Список использованной литературы.

В средние века (7-8 век) было образовано государство Арабский халифат, де ведущей религией стал ислам. Фактически, это был союз мусульманских стран. Огромные территории халифата занимали площади современных Северной Африки, Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Ирана и частично даже Пакистана. Халифат существовал в 7-13 веках.

Понятно, что и культура исламского халифата базировалась на культуре мусульманской в целом. Во-первых, арабский язык в период существования государства объединил многие народы: создалось единое культурное пространство. Также создано было общее пространство торговое.

Наука и искусство арабского халифата

Большой пласт великолепных сказок создан при арабском халифате: в том числе легендарная и несравненная «Тысяча и одна ночь». Впервые она напечатана в Багдаде, столице халифата, в 10 веке. «Книга Синдбада-морехода» тоже дошла до нас из Индии благодаря халифату – те перевели ее на арабский и «дали ей свет».

Знаменитый литератор халифата – Абу-Навас, поэт из Багдада. Некоторое время жил в халифате, в городе Исфахан в Иране, и великий средневековый поэт Омар Хайям, не менее великий математик, чем литератор.

Что касается произведений искусства материального, то тут нужно отметить великолепие арабских ковров, оружия и тканей, изделий из резной слоновой кости . В изобразительном искусстве пальму первенства держат разноцветные мозаики – ими украшали мечети и гробницы правителей. Определенный отпечаток на изобразительное искусство наложил исламский обычай не изображать людей на картинах и росписях: потому чаще они украшены орнаментами. Теперь этот обычай позволяет легко узнавать арабский творческий стиль.

Активно развивается в арабском мире медицина, математика и астрономия. В веках сохранились имена математиков Аль-Хорезми (он еще и крупнейший астроном) и Аль-Фараби, имя доктора Авиценны (Ибн-Сины). Активно развивалась философия и прочие гуманитарные науки (здесь стоит упомянуть снова-таки Аль-Хорезми, философа и историка). Аль-Фараби жил в Сирии, Ибн-Сина в Иране, Аль-Хорезми в Ираке, входившие в Арабский халифат в период расцвета этого государства. Активно переводят на арабский иностранную литературу и научные трактаты.

В период халифата также арабы перевели на свой язык (и использовали для своих научных изысканий) практически все научное наследие Древней Греции – в первую очередь, трактаты по физике, математике, астрономии, музыкальной теории и медицине.

В тот период ислам весьма лояльно относился к развитию науки и литературы, и не препятствовал их развитию (в отличие от средневековой Европы с ее католичеством). Каноны ислама не были жесткими в обществе. Это давало дополнительный толчок для культурного и научного расцвета.

Образование в арабском халифате

Большим покровителем науки и искусств тех времен считается знаменитый правитель, халиф Гарун-аль-Рашид . По его инициативе была создана в Багдаде большая библиотека, где переводили и копировали лучшие книги того времени. При библиотеке находилась академия для студентов.

Бесплатного образования в халифате не существовало. В начальных школах учили читать и писать, обязательно изучали Коран. Лишь получив начальное образование, юноша мог рассчитывать на какую-нибудь простейшую государственную должность: мелкого чиновника, лесника и тд.

Среднее и высшее образование в халифате можно было получить в крупных городах, в медресе – специальном исламском учебном заведении, что обычно соседствовало с мечетью . Мало кто получал даже среднее образование. Выпускник медресе уже мог работать учителем сам. Богатые дети имели личных учителей.

Небольшая ремарка. Во главе арабского халифата стояли халифы, отсюда и название государства. Русичи же называли жителей арабского халифата «агарянами».

Значение культуры арабского халифата

Человечество благодарно халифату за немало выдающихся достижений: особенно в медицине, астрономии и математике Весь же арабский мир может говорить о периоде существования халифата как о «золотом веке» арабской культуры.

Ширился арабский язык, рушились языковые барьеры между мусульманскими странами, прочие народы знакомились с арабской культурой через торговые пути. Торговые связи арабского халифата доходили до русских и прочих славянских земель. Благодаря торговым связям в халифате накопили большие знания по географии.

Благодаря арабам в большой мере не исчезли с лица Земли научные и культурные достижения древних греков.

Конспект по культурологии

Арабская культура , средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие «А. к.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов).

Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). В 9-10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата.

Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Зап. Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. 9-11 вв. - период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли.

Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география, велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта,Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.

В Самарре (столице Халифата в 836-892), вытянувшейся вдоль р. Тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. Мечети Самарры имели зиккуратообразные минареты.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры - Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.

АРАБЕСКА (АРАБЕСК) особый вид орнамента, состоящего из сочетаний геометрических фигур и стилизованных растений (растительного орнамента). В декоративный узор орнамента часто вплетались надписи с цитатой из Корана или каким-либо благопожеланием. Эквивалентом арабески, «музыки для глаз» в поэзии стала изысканная метафоричность.

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ – название государства, образовавшегося в результате арабских завоеваний V11-1X вв. Арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и др. Арабы освоили и переработали также богатое наследие эллинистическо-римской культуры, сохранив при этом своеобразие и собственные древние традиции. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия. Показательно, что сам термин «гуманность», т.е. «человечность» впервые появился на мусульманском Востоке. Наивысшего расцвета культура арабского Халифата достигла уже в V111, «Золотом веке», в период правления Харун ар-Рашида, современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа стал средоточием восточной роскоши, поэзии и учености. В это время создается знаменитый Дом науки в Багдаде – просветительское учреждение, объединившее академию, библиотеку и обсерваторию.

ДОМ ДЛЯ МУСУЛЬМАНИНА – область господства и свободы человека. Это связано с системным характером ислама, который, в отличие от других религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь семьи и рода. Поэтому быт и семья для мусульманина являются ценностями более высокого порядка, нежели государство. Государственная принадлежность осознается как нечто светское, мирское, тогда как принадлежность к исламу, к родовой и религиозной общности оценивается несоизмеримо высоко.

ИБН СИНА (АВИЦЕННА ) (980-1037) – арабский философ, врач, поэт, ученый и государственный деятель, «мусульманский Леонардо да Винчи». Его перу принадлежит более 400 произведений, в которых Ибн Сина развивал логику, физику и метафизику. В «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» он обобщил достижения медицины своего времени.

ИСЛАМ (араб. «покорность», «предание богу себя») – одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, возникшая в V11 веке на Аравийском полуострове среди арабских племен. Возникновение ислама (мусульманства) связано с проповеднической деятельностью Мухаммеда (ок. 570-632 гг.), ставшего пророком Аллаха на земле. Мухаммед провозгласил существование лишь одного великого Бога – Аллаха (аль-Иллах - ранее племенной бог мекканских курейшитов) и призывал всех стать покорными его воле. В сущности, это был призыв к сплочению арабов на основе культа единого Аллаха. Многое в учении Мухаммеда было почерпнуто из Ветхого и Нового Заветов. Священная книга мусульман – Коран , текст которого, согласно преданию, передан пророку самим Аллахом через посредничество Джебраила (библейского Гавриила). В Исламе Аллах является абсолютным совершенством, отсюда и абсолютная истинность, вечность и неизменность данного им свода моральных правил и законов. Текст Корана содержит 114 сур (глав), в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль и обряды. Вообще же Коран содержит множество этнографических сведений о жизни арабов и их культуре. Линейная концепция времени, взгляд на процесс сотворения мира и последующее разделение его на мир добра и мир зла, грядущий страшный суд, представления о рае и аде – все это сближает ислам с христианством. Отличительной чертой, однако, является абсолютный детерминизм и призыв к жесткому подчинению Умме – мусульманской общине, вне которой никто не мог рассчитывать на спасение.

Вероучение ислама:

1.Шахада – формула исповедания ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».

2.Салат (намаз) – обязательная молитва пять раз в день, по пятницам коллективно в мечети.

3. Саум – пост в месяц рамадан; запрещается днем есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения; ночью запреты снимаются.

4. Закят – обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатого праведным.

5. Хадж – паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан соверщить каждый мусульманин.

В культуросозидательном плане тотальная установка на коллективизм открывала широкие перспективы стремительного развития мусульманского мира, что вскоре и произошло. Ислам перерос рамки религии как системы воззрений и превратился в систему, организующую весь мир обществ, подчиненных власти Халифата. С начала своего развития в V11 в. на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура достигла высочайшего уровня, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Этому в немалой мере способствовало и то, что арабский язык неразрывно связан с Кораном, переводить который на другие языки строго воспрещалось. Необходимостью комментирования Корана обусловлено и развитие филологии. Так арабский язык из языка аравийских бедуинов в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

КАЛЛИГРАФИЯ – искусство красивого письма, в арабо-мусульманской культуре эквивалент пластических искусств. Каллиграфия, первоначально возникшая в Древнем Китае, в исламском мире считалась самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почетом. «Красота человека в красоте его письма», - гласит восточная мудрость. Типологически каллиграфия выполняет ту же функцию, что икона в христианстве, так как представляет видимое тело божественного Слова (ср. библейск. «Вначале было Слово»). В арабском Халифате каллиграфия широко использовалась в архитектуре, где целые стены дворцов и мечетей покрывались затейливой арабской вязью и орнаментом. В дальнейшем, когда мусульманские художники начали изображать человека, животных и т.д., пространство картины (миниатюры) нередко сочетало изображение предметов и каллиграфию. Эта эстетика нашла отражение в татарском искусстве - в шамаилях, образцы которых еще можно видеть в некоторых татарских селениях.

«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» - сборник арабских сказок, отразивших систему ценностей светской арабской культуры 1X-X вв.

СУННИЗМ ИШИИЗМ – направления в исламе, возникшие во 2-ой пол. V11 в. и являющиеся главными и до сего дня. Самое крупное направление в исламе – суннизм; почти 90% мусульман относятся к суннитам. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол арабского Халифата. Суннизм, опиравшийся на Коран и Сунну (священное предание ислама, изложенное в рассказах – хадисах – о деятельности и учении Мухаммеда), был официальной религией халифата. Сунниты выступали за выборную власть (Халифат) и признавали законность власти первых четырех халифов. Шииты же считали единственным законным главой мусульман только четвертого халифа, в котором течет кровь Мухаммеда – Али. Лозунгом шиитов стал принцип наследственной духовной власти (Имамат).

СУФИЗМ – одно из направлений в исламе; название происходит от араб. Суфи , что означает «шерсть». Первоначально суфии , т.е. «одетые в шерстяной плащ», проповедовали идею полного отречения от индивидуальной воли, затем развилось учение о мистической любви с использованием символики классической персидской поэзии. Так, в суфийской поэзии в аллегорических и метафорических выражениях воспевались идеалы мусульманских мистиков, при этом Аллах назывался возлюбленной, а под любовью подразумевалась любовь к Богу. Суфизм многое воспринял из других религий – христианского отшельничества, буддизма, зороастризма и др. Суфисты призывали познать единство Вселенной в Боге не умом, а сердцем (ср. «правильное знание» в буддизме), признавали равенство всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относительность добра и зла, способность слияния с Богом в моменты медитаций и экстаза и т.д. Своей мягкостью, открытостью к другим традициям суфизм оказался притягательным для многих выдающихся представителей арабо-мусульманской культуры и оказал огромное влияние на все области духовной жизни мусульманского Востока.

ШАРИАТ – (от араб. Шариа – «праведный путь») – система мусульманского права, регулирующая общественную и личную жизнь мусульманина. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома картинами, вступление в брак с иноверцами, если последние не примут ислам, и т.п.

Слайд 2

Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покоренных народов, связать их воедино и развить на основе Корана и арабского языка

Слайд 3

Мусульмане считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными.

Слайд 4

При наиболее известных мечетях были открыты высшие мусульманские школы – медресе (в переводе с арабского – «место, где изучают»). Первые медресе возникли в X в. в Средней Азии и Иране, а затем распространились по всему мусульманскому миру. Часто были не только духовными, но и культурными, научными центрами. Медресе Шердор. Самарканд Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак

Слайд 5

Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата

  • Слайд 6

    Развитие получили те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия, а также медицина, литература, архитектура

    Слайд 7

    Развитие географических знаний

    Арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Книга «Города и страны» историка-географа аль-Якуби является одним из первых сочинений о географии. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и в европейские страны.

    Слайд 8

    Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник Ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. до сих пор изучается европейскими исследователями. Арабская карта мира «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабская пословица

    Слайд 9

    Арабское судно. Миниатюра Хlll в. Арабская астролябия. Хl в. Арабские корабли были надежны, а карты и навигационные приборы отличались точностью. Они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана, и от Африки до Руси.

    Слайд 10

    Астрономия

    На территории арабского халифата существовало много обсерваторий: в Дамаске, Самарканде, Каире, Фесе, Толедо, Кордове и других городах. Сборник наблюдений, составленный в обсерваториях Багдада и Дамаска, был включён в трактат, называемый «Проверенные таблицы». Их наблюдения за днями равноденствия с достаточной точностью позволили зафиксировать длину года.

    Слайд 11

    Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить размеры земного шара, описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль-Бируни высказал гениальную догадку, что Земля движется вокруг Солнца. Иллюстрация из книги Аль-Бируни. Показаны разные фазы Луны

    Слайд 12

    Математика

    Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике. Памятник аль-Хорезми. Тегеран. Иран

    Слайд 13

    Медицина

    Ибн Сина (~ 980–1037) Философ, врач Ибн Сина (лат. Авиценна) - среднеазиатский философ, врач, естествоиспытатель и поэт. Его основные труды - философская энциклопедия «Книга исцеления» и труд по медицине «Медицинский канон» - получили широкое распространение на Востоке, были переведены на латинский язык и пользовались большой популярностью на Западе.

    Слайд 14

    Копия рукописи «Канон врачебной науки» Ибн Сины 1030 года Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

    Слайд 15

    Могила Авиценны в Хамадане, Иран Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456.

    Слайд 16

    Литература

    Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Страница из Корана

    Слайд 17

    Наиболее известным памятником арабской литературы является сборник «Тысяча и одна ночь». В сборнике сказок «Тысяча и одна ночь» выделяется несколько частей: волшебные сказки индийского или персидского происхождения; 2) истории, связанные с Багдадом, халифом Харуном аль-Рашидом и его визирем Джафаром; 3) «городские» сказки. В собрание также вошли повествования, которые возникли и стали известны как отдельные произведения, в их числе сказка о приключениях Синдбада Морехода, история о мудром Хайкаре, повесть о рыцаре аль-Нумане и т. д.

    Слайд 18

    В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. При Харуне ар-Рашиде в Багдаде был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные. «Книги – сады для ученых» Арабская мудрость

    Слайд 19

    «Красота человека в красоте его письма» Арабская мудрость Каллиграфия – искусство красивого написания букв и слов. В искусстве орнамента арабы достигли таких высот, что он получил название «арабеска». Калам – тростниковое перо для письма

    Слайд 20

    Фирдоуси

    Персидский эпический поэт X–XI вв., автор великой эпической поэмы «Шах-наме». В поэме повествуется о сотворении мира, становлении и развитии человеческого общества на Земле, о борьбе добра и зла. Фирдоуси читает "Шах-Намэ" Махмуду Газневи Картина В. Суренянца, 1913 год 940-1020

    Слайд 21

    Омар Хайям

    Сын ремесленника-портного, сумевший стать «царем философов Запада и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» – обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звездное неба. Создал очень точный солнечный календарь и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя. 1048-1131

    Слайд 22

    «То, что Бог нам однажды отмерил друзья, Увеличить нельзя и уменьшить нельзя. Постараемся с толком истратить наличность, На чужое не зарясь, взаймы не прося» "От земной глубины до далеких планет Мирозданья загадкам нашел я ответ. Все узлы развязал, все оковы разрушил, Узел смерти одной не распутал я, нет!»

    Слайд 23

    Архитектура

    Мечеть Омейядов в Дамаске В Средние века мусульмане считали ее одним из чудес света. Построена на месте древнеримского храма Юпитера.

    Слайд 24

    После взятия Иерусалима арабами по приказу халифа Омара на Храмовой горе, которая в древности почиталась как центр мира, была построена мечеть «Купол Скалы»

    Слайд 25

    Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV вв. Массивные стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.

    Слайд 26

    В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” – возможно произошло оно от цвета кирпичей, из которых выложена стена замка, но есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок - отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”

    Слайд 27

    Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. Начало XV века Мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана в Самарканде Гур-Эмир был построен в 1404 г. Мозаика, собранная из светло- и темноголубыхглазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.

    Слайд 28

    Значение культуры стран Арабского халифата

  • Слайд 29

    Использованные ресурсы

    Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г. CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом – 000 «1С-Паблишинг», 2009 ЗАО «1С», Москва Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова http://islam-today.ru/images/small/5624.jpg http://www.namaste.org.ua/images/photoalbum/album_22/church_88_t2.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC_%CC%F3%E4%F0%EE%F1%F2%E8 http://gallerynikole.bestpersons.ru/feed/post31721027/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:IbnSinaCanon3.jpg?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E1%ED_%D1%E8%ED%E0 http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_%28detail%29.JPG?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0_%D5%E0%E9%FF%EC http://open.az/uploads/posts/2012-08/1343967819_1343942453_img_6840.jpg http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1065453

    Посмотреть все слайды

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    План

    Введение

    1. Возникновение ислама и Арабского халифата

    2. Научные достижения

    3. Философия

    4. Литература

    5. Изобразительное искусство и музыка

    6. Архитектура

    7. Быт и нравы арабов

    Заключение

    Список литературы

    арабский халифат культурный религия

    Введение

    Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой, провозглашенной в VII в. пророком Мухаммедом, новой монотеистической религии - ислама - распространил свою власть на обширном пространстве от Среднего Поволжья на севере - до Мадагаскара на юге, от атлантического побережья Африки на западе - до тихоокеанского побережья Азии на востоке. Халифат, впервые после эпохи Александра Македонского объединивший эллинистическое средиземноморье с индоиранским миром, стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век» на этой почве цивилизации пришелся на IХ-ХII столетия, когда именно она стала определять уровень мировой культуры, как материальной, так и научно-философской.

    Культура народов Арабского Востока на протяжении длительного исторического пути объединялась общими философско-этическими воззрениями и религией, единым высокоразвитым литературным языком, что позволило этим народам создать также единую классическую литературу, науку и искусство.

    Арабы и многочисленные народы халифата были создателями величайшей культуры и цивилизации, исходной точкой и основанием которой был духовный феномен ислама.

    Своеобразие ислама заключается в том, что он - не только религия, но и целостная культура и образ жизни многих средневековых и современных народов. Все части Арабского халифата были организованы на основе моральных принципов и правовых установок ислама. Мусульманская религия существенным образом способствовала развитию философии, образования и различных наук, а также созданию утонченной художественной культуры. Поскольку ислам основывал силу своего воздействия на слове, в арабо-мусульманской культуре доминировала словесность.

    Культура стран Арабского Востока - это блестящая проза и изящная поэзия, это университеты и медресе, это - огромные библиотеки с сотнями тысяч томов. Это - замечательная архитектура дворцов и мечетей. Это - великолепное искусство арабской каллиграфии и знаменитая арабеска. Вследствие запрета Корана на изображение живых существ в средневековом искусстве ислама слабо развивалась сюжетная живопись и отсутствовала скульптура.

    Культура стран Арабского халифата создавалась не только арабами, но и покоренными ими, исламизированными народами. Поэтому в арабской культуре велика роль внешних влияний. В свою очередь ислам оказал большое влияние на страны средневекового Востока. Ислам сделался религией подавляющего большинства населения Месопотамии, Египта, Сирии, Ирана, Афганистана, государств Средней Азии и др. Арабо-мусульманская культура оказала огромное влияние и на цивилизацию средневековой Западной Европы. Через посредство арабов европейцы вновь открыли для себя «античную мудрость». Благодаря арабским ученым и переводчикам, на арабский язык, а затем и на латынь, были переведены и прокомментированы сочинения выдающихся античных философов, риторов, писателей и поэтов, составившие бесценное греко-римское культурное наследие. Арабы помогли Европе усвоить ее античные корни.

    1 . Возникновение ислама и Арабского халифата

    Ислам (мусульманство) - одна из трех мировых религий - возник в VI-VII в. н. э. на Аравийском полуострове. В первые века нашей эры население Аравии составляли, в основном, кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе - «лихой наездник»). Воинственные арабы тогда не знали государственной организации и жили племенным строем. Их главным занятием была торговля, а также грабежи караванов, передвигавшихся вдоль берега Красного моря - из Индии в страны Средиземноморья. В доисламской Аравии почти не было городов, исключение составляли лишь богатые торговые города Мекка и Ясриб, где сложился племенной союз курейш. Первобытнообщинному строю арабов и их племенной раздробленности соответствовало многобожие. Арабы поклонялись многим божествам и духам, а также силам природы, небесным светилам, деревьям, большим камням (бетилам), почитали умерших предков.

    К VI в. в среде арабов усилился процесс разложения патриархальных общественных отношений и социального расслоения. В основе его лежали как внутренние объективные причины - формирование классового общества и зарождение государства, так и внешние - опасность со стороны сильных соседей, прежде всего Византии и Ирана. В результате среди разрозненных арабских племен возникли тенденции к объединению и складыванию племенных союзов. Одновременно происходила и централизация религиозных культов. Постепенно из множества племенных богов выделяется один общеарабский бог - Аллах и формируется единый религиозный центр - храм Кааба в Мекке. Так в Аравии возник ислам. Он был новой идеологией, отразившей существенные изменения в арабском обществе, а также играл роль организационного обеспечения потребностей караванной торговли. Провозвестником новой веры стал мекканский купец из рода курейш Мухаммед (Магомет, около 570-632), которого арабы считают пророком и посланником Аллаха. Согласно преданию, когда Мухаммеду было около 40 лет, ему явился Аллах и заставил его повторять слова священной книги. Впоследствии истины, полученные пророком от Бога, составили Коран - величайший памятник арабо-мусульманской культуры.

    Ислам - это религия, выросшая из таких традиционных монотеистических религий как иудаизм и христианство. Между исламом и двумя последними религиями имеется много сходных черт. С точки зрения мусульман иудеи и христиане не считаются язычниками. В частности, ислам признает, что Бог неоднократно посылал на землю пророков, о которых рассказано в Библии - Авраама (Ибрахим), Моисея (Муса), Иисуса (Иса) и др. Однако только Мухаммед - последний пророк, явившийся для того, чтобы исправить ошибки своих предшественников и людей, исказивших смысл Откровения, т.е. истинное знание о Боге.

    Один из важнейших отличительных признаков ислама - строгий монотеизм. В этом отношении ислам радикально противопоставил себя христианству с его учениями о троичности божества и боговоплощении. В исламе Аллах - единый и единственный бог, имеющий абсолютную и безусловную ценность. Весь окружающий мир обязан своим существованием воле Аллаха, которая бесконечно превосходит по своей мощи человеческую, поэтому от человека требуется только безусловная покорность. В отличие от христианства ислам запрещает изображать Бога, а также всех живых существ. Характерной чертой исламского менталитета является фатализм - вера в божественное предопределение.

    В основе ислама лежат «пять столпов веры». Мусульманин должен верить в единственность Аллаха и в то, что Мухаммед является его пророком и посланником. Все мусульмане должны молиться пять раз в день (намаз), соблюдать ежегодный пост (ураза), совершить хотя бы один раз в жизни паломничество в Мекку (хадж), и, наконец, уплачивать особенный налог в пользу бедных и мусульманской общины. Ислам признает существование ангелов и злых духов (джиннов), рая и ада, воскрешение мертвых, Страшный Суд и пр. Достаточно простые догматы и положения ислама были быстро и безболезненно восприняты всем населением Аравии.

    Важнейшей особенностью исламского менталитета является неразделенность религиозного и светского, сакрального и земного. Ислам выступает одновременно и как религия, и как закон, и как образ жизни, т.е. как принципы, организующие и определяющие социальные структуры, и мораль исламского общества. На Коране присягают и дают клятвы, на его положениях основывается законодательство исламских государств. Изучение Корана является обязательной дисциплиной в мусульманских учебных заведениях. Жизнь и быт каждого мусульманина, их образ мыслей, взаимоотношения с другими членами мусульманской общины строго регламентируются Кораном, Сунной пророка и шариатом.

    Характерной чертой исламского менталитета является джихад - борьба за чистоту и распространение ислама, и расширение контролируемых территорий.

    Особенностью ислама является также и то, что он содержит конкретные указания, касающиеся принципов и механизмов государственного управления. Согласно исламской доктрине власть и законы происходят от Аллаха, поэтому не следует противопоставлять светскую и религиозную власть. Все мусульмане считаются равными перед Аллахом и, следовательно, перед светскими законами, но т.к. законодательная власть принадлежит Корану, то государственная власть оказывается одновременно и гражданской и религиозной. Такую форму власти представлял халифат, который в средние века был концепцией исламской государственности.

    В отличие от основателей других религий, в исламе Мухаммед выступает не только как проповедник и пророк, но и как военачальник и правитель. После бегства Мухаммеда из Мекки в 632 году (этот год считается первым годом мусульманского летоисчисления), он переселяется в Ясриб (переименованный в Медину - город пророка). Оттуда Мухаммед со своими подвижниками отправился на «ратные подвиги» - он отвоевал Мекку, ставшую культовым центром ислама, и захватил большую часть Аравии. Завоевания Мухаммеда положили начало исламскому государству. В Медине была построена первая мечеть и сформированы основные положения исламского вероучения и культа.

    Халифы («заместители», «преемники» пророка), к которым перешла власть после смерти Мухаммеда, были и светскими и духовными правителями, а государство, которое они создали, получило название Арабский халифат.

    Уже при первом халифе - Абу Бекре - началась активная завоевательная политика - выход ислама за пределы Аравии. Первыми объектами арабской экспансии стали византийские владения - Сирия, Палестина и Месопотамия (нынешний Ирак). Они послужили исходным плацдармом для двух волн широкого наступления арабов.

    Первая волна шла в западном направлении и охватила Египет и северную Африку. После покорения Египта, Карфагена, Марокко, Алжира и других африканских областей, арабам подчинились крупнейшие острова Средиземного моря - Кипр и Родос. Из Африки арабы переправились на Пиренейский полуостров (711г.). Войско мусульман возглавлял полководец Тарик, именем которого был назван Гибралтарский пролив (Гебель ал-Тарик - «Скала Тарика»). Арабы прошли весь Пиренейский полуостров (с юга на север). После арабского завоевания там возникла блестящая культура Кордовского халифата. Затем, перейдя Пиренеи, арабы вступили на территорию южной Галлии (Франции). Но в 732г. франкский король Карл Мартелл в битве при г. Пуатье разбил арабов и заставил их отступить.

    Вторая волна арабской экспансии шла в восточном направлении и охватила Иран, Афганистан, Среднюю Азию, Восточное Закавказье и Западную Индию. В начале 13в. арабы заняли Малую Азию, а к середине этого столетия дошли до границ Индии и Китая.

    Вместе с завоеваниями арабов произошло широкое и быстрое распространение ислама, а также ускорилось взаимодействие и взаимообогащение разных культур. В руках арабских халифов оказались огромные земли и несметные богатства, что сделало Арабский халифат крупнейшим и могущественным государством, объединившим Восток и Запад. В руках арабов оказался также важнейший торговый путь почти во всю длину Старого света - от Атлантического океана до Гималаев и Китая.

    История Арабского халифата делится на два периода: халифат Омейядов (середина VII в. - 750 г.) и халифат Аббасидов (750-1258 гг.). Во время правления династии Омейядов, происходивших из богатого рода мекканских купцов, столицей халифата был г. Дамаск в Сирии. В 750г. власть в халифате перешла к Аббасидам, ведущим свое происхождение от ближайших родственников Мухаммеда. Столицей халифата при Аббасидах был г. Багдад на реке Тигр. На это время падает наивысший расцвет арабо-мусульманской цивилизации и культуры (IХ - ХII вв.). Концом Арабского халифата и арабо-мусульманской культуры считается 1258г., дата завоевания Багдада монгольскими войсками.

    Арабо-мусульманская культура создавалась многими народами: арабами, сирийцами, персами, греками, иудеями, коптами, испанцами, индийцами, народами Средней Азии. Произошел своеобразный синтез собственно арабской (доисламской) культуры, культурных традиций великих цивилизаций древности и культуры ислама. И хотя каждая из частей халифата обладала местными культурными особенностями, теперь все культурные ценности, пронесенные через века и тысячелетия, стали выражаться по-арабски. Именно арабский язык и ислам послужили основой для арабизации культуры нового государства. Поэтому арабо-мусульманская культура, несмотря на множество наслоений, в главном оставалась единой. Этим связующим звеном был ислам.

    Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, который неразрывно связан с Кораном. Ведь священная книга ислама, по мнению правоверных мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). С этого началось взаимодействие этих двух существенных составляющих арабо-мусульманской культуры. Так, под влиянием необходимости комментировать Коран весьма сильно развивались филологические исследования арабского языка. В свою очередь Коран способствовал расширению сферы распространения и усилению позиций арабского языка везде, где появлялись арабы и обращенные ими в ислам представители других народов. Потому что все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать.

    И как «чудом» считали арабы (и мусульмане) представление миру Корана на арабском языке, так и «чудом» предстает перед нами поразительное развитие арабского языка, который из языка бедуинов пустынной Аравии в течение неполного века превратился в официальный язык ученых и философов.

    Когда простые бедуины вышли из Аравийской пустыни в первой половине VII в. для завоевания соседних стран Востока и Запада, то они понесли с собой свой язык, язык древнеарабской поэзии, язык Корана.

    Он был еще суровым, не обработанным филологами, но потенциально богатым для дальнейшего развития. Они несли с собой свою религию - ислам, который их сплотил в единый боевой строй и объединил идеологически. Арабский язык и Коран - два основных элемента рождающейся новой арабо-мусульманской цивилизации и культуры: наука, философия, искусство и другие проявления арабской и мусульманской культуры несут на себе печать этих двух факторов.

    Арабский халифат оказался сравнительно непрочным конгломератом различных народов, которые к тому же повели упорную борьбу против завоевателей - арабов. Уже в начале Х века халифат практически распался на ряд эмиратов, управляемых местными династиями: отделились Кордовская Испания, наместники Африки и Египта. Территория халифата Аббасидов составила только половину прежнего халифата.

    Однако культурная общность мусульман не только не исчезла с распадом халифата, но сохраняется и по сей день. Продолжалась и исламизация новых территорий - ислам приняли казахи, некоторые народы северного Кавказа, татары, башкиры, население Индонезийского архипелага, Малаккского полуострова и юга Филиппин.

    2 . Научные достижения

    Велик был вклад арабов и арабо-язычных народов в мировую научную и философскую мысль: ведь в эпоху средневековья наука развивалась только на Востоке и главным образом в странах Арабского халифата.

    Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети - своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.) и знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар. При каждой мечети имелись библиотека, школа или академия. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги - сады ученых».

    Центром развития наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-запад Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие ученых стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Западная Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только в арабском переводе дошли до нас «Механика» Герона и многие трактаты Архимеда. Через носителей Арабской культуры в европейский обиход вошли многие технические новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии.

    IХ-ХI вв. - период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география. В связи с распадом Халифата на отдельные государства наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-арабской культуры - Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца ХI в. в обсерватории трудился персидский и таджикский поэт, учёный Омар Хайям (около 1048 - после 1122), писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала ХI в. функционировал «Дом знания», в котором работали астроном Ибн Юнус (950-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965-1039); в 1004 здесь была построена обсерватория. На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинение на арабском языке, посвященное арифметике, - трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль-Хорезми (IХ в.). В ХV в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В сочинениях Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного аль-Бируни (973-1048, по другим данным - после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина Туей (1201-80, по другим данным - 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма - теорию и классификацию кубических уравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Бируни, Каши и др. Большой интерес представляют геометрический трактат братьев «сыновей Мусы» («бану Муса»), сочинения Абу-ль-Вефы по практической геометрии, трактаты Ибн Курры (около 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, исследования ан-Найризи, Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теории параллельных линий. Математики стран ислама превратили плоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математическую дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туей были введены все шесть тригонометрических линий в круге, установлены зависимости между тригонометрическими функциями, исследованы все случаи решения сферических треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различные тригонометрические таблицы, отличавшиеся большой точностью.

    Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийских астрономических сочинений - сиддхант. Центром переводческой деятельности был «Дом мудрости» и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы индийских астрономических трактатов были сделаны аль-Фазари - отцом (умер около 777) и сыном (умер около 796), и Якубом ибн Тариком (умер около 96). Отправляясь от греческих методов моделирования движения небесных тел и индийских расчётных правил, арабские астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естественнонаучных знаний. Широкое распространение получили зиджи - собрания таблиц и расчётных правил сферической астрономии. До нас дошло около 100 зиджей 13-15 вв. Около 20 из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина Туей в Мараге, Каши в Самарканде и др. Значительной точности добились арабские астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (IХ в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Продолжалась дальнейшая разработка наследия античной механики (трактат Ибн Курры о рычажных весах - корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини об определении удельных весов металлов и минералов). Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина. Многие учёные работали в области минералогии (сочинения Бируни, Хазини, учёного и врача ар-Рази). Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в «Каноне Масуда», «Минералогии» Бируни, в «Книге знания» Ибн Сины. «Оптика» Ибн аль-Хайсама была широко известна в Западной Европе. Большие успехи были достигнуты в медицине. «Канон врачебной науки» Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской практике, как на средневековом Востоке, так и в Западной Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази (864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии. Некоторое развитие получили химия и ботаника.

    По обилию географических сведений, разнообразию жанров и количеству произведений арабской географии литература не имеет аналогии в средневековой географии. Арабские географы и путешественники оставили описание всего мусульманского Востока, а также ряда стран, в том числе Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост. Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о многих народах средневековья. Характерным для арабской географической науки является то, что в своих теоретических построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географической теории. Картографический материал обычно воспроизводил карты Птолемея или схематические карты, восходившие к древнеиранским прототипам. Географические представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление на рубеже VIII-IХ вв. переводов и обработок астрономо-географических трудов античных авторов, особенно Птолемея, положило начало арабской научной географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферической астрономии. Высшим достижением этой отрасли арабской географии наряду с трудами Баттани и Хорезми являются астрономо-географические и геодезические сочинения Бируни. В IХ в. появились и первые образцы описательной географии: сочинения Ибн Хордадбеха (около 820 - около 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я половина Х в.), аль-Якуби (умер 897 или 905), а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастические и реальные сведения о странах и народах за пределами Халифата (сборник Абу Зайда ас-Сирафи, начало Х в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, Х в., Абу Дулафа, Х в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, умер 1170, Ибн Джубайра, умер 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриарха Макария Антиохийского и др.). Расцвет арабской географической литературы падает на Х в. Особенно значительными были труды представителей классической школы арабской географии, посвященные описанию торговых путей и областей мусульманского мира и содержащие богатейший географический и историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, Х в., аль-Мукаддаси, 946/947 - около 1000). В ХI-ХIV вв. возникли жанры географических словарей и общих описаний Вселенной - космографии, суммировавшие накопленный ранее географический материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, умер 1094, космографии аль-Казвини, умер 1283, ад-Димашки, умер 1327, Абу-ль-Фиды). В Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161). Его сочинения с 70 картами считалось лучшим географическим трактатом в средние века. Помимо описания мусульманского Востока, оно содержит разнообразные сведения о странах и народах западной и восточной Европы. Последующее развитие географии шло преимущественно по линии создания обширных компиляций, особенно космографий и историко-топографических описаний отдельных городов и стран (например, сочинения аль-Макризи). Большую ценность представляют географические разделы в сочинениях ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калькашанди и др. Крупным вкладом в арабскую географическую науку явились труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн Маджида и аль-Мехри, обобщившие теорию и многовековую практику арабского мореплавания.

    Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже VIII-IХ вв. Первые записи исторического содержания относятся к концу VII в. Материалом для ранних памятников исторической литературы на арабском языке послужили историко-генеалогические предания арабских племен, полулегендарные сообщения о доисламских государствах в Южной Аравии и об арабских княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религиозно-исторические предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в арабской историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранического представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульманских генеалогов и экзегетов, связавших генеалогическое дерево арабов с библейской «таблицей народов». Значительную роль в создании историографии сыграли развитие астрономических знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иранского историко-эпического предания (переводы «Книги царей» сасанидского Ирана), а также апокрифических иудейско-христианских преданий. Средневековая арабская историография исходит из теологического истолкования хода всемирной истории как осуществления божественного замысла в отношении человеческого рода. В то же время она признает ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении историческим опытом. Идею о дидактической ценности истории, принятую большинством мусульманских историков, особенно четко сформулировал Ибн Мискавайх (умер 1030). Арабские историки не пошли дальше повествовательной истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению исторических событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества. Предшественниками профессиональных арабских историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (умер 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (умер около 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарриджас-Садуси (умер 811), Сухайм ибн Хафс (умер 806), Мусаб аз-Зубайри (умер 851), Зубайр ибн Баккар (умер 870), Ибн Хазм (умер 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии был Мухаммед аз-Зухри (умер 741), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политической истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о военных походах Мухаммеда. Первое большое историческое сочинение на арабском языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхана (около 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823), Ибн Сада (умер 845), поздние компиляции Ибн Сайд ан-Наса, Нураддина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в средние века агиографическая литература, большей частью фантастические рассказы о пророках и мусульманских святых. Для 2-й половины VIII - середины IХ вв. характерно преобладание исторических трудов, посвященных отдельным событиям главным образом из истории арабских завоеваний и гражданских войн в Халифате VII - начале VIII вв. (Абу Михнаф (умер 774), Абу Убайда (умер около 824) и особенно аль-Мадаини (умер около середины 9 в.). Центром арабской историографии надолго стал Ирак. Со 2-й половины IХ в. появляются сочинения, объединяющие накопленный материал в связное историческое повествование. Наиболее значительными были труды аль-Белазури (около 820 - около 892); Абу Ханифы ад-Динавери (умер около 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (IХ - 1-я половина ХI вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской общины, описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (умер 956 или 957), Хамзы аль-Исфахани (умер во 2-й половине Х в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн аль-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков IХ-Х вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедический характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).

    В связи с формированием местного политического самосознания в государствах, сложившихся на территории Аббасидского халифата, в историографии со 2-й половины Х в. преобладают династийная и местная хроники, авторами которых становятся главным образом придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т.п.), а не историки-ученые. Получили развитие биографические хроники, посвященные истории секретарей, везиров (например, аль-Ажахшийари, умер 943; Хилаль ас-Саби. 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, умер 918; аль-Кинди, умер 961; аль-Хушани, умер 971). Местную историографию представляют труды по истории отдельных городов, областей и провинций, например истории Мекки - аль-Азраки (умер около 858), Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20 - 893), Египта - Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульманской Испании - Абд аль-Малика ибн Хабиба (около 796-853). Особого внимания заслуживает историческая энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (умер во 2-й половине Х в.), в которой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и литературе южной Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода главное внимание отведено биографиям местных политических и религиозных деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографических сочинений характерно соединение анналов с политической биографией. Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-1071), Дамаска - аль-Каланиси (умер 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Одно из главных мест в арабской историографии занимает собственно биографическая литература: общие биографические словари Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97 - 1363), своды биографий деятелей в области философии, медицины и естественных наук Ибн аль-Кифти (1172-1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Исторические сочинения на арабском языке писали не только в арабских, но и в других странах мусульманского Востока, в том числе в Индии, Иране, Турции и в восточной Африке. Эпоха турецкого господства (ХVI - начало ХХ вв.) представлена главным образом эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографическим и историко-библиографическим сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92 - 1632) и биографическое сочинение египетского историка аль-Хафаджи (умер 1659).

    3 . Философия

    Основным содержанием истории средневековой арабской философии явилась борьба восточных перипатетиков, исходивших из эллинистического наследия, и сторонников религиозно-идеалистических учений. Предыстория возникновения на арабском Востоке собственно философской мысли относится ко 2-й половине VIII в. и связана с мутазилитами, ранними представителями рационального богословия (калама), которые, начав с обсуждения вопросов о божественных атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религиозной проблематики, но и подрывавших веру в некоторые основные догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положительных атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нeм, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорического толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитов была распространена идея атомарного строения мира. Т.е. они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков. В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874 - 935/936), направивших рациональную теологию в русло философской защиты догматов о божественном провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин «калам» и главным образом ее представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следственных отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение.

    В противовес, как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульманского мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистического пантеизма. Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена аль-Газали (1059-1111) - крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. В своей критике «еретических» и «противоверных» взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистическим суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистическую теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн аль-Араби (1165- 1240). В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие античные учения, в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточными перипатетиками открывали возможность для атеистических и даже материалистических концепций. Так, положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорические толкования догматов ислама. Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди (около 800 - 879), который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств, разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой «отдаленной причине», развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологические и гносеологические идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божественного провидения. В 12 в. центр философской мысли перемещается на Запад мусульманского мира - в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистического озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в философской робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорической форме концепцию двойственной истины. Однако своей вершины андалусская, а вместе с ней и вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоятельное философское учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековой философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойственной истины. Другим крупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории. Арабская философия обрела вторую жизнь в Европе - в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда) и других борцов против официальной идеологии католицизма.

    4 . Литература

    Блестящим достижением художественной культуры арабского мира является великолепная литература. Именам и произведениям на арабском и персидском языках поистине нет числа.

    Наиболее ранним и выдающимся памятником арабской литературы и исламской духовной культуры в целом является Коран (в переводе с арабского - «чтение вслух»). Авторство Корана приписывается Мухаммеду. Первые записи этой книги появились сразу после смерти пророка, а при халифе Османе (вторая половина VII в.) текст Корана был отредактирован и утвержден в качестве канонического. Значение Корана не ограничивается только религиозной стороной. Коран запечатлел и отзвуки древней истории Ближнего Востока, и элементы психологии, религии и мифологии языческой арабской культуры, а также процесс становления в Аравии единобожия и новых этических и правовых норм ислама.

    Арабская средневековая литература - это, прежде всего, утонченная и изысканная поэзия. Она отдавала явное предпочтение коротким размерам и была представлена многими жанрами.

    Касыда - основная композиционная форма арабской поэзии, любовная и пейзажная лирика, в которой выдерживается одна рифма.

    Кыта - стихотворение из 8-12 строк панегирического или, наоборот, осуждающего характера.

    Рубаи - стихотворный афоризм философского характера из 4 строк, выражающий законченную мысль.

    Газель - лирическая любовная песня.

    Хамрийат - застольная песня.

    Зухдийат - лирическое стихотворение - молитва и другие.

    В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII-X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях. Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению. Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747-762 - между 813-815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов. Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры». Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы. Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973-1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»).

    В X-XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи. Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи.

    В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII-IX вв.: в этот период, быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских деятелей науки и культуры относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

    5 . Изобразительное искусство и музыка

    Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык. Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства. Условность «языка» средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения.

    Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи. В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание. Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, условно.

    В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора. Орнамент - «музыка для глаз» - играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих - линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента - текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Одна из основных особенностей изобразительного искусства средневекового Арабского Востока, (в отличие, например, от изобразительного искусства европейского Средневековья), состояла в том, что скульптура и живопись, как правило, носили чисто декоративный характер и являлись орнаментальным дополнением архитектуры.

    В поисках религиозно-культурной самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Тем не менее, пророк Мухаммед терпимо относился к таким музыкальным жанрам, как военные, паломнические и праздничные песни. Более того, уже в начале своего пребывания в Медине пророк учредил азан - призыв к молитве, исполняемый гармоничным человеческим голосом. Позже он завещал верующим «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило основу искусству таджвида - мелодической рецитации Священного Писания.

    Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. Ночами в период Рамадана (месяц поста) исполнялись специальные мелодии - фаззарийат , а по случаю дня рождения Пророка (мавлид) - гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни.

    Особенно популярна была музыка в суфийских орденах. Главным элементом религиозной практики суфизма стал зикр - ритуальное упоминание имени Аллаха. Ритуал зикра сочетался с определенными телодвижениями, а в некоторых братствах проходил под барабанный бой. На подобных «собраниях» обычно распевали любовные и застольные стихи, нередко сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах, в частности струнных. Так ритуал зикр развился в практику сама , подчас включающую в себя экстатическую пляску.

    ...

    Подобные документы

      Архитектура и искусство древних южноарабских государств. Влияние религии на культуру. Взаимодействие арабской и иранской культуры, влияние на развитие средневекового искусства ислама. Специфика развития изобразительного искусства стран арабского Востока.

      реферат , добавлен 12.03.2013

      История арабского халифата и особенности его культуры. Развитие науки - математики, физики, химии, медицины, географии. Шедевры арабской архитектуры: Кааба, мечеть в Кордове, дворец в Альгамбре. Великие деятели культуры - Фирдоуси, Навои, Ибн-Сина.

      презентация , добавлен 01.04.2013

      Становление и особенности арабо-мусульманской культуры, ее связь с зарождением и укреплением Арабского халифата. Возникновение и распространение ислама, его важнейший принцип – монотеизм. Своеобразие арабо-мусульманской архитектуры, роль культа знаний.

      реферат , добавлен 12.06.2010

      Средневековая культура Арабского Востока. Формирование мусульманского теократического государства. Арабская культура, язык, литература, наука, архитектура и искусство. Быт и нравы арабов. Положение мужчины и женщины. Мифология Арабского Востока.

      реферат , добавлен 02.05.2009

      Предпосылки возникновения Ислама. Коран и философия как отличительная особенность арабо-мусульманской культуры. Особенности исламской религиозности, развитие арабской философии. Влияние европейской философии и культуры на творчество арабских мыслителей.

      презентация , добавлен 15.03.2012

      Общая характеристика мусульманской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия. Социально-политическая и экономическая системы средневекового арабского государства. Художественная культура арабского Востока.

      курсовая работа , добавлен 15.11.2014

      Исторические корни, основные концепции и догматы ислама. Проблема халифата и имамата. Отражение философских традиций мусульманской культуры в работах Фараби, Ибн Синоя и Ибн Рушда. Раскрытие художественной культуры исламского мира в творчестве О. Хаяма.

      контрольная работа , добавлен 04.11.2013

      Арабский Восток как родина ислама. Пророк Мухаммед. Арабская культура. Развитие литературы, науки, культуры, архитектуры. Кааба как святыня арабской культуры. Мечеть в Кордове, дворец в Альгаморе. Мирабу как ориентированная на Каабу священная ниша.

      презентация , добавлен 03.10.2017

      Возникновение ислама как фундамента арабо-мусульманской культуры, основные его направления, роль Корана. Особенности мусульманского вероучения и философии, исламская словесность и художественная культура. Распад халифата и новое возрождение Востока.

      контрольная работа , добавлен 14.10.2010

      Понятие и особенности мусульманского искусства. Изобразительное искусство, архитектура и зодчество Ислама. Огромное значение орнамента. Выдающиеся памятники религиозного зодчества Ислама. Легенда создания Тадж-Махала, красота, воспевающая любовь.