Мотивация ведения здорового образа жизни. Мотивации здоровья и здорового образа жизни

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов - возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

О мотивация самосохранения", человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

О мотивация подчинения этнокультурным требованиям : человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

О мотивация получения удовольствия от здоровья : эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

О мотивация самосовершенствования : выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

О мотивация маневрирования : она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

О мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

О мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее - призывают ученые.

Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?

Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ, в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.

В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ у школьников и студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.

Мотивация здорового образа жизни

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов -- возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения.

В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы самореализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие -- сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они само утверждаются.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка.

здоровый жизнь мотивация

Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?

Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.

В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ у школьников и студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.

Здоровье, определение, уровни, группы и критерии оценки.

По определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) "здоровье - это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней."
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Социальное здоровье - это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами.
Физическое здоровье – это полное физическое благополучие,
спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений течение дел, жизни.
Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

УРОВНИ.

Общественный уровень - характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.

Групповой уровень - обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.

Индивидуальный уровень - на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

1 группа. Здоровые

1 группа Имеющие функциональные отклонения

3 группа. Имеющие хронические заболевания (стадия компенсация)

4 группа. Имеющие хронические заболевания (стадия субкомпенсация)

5 группа. Имеющие хронические заболевания (стадия декомпенсация)

КРИТЕРИИ

Наличие/отсутствие хронического заболевания

Функциональные отклонения

Уровень физического и нервно-психического развития



Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья. Нормы ЗОЖ и пути формирования.

«Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье».

По определению академика К.Н. Чумакова , здоровый образ жизни «этотипичные формы и способы повседневной жизнедеятельности организма, которое укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем спешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.

Факторами ЗОЖ являются:

− рациональное питание,

− оптимальная двигательная активность,

− соответствие жизнедеятельности биоритмам,

− рациональное чередование труда и отдыха,

− соответствие физических и умственных нагрузок возрасту,

− культивация положительных эмоций, сознательная гармонизация

собственного внутреннего мира и управление поведением в соответствии с

нравственными нормами общества,

− эротическая культура,

− отказ от вредных привычек, включающих злоупотребление

наркотическими веществами (табак, алкоголь, наркотики и т.п.) и

азартными играми (компьютерные игры и т.п.).

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ

существуют два направления формирования здорового образа жизни:

создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

преодоление, уменьшение факторов риска.

Факторы риска:

Социальная активность-низкая

Экологическая активность-низкая

Рациональное питание-нерациональное

Двигательная активность-гиподинамия

Гармония семейных отношений-дисгармония

Медицинская активность-низкая

Роль мотиваций в формировании здорового образа жизни.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов -

· Возрастного:

В детстве - это подчинение этнокультурным требованиям и мотивы получения

удовольствия.

В подростковом возрасте ведущее значение имеют мотивы возможности

сексуальной реализации, самосовершенствования и маневрирования.

В зрелом возрастном периоде доминирующим и важным в формировании

здорового образа жизни становятся мотивы: возможности сексуальной реализации,

совершенствования и маневрирования.

В стадии инволюции (начиная с пожилого возраста, т.е. с 74 лет) на первое место выходят мотивации: самосохранения и достижения максимально возможной комфортности.

· Деятельностного , по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.

Мотивация самосохранения

Мотивация подчинения этнокультурным требованиям

Мотивация получения удовольствия от здоровья

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Самарский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

Способы мотивирования человека к ведению здорового образа жизни

Подготовил: студент 2 курса

лечебного факультета группы 201

Шавалеев Р.Р.

Научный руководитель:

Рязанцева Н.М

Самара 2011

Мотивация здорового образа жизни

Помните старый советский мультфильм «Про Хому и суслика»? Хомяк, проснувшись с утра, говорит соседу: «Суслик, ты мне друг? Сделай за меня зарядку». И дальше по сюжету звучат фразы: «Бегай, суслик бегай, мне бегать полезно; плавай, плавай мне полезно плавать».

Наверное порой у каждого человека возникает такое желание, чтобы делал кто-то, но полезно это было бы тебе. Кто-нибудь занимался бы физкультурой, закаливался, правильно питался, а заодно и курить бы бросил. А мы бы становились стройнее, здоровее, и прекрасно бы себя чувствовали, продолжая вести привычный образ жизни.

Сегодня все отлично знают о пользе здорового образа жизни, вот только часто знанием всё и ограничивается. Так не хочется вылезать из тёплого болота устоявшейся жизни, ломать свои привычки, напрягать мышцы и волю. Ведь ради неких далёких предполагаемых преимуществ и благ нужно прямо сейчас отказаться от стольких маленьких жизненных радостей.

Не просто и не сразу однако мне удалось собраться и продвинуться в нужном направлении. И оказалось, что всё не так плохо, а многое из того, что казалось скучной малоприятной необходимостью на самом деле может приносить удовольствие. Просто главное в этом, да и в любом другом деле - настрой, или как сейчас модно говорить – мотивация. И вот с этого места - более подробно.

Начну с того, что лень, инертность, нежелание выходить из накатанной колеи привычного быта, обусловлена прежде всего низкой жизненной энергией человека. Вспомните себя в детстве. Целый день можно было бегать, во что-то играть, вести себя очень активно и не ощущать усталости. Совершенно не хотелось есть, а если днём укладывали спать, то лично для меня это была пытка. Энергия переполняла.… Представляете, как волшебно изменилась бы ваша жизнь, если бы и сейчас вы могли так активно действовать.

Что же отбирает у нас жизненную энергию? А вот, то самое и отбирает. Образ жизни, отличный от здорового, скажем так. Алкоголь и сигареты, неправильное питание, низкая физическая активность, низменные мысли и чувства. Переход к здоровому образу жизни обязательно, безусловно, гарантировано будет способствовать повышению жизненной энергии. Хотите детскую активность и неутомимость? Значит, вот вам первый мотив.

Однако получается заколдованный круг: чтобы сдвинуться с места не хватает энергии, но чтобы получить энергию нужно сдвинуться с места. На самом деле всё не так страшно, ситуация как с тяжело нагруженной тележкой. Чтобы сдвинуть её с места нужно приложить значительные усилия, а поддерживать движение уже гораздо легче. Теперь больше усилий нужно приложить, чтобы тележку остановить.

Собраться с духом и начать действовать, вот что главное. Дальше будет легче. Постепенно в это втягиваешься и начинаешь наслаждаться самим процессом. Если я по какой-то причине не сделал с утра зарядку, днём я уже об этом жалею, а отказаться от обливания холодной водой – однозначно лишить себя удовольствия. Наступает состояние, когда легче выполнять чем не выполнять. И вот вам второй мотив.

Идём дальше. Что же это за человек такой, ведущий здоровый образ жизни? Давайте представим. Наверное он или она хорошо выглядит, физкультура и правильное питание способствуют поддержанию стройной фигуры, правильной осанки, лёгкости и красоты движений. Отсутствие вредных привычек, регулярное посещение парной и закаливание обуславливает здоровый цвет лица, отсутствие отёков, мешков под глазами. В целом человек выглядит моложе своих лет.

Отличное общее состояние организма это отсутствие болей, зажатостей, дискомфорта в той или иной проблемной зоне, чаще всего обычных, ближе к сорока годам, явлений. А это гарантирует отличное настроение и позитивное отношение к жизни. С таким человеком приятно иметь дело.

Правильное протекание физиологических процессов, своевременное очищение от шлаков и доставка в организм нужных веществ, а также положительный настрой и правильное отношение к жизни значительно повышают лёгкость и скорость мысли. Этот человек умный и интересный собеседник, общение с ним доставляет удовольствие. Вот такой получился собирательный образ. Представьте себя в этом образе, и это будет третий мотив. Итак, подведём итог нашей мотивации. Вести здоровый образ жизни нужно потому, что это:

    Повышает жизненную энергию;

    Доставляет удовольствие;

    Улучшает внешний облик и способствует личностному росту.

Всё? Ну, вообще то нет, ещё добавьте ваши личные мотивы, они обязательно есть, если хорошо подумать. Лично мне очень не хочется постепенно превращаться в старую маразматическую развалину. Никто не живёт вечно, но возможность до конца жизни сохранить бодрость, оптимизм и ясность ума, видится мне достойным мотивом вести здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы. Одна из них это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики. Если на первом этапе основная задача - добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения), то на втором -добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения.- главная задача заключительного этапа. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих: 1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т.п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания. 2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни,как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения. Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека. 3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек. Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. 4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкульт-паузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Добрый день, совершенно с Вами согласна, хотелось бы добавить, что к технологиям здоровьесохраняющего образования можно отнести следующее: 1. Оздоровительная коррекционно-развивающая программа для оказания помощи детям, испытывающим затруднения при обучении http://www.valeo.edu.ru/data/educat/lib/9/5/00095/ozdorovit_korektionaia_programma.pdf Занятия по программе рекомендуются учащимся начальной школы на основании формирования «групп риска», в которые входят дети, имеющие следующие отклонения: нарушение осанки; недостаточность развития мелкой моторики руки; низкий уровень сформированности познавательных функций (память, внимание); выраженная неуравновешенность нервных процессов 2. Оздоровительный комплекс «Здоровая спина» http://www.valeo.edu.ru/data/educat/lib/9/6/00096/ozdorovit_komleks_spina.pdf Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью в укреплении здоровья и, в частности, при коррекции спины. Все оздоровительные системы Востока уделяют большое внимание регулированию дыхания и рассматривают дыхание как элемент приемов психорегуляции 3. Пальчиковая гимнастика – методика развития речи, памяти и внимания у детей Методика пальцевого тренинга основана на современных научных данных, но использует и достижения древней китайской медицины и народные традиции 4. Общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. 5. Здоровьесберегающая педагогическая система "Здоровый малыш" 6. Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний у школьников "Здоровый малыш"

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. 1. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. 2. Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. 3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. 4. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей. 5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения (Характеристика) Обстановка и гигиенические условия в классе (Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители) Количество видов учебной деятельности (Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.) Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Количество видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа) Чередование видов преподавания Наличие и место методов, способствующих активизации (Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).) Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). (Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)) Место и длительность применения ТСО (Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения) Поза учащегося, чередование позы (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы) Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) Психологический климат на уроке (Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт- напряжение, сотрудниче­ство - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие) Эмоциональные разрядки на уроке (Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие) Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности (Момент наступления утомления и снижения учебной активности) Темп окончания урока

http://psichologvolsk.forum2x2.ru/t11-topic

Проблемы формирования здорового образа жизни тесно связаны с пониманием самого феномена «здоровье».

В «Большой советской энциклопедии» здоровье определяется как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» .

Здоровье – состояние, противоположное болезни .

Болезнь – это «процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил» . Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека - снижением на время болезни его трудоспособности.

Состояния здоровья и болезни могут быть связаны различными переходными состояниями и не иметь чётких границ. В связи с этими особенностями возникло понятие «практически здоровый человек», при котором наблюдающиеся в организме патологические изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности человека.

К сожалению, здоровье современного человека, подвержено воздействию многих дестабилизирующих факторов, которые приводят к развитию болезни.

В научной литературе их классифицируют как эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. Некоторые авторы выде­ляют также смешанные факторы , сочетающие влияние, как первых, так и вторых.

К числу эндогенных факторов относят: наследственность; иммунологическая реактивность; структурно-функциональный гомеостаз; влияние беременности и родов на развитие ребенка; физическое развитие и подготовленность; внутренняя мотивация к здоровому образу жизни и др.

Экзогенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, Бердус М.Г. объединил в три большие группы:

1) социальные

2) социогенные экологические факторы негативного воздействия;

3) природные экологические факторы негативного воздействия .

Рассмотрим их.

К социальным экологическим факторам негативного воздействия относят: рост населения планеты (за счет стран «третьего мира»), миграция населения, урбанизация городов, войны, преступления, терроризм, трудовая деятельность, сопряженная с рисками здоровья, отсутствием полноценного отдыха, гиподинамия, спорт высших достижений (не путаем с физкультурной деятельностью), распад семьи и др.

Экологические факторы социогенного негативного воздействия условно разделены на: 1) факторы, влияющие на человека опосредованно - через загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 2) факторы, влияющие на человека непосредственно (ионизирующее излучение, шум, пыль, аэрозоли, поражения электрическим током, электромагнитные поля, микроклимат производственных и иных помещений, курение, алкоголь, наркотики, нерациональное питание, нарушение физиологического режима жизни и др.); 3) факторы - «сквозные подсистемы», например, «вредные вещества», присутствующие во всех указанных системах факторов.

Природные экологические факторы, отрицательно влияющие на человека, представлены двумя группами факторов: абиотические (воздействия неживой природы) и биотические (воздействия организмов). Важным замечанием является то, что в аспекте негативных воздействий на человека, эти факторы выступают нередко взаимосвязано и комплексно.

К негативным абиотическим факторам относят стихийные бедствия (т.н. «природные катаклизмы»), которыми называют опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей. Это: сильный ветер (торнадо, смерч, самум, суховей); пыльная буря; вулканическая деятельность; землетрясение; наводнение, шторм, цунами, прилив и отлив; лавина, сель, камнепад, оползень; пожар, вызванный самовозгоранием торфа, молнией и др. природными факторами; различные виды молний; вьюга или метель, а также значительное выпадение осадков, особенно в виде крупного града или несезонного снега; засуха; сильный устойчивый мороз или аналогичная жара, особенно на территориях, которым эти явления несвойственны; эрозия почв (такие формы, как разрастание оврагов, ветровая эрозия, вымывание почвы реками, ливнями и т.д.) и др.