Что есть сущность человека. Существование и сущность людей

Человек — биосоциальное существо.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7−8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.
Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь−восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.
Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.
«Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.
Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.
Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

(материал из «Википедии»)

Основные отличия человека от животных

Животное Человек
1. Существование направляется только инстинктами. 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага.
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо-влетворяет материальные и духовные потребности.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.
Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Различают следующие этапы социализации :
начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
средний — школа;
завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.
Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.

Было бы круто, если бы ты мог увидеть человека и сразу понять, что он из себя представляет, что в его внутреннем мире есть какие-нибудь позитивные качества, которые укажут на то, что с ним можно дружить или вести дела. Но такого не происходит. И причина в том, что каждый человек старается скрыться за сотней масок. Кто-то стыдится себя настоящего, кто-то рассчитывает получить выгоду от созданных фантомов себя самого, а кто-то просто боится, поэтому врет уже на полном автопилоте. В любом случае, если ты хочешь нормально общаться с другими людьми, то тебе надо уметь отличать реальность от вымысла. Этому сегодня и обучим.

Ты можешь легко быть обманутым

Предположим, ты , которая выглядит шикарно, да еще и поговорить с ней есть о чем. Возможно, что твоя первая мысль будет звучать как «она прекрасно подходит для меня». Но помни, что все это может оказаться большим таким шоу по обработке твоих мозгов: у нее красивое платье; приятный запах духов; хорошо поставленная речь. Но в долгосрочной перспективе все это не имеет значения. Обязательно будет переломный момент, который обнажит ее истинную сущность, и это может травмировать тебя. Это может произойти с девушкой, а может с коллегой или другом. С кем угодно. Приятная наружность, хорошие манеры, эстетика личности не определяют саму личность. Личность определяют проблемы, некие экстремальные ситуации, которые выбивают из рутины. И тогда ты поймешь, что был обманут.

Когда нужно добиться хорошего впечатления от кого-либо, то ты, как и все люди вокруг, забываешь об откровенности, честности, чести. Главное - результат, верно? Вот все и работают на результат. В итоге, ты совершенно не понимаешь, кто перед тобой стоит: хороший человек или полный мудак. Просто держи эту мысль у себя в голове. Если кому-то что-то от тебя надо, то, скорее всего, этот кто-то будет прибегать ко лжи в той или иной степени.

Как избежать обмана?

Никто не хочет, чтобы мнение насчет близкого человека, делового партнера, друга внезапно разрушилось под воздействием обнажающей человека ситуации. Это травмирует. Вот ты жал руку другу, а потом понимаешь, что жал руку врагу. И вроде бы ничего не произошло, лишь человек показал себя в истинном свете. Но мы призываем не ждать этого момента, когда все уже будет поздно. Мы призываем разобраться с человеком на самом старте. Сделать это можно с помощью понимания «трех личностных колец».

Наружное кольцо

Наружное кольцо - это мишура, которую мы выдаем за свое истинное лицо. Это образ, который мы держим в наших головах и, по необходимости, достаем его наружу, чтобы мнение о нас было таким, каким мы этого хотим. Мы находимся в этом кольце всегда, когда идем на первое свидание, незнакомую вечеринку, собеседование, деловую встречу. Это образ, который делает нас «успешными». По крайней мере, мы так считаем.

Среднее кольцо

Это кольцо более приближено к жизни. Оно создается путем интеллектуальной работы посредством общения. Если люди тебя о чем-то спрашивают, и ты делишься с ними своим мнением, то в большей степени речь идет о мнении, которое было сформировано средним кольцом. К примеру, на работе мы говорим определенным образом, чтобы подчеркнуть субординацию или рабочую этику. Мы не говорим с коллегами так, как говорим с друзьями и близкими. То есть профессиональные условия заставляют нас врать тем или иным способом, но это социально приемлемо.

Кольцо-сердцевина

А вот это уже наша сущность, которую мы так сильно прячем в самой глубине сердца. Здесь скрываются все наши страхи, все наши слабости, но все это - часть нашего естества. В сердцевине также расположены наши настоящие убеждения, которые могут показаться неприемлемыми, пугающими, неправильными. Это наша истинная природа, которая на подсознательном уровне является нашим настоящим «я». Когда кто-либо со стороны критикует тебя настоящего, то ты, при наличии слабой нервной системы, можешь устроить атомную бомбежку или, в лучшем случае, совершенно опасный и бессмысленный спор. Сердцевина содержит и плохое, и хорошее. Она есть у каждого, и твоя цель, когда знакомишься с новым человеком, - это определить сердцевину. Понять суть.

Понять сердцевину

Наблюдай

Обрати внимание на бессознательные привычки, которые являются отличным маркером для выявления «истинной личности». Особое внимание удели тому, как человек общается с людьми, которые расходятся с ним во мнении. Видишь ли ты лицемерие в их словах? Видишь ли ты скрытность или желание манипулировать? А как человек говорит о других людях за спиной?

Тестируй

Умные руководили проверяют устойчивость к стрессу в первые недели работы. Так они понимают, стоит доверять человеку более ответственные задания или нет. Если недостатки характера обнажатся уже в первые дни, то лучше обойтись без такого работника, ведь никогда не знаешь, какие важные дела случайным образом могут доверить этому человеку. Другими словами, в первые дни знакомства ты должен протестировать человека с помощью выбивания его из зоны комфорта. Зачем? Затем, что вне зоны комфорта люди чаще опираются на свою сердцевину.

Задавай вопросы

Не стесняйся задавать больше вопросов. Особенно такие, что требуют глубокого погружения в себя, чтобы хорошо все обмозговать и обдумать. Если боишься задавать личные вопросы, то задай вопрос на какую-нибудь этическую тему. С помощью подобных тем можно определить моральный облик личности. Если же ты знакомишься с новой девушкой, то задай ей вопрос о прошлых отношениях - ответы и общая реакция могут многое тебе сказать.

По материалам Брайна Ли

Сущность человека - производство самого себя, своего бытия и сущности. Человек - единственное в мире бытие и сущность, творящее самое себя. Человек преобразует природу, производя тем самым собственное бытие и сущность.

Человек, общество - высшая ступень бесконечного мирового процесса, высшая форма материи, обладающая наисложнейшими свойствами, в число которых входит сознание, интеллект. Человек, согласно Энгельсу , “высший цвет материи”, высший этап ее развития, “в котором природа приходит к осознанию самой себя”. Человек возникает в ходе бесконечного мирового процесса развития с “железной необходимостью”,

“У нас есть уверенность в том, - писал Энгельс, - что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время”.

В отличие от метафизического материализма XVII-XVIII вв. диалектический материализм связывает необходимость появления человека в бесконечном мировом процессе с “самой природой материи”. Для метафизического материализма, отмечал Энгельс, “тот факт, что материя развивает, из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит. В действительности же материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответствующие условия (не обязательно везде и всегда одни и те же)”.

Производство самого себя, как глубинная сущность человека, теоретически безукоризненно выводится современной научной философией из сущности предшествующих известных нам форм материи - масс-энергетической сущности физического, с его способом существования (от дифференциации до прямого масс-энергетического субстратного синтеза), над-массэнергетической природы химического, с его прямым субстратным синтезом, самосохранения путем приспособления живой материи, с ее превращением как способом существования и развития - явного преддверия социальной сущности и ее деятельностного способа существования,

В отличие от Гегеля , современной научной философии, располагающей несопоставимо более богатым материалом современного естествознания и социальных наук, диалектическому материализм и удалось в принципе объяснить человека, общество как закономерный продукт и ступень бесконечного мирового процесса развития, раскрыть действительную сущность человека.


Концепция человека в научной философии имеет две взаимосвязанные части: всеобщую концепцию, рассматривающую человека как ступень бесконечного мирового процесса, применительно ко всеобщим сторонам мира (материя, пространство, время, развитие и т.д.), которую кратко можно выразить как “человек в бесконечном мире”, и особенную, рассматривающую человека в его конкретной социальной жизни, во взаимоотношениях людей (“человек в обществе”). Первая выступает неотъемлемой частью диалектического материализма, или общей философии марксизма, вторая - исторического материализма, или социальной философии, общей социологии марксизма.

Человек как высшая ступень закономерного мирового процесса есть единство всеобщего, особенного и единичного, конечного и бесконечного. Являясь результатом бесконечного процесса аккумуляции содержания ступеней развития материи, человек несет в себе всеобщее, в нем в концентрированном, сокращенном, обобщенном виде выражено бесконечное многообразие материального мира. Разумеется, человек не содержит в себе буквально все многообразие мира. В процессе развития это многообразие подвергается материальному обобщению и интеграции, человеческая сущность представляет собой поэтому концентрат, аккумулят, интеграцию сущностей основных форм материи.

Человеческая сущность имеет интегральный характер, она есть синтез бесконечной последовательности предшествовавших сущностей, “запись” бесконечного числа “текстов”, которые мы должны расшифровать. При этом в человеке всеобщее выражено в наиболее завершенном и явном виде.

Ближайшим образом перед нами стоит задача расшифровать роль масс-энергетического, над-массэнергетического и биологического самосохранения в деятельностной (производящей) природе человека. Применительно к биологическому в социальной сущности это уже в значительней мере осуществлено. Значительно сложнее расшифровать роль масс-энергетического и химического над-массэнергетического компонентов человеческой сущности. Однако совершенно ясно, что деятельностная природа человека, человеческий труд не могут быть объяснены без учета включенного в них масс-энергетического фактора. Т.С. Васильевой предпринята интересная попытка обнаружить следы химического синтеза в мыслительном синтезе.

Особенное в человеке так же является результатом аккумуляции и возникновения собственно социального в человеке. Особенное в человеке - это то специфическое, что отличает человека от биологического, химического, физического и т.д.. Поскольку человек как особенное несет в себе всеобщее, выраженное в его наиболее полном и всестороннем виде, он есть не рядовое особенное, а особенное особенное, высшее особенное, несущее в себе всю полноту всеобщего.

Наконец, человек есть единичное, или индивидуальное. При этом человек - не рядовое единичное, а высшее единичное, несущее в себе всю полноту всеобщего и особенного. Иными словами, человек -микрокосм, повторяющий в себе, в сокращенном и индивидуально освоенном виде, бесконечный космос. С появлением человека происходит двоение мира на космос и микрокосм. Человек обладает наивысшей индивидуальностью, обусловленной прежде всего тем, что он несет в себе всеобщее и особенное в их основной полноте и всесторонности.

“Человек есть существо родовое, - писал Маркс , - не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле - и это есть лишь другое выражение того же самого, - что он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному... Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело. Природа есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой... Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты.

Всеобщее, особенное и единичное, конечное и бесконечные в человеке обусловливают его универсальность. Последняя выражена как в его всеобщем и бесконечном, так и в особенном, единичном, конечном содержании. Человек обладает универсальной индивидуальностью, обусловленной как собственно индивидуальными его чертами, так и прежде всего тем, что в человеческой индивидуальности в его полноте и всесторонности выражено всеобщее и бесконечное. Всеобщее, бесконечное, особенное, индивидуальное, универсальное обусловливают свободу человека в широком значении слова.

Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могли возникнуть в природе, или, иными словами, человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно производить. Однако производство не является только средством получения необходимых условий существования, оно само, как таковое, есть способ существования человека. Человек в этом смысле - производящее существо.

Человеческая сущность имеет сложную структуру, которая еще слабо изучена. Эта структура образована сущностными моментами, традиционно называемыми сущностными силами. В научной философии создана развернутая концепция структуры человеческой сущности, весьма заметно отличающаяся от ее Гегелева варианта. Схематически структуру человеческой сущности можно представить в виде иерархической системы уровней, взаимоотношения которых еще следует изучать.

В актуальном плане человеческая сущность включает труд, как преобразовательную (производящую) материальную активность человека, сознание, или универсальную и неограниченную способность познания, общение, т.е. взаимоотношения между людьми. Второй уровень или ярус человеческой сущности - потенциальный - составляют способности и потребности. На основе этих базисных уровней сущностных сил человека необходимо выделить коллективность и индивидуальность, родовое и индивидуальное, свободу и ответственность.

Понятие рода в философии имеет два взаимосвязанных смысла: человек вообще и человечество в целом. Родовое в человеке - все, что свойственно каждому человеку, человеку вообще. Под родовыми свойствами человека понимаются также все присущие человечеству как совокупности людей признаки. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. Индивидуальное - не внешнее выражение человеческой сущности, а необходимый родовой момент или черта человеческой сущности. В сущности человека заложено быть индивидуальностью, несущей в себе все черты человеческого рода.

Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов, или человеческий род, образует общество. Последнее - не механический агрегат индивидов и не “совокупность связей” между людьми, как иногда определяют человеческое общество, а сложно организованный коллектив людей, находящихся в социальных отношениях друг к другу. Человек, таким образом, есть социальное существо.

Данный выше перечень сущностных сил человека не является полным. Так, названные сущностные силы могут быть в свою очередь расчленены на более частные. Сознание, или мысль, включает как собственно способность познания, или интеллект, так и нравственное и эстетическое сознание. Человек - нравственное и эстетическое существо.

В системе сущностных сил человека базовым и определяющим является материальный труд как собственно производящая деятельность человека. Поскольку человек производит свое бытие, последнее, в силу особой сложности человеческого бытия, первоначально должно возникать в виде мысленного прообраза. Однако материальное бытие всегда оказывается более сложным, чем его мысленный проект.

Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между всеобщим, особенным и единичным, конечным и бесконечным, потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и социальными связями, свободой и- ответственностью, родовым и индивидуальным и т.д. Полная картина этих противоречий во всех их связях, переходах и опосредованиях еще далеко не создана. Однако нет сомнения в том, что эта картина может быть получена только на основе исходной концепции научной философии, материализма и диалектики. И в этом отношении научная философия не имеет сколько-нибудь серьезных конкурентов в лице экзистенциализма, позитивизма или религиозной философии.

Особый интерес представляет природа и структура наиболее фундаментального уровня человеческой сущности, образованного всеобщим и бесконечным в человеке. Если в философии Гегеля этот уровень намечен, то в современной неклассической западной философии он едва затрагивается. В научной философии, современном диалектическом материализме проблема всеобщего и бесконечного в человеческой сущности поставлена на вполне научную основу и во многом успешно решается.

Всеобщее в человеке представляет собой некое единство и в то же время многообразие своих моментов. Всеобщее в объективном мире, система всеобщего в объективном мире отображается в сознании как система категорий. Человек, несущий в себе всеобщее, тоже представляет собой структурированное всеобщее, систему всеобщего, т.е. своеобразную “систему категорий”. Поскольку в философии категорией называют понятие, отображающее соответствующий момент всеобщего, мы будем называть “категорией” (в кавычках) реальный прототип категорий, т.е. момент объективного всеобщего.

Объективный мир представляет собой систему всеобщего, или систему “категорий”, человек, как микрокосм, в обобщенном и сокращенном виде воспроизводящий космос, есть своеобразная система всеобщего, “система категорий”. Человек как система всеобщего - сложнейшая философская проблема, явственно поставленная только в научной философии.

Объективная “система категорий”, или система всеобщего, может быть отражена в человеческом сознании в виде научной системы категорий, которую в свое время пытался создать Гегель и которая успешно разрабатывается в диалектическом материализме. Однако нас интересует другой, более сложный аспект проблемы: система всеобщего, “система категорий” в структуре человеческой сущности. Нельзя не заметить, что осознание всеобщего, построение теоретической системы категорий должно иметь в качестве своей глубинной предпосылки всеобщее в самой сущности человека. Как представлено всеобщее в структуре человеческой сущности?

Объективное всеобщее существует в бесконечном многообразии вещей и явлений, в “разлитом виде”. Следует учесть при этом, что всеобщее отнюдь не равномерно разлито в различных вещах и явлениях. Последние обладают различным всеобщим содержанием. Конкретно-всеобщая теория развития показала, что всеобщее содержание все более концентрируется в процессе развития. Ясно, что живое обладает значительно большим богатством всеобщего содержания, чем электрон.

В человеке всеобщее выражено в наиболее полном и всестороннем виде, выражено как целое, в обобщенной и концентрированной форме. Человек несет в себе не “частицу” всеобщего, как обычно полагают, подобно любому другому предмету природы, а всеобщее как целостность. Это обусловливается самим процессом развития, которое представляет собой не простую смену состояний (согласно некоторым ходячим трактовкам развития), а процесс аккумуляции, обобщения и концентрации содержания низших ступеней в высших.

Концентрация всеобщего происходит в форме особенного (человеческий род) и единичного (индивид, личность) Индивид - это индивидуализированное всеобщее, персонифицированное всеобщее, микрокосм. В восторженном замечании Гегеля, усмотревшего во французском драгуне “мировой дух на коне”, заключено отнюдь не тривиальное содержание.

В человеке все свойства материи выражены в наивысшей, универсальной и концентрированной форме. Вместе с тем эти свойства получают форму особенного. Выражение всеобщих свойств материи, “категорий” в особенной форме - весьма интересная проблема. Субстанциальность материи, ее “свойство” “быть причиной самой себя” получило концентрированное выражение в уникальной сущностной способности человека творить свое бытие и сущность. Точнее, сущность человека есть концентрированное выражение сущности материи как субстанции - наиболее явная иллюстрация совпадения микрокосма и космоса.

Движение и развитие, как всеобщие атрибуты, выражены в активности человека - труде и мышлении, которая имеет наиболее сложный, универсальный и концентрированный характер. Если развитие каждой предшествующей формы материи, обладая общими чертами развития вообще, в то же время несет специфические ограничения (дифференциация, прямой субстратный синтез, приспособление и т.д.), то развитие человека имеет поистине универсальный характер. Человек творит по меркам любого вида (Маркс). Труд как универсальная активность направлен на любые предметы и явления бесконечного мира.

Человек выступает в качестве универсального причинного фактора, так как способен причинять любые явления объективного и субъективного мира, вмешиваться в любые причинные связи. В то же время никакое физическое явление не способно вступать в непосредственное взаимодействие с биологическими или социальными явлениями, ибо их “языки” взаимодействия совершенно различны. Необходимость и случайность выступают в человеке так же в своей наиболее сложной и универсальной форме. Одним из специфически человеческих выражений необходимости выступает сущностное свойство ответственности. Случайность в человеческой жизни наполнена несравненно более богатым содержанием, чем, например, случайная флюктуация физического поля.

Очевидно, всеобщие моменты выражаются в сущности человека двояко: взаимно-однозначно (необходимость - ответственность) и одномногозначно (“категория” - во многих сущностных свойствах человека).

Наряду с обобщенностью, универсальностью, концентрированностью и персонифицированностью всеобщее имеет в человеке и ряд других уникальных особенностей. К ним следует отнести деятельностный характер всеобщего в человеке. Разумеется, всеобщее в объективном мире не является пассивной общностью, оно существует в качестве активного фактора развития объективного мира. В человеке всеобщее выступает в особой, универсальной, деятельностной форме, в форме творческих процессов труда и мышления, посредством которых существует человек и творится новая реальность в ходе бесконечного социального прогресса.

Главной особенностью человеческой деятельностной формы всеобщего является то, что концентрированное в человеке всеобщее, в тесном единстве с особенным и единичным (индивидуальным) в человеке, творит принципиально более сложную реальность, чем всеобщее в его природной форме. Природные процессы. не обладают той сложностью и направленностью, которая могла бы породить в природе топор, машину, ЭВМ . Это способен делать только труд в единстве с мыслью, благодаря уникальной направленности труда и способности предварения материального предмета его мысленным образом. Человек - концентрированная, персонифицированная, автономно действующая всеобщность.

Какова структура всеобщего в человеке? Всеобщее представлено в нем в той же структурной связи, той же “системе категорий”, что и в объективном мире, или же имеет другую структуру, образует иную “систему категорий”?

Представляется, что всеобщее должно быть выражено в человеке в концентрированной и “миниатюризированной” форме, являющейся “уменьшенной” копией системы объективного всеобщего, “миниатюризированной” копией объективной системы всеобщего. Логика материи и ее атрибутов -"пространства, времени, движения и развития, объективных законов, необходимости и случайности не может быть нарушена в высшей форме материи, ее микрокосме. Вместе с тем объективная система всеобщего должна быть своеобразно выражена, переформирована в системе сущностных сил человека - труде, сознании, коллективности и индивидуальности и т.д. Система сущностных свойств человека не может рассматриваться как точная копия объективной “системы категорий”, поскольку человеческая сущность представляет собой специфическое единство всеобщего, особенного и единичного.

Одна из фундаментальных проблем современной научной философии заключается в расшифровке категориального каркаса человеческой сущности. Каждое из сущностных свойств человека представляет собой уникальный синтез всеобщих “категорий”, выраженных в особенном и индивидуальном содержании человека как конкретного живого существа. При этом ведущую роль выполняют те или иные категории. Так, в нравственных свойствах человека - долге и ответственности наиболее явно выражена высшая форма необходимости, в человеческой свободе -активность, в творческой природе человека - способность развития, порождения нового.

Место человека в мире.

Человек занимает вполне определенное место в мире, в закономерном мировом процессе. Однако проблема места человека в бесконечном мире, его “ареала” имеет и другую сторону.

Современная наука уже весьма много знает о среде обитания человека: Метагалактика - Галактика - Солнечная система - Земля с ее лито-, гидро-, атмо- и биосферой - такова схема непосредственной среды человека. Однако эта схема не дает полного представления о мире человека. Человек, как высшая форма материи, вершина мирового развития существует в являющемся и в глубинном сущностном мире.

Завершив биологическую эволюцию от своих природных предков, перейдя от приспособительного к преобразующему и производящему образу жизни, человек ворвался в пустовавшую до него сущностную сферу мира. Человек вошел в сущностный мир производящим и преобразующим характером своей сущности. Сущность человека возникает не наряду с сущностью мира, а является ее завершением, дополнением и высшим выражением. Человек - концентрированная и персонифицированная сущность мира.

Как уже отмечено, человеческая сущность - воплощение сути материи как “причины самой себя” - осуществляет универсальную форму развития. Человек - универсальное причинное существо, концентрированная необходимость и наиболее богатая случайность. Как высшая форма материи, обладающая бесконечным богатством содержания, человек есть наиболее богатая и основательная действительность. Вместе с тем, поскольку человек существует за счет несуществующих условий, которые он непрерывно производит, человек более, чем какое-либо другое явление в мире, существует в протяжении от действительного к возможному и новому, более богатому действительному.

В этом смысле человек - наиболее действительное и вместе с тем наиболее возможное существо. Поскольку человек несет в себе бесконечное, его существование органически связано с бесконечным пространством и временем. Производя свое существование, человек тем самым производит и время своего существования. Человек погружен в сущностную “сердцевину” времени.

Производя свое бытие и сущность, человек тем самым производит и объективные законы своего существования. В этом смысле природа человека уникальна: он есть закон производства законов своего суще ствования.

Наконец, поскольку человеческое сознание способно бесконечно познавать мир, человеческое существование входит в сущностную сферу мира также посредством ее осознания, мысленного погружения в сущностный мир. Человеческий интеллект - не внешний наблюдатель, он действует в сущностной сфере мира.

Человеческий мир. Возникая в силу самой природы материи, воплощая в себе бесконечное качественное многообразие мира, человек оказывается в глубоком родстве с бесконечным миром. Материальный мир - не чуждое и враждебное человеку пассивное начало, как представляется экзистенциализму, неотомизму, религии. В этом смысле с определенной долей образности можно было бы сказать, что окружающий нас бесконечный материальный мир человечен. Это - человеческий мир. В противоположность идеалистической и религиозной концепции "случайного человека в чуждом ему мире" марксистская философия обосновывает концепцию “человека в человеческом мире”.

Бесконечный прогресс человека. С позиций господствующих в современной буржуазной философии идеалистических и религиозных концепций природа человека случайна, конечна, исчерпаема, в силу чего человек обречен на неизбежную гибель — в результате биологического или социального вырождения, вследствие недостаточности природных ресурсов Земли, войн, порочности греховной своей натуры, из-за исчерпания смысла человеческого существования и т.д. "Случайный человек в чуждом ему мире" обречен на гибель. С этой точки зрения развитие общества, социальный прогресс есть лишь временное явление, скрывающее под собой глубинный, фатально предопределенный процесс вырождения человеческой природы. Идя по видимости вверх, социальное развитие неминуемо ведет человечество к неотвратимому концу.

Марксистская концепция человека как высшего цвета материи, опирающаяся на данные современной научно-технической революции, полностью снимает вывод о неизбежном конце человеческой истории, исчерпании человеческой сущности. Человек, несущий в себе бесконечность, способен к бесконечному прогрессу.

Маркс, Энгельс и Ленин, несмотря на известные трудности, выявившиеся во взглядах Энгельса на будущее человечества, рассматривали социальный прогресс как бесконечный. Ни в природе человека, ни в сущности общества, в грядущем коммунистическом обществе они не видели никаких "пороков" или ограничений, которые ставили бы пределы развитию человека и общества, приводили бы к вырождению человеческой сущности. Между тем идея неизбежного конца человеческой истории имела бы смысл лишь в том случае, если бы такие пороки были обнаружены в самой сущности человека, если бы существование человека становилось бессмысленным. По Энгельсу, все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе "истории,— это ступени "бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей". Энгельс писал о "бесконечном прогрессивном развитии человечества". Вместе с тем, как мы уже рассматривали, Энгельс считал неизбежной гибель человечества в связи с угасанием Солнца. Однако, как понял уже Циолковский , этот вывод не может быть принят.

Вниз по лестнице, ведущей вверх. Если бесконечная природа человека, его труд и мысль не содержат пределов развитию человека, то такие пределы могут быть поставлены, как нам следует предположить, окружающей человека природой? Возможность бесконечного социального прогресса заложена в структуре бесконечного иерархически построенного здания природы. Диалектика бесконечной последовательности высших и низших форм материи такова, что не содержит никаких "запретов" на движение преобразовательной деятельности человека от высших, уже освоенных форм материи, к низшим.

Овладевая все более простыми, расположенными "ниже" уровнями организации материи, погружаясь, например, в глубокий микромир, человеческое общество движется вперед в своей социальной эволюции. Поскольку время существования каждого уровня материи ограничено (до "конца" нашей Вселенной осталось еще несколько десятков миллиардов лет) и поскольку это время тем больше, чем "ниже" уровень организации материи, социальная история—это "бег" человечества "вниз" по лестнице форм материй, овладение все более широкими временными масштабами Вселенной, ее временем. Человечество способно развиваться вечно, присоединяя к своему времени время природы.

Социальный прогресс не является фатальным, дарованным человеку природой, он производится человеком. По-видимому, нельзя считать, что всякая человеческая цивилизация сможет ускользнуть от внутренних и внешних опасностей и "выйти в бесконечность". Не исключено, что отдельные цивилизации могут погибнуть. Возможно, нельзя считать, что ресурсы космических систем, в которых возникает то или иное человечество, обязательно окажутся достаточными для неуклонной экспансии в космосе. К счастью, все. говорит о том, что земное человечество находится в этом отношении в благоприятных условиях. Однако в принципе бесконечный социальный процесс заложен как в сущности человека, так и в природе бесконечного материального мира.

Пока еще всего много, и времени, и огня. Один из тревожнейших вопросов современности - успеет ли"человечество так распорядиться своими земными ресурсами, чтобы успеть перейти к широкому освоению ресурсов космоса и "выйти в бесконечность". По мнению И.С. Шкловского, это время катастрофически сокращается и в самом ближайшем будущем человечество на Земле должно перейти к своего рода режиму космического корабля, когда до 50% средств должно будет направляться на восстановление и сохранение природной среды. У нас пока еще есть время?

Идентичность человека. Тривиальное представление о развитии легко принимает мысль о развитии человека, не замечая ее возможных осложнений. Важнейшее из них - признание будущего исчезновения человека, появления “следующей ступени” развития - некоего “сверхчеловека”. Так, И.С. Шкловский полагал, что освоение космоса сможет осуществлять только более сложная, чем человечество, цивилизация роботов Однако дурная бесконечность: человек -сверхчеловек - сверх-сверх... - не требует особого труда теоретической мысли. Больше содержания заключено в представлении о вечной идентичности человека, человечества.как типа существ, обладающих трудом и мыслью.

Как высшая форма материи, микрокосм, несущий в себе бесконечное многообразие мира, человек способен к бесконечному развитию, оставаясь человеком, существом, производящим свое бытие и сущность. С появление”” человека коренным образом меняется способ развития материи. Если живое эволюционирует путем морфофункциональных изменений, изменяя свои органы и организм в целом, развитие человека происходит на основе наличного морфофункционального типа, который, как известно, претерпевает определенную эволюцию или дошлифовку, не выходя за пределы наличного типа. “Включение” видообразовательного процесса в ходе социального прогресса, т.е. мутациогенеза и естественного отбора означало бы не развитие человека и человечества, а их деградацию.

Допущение возможности развития, выводящего за пределы наличного типа человека, возможно только при условии, если обнаружены какие-либо неисправимые “пороки” этого типа. Однако вся история человечества и человеческого интеллекта не привела к обнаружению такого рода порсков. Напротив, у нас есть все основания заключить, что человеческая сущность неисчерпаема, человек способен к бесконечному прогрессу, оставаясь самим собой. Признание такой способности - еще одно отличие научной философии материализма и диалектики от религиозных и ицеалистических философских учений.

Фантастическая литература нашего времени заполнена инопланетными мыслящими существами как можно более непохожими, насколько позволяет воображение авторов, на земного человека. Философия этого подхода основана на легко, дающейся идее: в бесконечном мкре и мыслящие существа должны быть бесконечно многообразны. Однако действительная логика развития мира иная: от бесконечного многообразия материального мира - к единообразию одного типа мыслящих существ, несущего в себе, в обобщенном и сокращенном виде, все многообразие реального мира. Разумеется, в пределах этого типа должно существовать какое-то многообразие, не выходящее, однако, за пределы типа. Когда человечество, наконец, встретится с инопланетянами, наиболее поразительней новостью, фантастической новостью окажется то, что они будут весьма похожими на нас.

Ибсеновская проблема “быть самим собой” получает особый смысл для человечества; смотрящего вперед, в возможное бесконечное будущее, если, конечно, человечество сможет пройти то “очень страннее место” в историческом процессе, когда оно оказалось перед лицом своей возможной гибели.

Смысл человеческого существования. Проблема смысла существования - критический момент проблемы человека. Феномен смысла - атрибут специфически человеческого существования. В отличие от любого другого, человеческое существование имеет смысл. Смысл существования - производное от сущности.человеческого существования и его осознания. Смысл существования с некоторой неточностью может быть определен как осмысленность человеческого существования. Реальная человеческая жизнь включает в себя, как свое необходимое условие, ту или иную осмысленность, без которой человеческое существование становится животнообразным.

В религиозных и объективно-идеалистических учениях смысл человеческого существования усматривается вне человеческого существования - в боге, идее и т.д. Согласно христианству смысл человеческого существования - в движении к богу, к Христу . Гегель усматривал смысл человеческой жизни в движении к абсолютной истине, которая, как известно, на уровне представления мыслится как христианский бог. Субъективный идеализм ищет смысл человеческого существования в самом существовании, которое однако сводится лишь к его духовной субъективной стороне и полностью отрывается от какой-либо внешней реальности. Такое понимание смысла так же оказывается иллюзорным.

С позиций современного материализма - предельно реалистической философии - смысл человеческого существования заложен в самом существовании и состоит в производстве, творении своего собственного бытия и сущности во всем их многообразии, полноте иразвитии. Смысл бытия - в творении не просто бытия, которое может быть и бессмысленным, а в творении бытия, соответствующего человеческой сущности. Смысл существования - не просто в воспроизводстве бытия, а в творении все более совершенного, богатого и полного бытия, бытия в его развитии.

Человек - наиболее сложная реальность в мире, наивысшая ценность в мире, и смысл его существования может быть только в производстве осмысленного существования. Творение существования и своей сущности есть в то же время производство самого смысла существования.

Поскольку человек несет в себе бесконечность, способен к бесконечному развитию, смысл человеческого существования - в бесконечном творении своего существования. Смысл существования лишается смысла, утрачивая свою направленность в бесконечность. Иными словами, бесконечность смысла человеческого существования придает смысл человеческому существованию. Логическое “кольцо”: смысл, порождающий смысл, в отличие от Гегелева основного логического кольца, основывается на идее бесконечности.

Н. Бердяев утверждал, что человеческая история имеет смысл только благодаря своей конечности, когда “исполнится время” и наступит “царство небесное”. Однако бессодержательное понятие бога, понятие-фантом, делает бессмысленной человеческую историю, человеческое существование.

Весьма интересную мысль высказал испанский экзистенциалист М. Унамуно: человеку присуща тоска по бесконечности. Прекрасно подмечено! Природа человека, его положение в бесконечном мире, творческая деятельность, которая в сущности своей не обнаруживает никаких непреодолимых границ, рождают у человека - в неясной, бессознательной или осознанной форме - чувство причастности к бесконечному, вечному, перерастающее в ее (причастности) осознание, Существует множество каналов, по которым человек вступает в практическую, познавательную и нравственную связь с бесконечностью.

Вся духовная жизнь человека, осознает он это или нет, происходит на арене бесконечного мира, бесконечности. К сожалению, автор не может продолжать эту тему, ибо она слишком далеко увела бы нас. Заметим, однако, что религия, стремление к богу является, по нашему мнению, продуктом этой “тоски” по бесконечному; вечному на ранних ступенях развития человечества, когда человеческий интеллект еще слишком слаб, чтобы осознать свою мощь.

Куда мы идем, или - куда развивает человеческая сущность? Проблема направления развития человеческой сущности - одна из коренных проблем философии, философской антропологии. Религиозное решение вопроса общеизвестно - человеческая сущность движется к богу. Бессодержательность и бездоказательность такого представления получили убедительное освещение в прошлом и не нуждаются здесь в дополнительном обосновании. В конечном счете это представление сводится к исходной предвзятой антропоморфической парадигме, окутанной алогическим туманом. Не нашел решения этой проблемы, как уже отмечалось, и Гегель.

В научной философии проблема направленности развития получила наибольшую разработку в теории исторического процесса как закономерной последовательности социально-экономических формаций. С нашей точки зрения, общественно-экономические формации - это общественные.формы развития человеческой сущности. Ранее автором была предложена концепция человеческой сущности исторического процесса, концепция исторического процесса как развития человеческой сущности.

Однако четыре общественно-экономические формации по сути дела относятся к “предыстории” человеческого общества, а подлинная история человечества, прошедшего все подготовительные этапы окончательного становления общества, соответствующего истинно человеческой сущности, начинается лишь с пятой общественно-экономической формации, выступающей в. качестве адекватного выражения человеческой сущности - ее универсальности, коллективности, индивидуальности, свободы, творческого характера, всестороннего развития интеллекта и др.

Несмотря на временные возвратные движения, контрреволюции и реставрации, человечество в конечном счете движется вперед, к такой организации человеческого существования, которая базируется на общественной, а не частной собственности, на подлинной свободе, исключающей любую форму эксплуатации человека человеком. В условиях тотального кризиса человеческой цивилизации вопрос о будущем человечества, направлении развития его глубинной сущности приобретает огромное значение.

Существуют внешние ориентиры, проявления и средства развития человеческой сущности - создаваемая человеком техносфера, которая постепенно охватывает всю Землю, а затем все более широкое космическое пространство.

Характер практической деятельности человека создает впечатление о развитии человеческой сущности “вширь”. Однако это есть лишь внешнее выражение развития человеческой сущности, лишь проявление его внутреннего направления развития. Человеческая сущность как таковая не имеет внешних целей и ориентиров развития, поскольку она - высшая реальность и высшая ценность в мире, человеческая сущность развивается в себя, внутрь себя. Развитие человека в себя, в свою собственную сущность, иными словами, непрерывное углубление человеческой сущности, - одно из важнейших приобретений научной философии, научного интеллекта.

Развитие в собственную сущность означает, что направление и цель человеческого развития, обогащение, усложнение его собственной сущности, определяемое не каким-либо заранее определенным масштабом, не внешними для человеческой сущности факторами и ориентирами, а самой человеческой сущностью, т.е., в соответствии с Гегелем и Марксом, свободное развитие.

Развитие в собственную сущность означает, что эта сущность проходит в своем развитии последовательный ряд этапов или уровней -от относительно простого, начального, универсального до все более глубоких и сложных. Поскольку человек - не “рядовое” конечное существо, а единство бесконечного-и конечного, всеобщего, особенного и единичного, его движение в собственную сущность является потенциально бесконечным. Человеческая сущность бесконечна и неисчерпаема в своем развитии.

Структура мира, образованная бесконечным развитием, такова, что наивысшая ступень развития, несущая в себе, в обобщенном и сокращенном виде, бесконечное многообразие мира, способна к бесконечному преобразований мира, нигде не встречая “барьеров сложности”, которые могли бы остановить это движение.

Вместе с тем развитие человека - продукт его собственной деятельности, а не фатально предопределенный процесс; оно коренным образом зависит от борьбы разнородных факторов: прогресса и регресса, прогрессивных и реакционных классов, коллективизма и индивидуализма, науки и религии, интеллекта и его антипода - бездарности, истины и лжи. В развитии человечества возможны глобальные заблуждения и ошибки, которые могут привести к гибели всей человеческой цивилизации.

Возможно, что такая глобальная ошибка уже допущена и гибель человечества в обозримом будущем окажется неизбежной. Эта ошибка заключена в сохранении-устаревшего типа цивилизации-так называемой рыночной, связанной с эксплуатацией и социальным неравенством, возможным перерасходованием земных ресурсов, которых может оказаться недостаточно для эффективного выхода в космос.

Замечательная догадка о существовании “развития в себя” была высказана Гегелем. Бытие, согласно Гегелю, развивается в себя, в свое основание, одновременно это “погружение в себя” есть движение “вовне”, развертывание понятия, существующего в бытии “в себе”. В развитии идеи Гегель явно угадал коренную особенность развития материального мира.

Развитие, как мы уже рассматривали, проходит бесконечный ряд ступеней, из которых нам известны четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Развитие материи представляет собой движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Однако характеристика развития требует дальнейшего шага. В сущности, основное направление развития имеет не просто пространственно-временной характер, оно есть развитие материи вглубь, в свою собственную бесконечную сущность. Развитие человеческой сущности “ в себя” есть наивысшая, универсальная форма развития сущности мира вглубь самой себя.

Проблема величия и достоинства человека - продолжение проблемы сущности и смысла человеческого существования. С позиций современного интеллекта достоинство и величие человека заключается в том, что он является наивысшей ценностью в мире, вершиной развития бесконечного мира и способен к бесконечному познанию и практическому освоению мира, к бесконечному материальному и духовному творчеству. Достоинство и величие человека скрыто всегда служили факторами его развития, осознаваясь нередко в превратней форме. Они превратятся в явно и мощно действующие нравственные и социальные факторы, когда общество будет перестроено на истинно человеческих основах, когда “свободное развитие каждого” станет “условием свободного развития всех”.

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

В философской антропологии важнейшее место в понимании сущности человека занимает трактовка человека как социального существа. Традиционным в прежней философии поискам естественных или божественных начал человеческой природы современная теория, опирающаяся на социоцентризм эпохи классицизма, на философию Георга Гегеля, Карла Маркса, Огюста Конта – противопоставляет идею принадлежности человека особенной форме реальности: социальной системе, в которой человек выступает и как продукт, результат обработки природного биологического материала средствами культуры, и как персонифицированное воплощение этой системы, выделившийся в ней субъект новых преобразований и, следовательно, движущая сила саморазвития общества.

Содержание общественного бытия воплощается прежде всего в предметах культуры. Действительно, мир вещей, искусственная среда обитания человека – это «говорящий», даже «кричащий» о самом человеке мир. Представим себе фантастическую ситуацию – такую как в рассказе выдающегося американского писателя Рея Брэдбери «В конце времен». На Земле исчезли люди, но все ими созданное сохранилось в неприкосновенности. В этот момент на планету высаживаются «зеленые человечки» из «летающих тарелочек» и находят весь предметный мир человеческой культуры. Смогут ли они восстановить внешний образ и внутренний облик создателей этого мира?

Думается, что да, и достаточно легко. Еще Фридрих Энгельс в книге «Анти-Дюринг» писал: «Скажите мне, какое основное орудие труда применяют люди, и я скажу вам какой у них общественный строй. Если это каменный топор и лук со стрелами – то это первобытное общество. Если это деревянная соха и ветряная мельница – то это феодализм. Если же это паровая машина и электрический мотор – то это капитализм».

Исследуя предметы быта – одежду, жилища, мебель – «зеленые человечки» реконструируют пропорции и внешний вид человеческого тела. Найдя наши продукты питания, поля и фермы, продовольственные комплексы и прилавки гастрономов, они установят химизм и физиологию нашего организма. Разбираясь с нашими заводами, транспортом, источниками энергии, они поймут наши технологии, а значит, установят уровень развития производительных сил и, следовательно, основные типы социальных институтов, включая тип общест­венно-экономической формации. Наконец, расшифровав наши языки и прочитав наши книги, как это делаем мы с письменностью исчез­нувших культур вроде египтян или майя, воспроизведя звуковые и видеозаписи, они откроют наш духовный мир, наши логику и психо­логию, поймут наши стремления, беды и радости, страхи и надежды.

Правда, рассказ Рея Брэдбери заканчивается неожиданно. Инопланетяне находят кинопроектор и катушки с пленками. Наладив аппарат, они смотрят на экран и умиляются: так вот они какие были – люди! Между тем появляются заключительные титры: производство киностудии Уолта Диснея. Так вот они какие были – люди: Микки Маус, Дональд Дак! Но это юмор. В действительности вещи и люди взаимно репрезентативны, т. е. зеркально отображают друг друга, потому что люди создают вещи для себя и по своей собственной мерке.

Однако надо понимать, что предметная культура сама по себе мертва без приводящей ее в движение деятельности людей. Поэтому общественное бытие отражается в самих структурах и организационных формах деятельности, в атрибутах труда, общения, способах жизнедеятельности, составляющих характеристики образа жизни. Этот срез социальной действительности выражается в практической, функциональной организации системы общественных отношений. Здесь отражение общественного бытия выходит на уровень знаковых систем: наряду с предметами и орудиями деятельности появляются знаки – искусственные вещи, специальная функция которых состоит в замещении предметов деятельности и которые выступают в качестве орудий коммуникации, общения, информационных процессов. Наиболее универсальной, гибкой, всеобъемлющей системой таких знаков является естественный язык , разговорная речь.

В конечном счете действия с предметами, трудовые операции вместе с системами знаков, образных или символических, внедряются в психику индивидов, изменяя и формируя ее содержание. У человека, включенного в систему общественных отношений, в социальную сферу, вырабатывается способность к мышлению, радикально перестраи­вающая его психику. У него появляется возможность с помощью речи фиксировать, накапливать информацию, переносить ее из прошлого в настоящее, подключая опыт, заложенный в памяти, или проецировать на будущее, прогнозируя результаты деятельности, предвосхищая грядущие события. Тем самым человек становится частью и персонифицированным воплощением социальной системы, приобретает качество личности, а деятельность его становится сознательной.

Убеждают в справедливости такого вывода действительные ситуации, в которых человек оказывался изолированным от социальной среды. Известны многочисленные случаи, когда находили младенцев человека, выкормленных животными, чаще всего волками. У сказочного Маугли из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга было множество прототипов. Один такой пример приводит в своей книге «Дитя человека, найденное у волков» английский миссионер доктор Сингх. В течение шестнадцати лет он пытался воспитать девочку Камалу, которую ему принесли из джунглей индийского штата Уттар-Прадеж охотники. Увы! В отличие от сказки, воспитать ребенка человеком не удалось: она так и не научилась ходить, жить в доме, пользоваться одеждой или предметами домашнего обихода, тем более не научилась говорить, оставшись дрессированным волчонком. Упущенные первые месяцы и годы, как утверждает знаменитый американский врач-педиатр Бенджамен Спок, закладывают в психику индивида необратимые изменения.

Другой пример изоляции человека – это одиночка на необитаемом острове, как персонаж романа английского писателя Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». В романе герой провел на необитаемом острове более двух десятков лет и остался незаурядным человеком. Однако это, к сожалению, фантастика. Известны многие десятки действительных находок заброшенных в одиночество людей: результаты печальны. Сам Дефо взял за основу своего романа случай, описанный в книге «Путешествие вокруг света» знаменитого путешественника, капитана французского королевского флота Дюмона Дюрвиля, когда на островке Хуан-Фернандес в Тихом океане был найден шотландский матрос Александр Селкирк, который провел в одиночестве всего-то четыре года. «Когда капитан Роджерс взял его на корабль свой, тот так отвык говорить, что вначале произносил только нечленораздельные звуки, отказался от предложенной ему водки и в течение нескольких недель не мог отведать на корабле мяса, приготовленного по-европейски».

Добавим, что долгое время Селкирк не мог ничего рассказать о себе: он все забыл, и лишь много времени спустя «вспомнил все». Утрата речи, утрата памяти – вернейшие признаки разрушения личности, одичания человека, который может быть и оставаться человеком только и исключительно в обществе себе подобных, в социальной среде. Изоляция убивает личность и рано или поздно процесс одичания становится необратимым.

Следует усилить внимание на то, что живые индивиды становятся сознательными личностями не в силу чисто природных свойств. Их социальное качество не заложено в генотипе, а приобретается в процессе социализации, воспитания в культурной среде. Следовательно, без органического соединения с вещами и знаками, без практически-предметной связи с другими людьми в структурах общественных институтов не может быть и речи о сознательных личностях.