Достижение цели - Как всегда достигать целей: пошаговый алгоритм.

ки, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

1.3. Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.

Цель БЖД: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.

Для достижения этой цели и была предложена новая учебная дисциплина - безопасность жизнедеятельности (БЖД).

БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная, пожарная, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства . Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных.

Предмет БЖД: обусловленная законодательными и практическими мерами защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый ущерб для выживания и развития.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

это наука, которую надо изучать и развивать;

это искусство, которое надо постигать;

это культура, которую надо воспитывать;

это повседневная тяжелая крайне важная работа.

1.4. Основные положения дисциплины

Современные проблемы безопасности имеют много составляющих:

сохранение планеты Земля и мира на Земле;

экологическая;

техническая;

социальная;

демографическая;

продовольственная;

экономическая;

криминальная;

энергетическая и сырьевая;

информационная;

психологическая;

сохранения здоровья и жизни человека; и т.д.

Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.

Реализация поставленных целей предполагает:

анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей;

разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опасностей - профилактику опасностей;

организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) БЖД - это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2) этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения.

1.4. Основные положения дисциплины

1. С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна .

2. Все опасности причиняют вред здоровью человека: нервные потрясения, травмы, болезни, летальный исход, - а также ущерб окружающей природной среде, материальным и духовным богатствам общества и государства. Следовательно, опас-

ности - это то, что угрожает не только человеку, но обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальная гуманитар-

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

ная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

3. Обеспечение безопасности деятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск - вероятность реализации опасности. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться , т.е.безопасность - это приемлемый риск .

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в образовании и просвещении людей. Другого пути просто нет. И вот почему.

4. Опасности по своей природе вероятностны(т.е. случайны), потенциальны

(т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) итотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают или не задумываются. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

5. Все опасности действуют в пространстве и во времени. Они есть везде

и всегда при использовании любых объектов, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

6. Защита от опасностей достигается совершенствованием средств и объектов защиты, применением защитных мер.

Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека - от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Очевидно, что для согласованного решения общих проблем личной, общественной, национальной или глобальной безопасности необходима некая общая теория и методология, которая может и должна опираться на все подходы и методы, интегрируя их в рамках системного представления проблем безопасности, в их взаимосвязях и целостном единстве. Эффективное решение сложных комплексных проблем безопасности современности (например, транспортных и экологических проблем мегаполисов) может быть найдено только на основе методологии общей теории безопасности. Иначе «нос вытащим, а хвост увязнет», и наоборот.

Такой же системный подход необходим при решении разноплановых и противоречивых проблем развития личности, ее образования, культурного и семейного воспитания в интересах безопасности общества. Например, чем лучше образован человек, но не воспитан в духе правопослушания, тем сложнее и опаснее его противоправные действия, например, в кредитно-банковской сфере, в информационных сетях.

Теория безопасности - это система знаний о возникновении и видах опасностей, о сущности, закономерностях и принципах безопасности, общих задачах и методах формирования условий и систем обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, общества и государства.

1.5. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина

1.5. Безопасность жизнедеятельности

как наука и учебная дисциплина

Международное конституирование безопасности жизнедеятельности как самостоятельной отрасли знаний было положено на 1-м Международном конгрессе «Наука безопасности» (сентябрь 1990 г., Кёльн, Германия), который подверг научному анализу систему «человек – машина – окружающая среда», исследовал взаимодействие этих трех элементов под углом зрения природы возникающих рисков и возможности их минимизации. Однако развитие отраслевых теорий безопасности в военном деле, международных отношениях, медицине, охране труда, началось в России и других странах значительно раньше (см. раздел 1.2).

Цели теории безопасности - осмысление и описание благоприятных условий

и закономерностей устойчивого и гармоничного функционирования социальных, природных и технических систем, развитие знаний о путях снижения опасностей, угроз и рисков в любой сфере деятельности.

Основная цель науки безопасности жизнедеятельности - разработка теоретических и методологических основ защиты человека в обществе, техносфере и биосфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение во всех сферах социальных, физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

Изучение многоаспектных проблем безопасности необходимо основывать на сочетании методов количественного и качественного анализа, применяя широко практикуемый системный подход. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, при этом он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный анализ безопасности - это выявление и оценка всего комплекса негативных факторов и обстоятельств, влияющих на появление опасных ситуаций (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработка адекватных мер защиты

и предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасностей. На завершающем этапе системного анализа и решения проблемы используется совокупность всех доступных методологических средств для проектирования системы безопасности, подготовки и обоснования соответствующих организационных и финансовых решений. Системный анализ проблем и объектов безопасности эффективен, если в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.

При решении задач обеспечения безопасности защищаемый компонент, элемент называют объектом безопасности . Активный компонент, обеспечивающий безопасность объекта, называютсубъектом безопасности . Активный компонент системы или окружающей среды, оказывающий негативное воздействие, называют

источником опасности или угрозы.

Следует отметить, что почти во всех системах и их связях (отношениях) человек может являться и субъектом, и объектом безопасности, и источником опасностей.

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Теоретическая база безопасности жизнедеятельности включает в себя:

понятийный аппарат, пригодный для решения проблем обеспечения безопасности, описания процессов и явлений в данной сфере;

методы комплексного описания, анализа и прогнозирования опасностей различной природы;

классификации негативных факторов, явлений, процессов и систем;

принципы формирования исходных показателей и норм безопасности создаваемым элементам систем безопасности;

способы управления показателями безопасности на базе мониторинга опасностей и выбора наиболее эффективных мер и средств предупреждения и защиты;

основы формирования требований по безопасности к деятельности персонала

различных систем и населению.

Таким образом, наука «Безопасность жизнедеятельности»- это наука о комфортном и защищенном существовании человека во взаимодействии с окружающей средой.

БЖ как наука находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явно практическую направленность.

Каждое из научных или прикладных направлений имеет свою специфику и отраслевые представления о теории и практике безопасности. Вместе с тем в этих специфических подходах есть общие цели достижения безопасности, общие задачи, категории и принципы.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина

Первопричиной многих опасностей, аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности. На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания ОБЖ и БЖ имеет прямое значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля в СССР

преподавание ОБЖ и БЖ остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения.

С 1991 г. в учебные планы учреждений высшего профессионального образования была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 9 июля 1990 г. № 473), а в учебные планы средних общеобразовательных учебных заведений - курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253).

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для студентов педагогических вузов, обучающихся по специально-

1.5. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина

сти (профилю) 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (утвержден 31 января 2005 г.), первой дисциплиной предметной подготовки будущего учителя БЖ, идущей вслед за блоком общепрофессиональных дисциплин, является курс «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». Она выполняет пропедевтическую функцию, вводит обучающихся в специальность, но, вместе с тем, носит междисциплинарный характер. Нравственные основы этой дисциплины лежат в философии и этике, принципы и методы безопасности она черпает из физиологии, медицины, психологии, права, социологии и других наук. Основные положения и выводы науки о безопасности могут и должны учитываться всеми другими науками и воплощаться в социальной жизни и техносфере через законы, правила и технологии.

Образование в области БЖ - процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков.

Системообразующий и интегрирующий характер курса БЖ связан с тем, что

знания различных предметовважны не сами по себе (как чистая теория), акак

средства для удовлетворения существенных потребностей человека, из которых главные - обеспечение жизни, здоровья и безопасности человека и среды его обитания.

В новых образовательных стандартах от повторения известных аксиом защиты от природных и техногенных опасностей школа и вуз должны перейти к освоению культуры безопасного поведения в сфере семейной, продовольственной, информационной, энергетической, экономической, транспортной, криминальной, национальной безопасности . Именно с этими проблемами защиты и выживания в социокультурной сфере гражданин современной России сталкивается в большей мере, чем с природными и техногенными опасностями. Поэтому главным стержнем в курсе БЖ должна стать, прежде всего, забота об укреплении здоровья, безопасности и благополучия человека в его нравственном, культурологическом, экономическом, психическом, физическом, правовом и других аспектах.

Воспитательное значение курса БЖ

Из многих предметов курс БЖ более других ориентирует выпускника на поведение, способное противостоять таким опасным факторам современной действительности, как социальная индифферентность (безразличие к судьбе России и собственной), социальная пассивность, разобщенность, деградация, конформизм (приспособленчество), благодушие, предательство, невежество, ложь и обман, злоба и агрессия. Планомерное освоение социально ориентированного курса БЖ призвано мобилизовать защитные силы российского общества, чтобы противостоять социальным инфекционным агентам, психовирусам, чужеродным опасным идеям и псевдокультурам.

Речь идет о восстановлении для всех граждан социального иммунитета как условия обеспечения нашей безопасности. На решение этой задачи направлены усилия всех государственных и общественных институтов, но результат мал, поскольку в этой цепи очень ослаблена система образования. Школе принадлежит особая роль, здесь, в основном, формируется «иммунная» система общества, воспитывается безопасный образ поведения, культура безопасного мышления, закладывается информационно-ориентирующая основа личности и всей жизни.

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Привитие социального иммунитета непосредственно связано с воспитанием личности. И. Кант утверждал, что только через образование мы становимся людьми. Он называл образование «прививкой» человеческому «дичку» от дикости. Учитель вынужден заниматься «исправлением дел человеческих». С учетом состояния интистута семьи в нашей стране это как никогда актуально. Оптимальные возможности для этого заложены именно в курсе БЖ при условии овладения им самими педагогами.

Курсы ОБЖ и БЖ - это не только познавательные, образовательные дисциплины; этопрежде всего инструменты воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического, патриотического и иного.

Курс БЖ как никакой другой способствует сплочению коллективов учащихся на началах самоорганизации для получения навыков поведения в обществе, в социальных группах, в природной среде, в неблагоприятных ситуациях. Сплоченный коллектив - это и есть необходимое условие безопасности, это самая сильная прививка против искусственно навязываемого западного индивидуализма, против окончательного разрушения соборного духа, спасающего Россию и во многом утраченного. Сплоченный коллектив - это и способ личной безопасности человека в условиях, когда он сталкивается с опасными и экстремальными ситуациями, требующими совместной деятельности по сохранению жизни всех и каждого.

1.6. Основные понятия

в курсе «Безопасность жизнедеятельности»

Опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, разрушительно действовать на определенную среду (природную, социальную, производственную и т.д.).

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п.

Человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных загрязняющих веществ и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности . Антропогенные опасности, создаваемые техническими средствами, называюттехногенными .

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей - вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Идентификация опасностей. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временны" х, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на предупреждение реализации опасностей и обеспечение нормальной жизнедеятельности.

Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.

1.6. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности»

Номенклатура - система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. Выделяется несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для отдельных объектов) и др. В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, взрыв, гололед, дым, лазерное излучение, молнии, отравление, пожар, ударная волна, ядовитые вещества и др.

Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Достаточно полнаятаксономия опасностей рассмотрена в главе 2.

Безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Это определение приведено в Федеральном законе «О безопасности» от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации

и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Субъект безопасности. Основным субъектом безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита.

Авария - 1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, сооружения и т.п. во время выполнения рабочих функций, движения; 2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, гибели и нарушению здоровья людей, а также причинению ущерба окружающей природной среде; 3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.

Жизнедеятельность - совокупность всех форм и видов деятельности человека.

Катастрофа - событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофе относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы

и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды.

Стихийное бедствие - разрушительное природное и/или природно-антро- погенное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды.

Ущерб - потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

результате аварии, природного стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и исчисляемые в денежном эквиваленте.

Чрезвычайная ситуация - неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Вопросы и задания

1. Значение безопасности жизнедеятельности для существования человека, общества, государства, вселенной.

2. Виды безопасности.

3. История развития взглядов и отношения к вопросам безопасности.

4. Основные положения науки о безопасности.

5. Цели, задачи, предмет безопасности жизнедеятельности.

6. Характеристика объектов безопасности.

7. Значение безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины.

8. Воспитательное значение безопасности жизнедеятельности для молодежи.

9. Выберите, пользуясь словарем «Безопасность жизнедеятельности» (Петров С.В. и др., Новосибирск: АРТА, 2011), основные понятия курса и их содержание.

10. Составьте рассказ (эссе) о своем поведении в какой-либо критической ситуации. Проанализируйте свои действия, указав на правильные (безопасные) и ошибочные (опасные).

11. По материалам СМИ проанализируйте значение знаний безопасного поведения для учащихся.

В современном понимании дисциплина <Безопасность жизнедеятельности> изучает опасности производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Основная цель БЖД как наука - защита человека в техносфре от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

основными целями учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности являются:

· формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;

· освоение студентами теоретических, организационного-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

· приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;

· выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий;

· развитие потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях реформирования экономики России.

Безопасность жизнедеятельности решаем следующие основные задачи.

· идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

· защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

· ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

· создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

1.3. основные понятия и определения.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.

Основные теоретические положения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности:

· с момента своего появления на земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;

· опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах, поэтому они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом;

· профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего, государство;

· обеспечение безопасности – приоритетная задача для личности, общества и государства;

· абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться;

· для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения разработана учебная дисциплина < Безопасность жизнедеятельности>.

Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему <человек - среда обитания>,состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В системе <человек - среда обитания> происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации.

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зави9ят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающую его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых

человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи:

· обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

· создаёт и использует защиту от негативных воздействий со стороны, как среды обитания, так и себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием биосфера.

Биосфера -область распространения жизни на 3емле, включающая в себя нижний слой атмосферы, атмосферу гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштабов, соизмеримые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной

деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера-регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей, Новые техносферные условия обитания.человека в городах и промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований, что предопределяет актуальность и важность профессионально грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики.

негативные воздействия в системе <человек - среда обитания>

принято называть опасностями.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности: <жизнедеятельность человека потенциально опасна!>

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном, характере её проявления. Например, мы не ощущаем до определённого момента увеличения концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится возникновением усталости вялости снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма

дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления, Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и, другим негативным последствиям.

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности,

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. это деление условно, так как вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

Какая-то часть опасных и вредных факторов – преимущественно это относится к производственным, а в какой-то мере и к другим средам обитания - обычно имеет внешне определенные, пространственные области проявления которые называются опасными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая,

Условия, при которых созд8ется.,возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают пределов при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов, Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которые оценивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный риск (точнее групповой) - это риск для группы

людей. Социальный риск - это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

В мировой практике отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические;

социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения, т.е. риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

Введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека и его безопасность. Безопасность - состояние, деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или имеет место отсутствие чрезмерной опасности.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные

воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых, решений на стадии их, разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость, разработки специальной области научных знаний безопасность жизнедеятельности. Компетентность людей в мире опасностей и способы защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности человека на всех этапах его жизни.

Контрольные вопросы и задания.

1 . Какие изменения характерны для мира опасностей XXI в.?

2 . Каковы последствия антропогенного воздействия человека на окружающую среду?

3 " Как влияет урбанизация на безопасность жизнедеятельности людей?

4 . Что изучает научная и учебная дисциплина <Безопасность жизнедеятельности>?

5 . Назовите основную цель дисциплины <Безопасность жизнедеятельности>.

6 ."Каковы средства достижения основной цели дисциплины?

7 . Какие задачи решает дисциплина <Безопасность жизнедеятельности>?

8 . Перечислите основные теоретические положения учебной дисциплины <Безопасность жизнедеятельности>.

9 . Дайте определение понятию <опасность>.

10 . Сформулируйте основную аксиому безопасности жизнедеятельности.

11 . Дайте определения понятиям <ноосфера> и <техносфера>,

12 . Каковы основные положения учения В.И. Вернадского?

13 . Что такое индивидуальный и социальный риск?

14. Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.

ГЛАВА 2

ОБЩАЯ КЛССИФИКАЦИЯ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

2.1.Понятие чрезвычайной ситуации

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна. В Словаре русского языка. С, И. Ожегова слово <.чрезвычайный> трактуется как <исключительный, очень большой, превосходящий все>. Словосочетание чрезвычайная ситуация> определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению

безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, в результате которых возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария, или опасное техногенное происшествие, широко распространенным инфекционным болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события

называют по-разному - аварией или катастрофой. На первый взгляд

может показаться, что различия межу ними нет. Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Аварии - это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Комитет по проблемам современного общества (Всемирная организация здравоохранения __ВОЗ) считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население неспособно, справиться самостоятельно.

Различают следующие виды катастроф:

· экологическая - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), приводящие к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы;

· производная или транспортная - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;

· техногенная - внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии;

· стихийные бедствия - это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

У каждого человека есть цель. У кого-то она мелкая, вроде покупки нового телефона или поездки на отдых. У других она крупнее: например, создать бизнес с оборотом миллион рублей в месяц или построить дом для семьи. Третьи же ориентируются на глобальную и практически недостижимую: стать президентом, решить проблему бедности в стране, установить мир во всем мире.

Что такое «цель», как достигнуть цели?

Очень часто человек путает понятия «цель» и «мечта». Они хоть и схожи между собой, но сильно отличаются по смыслу.

Мечта – это гипотетический предмет или явление, по достижению которого человек будет, как он полагает, ощущать счастье.

Цель – это идеальный или реальный предмет стремления человека, на достижение которого направлен мыслительный процесс и действия человека.

Разница этих понятий состоит в том, что «цель» измерима и создает направленность – вектор, достижение цели. Она обладает направлением движения, а мечта просто существует. Мечта радует сознание своим наличием, но цель имеет вполне реальные рамки, а самое главное – для ее достижения можно составить пошаговый план. Как говорится: «Цель − это мечта с определенным сроком исполнения» .

Более полно принципы установки и достижения целей мы прорабатываем в проекте « ». Подключайтесь и достигайте своих целей проще и быстрее!

Большинство людей слишком упрощают постановку целей. Подумали о ней, и хватит. Но ее постановка и достижение цели неразрывно связаны. Чем точнее она поставлена, тем проще ее достичь.

Существует несколько методик ее постановки, все они похожи между собой как братья. Но наиболее распространенной является система S.M.A.R.T. При постановке цели, необходимо учесть 5 основных составляющих, которые позволяют максимально конкретизировать ее, сделав шаги по ее достижению понятными и последовательными.

Система постановки цели S.M.A.R.T.:

  • Specific – конкретность. Определить потребность в цели – слишком размытое восприятие. Необходимо докопаться до настоящих причин, почему вы желаете достичь именно этой цели. Может, вы хотите добиться уважения в глазах окружающих или самоутвердиться. Причин может быть множество. Но только после того, как вы поймете истинные причины своих желаний, можно будет построить реальный план ее достижения.
  • Measurable – измеримость. Необходим четкий критерий, по которому можно будет определить, что цель выполнена. К примеру: «Заработать 100 000 долларов за 12 месяцев» или «Создать интернет-магазин с количеством посетителей 500 и продажами 5 единиц товара в день».
  • Agreed – согласованность. Ваша цель не должна прямо пересекаться и затрагивать интересы других людей. Это может значительно усложнить достижения цели. Если избежать пересечения интересов невозможно, необходимо усовершенствовать изначальный план с учетов этих нюансов. К примеру, перед открытием собственного магазина необходимо проверить, есть ли в округе конкуренты, и если есть – как их можно обойти.
  • Realistic - реалистичность. Большие амбиции – это одна из важных черт и многие называют это « », но важно понимать что они (амбиции) должны быть сбалансированы. Естественно, цель «заработать миллион долларов за неделю с нуля» выполнить невозможно, сколько бы сил и энтузиазма ни было. «Заработать 10 000 долларов с нуля за месяц» достаточно сложно, но возможно. А вот «За 2 года создать бизнес, который приносит 10 000 долларов месячной прибыли» – вполне реальная и достижимая.
  • Timed – ограниченная по времени. Дэдлайн – очень важный метод достижения цели. Именно ограниченность во времени позволят .

Только после полной ее проработки по данным пяти критериям можно и нужно создавать план ее выполнения и разбивать на конкретные задачи.

Теперь несколько важных моментов. Не стоит путать «цель» и «задачу». Задача – это конкретное действие, выполнение которого приближает нас к выполнению цели. К примеру, «Создать бизнес-план интернет-магазина» - это задача. А «Обеспечить стабильный месячный доход в 10 000 долларов для своей семьи» - это цель.

Также стоит четко определить, что нужно на самом деле. Покупка автомобиля за определенный срок – это цель. Желание обеспечить комфортное перемещение в городе – это больше похоже на задачу или пожелание.

ВАЖНО!

Определите, что вы действительно хотите. Многие цели могут быть навязаны обществом, поэтому стоит разобраться в своих желаниях. Нужно хорошенько подумать, и если вы действительно хотите ее достигнуть – тогда вперед! Если она соответствует вашим глубинным ценностям и желаниям автоматически .

Способ или метод достижения цели - это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам. Средства должны соответствовать целям в двух смыслах.

Во-первых , средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых , средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность

Процесс достижения цели

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864--1920) в зависимости от мотивов действий):

  • 1) Целенаправленное действие - характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.
  • 2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
  • 3) Аффективное (от лат. af f ectus - душевное волнение) действие - обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.
  • 4) Традиционное действие - основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_0.jpg" alt=">И снова … ДИСЦИПЛИНА">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_1.jpg" alt=">Какова цель дисциплины? Средства достижения дисциплины? Результаты дисциплины?">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_2.jpg" alt=">ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ. Цель выработки дисциплины - научить ребенка управлять собой.” "> ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ. Цель выработки дисциплины - научить ребенка управлять собой.” Е.Уайт «Воспитание»

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_3.jpg" alt=">СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ: Божий принцип">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_4.jpg" alt=">Божий принцип Профилактика">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_5.jpg" alt=">Любое дело с молитвы. Хорошая и своевременная подготовка. Отсутствие «пробелов» на занятии. Достаточное количество"> Любое дело с молитвы. Хорошая и своевременная подготовка. Отсутствие «пробелов» на занятии. Достаточное количество помощников Позитивная мотивация. (баллы и т.д.) Мудрое управление коллективом с любовью. Личные отношения. Использовать методы активного обучения. Профилактика

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_6.jpg" alt=">Мария Монтессори Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только"> Мария Монтессори Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная. Первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_8.jpg" alt=">Это всегда начинается с кого-то. Нарушения дисциплины">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_9.jpg" alt=">?"> ?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_10.jpg" alt=">">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_11.jpg" alt=">Принципы Иисуса: 1. Помощь с любовью: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,"> Принципы Иисуса: 1. Помощь с любовью: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.» (1 Кор. 13:2)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_12.jpg" alt=">Принципы Иисуса: Помощь с любовью. Замечание с уважением: «…любовь не превозносится, не гордится, не"> Принципы Иисуса: Помощь с любовью. Замечание с уважением: «…любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13:4,5)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_13.jpg" alt=">Принципы Иисуса: Помощь с любовью. Замечание с уважением. Решать проблему, предоставляя право выбора: «…не"> Принципы Иисуса: Помощь с любовью. Замечание с уважением. Решать проблему, предоставляя право выбора: «…не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:6)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_14.jpg" alt=">Принципы Иисуса: Помощь с любовью. Замечание с уважением. Решать проблему, предоставляя право выбора. Прощение"> Принципы Иисуса: Помощь с любовью. Замечание с уважением. Решать проблему, предоставляя право выбора. Прощение и новый шанс: «… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:7-8)

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_15.jpg" alt=">Помощь с любовью. Не оставляйте тему, но при этом дайте знать нарушителю, что вы"> Помощь с любовью. Не оставляйте тему, но при этом дайте знать нарушителю, что вы обратили на него внимание: Для этого посмотрите на 1-2 секунды в его глаза. Если не помогает, то продвигайтесь в его сторону Положите руку на плечо и тихонько, почти шёпотом, произнесите имя ребёнка, глядя ему прямо в глаза.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_16.jpg" alt=">2. Замечание с уважением Привлеките внимание нарушителя к ситуации движением, взглядом и голосом: Резко"> 2. Замечание с уважением Привлеките внимание нарушителя к ситуации движением, взглядом и голосом: Резко повернитесь в его сторону. Прямо посмотрите в глаза Тихо и коротко спросите его о том, не пора ли закончить его действия?

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_17.jpg" alt=">3. Решать проблему, предоставляя право выбора. Скажите,: «На занятиях (в клубе) есть определённые"> 3. Решать проблему, предоставляя право выбора. Скажите,: «На занятиях (в клубе) есть определённые правила и тебе нужно либо принять правила и соблюдать их, либо покинуть класс. Выбор за тобой.» Дайте ему выбор и примите его решение. Дождитесь ответа и дайте исполнить его выбор. Всё должно быть коротко и без обсуждений с третей стороны.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_18.jpg" alt=">4. Прощение и новый шанс: Если ребёнок передумал и вернулся в класс, примите его"> 4. Прощение и новый шанс: Если ребёнок передумал и вернулся в класс, примите его с радостью. Если этого не произошло- подружитесь с ним вне занятия, посетите дома, сходите вместе куда-нибудь. Помогите ребёнку реабилитироваться:

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_19.jpg" alt=">«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною.» (1Ин.3:18)">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_20.jpg" alt=">2. Установление дисциплины в неформальной установке. Молитва перед тем, как идти к детям: "> 2. Установление дисциплины в неформальной установке. Молитва перед тем, как идти к детям: «Спасибо, Господи, что доверил мне воспитание твоего чада. Это замечательный ребенок». Сначала вспомните, откуда он к Вам пришел, Чьи это дети, а потом если еще захотите кричать – кричите, наказывать – наказывайте.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_21.jpg" alt=">2. Закон «Если ребенок гиперактивен, он не может поменяться, должны перестраиваться мы – ему"> 2. Закон «Если ребенок гиперактивен, он не может поменяться, должны перестраиваться мы – ему нужна гиперактивная педагогика.»

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/246-disciplina_szo.pptx_images/246-disciplina_szo.pptx_22.jpg" alt=">Устанавливаем границы Первый тип мер – естественное следствие"> Устанавливаем границы Первый тип мер – естественное следствие непослушания. Второй тип мер - условное следствие непослушания.