда Батюшкову исполнилось 30 лет, из жизни ушел его отец. Это привело к тому, что он начал подолгу думать о смысле жизни и размышлять над религиозными вопросами.

В период биографии 1819-1821 гг. Батюшков был членом дипломатической миссии в Неаполе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление, однако он постоянно тосковал по .

В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».

С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.

После 4 лет лечения его отправили в .

Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Смерть

Последние 22 года жизни больной провел в доме своего племянника. Константин Николаевич Батюшков умер от тифа 7 июля 1855 г. в возрасте 68 лет. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Если вам понравилась краткая биография Батюшкова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

13 декабря 2015

Всем известен вологодский поэт Константин Николаевич Батюшков. Биография его ярка и трагична. Поэт, творческие находки которого довел до совершенства Александр Сергеевич Пушкин, был пионером в становлении певучести русского языка. Он первым заметил в нем, «несколько суровом и упрямом», замечательную «силу и выразительность». Творческие наработки Батюшкова признаны классическими еще при его жизни всем современным ему русским поэтическим миром, а в первую очередь Карамзиным и Жуковским.

Детство

Даты жизни поэта - 18.05.1787 - 07.07.1855 г. Он принадлежал к старинному дворянскому роду Батюшковых, в котором были генералы, общественные деятели, ученые.

Что может рассказать о детстве поэта биография Батюшкова? Интересные факты будут позже, а пока стоит отметить, что ребенок страдал от смерти горячо любимой матери. Александра Григорьевна Батюшкова (в девичестве Бердяева) умерла спустя восемь лет после рождения Кости. Были ли годы, проведенные в родовом имении в селе Даниловском (современной Вологодской области) счастливыми? Вряд ли. Отец Константина, Николай Львович Батюшков, мужчина желчный и нервный, детям не уделял должного внимания. Он имел блестящее образование и мучился от того, что оказался невостребованным по службе из-за опального родственника, участвующего в дворцовом заговоре.

Учеба, самообразование

Впрочем, по воле отца обучался в дорогих, но неспециализированных петербургских пансионах Константин Батюшков. Биография его юности знаменуется поступком волевым и дальновидным. Он, невзирая на протесты отца, бросил школярство в пансионах и рьяно приступил к самообразованию.

Этот период (с 16 до 19 лет) знаменуется превращением юноши в человека гуманитарно компетентного. Благодетелем и светочем Константина оказался его влиятельный дядюшка Михаил Никитич Муравьев, сенатор и поэт, попечитель Московского университета. Это ему удалось внушить племяннику уважение к античной поэзии. Благодаря ему Батюшков, изучив латинский язык, стал поклонником Горация и Тибулла, что стало основой его дальнейшей работы. Он принялся добиваться бесконечными правками от русского языка певучести классического.

Также благодаря протекции дядюшки восемнадцатилетний Константин начал служить письмоводителем при министерстве просвещения. В 1805 г. впервые публикуется его стихотворение в журнале «Новости русской литературы». Он знакомится с петербургскими поэтами - Державиным, Капнистом, Львовым, Олениным.

Видео по теме

Первое ранение и выздоровление

В 1807 году умирает благодетель и первый советчик Константина - дядюшка. Пожалуй, будь он жив, лишь он один уговорил бы племянника не подвергать свою непрочную нервную систему тяготам и невзгодам воинской службы. Но в марте 1807 года идет добровольцем в Прусский поход Константин Батюшков. Он получает ранение в кровопролитной битве под Гейльсбергом. Его отправляют на лечение сперва в Ригу, а затем отпускают в родовое имение. Пребывая в Риге, влюбляется в купеческую дочь Эмилию молодой Батюшков. Эта страсть вдохновила поэта на стихи «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

Война со Швецией. Психическая травма

Оправившись, Константин Батюшков в 1808 году опять отправляется в составе егерского гвардейского полка на войну со Швецией. Он был мужественным офицером. Смерть, кровь, потеря друзей - все это тяжело переносил Константин Николаевич. Не огрубела его душа на войне. После войны офицер приехал на отдых в имение к сестрам Александре и Варваре. Те с тревогой заметили, что война наложила тяжелый отпечаток на неустойчивую психику брата. Он стал чрезмерно впечатлителен. У него периодически наблюдались галлюцинации. В письмах к Гнедичу, своему другу по службе в министерстве, поэт пишет прямо, что опасается лет через десять окончательно сойти с ума.

Впрочем, друзья пытались отвлечь поэта от тягостных дум. И это им отчасти удается. В 1809 году окунается в петербуржскую салонную и литературную жизнь Батюшков Константин Николаевич. Краткая биография не опишет всех событий, случившихся в жизни поэта. Это время знаменуется личными знакомствами с Карамзиным, Жуковским, Вяземским. Свела двоюродного племянника с ними Екатерина Федоровна Муравьева (вдова сенатора, который в свое время оказал Батюшкову помощь).

В 1810 году Батюшков уходит в отставку с военной службы. В 1812 году при помощи друзей Гнедича и Оленина он устраивается помощником хранителя рукописей в петербуржской Публичной библиотеке.

Война с наполеоновской Францией

В начале Отечественной войны с Францией стремился попасть в действующую армию отставной офицер Батюшков Константин Николаевич. Он совершает благородный поступок: поэт сопровождает в Нижний Новгород вдову своего благодетеля Муравьеву Е. Ф. Только с 29 марта 1813 года он служит в Рыльском пехотном полку адьютантом. За мужество в битве под Лейпцигом офицера награждают орденом Святой Анны 2-й степени. Под впечатлением от этого сражения Батюшков пишет стихотворение «Тень друга» в честь погибшего товарища И. А. Петина.

Его творчество отражает эволюцию личности поэта, от романтизма под стать эпохе Просвещения к величию духа христианского мыслителя. Его поэзия о войне (стихотворения «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «Переход через Рейн») близка по духу простому русскому солдату, она реалистична. Искренне, без приукрашивания реальности пишет Батюшков. Биография и творчество поэта, описываемые в статье, становятся все интереснее. К. Батюшков начинает много писать.

Невзаимная любовь

В 1814 году после военной кампании Батюшков возвращается в Петербург. Здесь его ждет разочарование: на его чувства не отвечает взаимностью воспитанница дома Олениных красавица Анна Фурман. Вернее, она говорит «да» лишь по желанию своих опекунов. Но щепетильный Константин Николаевич не может принять такую эрзац-любовь и, оскорбленный, отказывается от такого брака.

Он ожидает перевода в гвардию, но бюрократические проволочки бесконечны. Не дождавшись ответа, в 1816 году Батюшков уходит в отставку. Впрочем, 1816-1817 годы оказываются для поэта исключительно плодотворными в плане творчества. Он активно участвует в жизни литературного общества «Арзамас».

Период откровения в творчестве

В 1817 г. публикуется его собрание сочинений «Опыты в стихах и прозе».

Свои рифмы бесконечно правил, добиваясь ограненности слов Батюшков. Биография творчества этого человека началась с профессионального изучения им античных языков. И ему удалось отыскать в русской поэтике отголоски рифм латинского языка и древнегреческого!

Батюшков стал изобретателем того поэтического русского языка, которым восторгался Александр Сергеевич: «слог... трепещет», «гармония очаровательна». Батюшков - поэт, который нашел клад, но не смог им воспользоваться. Жизнь его четко разделена в тридцатилетнем возрасте на «до и после» черной полосой параноидальной шизофрении, проявляющейся в мании преследования. Болезнь сия была наследственной в его роду по линии матери. Ею же страдала старшая из его четырех сестер - Александра.

Прогрессирующая параноидальная шизофрения

В 1817 году погружается в душевную тоску Константин Батюшков. Биография говорит о том, что имели место непростые отношения с отцом (Николаем Львовичем), которые завершились полным раздором. И в 1817 году родитель умирает. Это послужило толчком для обращения поэта в глубокую религиозность. Его морально в этот период поддерживает Жуковский. Другой друг, А. И. Тургенев, выхлопотал для поэта дипломатическую должность в Италии, где Батюшков пребывает с 1819 по 1921 год.

Сильный психологический срыв поэта произошел в 1821 году. Вызвал его хамский выпад (пасквильные стихи «Б..ов из Рима») против него в журнале «Сын Отечества». Именно после этого в его здоровье стали проявляться устойчивые признаки параноидальной шизофрении.

Зиму 1821-1822 годов провел в Дрездене, периодически впадая в безумие, Батюшков Константин Николаевич. Биография его творчества здесь прервется. Лебединой песней Батюшкова становится стихотворение «Завещание Мельхиседека».

Скудная жизнь больного человека

Дальнейшую жизнь поэта можно назвать разрушением личности, прогрессирующим безумием. сначала его пыталась опекать вдова Муравьева. Однако вскоре это стало невозможным: приступы мании преследования все усиливались. В следующем году император Александр I ассигновал его лечение в саксонском психиатрическом заведении. Впрочем, четырехлетнее лечение эффекта не дало. По приезду в Москву Константин Батюшков, краткая биография которого нами рассматривается, чувствует себя лучше. Однажды его посетил Александр Пушкин. Потрясенный жалким видом Константина Николаевича, последователь его мелодичных рифм пишет стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума».

Последние 22 года существования психически больного человека прошли при доме его опекуна - племянника Гревенса Г. А. Здесь Батюшков умер во время эпидемии тифа. Похоронен поэт при вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

Заключение

Творчество Батюшкова в русской литературе занимает значимое место между творчеством Карамзина и Жуковского и эпохой Пушкина. Позже Александр Сергеевич назовет К. Батюшкова своим учителем.

Батюшков развивал жанры "легкой поэзии". По его мнению, ее гибкость и плавность способны украсить русскую речь. Среди лучших элегий поэта следует назвать "Мой гений" и "Таврида".

Кстати, Батюшков оставил после себя также несколько статей, самые известные - "Вечер у Кантемира", "Прогулка в Академию художеств".

Главным же уроком от Константина Николаевича, который перенял автор «Евгения Онегина», стала творческая потребность сперва «пережить душой» сюжет будущего произведения, прежде чем браться за перо.

Такую жизнь прожил Батюшков Константин Николаевич. Краткая биография, к сожалению, не может охватить всех подробностей его нелегкой судьбы.

(18.05.1787 – 7.07.1855)

Константин Николаевич Батюшков – прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности».

Константин Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года. Отец поэта, Николай Львович (1752-1817), прокурор 2-го департамента Вологодского верхнего земского суда, с 1790 года – губернский прокурор, принадлежал к старинному дворянству. Мать, Александра Григорьевна (?-1795), происходила из рода Бердяевых, предки поэта по материнской линии поселились на вологодских землях в начале XVII века.

Судя по тому, что Константина и его младшую сестру Варвару, родившуюся в ноябре 1791 года, крестили в церкви Святой великомученицы Екатерины, что во Фроловке, первый вологодский адрес Батюшкова следует искать в приходе этой церкви, находившейся на пересечении современных улиц Герцена и Предтеченской. В начале лета 1792 года семья переехала в Вятку, на место нового назначения Н.Л. Батюшкова. Двухлетнее (с начала лета 1792 по 25 мая 1794) пребывание Константина в Вятке зафиксировано в документах Государственного архива Кировской области (Ф. 237. On. 71. Ед. хр. 76. Л. 89; Ед. хр. 79. Л. 97). Здесь, в Вятке, не ранее лета 1793 года началась тяжелая душевная болезнь Александры Григорьевны. Матери Константин лишился в восьмилетнем возрасте.

Знания, полученные им в петербургских пансионах Жакино и Триполи, пополнялись обширным чтением. Главным событием 1802 – 1806 годов, оставившим глубокий след в жизни юноши, стало общение с двоюродным дядей, поэтом М.Н. Муравьевым (1757-1807), которому Батюшков был «обязан всем»: глубоким интересом к античности и итальянской литературе, потребностью в постоянной духовной работе над собой. Под влиянием этого благородного наставника сформировались литературные вкусы Батюшкова и сложилась его «маленькая» философия: смысл жизни заключается в любви к ней, в наслаждении ее радостями и одновременно – в способности к самопожертвованию; счастье немыслимо без ощущения чистой совести, а «благосостояние общества», «сила гражданственности» могут быть основаны только на «добре».

Стихотворения «Совет друзьям», «Веселый час», «Ответ Гнедичу», «Элизий», «Мои Пенаты» создали Батюшкову репутацию «российского Парни», «сына неги и веселья» (А.С. Пушкин), «певца любви и забавы» (П.А. Вяземский). Поэтический мир Батюшкова 1803-1812 годов строился по контрасту с действительным. Это было бегство в мечту о красоте и полноте бытия, о сильной, яркой, цельной личности, о гармонии в отношениях человека и мира.

К.Н. Батюшков был участником похода в Пруссию (1807), шведской кампании (1808-1809), заграничного похода русской армии (1813-1814). Он кавалер орденов Святой Анны III и II степеней за «отличную храбрость» в сражении при Гейльсберге (1807) и под Лейпцигом (1813).

Отечественная война 1812 года разрушила его «маленькую» философию. Поэт не разделял настроения воодушевления, подъема общественной активности и ожидания перемен, охвативших русское общество после завершения кампании. Война повергла его в тяжелый кризис: ведь «море зла» («нищету, отчаяние, пожары, голод») России принесли французы; «просвещенный народ Европы» оказался «варваром». Светлый эпикуреизм ранних стихов сменился мрачным пессимизмом («К Дашкову», «Элегия», «К другу», «Умирающий Тасс»). Обреченный на сомнения, разочарования и утраты близких, поэт не находил на земле того, что «вечно чисто, непорочно». «Мир лучший» существовал теперь для него «за гробом». Новая философия Батюшкова основывалась на «истинах Евангелия».

Трагической оказалась и судьба поэта. Опубликованные в 1817 году «Опыты в стихах и прозе» (в двух частях) стали единственной книгой Батюшкова. Его литературному дарованию не суждено было раскрыться в полной мере. Убежденный в том, что «поэзия требует всего человека», Батюшков не мог посвятить всего себя литературе. Не имея достаточных средств, он принужден был служить. Поэзия мешала служебной карьере, служба - поэзии... Это противоречие неизбежно вело к глубокой неудовлетворенности собой, своей поэзией, рождало сомнения в своем таланте и «душевную пустоту». Состояние внутреннего разлада усугублялось чувствительностью натуры, обостренным самолюбием, слабостью здоровья и предчувствием надвигающейся трагедии («Если я проживу еще десять лет, то сойду с ума...»). Первые симптомы душевной болезни обнаружились в 1822 году. Четыре года (1824-1828) Батюшков провел в психиатрической лечебнице в Зоннснштейне (Саксония), потом почти пять лет (с августа 1828) его лечили в Москве. Но безуспешно...

В марте 1833 года племянник поэта Г.А. Гревенс перевез его в Вологду. Здесь Батюшков прожил 22 года: сначала (с 1833 по 1844) отдельно от своих родственников в доме священника П. В. Васильевского (приход церкви Иоанна Предтечи в Рошенье, ныне – Советский проспект, 20), потом (с 1845 по 1855) в семье племянника и опекуна. С 1983 года две комнаты бывшей служебной квартиры Г. А. Гревенса в здании удельной конторы (Малая Благовещенская, ныне – улица Батюшкова, 2) занимает музей К.Н. Батюшкова. Поэт скончался 7 июля 1855 года, местом его упокоения стал Спасо-Прилуцкий монастырь.

«...Колыбель и могила знаменитого Батюшкова тесно сольются с существованием Вологды», – писали «Вологодские губернские ведомости» 6 августа 1855 года. После изменения административных границ на территории Вологодской области оказались две родовые усадьбы: в батюшковское Даниловское (недалеко от Устюжны) Константин Николаевич приезжал навестить отца, в бердяевском Хантаново (в 33 километрах от Череповца) он бывал в 1808, 1809, 1811, 1815, 1816-1817 годах. Иногда обстоятельства задерживали его там на полгода. Здесь были написаны «Видение на берегах Леты», «Мои Пенаты», «Беседка муз», «Умирающий Тасс» и подготовлены к изданию «Опыты в стихах и прозе». С материнским Хантановым в сознании поэта всегда связывалось ощущение «древних Пенатов», «верного приюта», своего дома, о котором он мечтал всю жизнь.

«Маленьким», «бесполезным для общества и для себя» представлялось Батюшкову собственное дарование. Время опровергло эти суровые самооценки. Батюшков создал лирику нового типа, ориентированную на решение новых задач: «изображение современного человека и современного мира», «лирическое выражение личности» (И.М. Семенко). Это художественное открытие явилось результатом глубокого переосмысления роли «легкой поэзии» (то есть малых лирических жанров): по своей значимости она была уравнена с «высокой».

Батюшков был не только «предтечей Пушкина» (В.Г. Белинский). Как живое начало, как конструктивный элемент, способствующий обновлению литературы, батюшковская традиция присутствует в лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других русских поэтов.

Электронный ресурс о К.Н. Батюшкове на сайте ВОУНБ.

Плюсануть

Батюшков Константин Николаевич – один из крупнейших русских поэтов, род. 1787, ум. 1855. Принадлежал к одной из старинных дворянских фамилий Новгородской и Вологодской губерний. Отец его, Николай Львович Батюшков, потерпев неудачи на военной службе, должен был выйти в отставку и поселиться навсегда в деревне. Это вызвало в нем недовольство жизнью и болезненно развитую подозрительность. Мать поэта, Александра Григорьевна, урожденная Бердяева, вскоре после рождения Константина лишилась рассудка, ее пришлось удалить от семьи и в 1795 г. она умерла, когда её сыну, не имевшему о ней никакого представления, не было еще и 8 лет.

Константин Николаевич родился в Вологде 18 мая 1787 г., но детство провел в селе Даниловском, Бежецкого уезда, Новгородской губернии. На 10-м году жизни его поместили в санкт-петербургский пансион француза Жакино, а через 4 года перевели в пансион учителя морского корпуса Триполи, где Батюшков пробыл 2 года. В обоих пансионах курс наук был самый элементарный. Обучению в пансионах Батюшков был обязан лишь основательным знанием французского и итальянского языков. На 14-м году Батюшковым овладела страсть к чтению, на 16-м же он нашел руководителя в друге и товарище по службе его отца, Михаиле Никитиче Муравьёве, у которого юный поэт жил по оставлении пансиона. Муравьёв был один из образованнейших людей своего времени. К несчастью, он умер, когда Батюшкову не было еще 20 лет. Прекрасное влияние на Константина Николаевича имела также жена Муравьёва, женщина выдающегося ума, которая заботилась о нем, как мать. Под влиянием Муравьева Батюшков основательно изучил латинский язык и познакомился в оригинале с римскими классиками. Больше всех ему нравились Гораций и Тибулл . Муравьёв, товарищ министра народного просвещения, в 1802 г. определил Батюшкова чиновником к себе в канцелярию. На службе и в доме Муравьева он сблизился с такими людьми, как Державин , Львов, Капнист, Муравьев-Апостол, Нилова, Квашнина-Самарина, Пнин (журналист), Языков , Радищев , Гнедич .

Константин Николаевич Батюшков. Портрет работы неизвестного художника, 1810-е

Службою Батюшков мало интересовался. С 1803 г. он начал свою литературную деятельность стихотворением «Мечты». К этому времени относится знакомство Батюшкова с Олениным, президентом академии художеств и директором Публичной библиотеки. Все талантливые люди того времени собирались у Оленина, особенно принадлежащие к новому литературному направлению, созданному Карамзиным . С первых же лет своей литературной деятельности, Батюшков является одним из усерднейших участников борьбы «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» против Шишкова и его последователей. В 1805 году Батюшков становится сотрудником многих журналов. В 1807 г. (22 февраля) поступает в военную службу сотенным начальником, а в петербургском милиционном ополчении 24, 25 и 29 мая того же года участвует в сражениях в Пруссии . 29 мая, в сражении под Гейдeльбepгoм Батюшков был опасно ранен в ногу. Его отвезли в Юрбург, где санитарные условия были очень плохи, а оттуда вскоре перевезли в Ригу и поместили в доме богатого негоцианта Мюгеля. Константин Николаевич увлекся его дочерью. По выздоровлении он отправился в Даниловское к отцу, но оттуда скоро вернулся по причине сильной размолвки с родителем из-за его вторичной женитьбы. В этом же году Батюшкова постиг другой тяжкий удар – потеря Муравьева, скончавшегося 22 июля. Все эти потери, в связи с впечатлениями только что пережитой войны, вызвали сильную болезнь, едва преждевременно не унесшую молодого поэта. Только заботливость Оленина поддержала его.

Поправившись, Батюшков сотрудничает в «Драматическом Вестнике». Там он поместил свою известную басню «Пастух и Соловей» и «труды из области итальянской словесности». Весною 1808 г., в рядах лейб-гвардии Егерского полка (перевод состоялся еще в сентябре 1807 года) он принимает участие в русско-шведской войне 1808-09 . К этому времени относятся несколько лучших его стихотворений. Здесь Батюшков познакомился с героем войны, своим однокашником, – Петиным. В июле 1809 г. поэт уехал к сестрам в Хантово (Новгородская губерния). С этого времени у него начинаются проявления страшного наследственного недуга. У Батюшкова появляются галлюцинации, и он пишет Гнедичу: «если я проживу еще лет 10, то наверное сойду с ума». Тем не менее к этому времени относится расцвет его таланта. Прожив 5 месяцев в деревне, Батюшков уезжает в Москву для перехода в гражданскую службу. Но почти всё время до 1812 г. он провел безо всякой службы, то в Москве, то в Хантове. Здесь поэт сблизился с В. А. Пушкиным , В. А. Жуковским , Вяземским , Карамзиным. К этим годам относятся многие из его произведений, между прочим «Видение на берегах Леты» (шутливо-сатирическое).

Константин Батюшков. Видеофильм

В 1812 году Батюшков, только что поступивший на службу Императорской Публичной библиотеки, опять спешит на войну – Отечественную . Прежде всего ему пришлось препроводить г-жу Муравьеву из Москвы в Нижний Новгород, где его поразило полное отсутствие самосознания и народной гордости: «везде слышу вздохи – пишет он – вижу слезы и везде глупость. Все жалуются и бранят французов по-французски, и патриотизм заключается в словах «point de paix». 1813 г. Батюшков служит адъютантом Бахметьева и генерала Раевского. С ним вместе 19 марта 1814 г. он въезжает в покоренный Париж. Поэт присутствовал в битве под Лейпцигом , при том, как ранили Раевского. В эту же битву Батюшков лишился своего друга, 26-летнего героя Петина. Они вместе делали финляндский поход, вместе проводили зиму 1810-11 г. в Москве. Петину посвящено стихотворение Батюшкова «Тень друга ».

За границею Константин Николаевич интересовался всем: природой, литературой, политикой. Все это натолкнуло его, как и других офицеров, на новые мысли, которые дали первый толчок к развитию декабристского движения . В это время юным поэтом было написано четверостишие к императору Александру , где он говорил, что после окончания войны, освободив Европу , государь призван провидением довершить славу свою и обессмертить свое царствование освобождением русского народа».

По возвращении в Россию, в июне 1814 г. поэтом овладела апатия. Ему пришлось жить в Каменец-Подольске, как адъютанту командира Рыльского пехотного полка генерала Бахметьева. К этому же времени относится несчастная любовь поэта к родственнице Оленина – Анне Федоровне Фурман. Все это вредно подействовало на уже расстроенное здоровье поэта. Возбужденное состояние во время войны смешалось с болезненной хандрой. В январе 1816 Батюшков вторично вышел в отставку и переехал в Москву, где окончательно примкнул к литературному обществу «Арзамас ». Несмотря на расстроенное здоровье, в 1816-17 гг. он пишет очень много. Тогда написаны статьи в прозе «Вечер у Кантемира», «Речь о легкой поэзии» и элегия «Умирающий Тасс », которые и появляются в октябре 1817 г. в первом собрании стихов и прозы Батюшкова. В 1817 г. Батюшков ездил для поправления здоровья в Крым с Муравьевым-Апостолом.

В конце 1818 г. друзьям, главным образом, Карамзину и А. И. Тургеневу удалось пристроить Батюшкова при русской миссии в Неаполе. Первое время жизнь в Италии, посетить которую он всегда так стремился, прекрасно подействовала на здоровье Батюшкова. Письма его к сестре носят даже восторженный характер: «Я в той Италии, где говорят языком, на котором писал вдохновенный Тасс свои божественные стихи! Какая земля! Она выше всех описаний, для того, кто любит поэзию, историю и природу!» В Константине Николаевиче опять появился интерес ко всем явлениям жизни, но это возбуждение продолжалось недолго. 4 февраля 1821 г. Тургенев пишет: «Батюшков, по последним известиям, не выздоравливает в Италии». Весною 1821 года Батюшков отправился в Дрезден лечить нервы. Отчасти причиною дурного влияния Италии были неприятности по службе с графом Штакельбергом, заставившие его даже перевестись из Неаполя в Рим. В Дрездене было написано последнее стихотворение «Завещание Мельхисидека». Здесь Батюшков сжег все созданное в Неаполе, удалился от людей и ясно страдал манией преследования.

Весною 1823 г. больного привезли в Санкт-Петербург, а в 1824 г. сестра поэта А. Н. на средства, пожалованные императором Александром, отвезла брата в Саксонию, в психиатрическое заведение Зонненштейн. Он пробыл там 3 года, и наконец выяснилось, что болезнь Батюшкова неизлечима. Его привезли обратно в Санкт-Петербург, возили в Крым и на Кавказ, но в Крыму Батюшков три раза покушался на самоубийство. Несчастная сестра поэта, через год по возвращении из Саксонии, сама помешалась. Убедившись в бесполезности и даже вреде новых впечатлений для больного, его поместили в Москве в лечебницу доктора Килиани. Здесь помешательство приняло более спокойную форму.

В 1833-м году последовало окончательное увольнение Батюшкова от службы с пожизненной пенсией в 2000 рублей. В этом же году его отвезли в Вологду к его племяннику – начальнику удельной конторы Гренвису. В Вологде буйные припадки повторялись лишь поначалу. В болезни Батюшков много молился, писал и рисовал. Часто декламировал Тасса, Данте , Державина, описывал сражения под Гейдельбергом и Лейпцигом, вспоминал генерала Раевского, Дениса Давыдова , а также Карамзина, Жуковского, Тургенева и др. Очень любил детей и цветы, читал газеты и, по-своему, следил за политикой. Он скончался 7 июня 1855 г. от тифозной горячки, продолжавшейся 2 дня. Похоронен был Батюшков в 5-ти верстах от Вологды, в Спасо-Прилуцком монастыре.