Психоанализ. Психоанализ в психологии

Дата создания: 24.07.2013
Дата обновления: 24.07.2013

"Термин "психоанализ" сейчас, к сожалению, стал, как говорится, "трендом и брендом", это слово употребляют многие и вкладывают в него разный смысл: причем разночтения и недопонимания случаются как среди обывателей, так и среди профессионалов..."

В жизни все не так, как на самом деле.

Станислав Ежи Лец

Термин "психоанализ" сейчас стал, как говорится, "трендом и брендом": это слово употребляют многие и вкладывают в него разный смысл: причем разночтения и недопонимания случаются как среди обывателей, так и среди профессионалов. Кто-то, говоря о психоанализе, имеет в виду целое философское учение, кто-то – конкретную прикладную психотерапевтическую методику, кто-то – метод лечения психических (!) заболеваний… Один главный редактор весьма известного в свое время крупного печатного холдинга организовал в одной из своих газет рубрику "Психоанализ" и говорил, что помещает туда материалы обо всем, чего совершенно не понимает сам. Так что, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Но чтобы вести адекватную и продуктивную беседу – желательно определиться с формулировками.

Если пересмотреть много соответствующих словарей и энциклопедий, можно вычленить основные варианты определения психоанализа:
- учение
- психотерапевтическая практика
- теоретическое направление в психологии и пограничных дисциплинах, восходящее к идеям З.Фрейда
- особая методология исследования психики
И прочие направления, течения, школы и т.п.

Любопытно, что сам Фрейд дал в свое время психоаналитической методике такое емкое определение, как "прочистка дымохода" (1895). Потом он говорил о психоанализе, как о "теории бессознательных душевных процессов" (1928) и о "методе, уничтожающем иллюзии" (1911). И наконец, в пору своей профессиональной зрелости Фрейд ввел понятие "психологии бессознательного" (1933 г.)

С семантической точки зрения психоанализ – это анализ некоего "психо". С анализом как таковым всё проще: согласно философской энциклопедии, АНАЛИЗ (от греч.- разложение, расчленение) - процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения)". А вот с "психо" все уже достаточно неоднозначно.

Как известно, "психо" по-гречески означает… "душа". И здесь мы имеем настоящий парадокс: подавляющее большинство тех, в чьей профессии имеется корень "психо" – психиатры, психологи, психоаналитики и психотерапевты – по большому счету как раз не базируются на понятии души в его религиозном и можно даже сказать – привычно-обывательском смысле. Однако это не мешает тем же психологам заниматься "наукой о душе", психиатрам – "врачевать душу", психотерапевтам – осуществлять "терапию души", а психоаналитикам – соответственно, эту самую "душу" исследовать и разбирать на составляющие.

В обывательском словаре термин "душа" довольно прочно оккупирован теологией: в ней это слово означает нечто оторванное от "бренного тела", от реальной действительности и реальной материи, то, что в принципе не допускает никакого анализа и требует скорее веры, чем знаний. И естественным образом любое "врачевание" этой души – исключительно удел священников. А реалистические концепции в таких науках, как психология, психиатрия и психотерапия (вкупе с психоанализом), обычно подразумевают под словом "психо" скорее совокупность основных механизмов поведенческих реакций человека (а иногда и животных).
В общем можно сказать, что "психо" – это не столько "душа", сколько "душевная деятельность" человека. Все его эмоции, ощущения, всё взаимодействие с окружающей средой. Всё то, как человек общается, думает, чувствует, живет и т.п.

В современном психоанализе можно выделить три направления:
- теоретическое
- прикладное
- клиническое.

Прежде всего - несколько слов о теоретическом психоанализе. Как известно, самая практичная вещь – это хорошая теория, а лучшая теория – та, которая успешно применима на практике.
В свое время в старой редакции БСЭ было написано о психоанализе – "умозрительное учение". Однако в реальности Зигмунд Фрейд оказался бОльшим материалистом, нежели Карл Маркс и его последователи. И вовсе не потому, что Фрейд обращался к сексуальной сфере человеческой душевной деятельности; а потому, что опирался на то, что мы сейчас называем бессознательным.
Представители религии (а равно и коммунистической идеологии), говоря о душе, духовности, душевных потребностях и т.п., категорически отрицали общность души и тела. Господствовали утверждения, что "душа – чиста и возвышенна, а тело низменно и грязно". Однако вся наша "душевная деятельность" - продукт нашей телесной сущности, нашего организма и нервной системы в частности, и основного органа – головного мозга. И душа соотносится с телом, с организмом примерно так же, как в компьютере софт соотносится с хардом: без программного обеспечения даже самый современный и мощный компьютер будет мертв и превратится в бесполезную железяку.

Психоаналитическая теория оказалась в опале и у представителей религии, и у приверженцев коммунистической идеологии как раз за то, что не разъединяла душевные и телесные потребности, а наоборот, не представляла одно без другого. Не случайно одним из любимых психоаналитических символов до сих пор является айсберг. Его надводная часть – это то, что мы видим и слышим у других людей и осознанно замечаем у себя, а подводная часть, куда более массивная – это собственно бессознательное: эмоции, телесные реакции, желания, потребности и мысли. И пусть его не видно снаружи, но оно всё равно составляет основную массу нашего "психо".

Таким образом, еще один материалистический аспект теории Фрейда состоял в том, что нельзя изменить поведенческие и телесные потребности человека, влияя на его "душу" – а точнее, идеологию.
Кроме того, психоаналитическая теория фактически развенчала один из самых распространенных мифов человечества: что человек разумный, он же гомо сапиенс – якобы всегда разумный, руководствуется разумом и должен всегда вести себя разумно. (Здесь уточним, что для многих тоталитарных режимов "разумно" – значит так, как укажут сверху). Однако по фрейдовской теории человек в своем поведении руководствуется опять же в основном бессознательным.

Приземленность и физиологичность психоанализа провоцировала его запрет и в религиозных кругах, и при советском строе. Один из моих учителей, ныне покойный В.Е.Рожнов, в те времена заведовавший кафедрой психотерапии при ЦОЛИУВ, был коммунистом (это было необходимо для должности заведующего кафедрой). Но при этом ухитрился читать на этой кафедре психоаналитический курс… под названием "Критика психоанализа Фрейда". И надо сказать, что под критическим "соусом" можно достаточно глубоко изучить предмет. Недаром среди учеников Владимира Евгеньевича немало грамотных психоаналитиков: включая, смею надеяться, и вашего покорного слугу.

Однако академический фрейдовский психоанализ - и тот не мог в свое время охватить всей глубины нашего "психо", всех аспектов человеческих эмоций, поступков и прочей душевной деятельности. Собственно говоря, не на пустом месте психоаналитическая наука развивается до сих пор, разрабатывая все новые методы изучения бессознательного. Вообще это очень большая и сложная область психики. Недаром еще тот же В.Е.Рожнов во время чтения курса рассказывал некую легенду, что к Фрейду однажды пришел Сальвадор Дали и предложил свои услуги по иллюстрированию фрейдовских работ. Фрейд отказался. Однако Дали идею не оставил, и якобы некоторые его картины навеяны, что называется, напрямую творчеством Фрейда. И что в принципе такое течение в искусстве, как сюрреализм, своей хаотичностью, сложностью и "не-для-всех-проницаемостью" хотя бы частично отражает мир так, как его воспринимает наше бессознательное: в причудливых сочетаниях, объединениях и разрывах.

Что касается клинического психоанализа - это форма психотерапии для лечения неврозов и вообще любой психотерапевтической помощи, касающейся работы с бессознательным. Цитируя известного психотерапевта и психоаналитика, моего коллегу, ректора ВЕИП и председателя российского отделения ЕКПП М.М.Решетникова – "Все, кто работает с переносом и сопротивлением, являются нашими коллегами – психоаналитиками".

Можно ли как-то локализовать, где конкретно находится "область нашего бессознательного"? Как опять же известно из школьного курса, мозг человека делится на доли: затылочная, теменные, лобная, и у каждой доли – свои функции и задачи. Если управление неосознаваемыми, не подчиненными интеллектуальному контролю функциями организма локализуется в мозге – можно ли сказать, где именно?

На уровне анатомии – нет. Анатомически невозможно отделить зону "бессознательной деятельности мозга" от "сознательной". Они обе расположены в коре головного мозга, в какой-то степени перемешаны, и провести между ними четкую границу на уровне той же анатомии невозможно.

Собственно, это основная причина того, что профессионально неграмотно говорить вместо "бессознательного" – "подсознание".

Да, обывателю может быть удобнее, если он полагает, что зона бессознательного находится "под" сознанием: то ли в любом случае хочется его контролировать, то ли сказать себе, что оно ну так глубоко, ну так, что его контролировать только поэтому невозможно. Если мы вспомним аналогию с айсбергом, то на нем зона бессознательного действительно "под" сознанием, но только потому, чтобы наглядно показать: ее вообще не видно, как подводную часть айсберга. А де-факто она не под и не над сознанием, а как бы вместе с ним, и при отсутствии проблем – в содружестве и в сотрудничестве с сознанием. Работа областей сознания и бессознательного локализована в одной и той же коре головного мозга, в одном и том же анатомическом субстрате.

Прикладной психоанализ обычно несколько вне терапии: он используется, можно сказать, для повышения психологический и психоаналитической грамотности. Возьмем пример: наверняка читатели сходу назовут множество советских (да и российских) фильмов, смотря которые, так и хотелось когда-то сказать "Не верю": потому, что герои в них были оторваны от реальной жизни и совершали неестественные с точки зрения человеческой психологии поступки. В то время как в средненьком зарубежном "боевике", не претендующем на особую психологичность, поступки героев были достаточно выверены и более-менее обоснованы. Безусловно, я далек от так называемого "низкопоклонства перед западом", но при этом какие-то азы психоанализа как "теории поступков и ощущений" во многих так называемых цивилизованных странах преподают еще в школе. И люди, причастные к созданию тех же фильмов, так или иначе эту грамотность используют. А без знания этого и апелляции к этому в реальности то же искусство получается оторванным от жизни.

Великий сатирик Аркадий Райкин часто упоминал, что наш человек с трибуны говорит одно, дома на кухне – другое, думает третье, а поступает по-четвертому. Надо сказать, что подобная поведенческая специфика в той или иной мере характерна для всех людей, и чем сложнее человеческое психо – тем ощутимее может оказаться этот расхождение. Но вот как и по каким принципам одно вытекает из другого и третье соотносится с четвертым – и может помочь разобраться теория психоанализа.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Каждому из нас снились необычные, удивительные грезы, которые наутро мы могли припомнить в деталях. Первое, что приходит на ум после пробуждения любому человеку, – посмотреть в толкователе значение увиденного сна.

Один из самых известных сонников разработал основоположник теории психоанализа, австрийский ученый . Психоанализ Фрейд считал единственным инструментом, способным выявить скрытые переживания, тревоги, страхи, находящие выражение в наших сновидениях в довольно причудливых формах.

Так что такое психоанализ? В своей книге «Введение в психоанализ» Фрейд написал о том, что метод направлен на выявление скрытых, подавленных переживаний индивида, которые могут привести к росту внутреннего напряжения, углублению конфликта между составляющими личности, а как следствие – к различного рода психическим расстройствам. Современная психология считает несомненным преимуществом метода психоанализа то, что человек рассматривается как единство противоположностей, находящихся в постоянной борьбе друг с другом.

Немного истории

Судьба Зигмунда Фрейда была довольно непростой. Он родился 6 мая 1856 года в городе Фрайберге, в еврейской семье. Мальчик был амбициозен, мечтал стать министром или генералом. Однако в те времена в Австрийской империи для евреев выбор специальностей был невелик: юриспруденция или врачевание.

Будущий основатель психоанализа поступил в Венский университет и перескакивал с факультета на факультет. Метания Фрейда продлились недолго, вскоре он окончательно выбрал медицину. Фрейд был неординарной личностью: доподлинно известно, что он свободно говорил на восьми языках, состоял в престижных научных сообществах, обладал феноменальной памятью. Фрейд является автором огромного количества научных работ, помимо этого он ввел в медицину термин ДЦП, стал известен как автор революционного подхода к лечению разного рода психических расстройств.

Несмотря на все достижения Фрейда, представители научного сообщества того времени подвергли психоанализ жесткой критике, а многие не стесняясь называли автора метода шарлатаном и сексуально помешанным маньяком.

В биографии психоаналитика есть другие интересные моменты: некоторое время он изучал полезные свойства кокаина, лечил от наркотической зависимости этим веществом, призывал пить небольшое количество порошка, растворенного в воде, для улучшения самочувствия. Известно и то, что Фрейд страдал весьма забавными фобиями: он боялся цифр 6 и 2, папоротников и пистолетов, не смотрел в глаза собеседнику, никогда не дискутировал, считая, что его мнение единственно верное.

Умер Фрейд в возрасте 83 лет от летальной дозы морфия. Он страдал тяжелым недугом, причиной которого было чрезмерное увлечение курением. Многие считают, что психоаналитик прибег к эвтаназии, чтобы избежать сильных болей, сопутствующих этому заболеванию.

Теоретические основы метода

История психоанализа столь же необычна, как и биография ученого, разработавшего этот метод. Работая в Париже под руководством видного психиатра Жана Шарко, Фрейд занимался исследованиями и выявлением причин возникновения неврозов.

Ученый обнаружил, что поведение и поступки человека контролируются не только его сознанием, но и еще некой бессознательной составляющей, вступающей в конфронтацию с установленными обществом нормами и правилами. По мнению Фрейда, это противостояние и приводило к возникновению различного рода расстройств.

Для разработки нового подхода к лечению психических заболеваний Фрейд проводил собственные исследования, а также использовал данные других ученых. Теория психоанализа уникальна, она отлична от остальных направлений тем, что не рассматривает отдельные проблемы человека, а анализирует его как целостную личность. Кратко рассмотрим основные положения психоанализа.

1. Классический психоанализ зиждется на детерминизме биологической составляющей, а именно на постулате о том, что физиологические и сексуальные потребности превалируют над остальными. Современная психология уже не уделяет такой существенной роли этим составляющим.

2. Психический детерминизм говорит о непрерывности душевной жизни человека. Каждый поступок человека имеет скрытый или явный мотив и определяется предшествующими событиями.

3. Выделение трех компонент психической жизни: сознательного, предсознательной составляющей и . Первая компонента – то, что человек переживает, чувствует и думает; предсознательное – средоточие фантазий и желаний; третья – то, что вытесняется из сознания, подавляется внутренним цензором личности. Психология с точки зрения Фрейда должна уделять особое внимание именно этому сложному механизму.

Психоанализ личности – одна из самых интересных разработок ученого. Фрейд выделил три составляющих в структуре личности: Ид, Эго и супер-Эго. Первая составляющая – Ид – есть совокупность уникальных характеристик, заложенных при рождении, это источник энергии и бессознательная часть личности. Вторая часть – Эго – сознательная, постоянно контактирующая с внешней средой. Третья является контролером, вместилищем моральных норм, правил, ограничений, диктуемых цивилизованным обществом.

Техники психоанализа состоят из нескольких этапов: продуцирование, анализ, рабочий альянс. На этапе продуцирования можно выделить такие методы психоанализа, как свободная ассоциация, сопротивление, . Каждый из этих методов имеет свои особенности и область применения.

Первый метод психоанализа использует ассоциации для постижения глубинных бессознательных процессов человеческой психики. Полученные данные анализируются и используются для терапевтического воздействия с целью коррекции поведения человека. Метод предполагает совместную работу пациента и врача над снижением внутренней напряженности.

Процесс постижения причинно-следственных связей, изменение личностных установок, формирование нетипичного вида поведения часто у пациентов встречает негативную реакцию – сопротивление. Этот феномен является общепризнанным и выражается в стремлении не дать установить настоящие источники возникновения проблемы. По мнению Фрейда, такое сопротивление является неосознанным, это следствие попыток воссоздания вытесненных переживаний в сознании.

Третий метод психоанализа предполагает проведение сеансов, в ходе которых пациент озвучивает любые приходящие в голову мысли. Беседуя с психотерапевтом, пациент подсознательно переносит свойства своих родителей на доктора. Успешность работы в этом случае во многом зависит от того, насколько доверительные отношения сложились между лечащим врачом и его подопечным.

Аналитический этап подразделяется на четыре шага: конфронтация, интерпретация, прояснение, проработка. Рабочий альянс предполагает существование между пациентом и психотерапевтом конструктивных и продуктивных отношений, направленных на целенаправленное решение проблем на аналитической стадии. Стоит упомянуть и о методе толкования сновидений, направленном на поиск истины, скрытой за деформированными образами.

Философия психоанализа такова, что этот метод не только является строго научной концепцией, но и используется в терапевтической практике для исцеления душевных недугов пациентов. Фрейд считал, что разработанные им основы психоанализа должны стать бесспорной истиной для всех практикующих специалистов. Анализ бессознательных процессов, протекающих в психике человека, концепция сопротивления и подавления, Эдипова комплекса, полового развития, – вот настоящий предмет исследования любого психотерапевта.

Стоит упомянуть о трудах других авторов, также внесших весомый вклад в развитие теории. Свой аналитический психоанализ разработал, взяв за основу выкладки Фрейда. Второе направление – индивидуальный психоанализ – основал и развил австрийский психолог . Оба ученых сходились во мнении, что превалирование сексуальных побуждений над остальными безосновательно преувеличено, но теория бессознательного действительно имеет серьезную научную основу.

Юнгианский подход наиболее интересен и в качестве движущего мотива рассматривает стремление к власти как способу компенсировать чувство неполноценности. Юнгианский метод рассматривает два типа бессознательного – коллективное и личное. Широко известно деление людей на два типа: экстраверт (направлен вовне) и (сосредоточен в себе).

Современный взгляд на теорию

На современном этапе развития психология имеет довольно разнообразный инструментарий для исследования проблем человеческой психики. Однако несомненным авторитетом пользуется именно психоанализ, основные положения которого претерпели некоторые изменения под влиянием таких видных ученых, как Адлер, Юнг, . Так, меньшее значение стало придаваться побуждениям сексуального характера, было признано безусловное влияние бессознательного на психику человека, появилось понятие коллективного бессознательного.

Современный психоанализ развивается по трем направлениям:

  • Прикладной психоанализ – направлен на решение глобальных социальных задач.
  • Клинический – используется для помощи людям, имеющим психологические проблемы.
  • Теоретический – психология должна развиваться, а для этого нужно вырабатывать новые подходы к решению стоящих перед наукой задач.

Понятие «психоанализ» в психологии неразрывно связано с именем Фрейда, который внес значительный вклад в развитие науки, несмотря на все нападки со стороны приверженцев традиционного подхода того времени. Во многом благодаря трудам этого ученого современная психология вышла далеко за рамки лечения неврозов. Развитие психоанализа привело к появлению многочисленных разновидностей метода, подтвердивших справедливость главного утверждения Фрейда о существовании бессознательного в человеческой психике. Автор: Наталья Кузнецова

Психоанализ самостоятельно в контексте статьи - это 28 вопросов, которые должен периодически задавать себе каждый, кто хочет всегда быть на гребне волны. Представленные ниже вопросы помогают навести порядок в голове и настроить свое бессознательное так, чтобы при любых обстоятельствах принимать решения, которые ведут к успеху. Причем эти вопросы полезно задавать себе и успешным, и менее успешным людям. При успешном положении дел такой самоанализ поможет минимизировать возможные ошибки в делах и не провалиться. При затруднениях - поможет найти правильный выход и достичь вершин. Вы сможете понять себя, понять, что делаете не так и дальше идти уже правильным путем.

Несмотря на то, что предложенный самоанализ - полезная штучка, все же не перебарщивайте с ним. Чрезмерное увлечение им может завести не туда. К тому же, для того, чтобы получить нужный результат необходимо быть максимально честным самим с собой, что мало у кого получается сразу с непривычки без помощи специалиста. Также, не факт, что Вы правильно поймете, правильно интерпретируете все Ваши ответы на предложенные вопросы. Поэтому не торопитесь, не заморачивайтесь, а просто следуйте инструкции и потихонечку анализируйте полученный в результате опроса самого себя материал. При затруднениях, при возникновении тревоги обязательно следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Задавайте себе вопросы постепенно, не все сразу, а по сериям. Обдумывайте ответы на каждую серию вопросов (3 – 5 вопросов из списка) не менее 2 – 3 дней. Записывайте любые ответы (в блокнот, на диктофон и т.п.), которые Вам будут приходить в голову в течение этих дней. Проанализируйте полученные ответы. Затем приступайте к следующей серии вопросов.

  1. На сколько лет Вы себя ощущаете?
  2. Что лучше: жалеть о том, что сделано или о том, что мог бы сделать и так и не попробовал?
  3. Каких дел в Вашей жизни больше: тех, что Вы любите делать или тех, что не любите? Почему?
  4. Чего в Вашей жизни больше: разговоров или реальных дел?
  5. Если бы совершенно все было возможно, что бы Вы изменили в своей жизни? Распределите ответы в порядке важности. Что у Вас стоит на первом месте? Что Вам мешает сделать это?
  6. Чем бы Вы хотели заняться даже в том случае, если Вам самим придется платить за возможность заниматься этим делом?
  7. Вы действительно верите в то, что делаете, верите, что у Вас получится, или пытаетесь верить?
  8. Если бы Вам осталось жить пару месяцев, что бы Вы изменили в своей жизни?
  9. Что в этой жизни Вы делаете не так, как другие? Что в Вас особенного?
  10. Есть ли в Вашей жизни то, что Вам уже не нужно и пора отпустить?
  11. Если Вы вызвали лифт, и он уже едет к Вам. Ускорит ли его прибытие то, что Вы будете продолжать нажимать на кнопку вызова лифта?
  12. За что Вы можете поблагодарить жизнь?
  13. Что Вы будете делать, если Ваш страх стал реальным?
  14. Вспомните то, что Вас сильно расстроило лет 5 назад? Какое значение для Вас это событие имеет сейчас?
  15. Какое у Вас в ближайшее время было самое счастливое воспоминание? А 10 лет назад?
  16. Что позволит Вам чувствовать себя уверенным самодостаточным человеком?
  17. Какие пять шагов Вы готовы сделать уже сейчас для достижения своей цели?
  18. Если Вы сейчас рискнете сделать то, что хочется Вам. Что Вы теряете?
  19. Можно ли точно знать, что добро, а что -зло? Аргументируйте.
  20. Если бы Вы сейчас получили в подарок очень крупную сумму денег, которой Вам бы хватило на безбедное проживание до конца своих дней. Вы бы бросили свою нынешнюю работу?
  21. Что для Вас важнее: иметь высокооплачиваемую работу, на которую уходит практически все Ваше время или иметь менее оплачиваемую работу, но которая Вам нравится, и которая оставляет много свободного времени для другого?
  22. Если бы у Вас была возможность навестить только одного человека из тех, кого Вы знаете, к кому Вы пойдете?
  23. Вы живете или существуете?
  24. Боитесь ли Вы совершать ошибки? Почему? Вспомните, какие ошибки Вас хоть чему-то научили?
  25. Если бы Вы знали, что Вас никто не осудит, что бы Вы изменили в своей жизни?
  26. Что Вы любите? Ваши лакомства? Интересы? Любимые занятия?
  27. Вы идете по жизни туда, куда сами хотите идти или кто-то Вас ведет по своей дороге?
  28. Чего Вы хотите? Зачем Вам это? Что Вы можете сделать уже сейчас для достижения этого?

Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие психологии. Он стал

родоначальником психоанализа (глубиной психологии ), впервые

употребив этот термин в работе 1891 года. Фрейд использовал слово “психоанализ”

для обозначения теории личности, а также метода лечения психических

расстройств. Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности,

поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным

сторонам психических процессов . В основе психодинамических теорий лежат

два основных постулата. Во - первых , люди часто не догадываются об

истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто

находятся в области бессознательного. Во - вторых , защиты психики от

воздействия неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные

механизмы.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области:

Это метод лечения функциональных психических заболеваний,

Теория личности и

Теория общества. Стержень всей системы - это его взгляды на развитие и

структуру личности человека.

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без

причино. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере

человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура

психики совпадает со структурой личности; психика состоит из 3 - х основных

Бессознательного “ид ”;

Сознательного “эго ”;

Сверхсознательного “супер - эго ”.

Инстинкты (бессознательное):

Агрессивные - тонатические (стремление к смерти );

Поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни -

психосексуальная. Либидо - та специфическая энергия, которая

связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии,

Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве.

Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое;

из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Наше “Я ” стремится к удовольствию, на этом построена наша жизнь.

Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к

окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат

врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического

развития является эмоции и мотивы человека.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов

психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то

хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго. Главные механизмы защиты

являются следующие:

1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при

этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в

деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает

о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок,

описок, оговорок.

2. Регрессия - временный переход на более ранний,

примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот

психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным

(например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или

табака, вера в злых духов или добрых...).

3. Рационализация - приписывание своему поведению

неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая

реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но

морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства,

которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое -

либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный

механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в

дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования

личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо

составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация

То есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд,

творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней

происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека

от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были

разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.

Либидозная энергия является основой развития личности, характера

человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою

периодизацию. Стадии психосексуального развития:

1. От 0 - 1 года - либидо - объект , ребенок нуждается в

постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название

оральной стадии.

2. Либидо - субъект , для удовлетворения своих инстинктов ребенку

не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:

а) до 3 - х лет - анальная стадия;

б) 3 - 5 лет - фаллическая стадия - идентификация себя среди

других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.

в) латентная (скрытая ) - до 12, 13 лет - основные виды

деятельности общественно - полезная.

3. Либидо - объект , т. к. для удовлетворения либидозного влечения

человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной

(объект влечения - противоположный пол).

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального

человека, но и общества. Он писал, что вождь племени является своего рода его

отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его

место. Табу регулирует социальное поведение людей. Позднее последователи

Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла

особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в

развитии либидо.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место

родителей, доминирующее положение которого он признает, безусловно. Основа

выздоровления - это внушение, такая терапия было названа

директивной.

Индивидуальная психология” А. Адлера.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В

противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта,

Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена

достижению его целей – сознательных или неосознаваемых. Главной движущей

силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к

превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и

вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации. Отсутствие

компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является

одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие

личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного

построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

Суть его теории - каждый человек имеет какой - либо физический или иной

недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек

начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству

неполноценности.

Положительными сторонами чувства неполноценности является то, что недостаток

заставляет человека достигать каких - либо успехов в других областях, т. е.

стремится к устранению данного недостатка.

Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство неполноценности может

развиться в комплекс неполноценности. Этому способствует: физическое уродство

(ущербность), гиперопека, отверженность.

Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении

человека к совершенству.

Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит

окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания

могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями и

сиблингами (братьями и сестрами).

Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим

для развития детского характера, именно этот период определяет характер

человека вообще.

Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии

самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал

говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом

существует два пути:

- конструктивный - самоутверждение в деятельности во благо другим

и в кооперации;

- деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации.

Сформировавшийся комплекс неполноценности можно изменить. Изменение должно

касаться 3 - х сфер жизни человека:

Стиль жизни по Адлеру - это индивидуальное соотношение работы, дружбы,

любви . Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым

человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль

приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Как часть своего

жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер

называет это схемой апперцепции. Адлер полагал, что

только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее

дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. С другой стороны,

недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство

неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный “комплекс

неполноценности”, важно:

1. понять специфический стиль жизни человека;

2. помочь человеку понять себя;

3. усилить социальный интерес.

Аналитическая психология” К. Г. Юнга.

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс

индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые

координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих

созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души,

считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для

«расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости

(исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача,

болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной

целостности.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

-коллективного бессознательного , его содержание архетипы -

первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира,

существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного , его содержание составляют комплексы.

-сознание.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”.

Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При

нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка

“Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую

мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу

индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть

таким, как все”).

-Тень - центр личного бессознательного (желания,

переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с

нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции

тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.

-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые

отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их

развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует

поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых

образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного,

они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.

-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого

в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей

личности).

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:

-экстраверты - люди, которые максимум своей психической

энергии направляют во “вне”, на других людей.

-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее

сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра -

интровертности и развитии четырех основных психических процессов:

мышления и ощущений (рациональные психические функции),

чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).

У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро

Или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека:

ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне -

ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И

чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование

и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не

только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень

важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается

пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных

ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации

Помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из

других источников.