«Челкаш». Анализ рассказа

Конспект урока по литературе

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев»

Урок по рассказу «Челкаш» на тему: «Антитеза как средство раскрытия образов главных героев».

Цель урока: Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа. Показать актуальность рассказа в современное Горькому время.

Задачи:

Обучающая :

    научить через деталь видеть главное;

    исследовать антитезу как основной композиционный прием рассказа;

    отметить психологизм Горького, проследив, как меняются чувства обоих героев, как идет развитие образов;

Развивающая:

    совершенствовать навык аналитической работы с текстом;

    умение сравнивать; способность обобщать и делать выводы;

Воспитательная:

    воспитание любви к слову, чтению;

    воспитание стремления к свободе мыслей, чувств, любви к красоте мира.

Оборудование:

проектор;

мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к рассказу «Челкаш»

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка,

потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того,

когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью,

то домашние утки приходят в волнение.

И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».

(А. В. Луначарский).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока, эпиграфа к уроку (1, 2, 3 сл)

3. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы попробуем перенестись в творческую лабораторию А.М.Горького, понять, почему и как были созданы его ранние произведения, что способствовало созданию образов, заставляющих нас думать, мечтать, надеяться.

Речь идет о рассказе «Челкаш».

Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. Он изображал людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

(4 сл) «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал Горький.

4.Создание проблемной ситуации.

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали некоторые события.

В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, который впоследствии послужил прототипом Челкаша.

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя

Владимира Галактионовича Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, - пишет Горький, - когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

Значит - пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

(5 сл) - Радует меня удача ваша...

(6 сл) Мы попробуем сегодня ответить на следующие вопросы:

    Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?

    Почему его порадовал рассказ Горького?

А сделаем мы это, рассматривая образы главных героев рассказа. (7 сл)

5.Работа по теме.

А) Беседа по тексту.

    Какие ощущения вызвал у вас рассказ М. Горького?

    Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

    Рассказ Горького сроится на одном из композиционных приемов. Какой это прием? (Антитеза)

Сегодня мы продолжим рассматривать использование этого приема в рамках сопоставления образов Челкаша и Гаврилы.

Б) Работа с текстом.

Найдите портретную характеристику Гришки Челкаша.

(Челкаш - один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Челкаш замышляет новое дело.)

(«Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».

«Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».

«Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».

«Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».

«Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Найдите отрывок, где мы впервые встречаемся с Гаврилой. (8 сл)

(«Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.)

Подумайте, меняется что-либо во внешности главных героев на протяжении всего рассказа?

(Челкаш остается таким - же, а Гаврила меняется. Особенно меняется выражение его глаз.)

(8 сл) Итак, давайте сопоставим эти портретные характеристики.

Невольно ощущается антитеза: хищная птица и ребёнок (эволюция глаз).

(9 сл) -Давайте сопоставим социальное положение героев.

Какие ключевые понятия здесь противопоставлены?

(Челкаш босяк. Потерял связь со своим сословием и опустился. Бывший крестьянин. «Было когда – то свое гнездо…Отец-то был из первых богатеев на селе».

Гаврила бедный крестьянин. «Отец у меня умер, хозяйство малое, мать старуха, земля высосана» В надежде заработать вынужден был «пойти в зятья».)

Разница видна даже во внешнем виде героев, в их одежде. Докажите. (10 сл)

(Челкаш: «грязная ситцевая рубаха (ситец – ткань фабричного производства)»

Гаврила: «пестрядинная рубаха (пестрядь – грубая домотканая ткань).)

Вывод:

Кто из героев вызывает симпатию? Почему?

(Изначально симпатию вызывает Гаврила своим добродушным видом и поведением. К тому же его социальное положение вызывает доверие (крестьянин, близок к земле-матушке). Челкаш же сразу представлен хищником, асоциальным типом (пьет, ворует по - другому – люмпен).

Но в конце рассказа Гаврила перестает нам нравиться. Наше расположение остается на стороне Челкаша. Он остается самим собой, а Гаврила меняется в худшую сторону.)

В) Самостоятельная работа.

Обратимся еще раз к первому разговору Челкаша и Гаврилы и проследим, как меняются чувства обоих героев (отмечаем психологизм Горького).

Задание: выписать из 1 главы (сцена разговора героев на улице и в трактире) слова и выражения, которые характеризуют чувства и ощущения героев: 1 вариант – Челкаша; 2 вариант – Гаврилы. (5 минут)

Проверка: (11, 12 сл)

(Челкаш: «ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нем этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался»; «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

Гаврила: «недоумевающее восхищение»; «У него даже лицо печально тускнело»; «Он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нем хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».)

Вывод:

Гавриле понятны отношения «хозяин – работник» и Челкаш дает ему возможность встать по отношению к нему в роль наемного работника. Каждый получил, что хотел.

Г) Беседа:

Мы выяснили, что чувствовал каждый из героев по отношению друг к другу. А как они определяют друг друга, как называют?

(Челкаш: Сосунок, дурак, теленок, собака, гнус.

Гаврила: Оборванец, драный, пьяница, темный.

Гнус - человек, вызывающий отвращение, омерзение.

Сосун - молодой, неопытный, неумелый человек.)

(13 сл) - Как вы думаете, чьи слова бьют точно в цель? Чьи больнее ранят? Что кроется за этими словами?

Вернемся к сопоставлению героев. Что они имеют, какое их имущество? (14 сл)

(Челкаш: Разорванная рубаха да грязные штаны.

Гаврила: Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.)

Вывод:

Челкаш свободен, а Гавриле есть что терять.

Говоря о свободе, прочитаем высказывание Чехова. (15 сл)

А что есть свобода для Челкаша? (15 сл)

А как понимает свободу Гаврила? (15 сл)

(«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».

Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»)

В ходе сопоставления образов Челкаша и Гаврилы очевидно ли нам заданное автором противопоставление? (Да, очевидно.)

Давайте обобщим это противопоставление. (16 сл)

Но во всем ли герои разные? Не заметили ли вы общие черты в каком – либо отрывке рассказа?

(В конце рассказа «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы».)

Вывод:

(17 сл) Оба – хищники!

Когда же Гаврила, этот «теля», «сосунок», раб, жертва начал превращаться в хищника? (18 сл)

(Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное». У Гаврилы – желание «убить и ограбить». «Гаврила кошкой изогнулся». «Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»)

Кто же из них двоих страшнее? (19 сл)

(Челкаш: На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя.

Гаврила: Ощутил преступную сладость обладания богатством. Не остановится. Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.)

Прочитайте пейзаж со слов: «Море выло…» Определите функцию пейзажа. Символом чего здесь является море?

(Море - символ свободы. Отношение к нему характеризует отношение героев к свободе.)

Челкаш любил свободу, но был ли он истинно свободным?

(Душа Челкаша свободна от власти денег, но он – раб другой страсти – своего самолюбия, желания управлять, властвовать над людьми.)

6. Подведение итогов урока.

Ребята, как вы думаете, о ком и о чем рассказ? (20 сл) (О двух несчастных людях, о совести, о свободе.)

(21 сл) - И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)

Почему, как вы думаете?

(В рассказе “Челкаш” Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и не отесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую. Говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, нужно уметь распознать истину.)

(21 сл) - Рассказ «Челкаш» романтически – реалистический. Челкаш – романтический герой. Действительно, Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале урока. (6, 22 сл)

(«Босяцкая» тема была актуальна в то время, но никто до Горького не обращался к ней. Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.)

7.Инструктаж по подготовке домашнего задания. (23 сл)

Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

8.Рефлексия: (24 сл) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

9. Выставление оценок. (25 сл)

«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.

Краткий анализ

Год написания - 1894 г.

История создания - В основе произведения - история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».

Тема - В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие - преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.

Композиция - Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».

Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.

Тема

В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

В центре произведения – тема человеческой судьбы , в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики - моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях - Челкаше и Гавриле.

Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

В такой обстановке знакомимся с Челкашом - пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило - так зовут крестьянина - хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило - раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты .

Внутренний - сомнения вора и крестьянина, внешний - драма между мужчинами.

Идея произведения - показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.

Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

Композиция

Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция - утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка - поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий - попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация - ссора между ворами; развязка - Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр

Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 231.

В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш».

По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея.

Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением.

История создания

Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) - русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» - первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.

Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.

Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.

Максим Горький «Челкаш» — краткое содержание по главам

Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали.

Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.

Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.

Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.

Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.

Глава I

К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся.

Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.

Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.

Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.

Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.

Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.

Глава II

Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.

В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.

Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.

Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.

Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.

Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.

Глава III

Утром появился приодевшийся Челкаш, и они поплыли на берег.

Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.

Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.

Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.

Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.

Характеристика главных героев

Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы . Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.

У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.

Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.

Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.

Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.

Заметно его отношение к деньгам — он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.

Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.

Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица - простоват; судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям — крестьянин, работавший на сенокосе.

Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».

Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.

Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.

Смысл названия «Челкаш»

В названии именем Челкаша определен главный герой повествования – босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности.

Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности.

Жанр и направление

По жанру это произведение — рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм.

Конфликт

За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений , проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе.

Темы произведения М. Горького

Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема.

В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.

На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.

Проблематика

Основная проблема — выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.

Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.

Челкаш — хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.

Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.

Основная идея

Свобода Челкаша делает человека духовно богаче, но не счастливее. Автор пытается показать, чем такая свобода обернется для человечества, если оно откажется от того, на чем держатся устои общества: от законов, моральных принципов, привязанности к своей земле, семье и родному дому.

Вывод

Основная мысль состоит в том, что социальная укорененность — необходимое условие жизни в обществе, она дает определенную свободу, но и ограничивает ее обязательствами, делает человека зависимым от всего, что у него есть.

О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.
  • Главные герои и их характеристика

    Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

    Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

    Темы

    • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
    • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
    • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
    • Проблемы

      • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
      • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.
      • Смысл

        Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

        Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

        Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!