Описание картины а к саврасова грачи прилетели. "Грачи прилетели", Саврасов

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а «людей духовного подвига» всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной «Видение отроку Варфоломею». М.В.Нестеров, как и Ф.М.Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском - основателе Троице - Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея. М.В.Нестеров посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей положила картина «Видение отроку Варфоломею». Сергий для художника - не схимник, не подвижник, а исторический деятель - «игумен земли русской». Его деяния М.В.Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Одна из таких легенд и легла в основу картины «Видение отроку Варфоломею». " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." -

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. , г. Москва

Старые березы. Неказистые дома. Облупившаяся штукатурка на церковной колокольне. Чёрные грачи. Потускневший снег. Тёмная талая вода.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие. 62 на 48,5 см.

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.

Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Однако “Грачи прилетели” внесли серьёзную лепту в развитие живописи. С этой культовой картины началась история русского пейзажа, который повествует о русской природе. И главное, о любви к ней.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте


История художника А. Саврасова - одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова - гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания - общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти - природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна - снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем - лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов - один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все - птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии - «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных - вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины - каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт - в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно - порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму - так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

На картине «Грачи прилетели» изображена ранняя весенняя пора. Природа пробуждается ото сна, все оживает, все наполняется жизнью, звуком и душой. Возвращаются птицы в родные края, распускаются деревья, оживает все вокруг. Снег еще не растаял, а солнце уже отдает свое тепло, чувствуется приход самого прекрасной поры года — весны. Воздух переполняет новые нотки. Он стал теплее, свежее, легче, роднее. Все благоухает вокруг. Голова кружится от ощущений и ожидания светлого и родного.

Недаром изобразил картину в таких тонах. Показано именно то время, когда зима еще господствует на всей земле, а весна уже подступает. Одновременно мы чувствуем, что грачи главные вестники весны. И предстаящей работы в весенний сезон. Они уже начали свою работу. И от этого чувствуешь, как они копошатся на ветках, перекрикиваются друг с другом, взмахивают крыльями…. И на душе становится как-то веселее и теплее.

Мы видим, что грачи уже успели свить себе гнезда, готовясь к весне, к потомству, к жизни. Именно птицы умеют слушать природу, являются неотъемлемой частью ее, символизируют легкость, полет и свободу.

Вторым главным мазком является — талая вода, именно она кричит нам о наступлении весны. Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно. Одновременно, самую большую часть картины занимает именно снег, нежели растаявшая весенняя вода. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Это можно определить по тени на картине под деревьями. Но и тут мы делаем вывод, что весна вот-вот постучится к нам в дверь, свет еще блеклый, солнце неяркое. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.

На заднем плане данной картины старая часовенка небольших размеров, которая напоминает дает чувство спокойствия, одухотворенности.

Справа от часовни располагается небольшой сельский домик. Видна только верхняя часть - крыша белого, немного блеклого цвета и чердак. Недалеко от дома расположились еще голые кустарники. Между часовенкой и домом, стоит храм, трехкупольный. Он желтовато-белого цвет. А купола темного цвета, но точно распознать нет возможности.

Можно заметить, что художник наиболее точно и правдоподобно изобразил русский пейзаж, русскую душу, нашу природу. Одновременно он дал нам возможность подумать о высоком и духовном. С помощью красок мы чувствуем мороз, запахи наступающей весны, крик птиц…это невозможно передать словами. Невозможно точно сказать какая это местность – город это или деревня, настоящая это местность или придуманная. Но точно можно сказать, что это Россия. Природа просто завораживает.