Когда люди превращаются в толпу. Массовое скопление людей

Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных установлений и табу. Что здесь проявляется, так это примитивные, но сильные импульсы и эмоции.

Толпу обычно подразделяют на четыре вида :

  • агрессивная толпа;
  • убегающая (спасающаяся) толпа;
  • алчущая толпа;
  • демонстрирующая толпа.

Во всех этих видах толпы много общих явлений:

  • деиндивидуализация, т.е. частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию;
  • чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм;
  • сильное ощущение правильности предпринимаемых действий;
  • ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.

В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств , происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.

Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам .

Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции :

  • толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха (если толпу облить водой или обстрелять);
  • толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, и др.

На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют.

Формирование толпы

Толпа — временное и случайное собрание индивидов любой национальности, профессии и пола вне зависимости от причины этого собрания. При известных условиях участнику такого собрания — «человеку толпы» — присущи совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов. Сознательная личность исчезает, а чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но собрание в таких случаях становится тем, что француз Г. Лебон (1841 — 1931) назвал организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.

Без сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей. По мнению французского социолога и психолога С. Московичи, массы представляют собой социальный феномен: индивиды «растворяются» под влиянием внушения, которое исходит от вождя. Социальная машина омассовления людей делает их иррациональными, когда люди, раздраженные каким-либо событием, собираются вместе и совесть индивидов не может сдерживать их импульсов. Массы увлекаются, подстегиваемые вождем («безумные ведут слепых»). В подобных случаях политика выступает как рациональная форма использования иррациональной сущности масс. Сказав «да» вождю, экзальтированная толпа меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придаст ей мужество переносить страдания и в то же время бесчувственность. Энергию, которую массы черпают в своих сердцах, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной разумом.

«Социальное вовлечение» может быть фактором, усиливающим поведенческий компонент. Например, уличные беспорядки, бунты, погромы и иные подобные агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, милиции или какой-либо «враждебной» группе), которые в обычных условиях проявляются лишь в вербальных оценках или настроениях. В подобных ситуациях усиливающим дополнительным фактором является феномен эмоционального заражения, возникающий в больших скоплениях людей, толпе.

Характеризуя коллективное поведение и роль , выделяют три типа формирования стихийных групп:

Толпа , которая образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, задержание правонарушителя и т.д.). При этом стихия, являясь основным фоном поведения толпы, приводит часто к его агрессивным формам. Если находится человек, способный возглавить толпу, в ней возникают очаги организованности, которые, однако, крайне нестабильны;

Масса — более стабильное образование с нечеткими границами, которая более организована, сознательна (митинги, демонстрации), хотя разнородна и достаточно неустойчива. В массе более значима роль организаторов, которые не выдвигаются спонтанно, а известны заранее;

Публика , которая обычно собирается для кратковременного совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика достаточно разобщена; ее специфической чертой является наличие психической связи и единой цели. Благодаря общей цели публика более управляема, чем толпа, хотя какой-либо инцидент может превратить ее действия в неуправляемые (скажем, поведение болельщиков на стадионе в случае проигрыша любимой команды).

Таким образом, под толпой понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса - несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее. Публика - это общность людей, которые являются потребителями одного и того же духовного и информационного продукта; в отличие от толпы публика объединена не на территориальной, а на духовной основе. Стихийные группы в целом — постоянный элемент общественной жизни на всех этапах ее развития, и их роль в развитии многих социальных процессов весьма значительна.

Поведение людей в социально неорганизованной общности

Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности наряду с публикой и массой — толпа.

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция, резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освещенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.

Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношений.

По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы :

  • случайная (оказиональная);
  • экспрессивная (совместно выражающая общие аффективные чувства — ликования, страха, протеста и т. д.);
  • конвенциональная (основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях);
  • действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую (возмущающуюся действиями властей).

Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения; нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.

Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника — групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений.

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, даже асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Так, ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.

Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.

Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению соционормативного уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.

во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация - типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии (например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. п.). По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза (подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения - концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. д.). Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа... в свою очередь, включает следующие подвиды - а) агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы» (А. П. Назаретян, Ю. А. Ширковин). Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической (одна из разновидностей толпы действующей) и т. д.

Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов.

Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «...каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. ...

Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. ...

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; ... и берут верх бессознательные качества.

Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1.

При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах.

Г. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров... характерно то, что боязнь оценки резко падает. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1.

Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, - «заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2. В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «...процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового взаимодействия или дополнительно к нему». При этом нередко «...заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы»3. Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов.

Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «...обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, - это восприимчивость к внушению. ... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. п.

Г. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. ... Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем»1. Хотя Г. Лебон употребляет слово «авторитетность», совершенно очевидно, что в психологическом плане речь идет именно об авторитарности.

К этому следует добавить, что при всей свойственной ей непредсказуемости толпа, в силу всех перечисленных особенностей, склонна почти исключительно к деструктивным и разрушительным действиям. Как известно, поводом к массовым беспорядкам и погромам, имевшим место в центре Москвы летом 2002 года, послужил проигрыш сборной России в матче со сборной Японии на чемпионате мира по футболу. Однако трудно себе представить, что при благоприятном для российской сборной исходе этого матча, пьяная толпа бритоголовых «патриотов» устроила бы на радостях веселый карнавал, по завершении которого мирно разъехалась бы по домам. Почти наверняка можно утверждать, что массовые беспорядки все равно имели бы место, правда, быть может, не в столь воинствующей форме. История самых разных эпох и обществ убедительно свидетельствует: любые попытки заигрывания с толпой и ее использование для достижения политических, идеологических и иных целей практически неизбежно приводят к трагическим и часто необратимым последствиям. Доведение этой идеи до сознания субъектов социального управления всех уровней является прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога.

Вместе с тем, поскольку толпа того или иного типа является объективным фактором жизни современного общества, проблемы взаимодействия с ней и воздействия на нее никоим образом не могут игнорироваться в социально-психологической практике.

Практический социальный психолог, профессионально ориентированный на работу с толпой, во-первых, должен психологически грамотно определять тип толпы, ее направленность, степень активности, потенциальных или уже выдвинутых лидеров, а во-вторых, должен владеть и уметь реализовывать наиболее эффективные технологии конструктивного манипулирования при работе со стихийно складывающимися большими сообществами людей.

ТОЛПА

основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно. Виды толпы: 1) случайная, 2) экспрессивная, 3) "конвенциональная", 4) действующая толпа. (Д.В. Ольшанский, с.426)

Каждому из нас приходилось наблюдать в реальности или читать в СМИ о действиях разъяренной, неуправляемой массы, которая становится причиной беспорядков, приводящих к гибели участников конфликта и другим разрушительным последствиям. Толпа — не просто скопление в одном месте группы людей, это единый организм, подчиняющийся деструктивным законам. В какой момент активность толпы перейдет к разрушительному сценарию, зависит от лидера движения, который может быть человеком случайным или какого-либо события.

Скопление людей может превратиться в разъяренную массу из-за стихийного бедствия, пожара, протестного митинга, спортивных соревнований. Характер проявления организма будет зависеть от призыва к действию стихийных лидеров, передающих участникам собрания первичный импульс.

Психология массового движения

Как правило, скопление людей превратившихся в толпу характеризуется: схожим интеллектуальным уровнем; одинаковой эмоциональностью, сформированной эффектом заражения, распространяющиеся как вирусное заболевание; иррациональным поведением; утратой личного мнения и чувства ответственности; ощущением коллективной общности.

Что сближает людей и делает их толпою?

  • Феномен «ровни» — это схожий социальный статус, интеллектуальный уровень.
  • Географическое соседство.
  • Общие ценности, интересы.
  • Компетентность в волнующем группу вопросе.
  • Переживание общего чувства — страха, паники, восторга, негодования, ненависть, печали.
  • Протестные настроения, общая идеология.

Известные примеры поведения толпы:

  • Бирюлево 2013 года

Массовые беспорядки, произошедшие 10 октября 2013года, в столичном районе Бирюлево, закончились погромами. Поводом для разжигания гнева толпы послужила насильственная смерть молодого русского парня Егора Щербакова. Причиной резонанса преступления стала национальность убийцы, который отличался неславянской внешностью.

Подогреваемые средствами массовой информации и заинтересованными лицами, высказывающимися против мигрантов, подростки, на почве неприязненного отношения к иностранцам устроили стихийный митинг, который закончился погромами.

Вооруженная бейсбольными битами, газовыми баллончиками, травматикой и холодным оружием группа, поджигала витрины, разбивала стекла магазинов, переворачивала автомобили. Националисты избивали встречавшихся им на дороге лиц неславянской внешности.

  • Алма-Ата 2013 года

Шествием по городу разъяренной толпы, закончился концерт популярного Кайрата Нуртаса. Слушатели собрались в центре «Праймз Плаза», чтобы послушать исполнителя. Массовое негодование вызвало недобросовестное выступление певца. По словам очевидцев, он исполнил один хит и скрылся в неизвестном направлении. Связаться с директором тура по телефону не удалось.

Последствиями беспорядков стали: арест 30 человек, сожженный кафетерий, перевернутый автомобиль участкового, разгром развлекательного центра. Пресекли шествие массы, прибывшие по вызову ОМОНовцы.

Впоследствии выяснилось, что владельцы ТРЦ «Прайм Плаза» самовольно, без согласования с администрацией города, организовали концерт, не позаботившись об обеспечении порядка.

  • Александров 1961 года

Стихийные действия толпы в городе Александров произошли из-за, казалось бы, мелкого конфликта местных жителей с сотрудниками правопорядка. Два изрядно подвыпивших солдата, приехавшие на выходные в город, были остановлены майором милиции. Вояки отреагировали на претензии сотрудника с негодованием, они отказались следовать с ним в отдел, началась перепалка. Молодых людей забрали в ОВД, вызванные на подмогу милиционеры.

Арест подвыпивших солдатов увидели местные женщины, которые рассказали о происшествии населению. Вокруг отдела быстро собралась толпа в количестве 500 человек, которая стала требовать освобождения узников.

Участники движения остановили машину милиционера, вытащив оттуда сотрудников, они начали их избивать, кто-то выкрикнул призыв, и толпа двинулась к отделу. Они стали выламывать двери и решетки, подожгли милицейский автомобиль и мотоцикл, избили командира пожарной команды, забросали камнями здание ОВД, разломали кабинеты, выбросили из окон мебель и сейфы.

Далее, участники беспорядков двинулись на штурм тюрьмы, в которой находилось 169 человек заключенных, из которых 82 были особо опасными. Разбушевавшаяся масса закидывала стрелявших в них милиционеров камнями, передвигаясь с помощью самодельных железных щитов.

Большую роль в ходе беспорядков сыграла социальная, векторная направленность толпы. Почти все участники погромов имели судимость и не испытали почтения к милиционерам. Дело в том, что Александров — населенный пункт, куда ранее высылали судимых граждан. Печально закончился день для грузчика Павла Зайцева, его приняли за сотрудника внутренних дел, парня настолько сильно избили, что понадобилась госпитализация его в больницу.

Беспорядки были остановлены вошедшей в город дивизией под командованием генерала Корженко.

  • Манежная площадь 2010 год

Психология называет показательными, для исследования феномена толпы, события на Манежной площади. Трагедия, повлекшая за собой беспорядки, случилась 6 декабря, когда в перепалке болельщиков «Спартака» погиб Егор Свиридов. Парень был убит гражданами кавказской национальности.

Преступление вызвало недовольство молодежи и стало причиной сбора на Манежной площади 5 000 человек. Группа в основном состояла из подростков, интересующихся футболом и националистов. По данным репортеров, в массовой драке пострадало более 30 подростков. Была задержана тысяча человек.

Эксперты, наблюдавшие происходящие события в прямом эфире, комментировали происходящее. Специалисты, изучающие феномен толпы, обсуждали проблему легкой управляемости массы, пытаясь донести до россиян высокий уровень опасности данного явления.

Психологи утверждают, что люди входящие в стихийную массу, объединяются в коллективный разум, с общим эмоциональным состоянием. Возбуждающее действие коллектива формирует ощущение безнаказанности и безответственности, человек чувствует себя винтиком в большом механизме, перестает рассуждать, подчиняется самым низменным инстинктам.

Как правило, психология отмечает, что из толпы со временем выделяются манипуляторы — лидеры, которые ведут гнев масс в нужное им русло. Действия людей зависят от настроя лидера. В худшем случае, масса в мгновение ока может превратиться в агрессивный организм, сметающий на своем пути все препятствия, способный на самые деструктивные действия.

Как показали исследования событий на Манежной, в группе действовало несколько заводил, формирующих настроение толпы, которая была неоднородной. Людей объединяла «шайка» организаторов, которые предварительно обрабатывали массы призывами на бульварах и объявлениями в соцсетях.

Очевидного, доступного публике, лидера видно не было. Несмотря на попытки найти подстрекателя-дьявола, специалистам и репортерам это сделать не удалось. И все же на Манежной преобладало стихийное начало. Масса была подросткового возраста, еще не самостоятельная, склонная к подражательным действиям. Конечно, она имела агрессивное ядро выражающее настроение собравшихся.

Подверженность чужому влиянию. Когда люди становятся толпою?

В одно мгновение цивилизованные люди превращаются в агрессивную массу со всеми признаками эволюционной деградации. Такие случаи в истории существования человечества не редкость. Чаще всего, если опираться на данные статистики, в агрессивные толпы собираются незрелые личности и молодежь. Показательным примером является случай на Манежной площади.

Легче всего получить управление толпой, состоящей из подростков, склонных к подражанию. Психология подтверждает концепцию о том, что самодостаточная, сформированная личность, не вольется по своей воле в агрессивную группу. Он может оказаться в таком сообществе случайно, но попытается как можно быстрее ретироваться оттуда, потому что будет чувствовать себя не уютно, в требующей линчевания массе.

Существуют другие группы людей, которыми руководят не разрушительные намерения, а другие эмоции. Например, это паника или страх во время пожаров, стихийных бедствий, стрельбы в местах скопления народа.

Психология толпы строится на эффекте заражения, когда страх, паника, стремление убежать, другие эмоции одного человека , в мгновение ока передаются окружающим. Паническая масса становится неуправляемой, она несется прочь от опасности подчиненная инстинкту самосохранения, давя людей и ломая преграды.

Почему люди становятся толпой?

Феномен толпы интересовал многих исследователей. Еще Зигмунд Фрейд отмечал любопытные изменения в мышлении людей, находящихся под воздействием группы. Они начинают мыслить совершенно иначе, чем обычно, их индивидуальный разум объединяется в коллективный организм, где отдельная личность растворяется, а энтузиазм и интересы толпы усиливаются.

Отдельно те же самые люди думают, действуют, чувствуют совершенно иначе. Одухотворенная единым духом, эмоцией, идеей, группа, формирует временный синхронный организм, который образовался из разнородных клеток, соединившихся вместе. Новое существо — сущность толпы отличается от каждой отдельной клетки, имеет свои характеристики.

Психология личности подверженной чужому влиянию

Толпу в чистом виде сегодня встретить сложно. Случаи классического стихийного формирования массы встретить трудно в современном мире. Как правило, все скопления людей формируются в результате идейной обработки сознания через массовые средства коммуникации, социальные сети, специализированные сайты.

В каждом конкретном случае чувствуется видимая или невидимая рука организаторов, подталкивающая людей к определенным действиям.

Социальная группа, заставляющая под своим давлением изменять поведение отдельного человека, может влиять не на каждого индивида. Психология отмечает пагубное явление конформности личности.

Конформность – качество индивида, заставляющее его уступать мнению большинства, поддаваться давлению окружающей среды, изменять собственное поведение под влиянием других лиц.

Следует различать термин с внушаемостью – непроизвольной, неосознанной податливостью личности мнению группы, которая происходит незаметно. Индивид, в таком случае, совершенно искренне меняет свое первоначальное мнение, усваивая групповое мнение.

Все побежали, и я побежал! Как группа людей становится толпой?

Психология давно занимается исследованием этого вопроса. Ученые выяснили, что внушаемость и конформизм в принципе присущи каждому человеку. Все мы меняем собственное мнение под влиянием СМИ, отзывов маститых специалистов или авторов публикаций, но степень доверия информации поступающей извне и податливости авторитетам зависит от возраста, профессии, склада ума, пола, состава толпы.

От чего зависит податливость чужому влиянию?

  • Согласно статистике, психология отмечает наибольшую подверженность групповому влиянию в подростковом возрасте, когда уровень конформизма чрезвычайно высок. Молодежные толпы легче всего поддаются управлению со стороны формальных или неформальных лидеров, скрытых или явных руководителей беспорядков.
  • Если рассматривать конформность в зависимости от пола, необходимо отметить более высокую податливость у женщин чужому мнению, чем у мужчин.
  • Уровень конформности индивида может зависеть от профессиональной деятельности человека. Наиболее высок уровень у людей, работающих в коллективах — военных, музыкантов. Социальная необходимость уживаться с другими людьми со временем делает человека более податливым чужому мнению.
  • Психология индивида, его подверженность групповому давлению, во многом зависят от его социального статуса. Социальная жизнь большинства людей требует от них умения находить компромисс с коллективом, ячейкой общества. Индивид, как правило, жаждет принятия себя в группе, он дорожит ею, своим местом, статусом. Сопротивляться мнению большинства, могут те, кто или не дорожит группой или личности, имеющие более высокий статус.

Как отмечает психология, социальная группа и ее отношение к индивиду интересует лиц со средним статусом, менее подвержены влиянию толпы лидеры, способные сопротивляться давлению коллективного разума.

Почему современный человек так зависим от толпы?

Психология отмечает возрастание уровня доверия человека общественному мнению. Сегодня индивид практически разучился мыслить самостоятельно, целиком и полностью его мировоззрение и ценности зависят от той информации, которая транслируется по телевидению, печатается в СМИ, дается ему в общеобразовательных учреждениях. «Собственное» мнение личности состоит из мировоззрения других людей, групп, классов, коллективов, навязанных ему в течение жизни.

Одна из причин подверженности давлению массы, заключается в выросшем сегодня потоке информации, которую человек не может, а порой и не хочет проверить. Ему приходиться доверять мнению других людей. Социальная составляющая личности говорит ему, что большинство не может ошибаться.

Такой особенностью человека с успехом пользуются политики, психологи, организаторы «розовых» революций и под коверных войн. Толпа не обдумывает информацию, не рассуждает, не переносит противоречий, воспринимает только те идеи, которые до предела упрощены. Суждения массы всегда навязаны и никогда не являются итогом обсуждения общественности.

Психология толпы связана, подчас, с нежеланием человека конфликтовать с массой, стремлением избежать санкций за инакомыслие. Находясь в массе личность «заражается» специфическими особенностями, которые ей могли быть не присущи в обычном состоянии:

  • Он может быть подвержен инстинктам, которые высвобождаются под влиянием ощущения анонимности и безответственности.
  • Личность перестает осознавать себя индивидуальностью, растворяется в массе как личность.
  • Он чувствует единение с организмом толпы.
  • Человек попадая в трансовое состояние, перестает контролировать свои поступки.
  • Индивид стремительно деградирует, теряя личностные черты и культурные ценности.

Сегодня излишне развитый конформизм стал пагубным бедствием. Индивид как «флюгер» следует за мнением других, не имея собственных ценностей, взглядом, мировоззренческих концепций. Разумеется, такое бедственное положение современного человека, не проходит мимо внимания манипуляторов, которые берут под свое управление, целые организованные группы людей, используя их в экстремистских целях.

Индивид становится либо неосознанной «марионеткой», либо сознательно реализует себя в обществе с позиции приспособленца, способного вариативно менять поведение, в зависимости от интересов коллектива или «сильных мира сего».

Психология толпы

Отличие толпы от организованной группы заключается в спонтанности поведения массы, и, напротив, заведомо подготовленных четких действий в группировке. Настоящей разрозненной толпой управлять сложно. Стихийная масса не приемлет долгих размышлений, она просто двигается, повинуясь инстинктам или отдельным лидерам.

Главное векторное направление толпе можно придать извне, но ее управляемость сомнительна, стихийная группа мало предсказуема.

Как вести себя, если пришлось столкнуться с толпой?

Психология разработала основные правила поведения в разгоряченной массе людей. Инструкция для тех, кто не желает стать жертвой, гласит:

  • Если индивид со всех сторон окружен толпой, он должен предусмотреть все варианты выхода из группы. Старайтесь ретироваться через боковые улицы и переулки. Можно попросить убежища у жильцов соседнего дома, пройти в подъезд или на чердак дома. В крайнем случае, можно залезть под автомобиль, забраться на дерево, залезть в подвал, чтобы переждать беспорядки.
  • Не следует проникать в массу по собственному желанию. Нельзя идти впереди движения людей. Разъяренная группа может побежать за вами или столкнуться с правоохранительными органами, в таком случае вы окажетесь в центре событий. Следует «плыть» по течению массы, стараясь устоять на ногах.
  • Постарайтесь, попав в толпу, хладнокровно оценить ситуацию. Не поддавайтесь общему психозу в стремлении разрушить что-нибудь или спастись любым способом. Постарайтесь избегать опасных мест агрессивного организма. Не стоит стоять у трибуны, находится возле провокаторов, в месте расположения органов правопорядка или противостоящих сил, в гуще активистов. Следует постепенно передвигаться к краю толпы, от которого можно будет быстро ретироваться, если вдруг начнутся беспорядки.
  • Следует помнить об эффекте заражения, присущем человеческой психики. Ненависть, страх, другие бурные эмоции, очень заразительны, поэтому нужно найти в себе силы сопротивляться психозу массы.
  • Воспринимайте с критикой всю подаваемую в толпе информацию. Постарайтесь сохранить способность трезво мыслить, к слухам относитесь с иронией, к анти — социальному поведению со стыдом – это хороший тормоз от проникновения в человеческую психику общей истерии.
  • Если вы начинаете поддаваться влиянию массы, постарайтесь применить приемы трезвения. Подышите глубоко, ущипните себя за кожу, ударьте по щеке.
  • Не стоит с маленькими детьми посещать места массовых скоплений людей во время праздников, гуляний, митингов, концертов знаменитостей.

Умение не поддаться отрицательному влиянию стихийной массы – это один из этапов, позволяющих остаться в живых в экстремальной ситуации. Если человек сумел защитить собственное сознание, его разум сможет объяснить телу, как выбраться из разъяренной группы живым.

Помните! В стихийных формированиях редко бывают воспитанные, интеллектуальные люди. Чаще всего упоенная вседозволенностью масса, способная на массовые беспорядки, состоит из малообразованных, поддающихся чужому влиянию людей, часто психически неадекватных. Поэтому не стоит пытаться в одиночку противостоять агрессивным обывателям.

По управляемости:
1) стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участие конкретных физических лиц;
2) ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее .

По уровню активности:
а) пассивная (спокойная) толпа характеризуется отсутствием эмоционального возбуждения;
б) активная толпа характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения.

По характеру поведения людей:
1) простая (окказиональная) толпа – скопление лиц, образующееся на основе желания получить информацию о неожиданно возникшем происшествии, свидетелем которого они стали (дорожная авария, пожар, драка и т. п.). Такая толпа обычно образуется из лиц, испытывающих потребность в острых ощущениях, впечатлениях и объединяющая до нескольких сотен лиц. Она не представляет опасности, но может создавать помехи и неудобства. Однако, при особых ситуациях, такая толпа может превратиться в действующую, агрессивную и даже совершить самосуд;
2) экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.). Такая толпа может складываться из поклонников рок-музыкантов, эстрадных звезд на их концертах, из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях, из любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков, участников праздничные и похоронных шествий при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. д. Крайней разновидностью экспрессивной толпы является экстатическая толпа, характеризующаяся состоянием общего экстаза на основе эффекта заражения или под влиянием наркотиков (дискотеки, массовые религиозные шествия и т. д.);
3) конвенциональная толпа – формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу. Конвенциональную толпу обычно составляют болельщики на стадионе, которые являются не просто любителями спорта, а лицами, испытывающими чувства привязанности к какой-либо из команд. Такая толпа способна лишь временно следовать нормам поведения;
4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на:
а) стяжательскую толпу – характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта. Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий;
б) спасающуюся толпу – возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности;
в) повстанческая толпа – формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения;
г) агрессивная толпа – характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре). наносит наибольший вред в тех случаях, когда её действия приобретают характер массовых беспорядков (групповых эксцессов). Для неё характерно наличие противоправных действий: избиений, погромов, поджогов и т. д.