Страх: виды, лечение, симптомы. Как побороть страхи у взрослых

Видов страхов достаточно много. Можно выделить различные виды страха зависит от классификации.

Социальные страхи

Биологические

Экзистенциальные страхи

Детские страхи

Детские страхи обычно выделяют в отдельную категорию.Детские страхи, это сохраненные переживания из детства. Детские страхи, влияют на всю последующую жизнь человека.Эмоции у ребенка, проявляются еще в утробе матери, он дрыгает ногами, или замирает, в ответ на переживание эмоций своей матерью.В первые месяцы жизни у детей проявляются биологические страхи, и инстинктивные проявления в ответ на них. Маленькие дети бояться падений, яркого света, громкого звука, и др. В дальнейшем, они приобретают и социальные страхи. Склонность к определенным видам страха передается генетически. Но на этот фон накладываться воспитание, манера общения в семье, отношение между родителями, количество детей и взрослых в окружении ребенка, и другие характеристики. Подробнее

Чтобы победить врага, необходимо его знать. Даже если он находится внутри тебя. Страх – враг или друг?

Классификацию страхов необходимо саму сначала классифицировать. Потому что есть множество аспектов, характеристик, по которым можно раскладывать виды страхов и фобий на разные полочки.

В их числе:

  • сила восприятия;
  • причины возникновения;
  • объективность;
  • последствия и т.д.

От пофигизма до фобии

Существует 3 степени реагирования человека на внешние раздражители:

  1. Бесстрашие, легкое опасение, пофигизм . Такие эмоции имеют счастье испытывать либо не ведающие, что творят (им простительно), либо с атрофированным чувством самосохранения или преувеличенной уверенностью в happy and, либо, напротив, те, кому надоело жить. Крайнее, ненормальное состояние.
  2. Страх, предупреждающий об опасности . Стоит ли говорить, что это здоровое нормальное чувство самосохранения до сих пор спасала нашу цивилизацию от вымирания. Разве ненормально бояться за своих родных, предупреждая их об опасности. Бояться войны и делать все, чтобы ее не было. Бояться укусов пчел и надевать защитную одежду.
  3. Паника, фобия . Такая же крайняя ступень страха, только с противоположной амплитудой. В этом состоянии не человек управляет своими чувствами, а они им. Страх идет в разнос. Больной человек (отклонение от нормы – болезнь) боится уже самого страха, его сознание подчиняется только внутренней панике. Получите фобию.

Виды страхов

По Карвасарскому

В научных кругах каждому из них, даже самому редкому, придумали свою международную терминологию. Всего подобных психических расстройств насчитывается около тысячи.

По Карвасарскому существует 8 групп различных фобий:

1. Пространственные страхи:

  • Клаустрофобия – боязнь замкнутых помещений.
  • Агорафобия – боязнь открытого пространства.
  • Акрофобия – боязнь высоты.
  • Батофобия – страх глубины и т.д.

2. Социальные страхи:

  • Гетерофобия – неприятие противоположного пола.
  • Неофобия – боязнь любых перемен и т.д.

3. Страх перед болезнями. Их тоже очень много можно перечислить отдельным списком.
4. Страх смерти.
5. Боязнь секса.
6. Боязнь причинить вред окружающим.
7. Контрастные страхи, то есть боязнь как-то выделиться.
8. Самый непонятный, но от этого и наиболее актуальный – страх перед страхами, который вообще-то и порождает фобии.

По Фрейду и Каплану

Классификация по Карвасарскому сложна и относительна. Более строго к ним подошел Зигмунт Фрейд . По его мнению, существует всего две категории страха :

  • реальный;
  • невротический.

Сравните с научными трудами еще одного психолога Г. Каплана. В них знаменитый ученый рассматривал деление человеческих страхов на:

  • конструктивные;
  • патологические.

Как их не называй, но оба ученых сошлись в одном, что первые страхи призваны помогать человеку спасать свою и чужую жизнь, а вторые являются признаками разрушающей болезни.

Интересно , что в психологии вообще эти две подгруппы существуют в каждом пункте отдельно. Возьмем, например, социальные страхи. Внутри этой большой группы есть множество разных подгрупп. Однако же любая из них может стать невротической патологией или же в умеренных реальных количествах помочь выжить в трудной ситуации, стать конструктивной.

Теория Ю. Щербатых

В 2000 году психолог Ю. Щербатых выдвинул свою классификацию человеческих страхов. По его мнению, они могут быть трех видов.

1. Природные страхи . Все, что связано с природными явлениями вызывают оправданные опасения:

  • гроза;
  • шторм;
  • землетрясение;
  • сильный ветер и т.д.

Ничего удивительного, что они вызывают страхи даже у образованных людей. На генном уровне у нас записано, опасаться всего неизвестного. Сегодня мы прекрасно понимает, откуда ноги растут, что земля трясется от подвижек слоев земной коры, и магма в недрах не хочет спокойно существовать, но от этого веселее не становится.

Частью природы являются змеи, мыши, тараканы и другая «приятная» живность. Наша естественная брезгливость по отношению к ним, вышедшая из-под контроля, тоже относится к природным страхам.

2. Социальные страхи. По мнению Ю. Щербатых, подтвержденному данными социологических опросов, к таким относятся:

  • лишь бы не было войны. Характерен для людей, переживших войну, но не участвовавших в военных действиях;
  • страх за своих близких;
  • боязнь преступности, беспорядков и хулиганства;
  • страх бедности;
  • смерти;
  • начальства, публичности, сцены;
  • боязнь любых изменений в жизни и т.п.

3. Внутренние страхи . Пугали маленького ребенка страшным Букой, который живет под кроватью. Вырос большой дядя, а страх детства остался, и до сих пор перед тем, как лечь спать, заглядывает он под кровать. Больная, изуродованная глупыми «педагогами» фантазия порождает таких монстров, что смерчам и тараканам до них очень далеко! Их трудно не бояться.

Тонкая грань между этими тремя группами страхов на самом деле очень размыта. Например, внутренний придуманный страх засасывающего болота большой толпы трудно не отнести также и к социальному. А если это толпа медведей, засасывающая в свой водоворот?! Вот уже и природная основа страха проглядывает.

Градация по возрасту

Как и во всех других не математических и не физических категориях границы определений сильно размыты. Рано повзрослевший ребенок может и в 16 чувствовать себя вполне самостоятельным человеком. Одновременно бывают взрослые 40-летние дяди, неприспособленные к жизни, существующие на мамины пособия.

Детские страхи

В первые месяцы жизни малыш живет с генным запасом рефлексов выживаемости. Он боится, когда его подбрасывают вверх, громких звуков, чужих людей. Это нормальные конструктивные эмоции, которые делятся в свою очередь на животные, социальные и иже с ними.

В результате неправильных родительских воспитаний или воздействия каких-либо экстремальных явлений могут появиться невротические страхи. Если «добрые» педагоги запирали ребенка в шкафу или кладовой, у него наверняка разовьется клаустрофобия.

К детским негативным переживаниям относится и внутренний, уже описанный выше страх сказочных несуществующих персонажей. Просмотренные взрослые фильмы ужасов раскачают неокрепшую детскую психику, а жестокие наказания за плохие отметки прибавят паники перед классными уроками.

Страхи взрослого человека

Вы уже окончательно убедились, что бяки-буки под кроватью не живут, но вас преследует боязнь тараканов, мышей, змей. Да, эта взрослая фобия из предыдущего раздела «животные страхи».

Или вы боитесь, что вас бросит ваш любимый? Нет, вам нестерпимо стыдно выходить на трибуну и читать свой доклад. Вы считаете себя недостойной и боитесь осуждения других людей. А может быть, вы непомерно опекаете своих детей, опасаясь, что они простудятся, попадут под машину, заблудятся. Даже, если ваш взрослый сын — морж и чемпион по каратэ, сидит в вагоне метро лондонской подземки?

Страхи пожилых людей

Почему-то всем кажется, что старые люди боятся смерти. Да, но не более, чем 20-30 летние. Конечно, среднестатистические пенсионные страхи немного отличаются от детских и взрослых:

  • Наряду с боязнью темноты, высоты и боли, пожилой человек приобретает боязнь заболеть и стать обузой ближним.
  • Пропадают совсем опасения, что кто-то вас не полюбит, не поймет или отвергнет.

С годами обостряются не только черты лица, выдавая характер, но и особо выдающиеся черты характера. Жадный человек превращается в Плюшкина, трусливый перестает открывать дверь даже знакомым. Это страхи, переросшие в фобии.

В идеале таблица классификации человеческих страхов должна иметь трехмерные формы. По одной оси можно будет отложить перечисления различных фобий, собранные в ассоциации, на другой оси напишем два понятия страха, выведенные Фрейдом и Капланом, а третью ось посвятим возрастным характеристикам опасений фобий и страхов.

Видео: Откуда берутся страхи? Как побороть свой страх?

В новом пособии профессора Ильина подробно изложены все основные вопросы психологии страха. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено многообразным разновидностям и проявлениям страха. В конце книги приведены подробный список литературы, полный список фобий, а также многочисленные методики изучения страха. Книга ориентирована на преподавателей, студентов, а также представителей различных специальностей – психологов, педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, сотрудников МЧС. Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 «Педагогическое образование».

Из серии: Мастера психологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология страха (Е. П. Ильин, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава З. Виды состояния страха

3.1. Различные подходы к классификации страхов

Существует множество оснований для классификации состояний страха.

Так, по способу возникновения А. И. Захаров [ПО] делит страхи на ситуационные и личностные. Ситуационные страхи возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей людей обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто они появляются в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленные страхи предопределены характером человека, например его повышенной мнительностью, и способны появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто дополняют друг друга.

Имеется много и других подходов к выделению видов страха.

По предмету переживания страхи делят на предметные (объектные, тематические) и беспредметные. Объектные страхи имеют своим предметом какой-либо объект, человека, ситуацию. Страхи, не связанные ни с чем конкретным, переживаются как беспредметные.

По типам переживания выделяют два вида страхов: рациональные и иррациональные. Первые основаны на понимании реальной опасной ситуации, вторые же безотчетны и не поддаются рационализации. При переживании иррациональных страхов человек не может сказать, чего он боится или же где именно, в какой ситуации появится данный страх.

По характеру протекания переживания страх делят на острый и хронический. Острый страх чаще предопределен ситуацией, а хронический – особенностями личности.

По уровню адаптированности различают обычные (естественные, или возрастные) и патологические страхи. На обычный страх указывает его кратковременность, обратимость, он сам исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на межличностные отношения и адаптированность человека к социальной действительности). В данной классификации не понятно отнесение ужаса непременно к патологическим страхам.

Зигмунд Фрейд в своих лекциях по введению в психоанализ уделил особое внимание проблематике страха. Одна из лекций (двадцать пятая) так и называлась – «Страх». В ней Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом, рассмотрел отношения между ними и обсудил различные формы страха, наблюдаемые в жизни человека.

Реальный страх представляется человеку вполне рациональным и понятным, поскольку он является инстинктивной реакцией самосохранения на восприятие внешней опасности. Однако если он приобретает чрезмерную силу, выходящую за рамки обычной реакции на опасность, состоящей из аффекта страха и защитного действия, то считать его целесообразным уже нельзя.

В отличие от реального, невротический страх сопровождается аффектом. Он может проявляться в различных формах.

Первая форма заключается в том, что у человека может наблюдаться состояние боязливого ожидания. Страдая подобного рода страхом, человек предвидит наихудшую возможность из всех имеющихся, и у него наблюдается склонность к ожиданию несчастья. Крайняя степень выражения подобного рода страха имеет отношение к нервному заболеванию, названному Фрейдом неврозом страха.

Вторая форма невротического страха – ананкастический страх. Он проявляется в различного рода фобиях, в навязчивых мыслях и действиях. Фобии связаны с боязнью животных, свободного пространства, темноты, закрытых помещений, поездок на общественном транспорте, полетов на самолете и т. д. Некоторые из внушающих страх объектов и ситуаций имеют отношение к опасности и поэтому вызывают соответствующую негативную реакцию у ряда нормальных людей, как это происходит, например, при встрече со змеей. Но у невротиков подобного рода фобии столь интенсивны, что вызывают парализующий их ужас. Фрейд относил такие фобии к истерии страха.

Третья форма невротического страха характеризуется проявлением спонтанных приступов. Без каких-либо явных причин больного охватывает пароксизм страха. При этом человек не может соотнести так называемые эквиваленты страха с какой-либо явной опасностью. Здесь страх выступает как бы в концентрированной форме. У человека появляются отдельные ярко выраженные симптомы в виде головокружения, сердцебиения, одышки, подергивания пальцев рук. Такой приступ продолжается от нескольких минут до нескольких часов. Ощущение страха во время невротического приступа нередко гораздо сильнее, чем в случае реальной опасности, например опасности смерти. Человеку кажется, что в любую минуту с ним случится что-то страшное, что он умрет или сойдет с ума; любые попытки убедить себя, что ничего страшного не происходит, напрасны.

Пол Экман говорит о реальном, но беспочвенном страхе . В качестве примера он ссылается на переживания пациентов, тревожащихся (боящихся) по поводу снятия у них электрокардиограммы, не подозревающих, что электрокардиограф только регистрирует биотоки сердца и не генерирует удары током. Отсюда можно было бы предположить, что есть нереальные страхи, а также «почвенные», т. е. вызванные реальной угрозой. Что касается обоснованных и необоснованных страхов, то сомневаться в их наличии не приходится. А вот в то, что страхи могут быть нереальными, трудно поверить. Нереальными могут быть опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

3.2. Внушенные страхи

Источник внушенных страхов – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит», «Не открывай дверь – там чужой дядя» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и у него возникает реакция страха как регулятор его поведения. Однако важно не переборщить: если запугивать без нужды, «на всякий случай», то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе.


К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чрезмерно беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

3.3. Социальные и общественные страхи (боязни)

П. А. Амбарова пишет об общественных страхах (боязнях), отделяя их от социальных страхов. Хотя, пишет она, общественные и социальные страхи очень близки, однако это не идентичные категории.

Понятие социальных страхов используется в социологии, социальной психологии и антропологии. Социальные страхи в широком смысле можно трактовать как способ адаптации к социальной ситуации или социальной среде, обладающей для индивида или группы той или иной степенью неопределенности. В социальной психологии сложились два понимания социальных страхов, отмечает П. А. Амбарова.

В первом случае социальные страхи трактуются как страхи, источниками которых служат социальные отношения и объекты. Например, выделяют страхи руководства и подчинения, страх ответственности, страх успехов и неудач, страх социальных контактов (одиночества, оценок, влияния другого человека, невнимания со стороны других людей). С позиции социальной психологии специфика социальных страхов заключается в их опосредованном характере (когда объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку) и чрезвычайной распространенности.

Такое понимание страха, пишет П. А. Амбарова, слишком узко, так как источниками массовых страхов, фобий и паник в современном обществе служат не только человеческие отношения, но и явления неживой природы, экологические, промышленные риски, опасности и катастрофы, которые могут нанести прямой и ощутимый вред. Кроме того, массовые социальные страхи могут быть вызваны иррациональными явлениями или верой в них, нарушениями стабильности социальной жизни, отсутствием полной и позитивной информации, неуверенностью в будущем. Таким образом, природа социальных страхов имеет технологические, природные, биологические, психологические и социальные корни.

Согласно второму пониманию, социальными являются страхи, приобретаемые внебиологическими способами – в ходе социализации, социального конструирования действительности и накопления личного опыта.

Понятие общественных страхов, по мнению П. А. Амбаровой, имеет несколько иное содержание, нежели понятие социальных страхов. И связано это прежде всего с их субъектом. Этимологически слово «общественный» означает «принадлежащий всему обществу», «связанный с деятельностью людей в обществе», «организованный коллективом» и используется для отграничения общественных феноменов от явлений индивидуального, частного порядка. Носителями общественных страхов являются социальные группы и общности, в которых благодаря схожим условиям жизнедеятельности, формированию коллективной деятельности и группового сознания возникают основания для типичных социальных страхов, разделяемых всеми членами социальной группы. Таким образом, общественные страхи являются подвидом социальных страхов.

Как социальное явление общественные страхи типичны и распространяются на всю социальную группу или общество в целом. Например, страх потерять работу в период экономического кризиса становится типичным для целых групп населения.

Общественные страхи характеризуются не только массовостью проявления, но и коллективным, согласованным и осознанным характером. Они, в отличие от паники, имеют рациональный характер: люди осознают страх, его образы и источники, формулируют его в виде смысложизненных проблем, над которыми размышляют и которые разрешают способами, предлагаемыми социальным опытом предыдущих поколений и современников. Человек «приобретает», интериоризирует страх и отношение к нему в процессе социализации.

Общественные страхи, отмечает П. А. Амбарова, проявляются также на индивидуальном уровне, однако природа их обусловлена жизнью не индивида, а социальной группы или общности.

3.4. Ночные страхи

Эти страхи обусловлены кошмарными снами и особенно сильно выражены у детей двух – четырех лет, как, например, это было у великого немецкого композитора Рихарда Вагнера. Он писал в автобиографии, что в его детстве (вплоть до позднего школьного возраста) не проходило ни одной ночи, чтобы он после страшного сна не просыпался с криком, который не прекращался, пока его не успокаивал человеческий голос. Обычно ночные страхи сопровождаются плачем или всхлипыванием при отсутствии пробуждения, приступами двигательного беспокойства, беспорядочным криком, иногда снохождением (лунатизмом).


Как пишет А. И. Захаров, «ребенок что-то видит, взволнованно говорит, чаще кричит, испытывая безотчетный ужас, приходит в состояние двигательного возбуждения, может сесть, встать, идти и бежать, при этом далеко не всегда отдает отчет в своих действиях, утром отсутствуют воспоминания на происшедшее ночью. Подобные эпизоды чаще происходят в определенное время ночи. От ужаса и страха ребенок может даже обмочиться» .

А. И. Захаров со слов родителей установил, что частым ночным страхам подвержены 10 % мальчиков и 15 % девочек. Однако более точные данные получены им при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о «кошмарных» снах. В течение десяти дней опрашивались 79 детей от трех до семи лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей видели кошмарный сон, 18 % видели его неоднократно, иногда «сериалами», практически каждую ночь.

Более детальное изучение А. И. Захаровым страхов «кошмарных» снов показало следующее (табл. 3.1).


Таблица 3.1 . Возрастное распределение страхов «кошмарных» снов


Количество страхов «кошмарных» снов достоверно больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи «кошмарных» снов (как и все страхи в целом) достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природный более выраженный инстинкт самосохранения.

Максимальные значения страхов «кошмарных» снов у мальчиков наблюдаются в шесть лет, у девочек – в пять, шесть лет и у дошкольников – в семь лет. Это далеко не случайно, поскольку именно в старшем возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения. Девочки начинают видеть подобные сны раньше мальчиков, с пяти, а не с шести лет, и продолжают их видеть дольше – с двенадцати до тринадцати лет.

Уникальное сравнение можно провести у дошкольников и школьников семи лет. Вроде бы возраст один, а тенденция к уменьшению страхов «кошмарных» снов заметна у первоклассников. Объяснение аналогично уменьшению среднего балла всех страхов в школьном возрасте, обусловленному новой, социально значимой позицией школьника. Это своего рода левополушарный сдвиг в сознании ребенка, когда правополушарный, спонтанный, интуитивный тип реагирования (к коему можно отнести и страхи) должен уступить рациональному восприятию левополушарной школьной информации.

В возрасте двух – четырех лет, пишет А. И. Захаров, «главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью. Ближе к четырем годам в „кошмарных“ снах начинает фигурировать и Баба-яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе „плохих“ детей и расправляющаяся с ними Баба-яга приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу-ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба-яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни ‹…› Перенесенный и не осознаваемый ужас превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше. Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали» .

Родителям не всегда удается быстро успокоить ребенка ночью, тем более что они сами нередко впадают в состояние паники; тогда невозможно понять, кто больше находится в возбужденном состоянии и кто требует большего успокаивания. Поэтому таким родителям следует заняться саморегуляцией или лечением, чтобы не травмировать лишний раз ребенка ночью.


«Кошмарные» сны могут дублироваться, повторяться, приобретать иной раз навязчивый характер. У детей это не растянуто на многие годы, как у взрослых; по несколько недель, а то и месяцев ребенок может находиться в непонятном для взрослых напряжении перед сном. Чего только не выдумывает, чтобы вовремя не лечь спать, дополнительные меры безопасности принимает – поближе к родителям; свет, после засыпания, должен гореть: дверь лучше всего полуоткрыть – так, на всякий случай. Да и сам сон становится беспокойным – говорит неясно что, вскрикивает, с кровати может свалиться, бегает в туалет или к родителям, иногда может даже обмочиться… Успокаивающие беседы перед сном не всегда помогают. Телевизор же категорически противопоказан, как и ссоры родителей, от которых еще больше возникает внутреннее напряжение и беспокойство. Если ребенок возбужден, испытывает тревогу перед сном, грустит, печалится, то «кошмарные» сны следуют все чаще и чаще, с пугающей неизбежностью, как наваждение. Самое неприятное заключается в ожидании «кошмарного» сна, когда все труднее уложить детей вовремя спать, нервничают и родители; тут уж недалеко и до нервных срывов, наказаний; угроз хватает, но ничего кардинального, положительного не происходит. Расплата утром – вялость, капризность, чувство «разбитости», беспричинные упрямство и негативизм днем. Все больше становится ссор, раздражений в отношениях с детьми. У них уже нет спокойствия, нормального самочувствия, бодрости духа и уверенности в себе. Вечером все повторяется с нарастающими эмоциональными потерями и напряжением. И так изо дня в день, из ночи в ночь.

Когда же чаще снятся повторные «кошмарные» сны? Несомненна генетическая подоплека этого явления. Если один из родителей испытывал подобное в детстве, то вероятность повторяющихся «кошмарных» снов у детей будет более весомой. Если оба родителя предрасположены к обильным снам вообще, «кошмарным» в частности, и тем более к их повторам, то не надо ждать лишний раз исключения из этого правила. Необходимы и впечатлительность, развитая долговременная или эмоциональная память и, какуже отмечалось, некоторая неуверенность в себе, пусть в виде излишней зависимости от родителей, не говоря уже о повышенном уровне беспокойства и страхов. Большая частота «кошмарных» снов относительно чаще наблюдается и у детей, перенесших психологическую травму, эмоциональный шок. потрясения, след от которых проявляется не столько днем, сколько ночью.

Захаров А. И.

Каждая третья мать и каждый пятый отец, отмечает А. И. Захаров, неоднократно видели «кошмарные» сны в своем детстве. При этом ночные страхи матери легче передаются детям, чем страхи отца. Наиболее сильная связь «кошмарных» снов отмечается между матерями и дочерями. Поэтому, если удается выяснить наличие «кошмарных» снов у матери в детстве и сейчас, то вероятность их появления у дочерей будет выше, у мальчиков подобная взаимосвязь носит характер тенденции. О последней можно говорить и при наличии «кошмарных» снов у отцов в детстве, когда они склонны затем передавать страхи прежде всего мальчикам. Следовательно, родитель того же пола, прежде всего мать, способен в большей степени провоцировать появление «кошмарных» снов, чем родитель другого пола. Объясняется это психологическим механизмом полоролевой идентификации – отождествлением с ролью родителя того же типа, стремлением подражать ему, следовать поведению, характеру, привычкам.

А. И. Захаров пишет, что родители, испытавшие в детстве ночные страхи в любом их виде, нередко со страхом реагируя на ночные страхи своих детей, лишь закрепляют их по принципу условного рефлекса. С тревогой ожидая появления следующего ночного приступа страха, они напутствуют ребенка: «Ложись лучше, а не то опять приснится», «Чуть что, зови нас», «Не бойся, сна больше не будет» и т. д. Результат достигается противоположный – подобная профилактика только способствуют закреплению ночных страхов.

Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности

В настоящее время существуют различные классификации страхов. Согласно одной из них, все многообразие данных эмоциональных состояний можно разделить на природные, социальные и внутренние страхи . Дальнейший анализ человеческих страхов позволил прийти к мнению, что более точным является разделение на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций.

Исходя из этого принципа, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д.

Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп:

· Страх перед пространством.

· Страх перед временем.

· Страх перед непознаваемостью жизни.

· Страх перед собой.

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты.

Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.

Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Страх перед собой может принимать различные формы: непонимания себя, своих подсознательных мыслей, страх перед своими возможными поступками или страха потерять контроль над собой, сойти с ума.

В принципе, можно выделить пятую группу экзистенциальных страхов - страх перед порядком и хаосом жизни, который может выражаться или в навязчивом стремлении раз и навсегда установить определенный порядок вещей (при этом бояться новизны и беспорядка) или, наоборот, в желании разрушать определенность жизни (испытывая страх от необходимости следовать жестко определенному порядку). Однако эти страхи так тесно связаны со страхами пространства, что мы считаем целесообразным выделение только четырех групп страхов.

Например, страх перед новизной и необходимостью выйти за пределы обжитого пространства имеет общие корни с такой чертой психики человека, как стремление к неизменности и порядку. Как отмечал немецкий психолог Фриц Риман, некоторые люди так планируют свое будущее, как будто их жизнь безгранична, мир стабилен, а будущее предвидимо, что на самом деле является чистой иллюзией . Эта тенденция к порядку и неизменности у личностей такого типа сопровождается беспокойством, обусловленным страхом перед риском, перед всем новым и неизведанным, перед неопределенностью планов и вечной изменчивостью нашей жизни. Данное чувство близко к тому, которое Карен Хорни обозначила как страх нарушения сложившегося равновесия . Как отмечают некоторые психологи, источником подобных страхов является априорное представление, что новая, неизвестная нам ситуация, как правило, оказывается неприятной . Таким образом, мы можем выделить целый комплекс близких по своей природе страхов, который объединяет в себе страх перед новизной, страх перед изменениями в жизни и страх перед открытым пространством.

Личности, «помеченные» подобными страхами, боятся всего нового, неизвестного. Им комфортней в уже обжитом замкнутом мирке, среди привычных вещей и узкого круга знакомых людей. Таких людей пугает неизведанное, а свобода воспринимается ими как тяжелая ноша, от которой хочется поскорее избавиться. В крайнем случае, данная тенденция принимает форму агорафобии — боязни открытого пространства. Человек, страдающий агорафобией, боится выходить на улицу, переходить площадь, оказаться в людном месте и т. д. В обозначенных местах у такого рода людей могут возникать приступы паники, учащенного сердцебиения, приступы удушья и даже временная потеря сознания. Ф. Риман пишет: «Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделаться от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят — помешать им или преодолеть их. Они противостоят тем изменениям, которые с ними происходят, занимаясь при этом сизифовым трудом, так как все мы находимся в потоке событий, и «все течет и все изменяется» в непрерывности возникновения и исчезновения, и никто не может остановить этот процесс» .

Люди другого типа, наоборот, испытывают страх перед ограничением их свободы, которая является для них главной жизненной ценностью. Такие люди легко меняют места работы, брачных партнеров и обожают путешествовать. Их пугает любое ограничение их независимости, жесткие обязательства и тесные комнаты. Этот вид страха характерен для самостоятельных и энергичных личностей. Такие люди, наделенные определенными амбициями и воображением, плохо переносят известную наперед рутину будней. Они никогда не будут работать бухгалтером, налоговым инспектором или рабочим на конвейере, какую бы зарплату им не сулили. Они плохо переносят различные регламенты, инструкции и предписания и в любое дело стараются внести собственные нововведения. Их пугает одна мысль о том, что им нужно будет делать какое-то дело одним и тем же образом в течение длительного времени. К счастью, такие люди интуитивно или осознанно выбирают себе такую работу и таких начальников, которые предоставляют им тот минимальный уровень свободы, который исключает развитие этой формы страха.

Если такой человек попадает в замкнутое пространство, из которого по воле обстоятельств какое-то время не может выйти, у него может развиться клаустрофобия. Дополнительным фактором, провоцирующим развитие данной фобии, может быть удушье, сердечный приступ или обострение другого заболевания, которое совпало с временным нахождением в замкнутом пространстве. К распространенным вариантам развития клаустрофобии относится длительное нахождение в застрявшем лифте, последствия ДТП (если пострадавшего долго не могли извлечь из поврежденной машины), обвал в шахте, снежная лавина и т. д. По мнению Ф. Римана страх перед ограничением стремления к свободе чаще встречается у людей с истерической структурой личности, которые стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного. Они избегают и боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка, которые так значимы для лиц с навязчивым развитием. Такие люди испытывают внутренний страх перед любыми жестко установленными границами и ограничениями и стремятся играть все роли, которые предусмотрены в человеческом коллективе, и избегают всяческих предписаний и законоположений. При этом Ф. Риман подчеркивает, что страх этих людей перед необходимостью, как правило, не осознан и заменяется другими страхами. Он пишет: «При страхе замкнутого пространства в лифте или страхе высоты на мосту, лифт и мост служат средством бегства от страха, уклонением от него. По существу, страх перед ограничением свободы или перед ситуацией искушения при этом не усиливается, а напротив, может быть снят, так как рискованные желания, овладевающие истериками или создающие внутренний конфликт, переносятся на внешние объекты страха, которые способствуют «разрешению» конфликта» .

С другой стороны, можно отметить, что, хотя клаустрофобия и агорафобия являются формой проявления экзистенциальных страхов, вытекающих из самой сущности человека, они могут активироваться при определенных обстоятельствах и формироваться по принципу условного рефлекса . Соответственно, для лечения данных страхов может применяться не только психоаналитический подход, но и методы, основанные на условно-рефлекторной теории И.П. Павлова, в частности — нейро-лингвистическое программирование .

1. Айке Д. Страх /Тревога и тревожность. — СПб.: Питер, 2001.

2. Риман Ф. Основные формы страха. — М.: Алетейа, 1999.

3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М.: Апрель; ЭКСМО, 2000.

4. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М: ЭКСМО, 2000.

5. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж: Истоки, 1998.

Ю.В. Щербатых. Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности // Нац. проекты как фактор созидания современной России: Сб. научн. трудов регион. межвуз. научн. конф. — Воронеж: ВФ МГЭИ, 2006. С. 176-178.

***

Гл. 3.5 Исследование страхов у студентов и связь их с уровнем тревожности.

(Из докторской диссертации Ю.В.Щербатых «Вегетативные проявления экзаменационного стресса». СПб. 2001.)

В ходе исследования возникла необходимость выявить, во-первых, насколько значим был страх экзаменов для студентов, во-вторых, какое место занимает этот страх среди других, актуальных для молодых людей страхов, и, в-третьих, каким образом связаны страхи людей и вегетативные реакции, их сопровождающие. Для выяснения этих вопросов был разработан опросник для выявления иерархической структуры актуальных страхов (тест ИСАС), который охватывал 24 темы, из числа наиболее часто вызывающих тревогу и беспокойство. Данная анкета явилась модификацией ранее опробированного опросника (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998в), специально адаптированного для студентов ВУЗов. Часть вопросов носила “общебиологический” характер и фиксировала страхи здоровых людей; другая часть носила клинический характер и была нацелена на выявление пограничных с фобическими состояний. Всего с помощью этой анкеты было обследовано 235 студентов 1-5 курсов. Субъективная интенсивность каждого страха оценивалась по 10-бальной шкале. Кроме того студенты отвечали на 7 дополнительных вопросов, имеющих непосредственное отношение к экзамену. Баллы, набранные студентами по первым 24 вопросам суммировались, образуя “интегральный показатель страха” (ИПС), отражающего суммарный уровень актуальных страхов индивидуума. Для более показательного представления полученных результатов, выявленные ранги страхов в общей иерархии (R ) переводились в так называемый “коэффициент актуальности страха” (kA С ) по формуле: kA = 24 - R

Таким образом наиболее выраженный страх, имевший ранг 1, набирал 23 балла, страх, стоявший на втором месте, набирал 22 балла и т. д. Полученные результаты для студентов разного пола представлены на Табл. 3.3:

Табл. 3.3 Коэффициенты актуальности разных страхов для мужчин и женщин

номер

тематика страха

kA С

Муж

Жен

страх пауков и змей

страх темноты

страх психических заболеваний

страх за близких людей

страх преступности

страх начальства

страх изменений в личной жизни

страх ответственности

страх перед старостью

страх за свое сердце

страх перед бедности

страх неизвестности

страх экзамена

страх перед снижением своего социального статуса

страх смерти

страх замкнутых пространств

страх высоты

страх перед конкретными событиями в будущем

страх, связанный с возможной потерей или болезнью близких людей

страх заболеть самому

сексуальные страхи

страх самоубийства

страх публичных выступлений

страх своей агрессии по отношению к близким людям

Средняя величина суммы всех индексов страха, которая определяет так называемый интегральный показатель страха (ИПС) по всей обследованной популяции студентов равнялась 94.8±3.4 балла. Частотная гистограмма распределения величины ИПС по всем студентам, изображена на Рис. 3.5.

Показатель ИПС для мужчин равнялся 77.9±4.7 баллов, для женщин — 104.0±2.5 баллов (р<0.001), таким образом общий уровень актуальных страхов был большим у женщин по сравнению с мужчинами. Уровень личностной тревожности был тесно связан с интегральным показателем страха (r=0.49; р<0.001). Величина ИПС, практически, не коррелировала с уровнем ситуативной тревожности, измеренной у студентов во время обычного учебного занятия (r