Есть православное имя. Именины

Имя ребенка, данное ему при рождении, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Недаром в истории есть имена счастливые и несчастливые, их связывают с какими-то событиями, природными явлениями, религиозными праздниками и т.д. Считается, что нельзя давать имя умершего ребенка вновь рожденному, так как он будет несчастливым, приняв на себя все несчастья умершего собрата.

Где искать имя для девочки

Когда на Руси было введено христианство, и люди стали планировать свою жизнь по православным святцам, детей стали нарекать в честь православных святых. Вполне справедливо считается, что получая имя какого-либо святого, человек получает и тесную духовную связь, и покровительство этого святого. Он может даже получить силу и благодать святого человека. Поэтому выбирая имена для детей, следует хорошенько подумать, ведь вы выбираете еще и заботливого ангела-хранителя и духовного покровителя ему на всю жизнь.

Православный Месяцеслов поможет подобрать имя по дате рождения

В православных святцах гораздо больше мужских имен, чем женских. Но некоторые мужские имена имеют аналоги и в женском роде.

Каждый день в году хранит память о каком-либо канонизированном святом, некоторые дни могут похвастаться и добрым десятком именинников. Кроме этого, имена некоторых святых повторяются в православном календаре несколько раз, и поэтому имена подходят детям, рожденным в разное время года.

Церковный календарь или Месяцеслов

Многие современные родители обращаются к Месяцеслову или святцам. Церковный календарь может оказать в этом неоценимую помощь, так как имеет в своем содержании имена православные, старославянские, древнееврейские и греческие, самого разного происхождения. Некоторые имена являются сегодня анахронизмами, они давно вышли из употребления, и вызывают легкую улыбку при их упоминании. Но множество имен пользуется большим спросом и в наши дни.


Православный календарь на 2016 год

Конечно, почти все родители хотят выбрать редкое и необычное имя, и Святцы могут им помочь подобрать имя по месяцам.

Выбор православного имени для девочки

Особенно трепетно родители подходят к выбору имен для девочек. Хочется, чтобы красивое имя подчеркнуло ее нежность, грацию и изящество.

Женские имена всегда имеют некий сакральный магический смысл. Их значение призвано даровать нежность или силу, мудрость или терпение, плодовитость или любовь. Например, всем известные женские имена - Вера, Надежда, Любовь и мать их София (Мудрость) олицетворяют главные христианские добродетели. Женские имена восхваляли и некоторые необходимые будущей хозяйке черты характера- трудолюбие, терпение и целеустремленность, смирение и покладистость.


Православное имя дается при крещении

Но, как бы то ни было, выбирать имя стоит со всей ответственностью, подумать о его звучании и соответствии с отчеством и фамилией. А также обратить внимание и на время года, в котором ребенок появился на свет.

Общеизвестно, что в разные времена года рождаются дети (особенно девочки) с совершенно противоположными характерами. Женские имена призваны не только подчеркивать индивидуальность владелицы, но и помогать в жизни.

Взаимосвязь имени и времени года

В зимний период рождаются дети выносливые, имеющие хорошее здоровье, твердые и жесткие. Они имеют суровый, непреклонный характер, который помогает достичь задуманного. Но этот характер часто им вредит в личной жизни. Твердость и непреклонность мешают доверительным отношениям с близкими. Дети, рожденные зимой, обычно не терпят вмешательства в свои дела и не слушают ничьих советов. Они уверены в себе, активны, целеустремленны и идут напролом к намеченной цели.


Выбор имени для девочки зимой

Девочки, родившиеся в зимний период, имеют чисто мужской характер, который помогает им добиться успеха в карьере и бизнесе, но мешает устраивать личную жизнь. Поэтому женское имя должно быть нежное, мелодичное, смягчающее суровую зимнюю стужу.

Весна – капризное, изменчивое время года. И девочки весной рождаются капризные, эгоистичные, брезгливые, физически слабые. Они консервативны и трудно привыкают к изменениям. Но если считают себя правыми, то их ничто не переубедит. Они весьма упрямы, самолюбивы, нерешительны и осторожны, любят лесть и им присущ некий нарциссизм. Девушке, рожденной весной, нелегко найти себе мужа, потому, что ее пугают любые изменения в образе жизни.


Какое имя выбрать для девочки весной

И в то же время «весенние» дети умеют приспосабливаться к любым жизненным ситуациям. Поэтому и женское имя должно быть твердым и жестким.

Летом рождаются щедрые, веселые и оптимистичные дети. Они не мелочатся, не жадничают и при этом крайне трудолюбивы и прилежны. Летние дети эмоциональны, вспыльчивы, темпераментны, впечатлительны. Кроме всего прочего, они самые добрые и справедливые натуры.


Какие имена подходят для девочек, родившихся летом

Девочки, родившиеся летом, гордые и отважные, настойчивые и целеустремленные. Они будут страстно любить мужа и трепетно заботиться о детях. Поэтому лучше всего им подойдут нейтральные имена, призванные немного сдерживать их благородную натуру.

Осень – время раздумий. И детям, рожденным осенью, присущи такие черты характера, как мудрость, неторопливость, расчетливость и аккуратность. Никогда такой ребенок не будет действовать наобум, он тщательно взвесит все «за» и «против», но поступит дипломатично, никого не обидев. Верность и покорность помогут им обрести счастье в браке.


Как назвать девочку осенью

Девочки, рожденные осенью, спокойны и вдумчивы, уравновешены, и в любой ситуации руководствуют, прежде всего, здравым смыслом. Имена этим девочкам следует давать имена, наполненные сакральным смыслом.

То есть, выбирая имя девочек обязательно нужно рассматривать его по месяцам, чтобы помочь в устройстве женской судьбы.

Имена для девочек, рожденных в январе

Январь – самый суровый месяц года. Названная одним из этих имен девочка проведет всю свою жизнь в счастье и благоденствии без особых проблем и препятствий, достигнет намеченных целей, не вкладывая слишком много труда. Из нее выйдет хорошая жена и мать и всю свою жизнь она будет счастлива в браке.

Икона Святая Татьяна

КЛАВДИЯ, АГЛАЯ, АГАФЬЯ, ИРАИДА, АНИСЬЯ, ТАТЬЯНА, АППОЛИНАРИЯ.

Имена для девочек, рожденных в феврале

Очень часто эти женщины не обладают привлекательной внешностью. Но они обладают прекрасным характером: активны, общительны, жизнерадостны и трудолюбивы. Они чрезвычайно любят наряжаться, менять свою внешность, идут в ногу с модой и тратят на это большие деньги. Их не привлекает спокойная и размеренная жизнь, им нужно постоянное общение, веселье и музыка. В большинстве случаев эти женщины выходят замуж несколько раз, и обычно второй брак бывает удачным.


Имя Мария для девочки

РИММА, КАРОЛИНА, КРИСТИНА, ХРИСТИАНА, ИННА, ЭММА, МАРИЯ, АННА, ПАВЛА.

Имена для девочек, рожденных в марте

Эти девочки и женщины завистливы и чрезвычайно любопытны. Им редко везет в супружеской жизни, но и женятся на них люди с высоким положением в обществе, добившиеся успеха. В семье женщина будет играть главную роль.


Имя Марианна - значение

РЕГИНА, РУФИНА, МАРГАРИТА, АНТОНИНА, УЛЬЯНА, ВАСИЛИСА, КИРА, ВАЛЕРИЯ, НИКА, МАРИАННА, ДОМНА, АГАФЬЯ.

Имена для девочек, рожденных в апреле

Женщина, живущая в любви и для любви. Очень часто выходит замуж за ревнивого мужчину, но может наладить с ним прекрасные отношения. Иногда в старости меняется в худшую сторону: становится злоязычной сплетницей, озлобленной на весь окружающий мир.


Имя Дарья - значение

АЛЕКСАНДРИНА, ДАРЬЯ, ПРАСКОВЬЯ, ПЕЛАГИЯ, СВЕТЛАНА, ФЕОДОСИЯ, ЛИДИЯ, ЛЮДМИЛА, СЮЗАННА, СУЗАННА, МАТРЕНА.

Имена для девочек, рожденных в мае

Эта женщина всю жизнь будет страстно обожать мужа. Хотя она обладает и умом, и красотой, и воспитанием, но слишком много говорит, причем, не к месту. Ей частенько завидуют, поэтому могут навредить, особенно, в сердечных делах.


Значение имени Елизавета

ЕЛИЗАВЕТА, ГЛАФИРА, ЗОЯ, ПЕЛАГЕЯ, ЕВДОКИЯ, ЕФРОСИНЬЯ, МУЗА, ЛУКЕРЬЯ, ГЛИКЕРИЯ, ФАИНА, НАИНА, ЮЛИЯ, ЮЛИАННА, ТАМАРА.

Имена для девочек, рожденных в июне

Это эмоциональная женщина, окруженная друзьями и поклонниками. Но из-за своей вспыльчивости часто конфликтует с окружающими и быстро рвет отношения.


Значение имени Елена

ЕЛЕНА, ФЕОДОСИЯ, ФЕОДОРА, КАРОЛИНА, АДЕЛАИДА, ИДА, АДА, АКУЛИНА, ФЕКЛА, КАЛЕРИЯ, АЛЕВТИНА.

Имена для девочек, рожденных в июле

Для этой женщина любовь – игра. Это страстная и темпераментная натура, пылкая и нежная одновременно. Она нравится мужчинам, ей и самой нравится флиртовать. Яркая и красивая, она находится в водовороте отношений, любви и веселья.


Имя Ольга 0 одно из самых популярных

АГРИППИНА, ИРИНА, САРА, РУФЬ, ОЛЬГА, РИММА, ЭЛЛА, ЮЛИАННА, СОСИПАТРА.

Имена для девочек, рожденных в августе

Эта женщин щедра и терпелива, беспристрастна и выдержана. Добрый и отзывчивый характер привлекает к ней всех окружающих. Ей непросто выбрать себе мужа, из-за большого количества поклонников. Но если ее первый брак распадется, она станет недоверчивой и осторожной.


Имя Екатерина - значение

МАГДАЛИНА, ЕКАТЕРИНА, МИЛЕНА, ЗАБАВА, ХРИСТИНА, ПРАСКОВЬЯ, СЕРАФИМА, НОННА.

Имена для девочек, рожденных в сентябре

Весьма оптимистичная и жизнерадостная особа. Даже неприятности и огорчения не убавят ее оптимизма. Она кокетлива и общительна, а со временем становится самой преданной матерью.


Икона Святая София

ВАССА, АНФИСА, АНИТА, МАРФА, РУФИНА, ЛЮДМИЛА, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ.

Имена для девочек, рожденных в октябре

Это женщина с самым счастливым характером и самой счастливой судьбой. Она проживет счастливо в браке с любящим мужем и детьми долгую жизнь.


Об имени Вероника

ЕФРОСИНЬЯ, КОНКОРДИЯ, СОСИПАТРА, ВЕРОНИКА, ИРАИДА, ПЕЛАГЕЯ, ТАИСИЯ, ЕВЛАМПИЯ, ИОНА.

Имена для девочек, рожденных в ноябре

Эта женщина всю жизнь будет проводить в ссорах с мужем из-за ее любви к нарядам и обществу посторонних мужчин. Игривый образ жизни для нее норма.


Икона Святая Клавдия

ГЛИКЕРЬЯ, ГЛИКЕРИЯ, ЛУКЕРЬЯ, КАПИТОЛИНА, ПРАСКОВЬЯ, ЕЛЕНА, НЕЛЛИ, КЛАВДИЯ.

Имена для девочек, рожденных в декабре

Эта женщина обладает привлекательной внешностью и открытым благородным характером. Не любит подчиняться чужой воле и быть в подчинении.


Певица по имени Варвара

АВГУСТА, ВАРВАРА, ТАТЬЯНА, ТАТИАНА, АНФИСА, ЛАРИСА, МАРИНА, ЗОЯ, ЗИНОВЕЯ.

Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)

Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.

Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!

Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.

Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!

Что такое крёстное имя и как его выбирают?

Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена

Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.

Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным

(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт

гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).

Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,

Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).

Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.

Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.

Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).

Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.

Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали

европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).

Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).

Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .

Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!

Мученицы, праведницы, преподобные…

Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,

преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?

  • Мученицы - это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученицы - это мученицы за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Преподобные - это монахини, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); монахиня (по-другому и нокиня), игу менья (настоятельница монастыря)
  • Преподобномученицы - святые мученицы из числа монахинь (монахини, принявшие смерть за веру)
  • Девы-мученицы - незамужние, целомудренные девушки (не монахини), пострадавшие при гонениях на христиан; иногда в святцах пишут отрокови ца (то есть девочка-подросток)
  • Праведные (праведницы) - к ним относятся такие святые женщины, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (то есть не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру. В качестве святых они почитаются за свою праведную , то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный , напрямую связано со словами правда, правый, справедливый )
  • Жёны-мироносицы - женщины, ставшие первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа из мертвых; мироносицами в древности были женщины, которые переносят сосуды с ми ро м (ми ро - это ароматное, благовонное масло, используемое при миропомазании и других церковных обрядах); несколько мироносиц стали первыми свидетелями воскресения Иисуса Христа из мертвых, к их числу относятся Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария Магдалина - все они считаются святыми праведными (праведницами)
  • Равноапостольные - «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства), среди равноапостольных были не только мужчины, но и несколько женщин
  • Благоверные - царицы и княгини, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Блаженные и юродивые. Блаженная, то есть «счастливая» (в латинском языке - beata ): такой эпитет носят несколько известных святых IV-IX века (святая Мария Хиданская, святая Муза Римская, святая царица Феофания), а также святая Матрона Московская (XX в.). Эпитет «блаженная» в применении к остальным русским святым имеет другой смысл: юродивая (например, святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая), от древнерусского уродливый ; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Новомученики - под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти

В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:

мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная

Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая

Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):

святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr

Именины (день именин, именинный день, праздник именин)

Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.

Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).

Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».

Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица

Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица

Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.

У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так

называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.

При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было

внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.

Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они

считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.

Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя

соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.

Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном

жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США

или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви

Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,

Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе

Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).

При общении со священником полезной может оказаться информационная строка

«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим

женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и

английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)

жития святых»).

Полностью книга доступна только в печатной версии.

После введения на Руси христианства детям при рождении начали давать имена по православному календарю в честь православных святых. Ребенок получает небесное покровительство выбранного святого, между ними создается тесная духовная связь. Святой становится для ребенка его ангелом-хранителем на всю жизнь.

Каждый день Русская Православная Церковь чтит память какого-либо святого, иногда – нескольких святых. В эти дни памяти, соответствующие их именам, люди отмечают именины.

Выбрать имя ребенку можно руководствуясь православным календарем (святцами). В нем приведен полный список православных имен как для девочек, так и для мальчиков. При выборе имени обычно ориентируются на дату рождения. В календаре приводится список месяцев и дней в них. Для каждого дня указываются имена святых, память которых чтится в тот или иной день.

Если подходящие ребенку имена по каким-либо причинам не устраивают родителей, можно выбирать имена других ближайших дней или восьмого дня с момента рождения ребенка. Наши предки на восьмой день после рождения нарекали младенцев. Если не подходят имена, предназначенные для дня рождения или восьмого дня, можно наречь младенца именем, приходящимся на сороковой день после рождения.

Каждый год православные календари имен обновляются. Календарь 2018 года включает в себя больше мужских имен, нежели женских. В связи с этим девочек часто называют женскими именами, произведенными от мужских, например, Александра, Иоанна, Евгения. Тогда для девочки выбирается святой покровитель-мужчина.

Выбор имени зависит во многом от времени года, в которое родился ребенок.

  • Девочки, рожденные зимой, физически и морально крепкие, целеустремленные, напористые и обладают сильной волей. Поэтому имена стараются давать более мягкие, чтобы наделить девочку большей женственностью и нежностью.
  • Весной рождаются девочки эгоистичные, ранимые, робкие, боящиеся перемен. В будущем этим девочкам часто сложно устроить личную жизнь. Имена им дают такие, чтобы придать ребенку уверенность и решительность в характере.
  • Летние дети обладают ярким темпераментом, любят приключения. Такие девочки обычно становятся лидерами в любом коллективе. Им рекомендуют давать спокойные имена для уравновешивания холерического темперамента.
  • Осенние девочки наделены такими чертами характера как принципиальность, независимость, холодность. Обычно отсутствует чувство такта. Для возмещения недостающей мягкости и женственности выбирают нежные имена.

Что лучше: церковные редкие или русские женские нынешних времен?

Существует множество красивых женских имен, как привычных православных, так и нестандартных, редких, пришедших из древности.

Большинство имен, которые используются сегодня в повседневной жизни появились в русской культуре из древности. Многие из них имеют отнюдь не славянское происхождение. Появились женские русские имена в результате развития древней славянской культуры, связанной с обычаями, бытом, верой древних славян.

Выбирая девочке имя, необходимо представлять, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя с ним по жизни и в обществе. Иногда в погоне за нестандартностью родители выбирают вычурные имена, из-за которых дети страдают в будущем. Имя должно соответствовать традициям местности и принадлежать той культуре, в которой живет девочка.

Ключевые факторы при выборе имени – его мелодичность и гармоничность, а также созвучность с фамилией и отчеством. Имя должно подчеркивать индивидуальность малышки, наделять девочку красотой и женственностью.

В древние времена смыслом жизни женщины были материнство и хранение семейного очага, поэтому значения многих имен содержало предназначение женщины – создание семьи и её благополучие.

Значительная часть старинных церковных имен имеет греческое происхождение, например, Инесса, Евдокия, Вероника. Хоть их относят к древним, их можно часто услышать в обществе, поэтому их можно смело выбирать для ребенка.

Сегодня многие родители возвращаются к своим корням и русской культуре, поэтому сегодня нередко можно услышать старинные имена. Особенно часто используют такие имена как Златоцвета, Вера, Добромила, которые не режут слух и положительно воспринимаются обществом.

Однако, многие старинные церковные имена бывают сложными для восприятия. Слишком замысловатое имя может привести к тому, что ребенку в будущем будет сложно ужиться в детском коллективе.

Большинство людей выбирает привычные и современные русские имена:

  • Екатерина.
  • Елена.
  • Ксения.
  • Дарья.
  • Елизавета.
  • Софья.

Выбор зависит от предпочтений родителей, степени религиозности и культурных ценностей.

Подборка с указанием значений

Благодаря нашей подборке, вы сможете выбрать для своего чада самое лучшее русское женское имя, причем с весьма красивым, необычным, редким звучанием, особенно, если оно будет старинным церковным.

Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика - будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) - упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена - в этом легко убедиться, раскрыв святцы, - носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.
Имя древнееврейское, которое в переводе значит - Благодать Божия.
В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.
Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.
И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.
Иоанн Власатый - Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.
Иоанн Дамасский - отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.
Иоанн Кронштадтский - великий русский пастырь и общественный деятель.
Иоанн Палестинский - выдающийся постник.
Иоанн Константинопольский - патриарх и выдающаяся личность своего времени.
Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.
То же наблюдаем относительно других известных имен.
Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя - определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю, называя каждое светило его именем, и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого; Навал - безумец и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей - вынутый из воды, иногда - на предназначение человека: Исаия - да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье - Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи - Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения - Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен).
Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь - это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман, Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил - происходило от названия города Рим; имя
Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и с Христом - Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет:

«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности».Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».
Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.
День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами, или днем Ангела.

Святой Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:

«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов.

Как правильно дать имя православному ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем не православным - это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.
Некоторые святые имеют по два имени - имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга - Елены. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.
Можно дать имя, как сегодня распространено, в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.
С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери - Марии. Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария - в честь святых Марий, которых множество.

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя - на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя.).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них - обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем и заступником. В этом православном календаре приведены наиболее распространенные имена святых, прославляемых Церковью, и указаны дни их памяти по новому стилю.

Если человек крещён в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известно, в честь какого святого он был наречён. Но бывает и так, что люди, крещённые в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого они названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре (святцах, месяцеслове) не раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, с именем Иоанн - более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

В Церкви сложилась следующая практика: если в православном календаре встречаются несколько дней памяти святых, тезоименитых с Вами (тезоименитый - соименный, с тем же именем), то из этих дней Вашим днём Ангела будет день, совпадающий с днём Вашего рождения или ближайший после Вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет Вашим небесным покровителем.
Если Вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то в ближайший день после Вашего дня рождения - это день Ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или в дня три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Даруя родителям ребёнка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по православному календарю - месяцеслову, в который включены имена святых, прославленых Церковью.

То, что ребенку дается при Крещении имя, известно всем. Причем делается это не по выбору или желанию родителей, а в честь какого-либо святого, обычно того или той, память которого (которой) отмечается в этот день Церковью. Выбирается имя в соответствии с так называемыми святцами - церковным календарем, в котором указано памяти какого святого посвящается день.

Церковный именослов исполнен глубокого смысла, который, впрочем, был ведом на Руси всем - от простого крестьянина до монарха. Каждый день посвящается памяти определенных святых, празднику или чудотворной иконе. И не имя дается, как внешний знак, человеку, а человек «дается» имени, причисляется как бы в «дружину» того или иного-мученика или подвижника. Важно, в какой день, под чьим именем ты родился и тебя крестили: Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер.

Следует учитывать, что в православные святцы попали имена еврейские, греческие, римские, которые на этих языках могут иметь и положительный смысл, но для русского слуха неблагозвучны или вызывают неприятные ассоциации.

Христианские имена появились на Руси еще до принятия христианства - их принесли варяги. С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые календарные имена (Анисим, Федор, Анна, Мария, Елизавета). При Крещении человеку давалось второе, календарное, имя, которое могло иметь древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские или древнеегипетские корни.

Для русского человека чужестранное имя было непонятно и им пользовались только в документах, в быту его не употребляли.
Имена в святцах часто повторяются, так как наиболее популярные из них (например, Александр, Андрей, Владимир, Василий) повсеместно использовались для именования людей, а многие редко используемые были исключены из списков.

Важно, в какой день родился ребенок и под чьим именем его крестили: именно Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер. Поэтому следует правильно выбирать имя ребенку при Крещении. Ребенок должен получить защиту ангела-хранителя.

Святой, именем которого называется ребенок, считается «покровителем» своего тезки. Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день Ангела, т. е. день святого, по имени которого назван. «Именины» никак не связаны с днем рождения, как некоторые считают, это день Крещения.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.