Правополушарное рисование — что это за метод? Правополушарное рисование Рисуем правополушарное рисование.

Друзья, вы обратили внимание, что термин становится все более популярным. Если ещё несколько лет назад о нём знали только практикующие психологи да отдельные преподаватели-методисты, то сегодня о нём говорят едва ли не на всех курсах рисования, причем и для детей, и для взрослых.

На первый взгляд, может показаться, что за таким сложным названием скрывается какая-то очень специфическая техника. Все-таки, тут в одном термине и искусство, и анатомия, и вроде как психология.

А на самом деле все намного проще. Давайте разберемся, что это такое - правополушарное рисование, и по какому принципу проходят уроки.

Суть правополушарного рисования

Возьмите в руку любой предмет, которым можно рисовать - карандаш, ручку, кисть с краской. Можете даже обмакнуть палец в краску. Положите перед собой лист бумаги. Положили?

Найдите какой-то предмет рядом с вами , желательно естественной формы - цветок, кошку, дерево за окном, пейзаж (если он виден). Посмотрите не него, просто оцените его красоту и общий образ. Также подойдет любая фото-картинка

Правополушарное рисование — способ научиться рисовать начинающим

А теперь полностью отключите логику! Не думайте о том, как нужно нарисовать, с чего начинать, какие цвета подбирать под ту или иную часть. Просто начните с чего угодно и попробуйте его нарисовать так, как вы его видите. Не обязательно даже повторять форму - просто изобразите тот образ, который появляется в вашем представлении при взгляде на этот объект.

Это ещё не урок и не практика, это просто возможность получить представление о технике. Не важно, на самом деле, что получится в итоге. Важно суметь нарисовать интересующий вас объект так, чтобы не задумываться о правилах и технике.

Так вот, - это рисование, при котором вы задействуете только правое полушарие мозга. Оно отвечает за интуицию, образное мышление, творчество, фантазию, абстракцию.

Правополушарное рисование начинается на интуитивном уровне

Вспомните, например, как вы на скучном уроке или лекции уходили куда-то в свои мысли и неосознанно «малевали» в тетради различные рисунки и узоры. Если бы вы сейчас на них посмотрели, то были бы очень удивлены - они наверняка весьма хороши и интересны.

А ведь вы не думали, как это рисовать, какие правила соблюдать и как на таком этюде построить композицию. Вы просто творили…

В отличие от него левополушарное рисование (как и любая другая «левополушарная» деятельность) - это изготовление рисунка строго по правилам, техникам и определенной логике, только с учетом знаний и методик. Левое полушарие нашего мозга отвечает за расчеты, логику, планирование, оно строгое и четкое.

Логики и Интуиция

Так вот, прелесть правополушарного рисования заключается в том , что оно позволяет выявлять у человека вне зависимости от того, умеет он рисовать, или нет! Оно чем-то похоже на пение по наитию - если у человека есть голос, то даже не имея ни малейшего представления о пении, он напоет любимую мелодию так, что будет понятно - голос у него есть.

Так и с живописью - даже если вы никогда в жизни не разбирались, как нужно рисовать, используя технику правополушарной живописи вы сможете легко проверить и убедиться, что у вас имеются творческие способности.

Очень интересно, на самом деле, наблюдать, как люди, никогда не рисовавшие и считавшие себя исключительно прагматиками без малейшей склонности к живописи, в технике правополушарного рисования раскрывают в себе потрясающие способности!!!

Для них это сюрприз, граничащий с шоком - они никогда не позволяли себе считать, что могут творить что-то красивое.

Сомнения живут внутри нас

Но достоинства правополушарного рисования не ограничиваются возможностью раскрыть творческий потенциал человека…

Чем хороша эта методика?

Вообще правополушарная живопись хороша тем, что помогает человеку расслабиться и успокоиться, почувствовать некую гармонию с собой и окружающим миром. Эта деятельность позволяет на время выйти за рамки всех инструкций и строго прописанных правил, почувствовать некую первобытную красоту и спокойствие всего мира.

А вместе с ними приходит успокоение - человек понимает, что без привычных оков обязанностей и планов ничего страшного с ним не случается. Это позволяет в некоторой мере раскрепостится, взглянуть на себя и вообще на весь мир несколько с иной стороны.

Правополушарное рисование поможет научиться думать интуиктивно

Также понимание того, что помимо приобретенных в школе и вузе знаний у человека, оказывается, имеется и творческие способности, обычно очень положительно сказывается на самооценке. И многие после этого начинают активно развиваться в новом для себя творческом направлении.

А это не только самосовершенствование, но и в некоторых случаях путь к успеху. Есть и другие плюсы правополушарной живописи:

  • Развитие интуиции;
  • Понимание того, что любую задачу можно решать разными путями, зачастую не такими, как это принято, и нередко более рациональными и простыми;
  • Возможность вспомнить те чувства, которые мы испытывали в детстве, когда за любое дело брались по наитию, не зная и не желая знать правила его выполнения;
  • Возможность выявить творческий потенциал у близких людей, помочь им найти свой путь в жизни;
  • Самовыражение на холсте. Вы рисуете здесь не то, что должны нарисовать или что кто-то от вас ожидает, а то, что вы видите, чувствуете, представляете, фантазируете. Именно в этом суть творчества, и не умея этого, не получится стать настоящим художником.

Мечтать и фантазировать

Но как по мне, то самое главное достоинства правополушарного рисования - это то, что оно даёт стимул для дальнейшего развития в живописи вообще. Эта манера идеально подходит для новичков. Причем развиваться можно не традиционным путем, а именно развивая умение работать с правым полушарием, а затем уже на него накладывая различные техники. Как это происходит?

Как применять правополушарное рисование и как развиваться в нём?

Напомню, что совершенно не важно, каким получился ваш первый рисунок после «отключения» левого полушария. Важно здесь просто суметь нарисоват ь что-то без использования логики, постоянных размышлений и сомнений.

Кстати, умеете ли вы вкусно приготовить блинчики? А первый блин не получился ли у вас комом? Наверняка вы были уверены, что второй, третий и все остальные, будут куда лучше! Так и здесь…

После первого рисунка аналогичным образом рисуются другие рисунки, но здесь уже можно действовать по определенному плану.

Например, имеются методики развития правополушарного творчества, при котором человек аналогичным образом дополняет половину имеющейся картины, раскрашивает контурный рисунок, срисовывает на стекле пейзаж за этим стеклом.

Это позволяет интуитивно развивать те или иные навыки - неосознанный подбор цветов, чувство симметрии и перспективы, умение изобразить композицию. Они затем уже развиваются традиционными методиками, сочетающимися с принципами правополушарного рисования.

Подход может быть и несколько иным.
Например, начинающим я рекомендую поступать так:

  • Вы несколько раз по наитию пишете картины так, как просто хотите, если не включаете левое полушарие, просто творите то, что у вас получается;
  • Затем последующие картины пишете, разучивая по одной из техник;
  • Со временем вы привыкаете и начинаете постоянно комбинировать методы - основу рисунка, композиции и цветовой палитры выбираете по принципу правополушарного рисования, но изображение изготавливаете в той или иной технике.
В итоге комбинирование правополушарного (интуиция) и левополушарного (логика) исполнения даст такой же результат, который получают профессиональные художники. Они ведь аналогичным образом облекают своё видение объекта изображения в ту или иную технику.

Получается их творчество, совмещенное с правилами цветопередачи, что обеспечивает профессионализм и высочайшее качество картины. Вы тоже так сможете, пусть и не сразу. Как это реализовать на практике? На самом деле, несложно:

  • Вы просто пробуете нарисовать первый рисунок или даже набросок именно по принципу правополушарного рисования. Ни о чем не думаете, не ломаете голову над построением композиции, просто рисуете;
  • Когда понимаете это чувство, пишете ещё несколько картин для закрепления;
  • Осваиваете любую технику живописи, которая позволит реализовать ваше видение объекта. Например, можете посмотреть анонс на видео-урок на акриловом фоне. Сегодня его можно заказать со значительной скидкой-70 %, вы буквально за один вечер научитесь писать в этой манере. Эта новая техника, не похожая ни на одну другую.

Видео- уроки помогают учиться дома самостоятельно

  • Затем постепенно осваиваете новые техники. В отдельном уроке вы можете посмотреть, как реализуется
  • Затем вообще можно закрепить владение акриловой живописью

  • И наконец, проработать - это своеобразный венец живописи, который закрепит за вами статус художника-творца.
Большинство видео уроков выполнены качественно А ведь именно эта техника считается наилучшей для того, чтобы максимально раскрыть свои таланты , свою творческую интуицию.

Кстати, существует доказанный факт, что интуиция это своего рода третий глаз , который был спрятан матушкой-природой в коре головного мозга. Он не видит как обычный глаз, нет, он видит чувствами!
Интуиция- 7-ое чувство, очень нужное и полезное человечеству!

« Каждый человек способен на многое, но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен!» -умная фраза из фильма «Бриллиантовая рука»

В любом случае, Вы увидите, что если у вас получится включить правое полушарие и проработать даже самый простой этюд без логики и забот о правилах, дальше все дело пойдёт само.

И кто знает, быть может, с энтузиазмом и увлечением вы станете настоящим художником! Ведь и среди !

Видео для размышления: Рисуем пейзаж в индивидуальном стиле

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное - удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.

Чем не устроило левое?

Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое - это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое - наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.

Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.

Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.

Иные принципы

Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов.

Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова - круг, нога или рука - палка, глаза - точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.

Главная задача - избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.

Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.

Где этому учат

Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:

  • Обучить рисованию всего за один день.
  • Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
  • Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
  • Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
  • Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.

Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.

Пройти обучение может любой человек - от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.

Отзывы участников

Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.

Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги. Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.

Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.

Самообучение возможно

На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы. Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться?

Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница - Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование. Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.

Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.

Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.

Как определить работу полушария

Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.

Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение:

  1. Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
  2. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания.
  3. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - профили, проговаривая слова, почти невозможно.

Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

Кверху ногами

Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.

Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.

Не нужно сначала переносить общий а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.

Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

Контурное рисование

Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут.

После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное.

Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша.

Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.

Видоискатель

Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент - видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.

Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.

Следующий этап - перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.

Маленькие художники

Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.

Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет.

Для взрослых задача оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь - сердечко, надежда - голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.

Главная задача родителей - не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.

Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование - это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!

Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.

Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким .

Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.

План урока:

Как всё началось?

Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.

Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.

И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.

О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.

Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.

Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…

В чём суть?

Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»

А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.

Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.

При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.

Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы, что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.

При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ. Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.

Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.

А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.

Кому подходит?

Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!


Давайте теперь посмотрим очень интересный урок по рисованию. И убедимся, что рисовать — это просто!

Приятного вам творчества!

О правополушарном рисовании в интернете море статей. Создаётся впечатление, что все люди живут благодаря деятельности левого полушария, а правое при этом "в загоне". На самом деле это не так.

На определённом этапе жизни (до 3 лет) правое полушарие – ведущее. Разумеется, образование в большей степени связано с развитием речи. А это функция левого полушария.

Однако если для развития правого полушария ничего не предпринимается, асимметрия усиливается. А ребёнок должен развиваться гармонично. Это важно для жизни вообще. Поэтому надо стремиться к развитию обоих полушарий. И начинать с детства.

Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Уточню: не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.

Сторонники считают, что научиться рисовать может каждый. Этого не происходит потому, что в какой-то момент человек решил (или ему подсказали), что ему этого не дано. Нет таланта. Как это выглядит на практике смотрите .

Правополушарное рисование у детей

Правополушарное рисование для детей отличается от такового для взрослых. Дети гораздо меньше подвержены страхам и стереотипам. У них левое полушарие не так сильно довлеет над правым. Кроме того, рисование – естественная деятельность для дошколят.

Хотя есть и другие случаи. Не далее как сегодня с пятилеткой рисовали ночь. Он рисовал медленно и старательно не выходил за края листа. Показывая его рукой, как это делается быстро, я испачкала стол, чем привела ребёнка в смятение. Пришлось объяснять, что ничего страшного не случилось.

Малыш успокоился, только когда всё было чисто вымыто и вытерто насухо. Хотя сильный контроль и критика у дошкольников встречаются не часто, именно для снятия таких «тормозов» полезны игры и упражнения, приведённые ниже.

Упражнения для правополушарного рисования

Правополушарное рисование содержит приёмы снятия страхов и стереотипов

Рисуй быстро

Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут очень быстро яркую абстрактную картину. Дайте волю внутреннему художнику, не ограничивайте себя ни в чём. Смело и быстро наносите краску на основу: бумагу, картон, холст. Словом, на то, что есть. Если ребёнок выходит за границы листа, не страшно, не нужно его ругать.

Начинающие обычно много времени уделяют деталям. Вначале надо научиться заполнять весь холст большими цветовыми массами. Упражнение нужно, чтобы человек

  1. перестал бояться,
  2. научился смешивать краски и создавать оттенки,
  3. понял, в чем красота живописи.

У детей бывает слаба рука, поэтому может возникнуть проблема со скоростью. Так что поначалу следует брать доступные несложные в исполнении темы.

Учись наблюдать

Показывайте детям интересные краски и формы в природе. Рассматривайте картины мастеров. В интернете много картинок и фотографий. К примеру, возьмём небо. Уже с детского возраста его рисуют стереотипно: голубое пространство, солнышко улыбается в уголке, иногда белые или синие облака. Мы показали детям несколько вариантов, – дети были удивлены и восхищены. Если будете делать это почаще, здорово расширите их сенсорный опыт.

Рисунок "вниз головой"

Такая форма рисования никого из детей на моей памяти не оставила равнодушным. Переворачиваем рисунок и рисуем «вверх ногами» (или «вниз головой» - это как хотите).

Бетти Эдвардс, создавшая направление правополушарного рисования, утверждала, что ориентация изображения в пространстве принципиальна для правильного левого полушария (рисунок вверху). Правому же это абсолютно всё равно. Оно способно воспринимать окружающее в любой позиции. Некоторым детям даже легче рисовать «вниз головой». И рисунки при этом получаются лучше. Из личного опыта: ветки дерева дошкольникам проще рисовать на перевёрнутом рисунке.

Видоискатель

Видоискатель - используемое в правополушарной технике и сделанное своими руками дополнительное приспособление. Из картона вырежем рамочку. Дыру в центре рамки заклеим прозрачным пластиком или плотной плёнкой. Получится своеобразный экран. Это и есть видоискатель. Как работает? Найдем понравившийся объект и нацелим на него видоискатель. Закрепим, чтобы рамка не смещалась. Сядем удобно. Двигается только рабочая рука. Один глаз закрыт. Маркером на плёнке экрана надо обвести контуры объекта. Следующий шаг - перенос предмета с видоискателя на бумагу, по линиям с любого места.

Рисунок на экране внутреннего взора

В широком контексте это называется "визуализация" Попытка увидеть картинку перед закрытыми глазами эффективно стимулирует правое полушарие, связанные с ним умственные способности. После объявления темы рисунка детям предлагается закрыть глаза и попробовать увидеть будущий рисунок. Многие дети видят. Это упражнение полезно выполнять перед рисованием иллюстраций к коротенькому рассказу.

Правополушарное рисование очень развивает не только глаз, но и личностные качества: смелость, умение прислушиваться к своим ощущениям. Представить себе очень ярко, что это такое нам поможет Маша (серия № 27). Смотрите с удовольствием!

Рисуйте вместе с ребёнком. Не думайте, как у вас получится: плохо или хорошо. Просто от души попробуйте порисовать. Сайт Нестандартные дети желает удачи.