Здоровый образ жизни как наука. Валеология – наука о здоровье

Современный квалифицированный преподаватель должен иметь валеологическое образование, фундаментом которого являются принципы гуманности, прогнозирования, целостности, научной обоснованности и постоянства.

Основой валеологической культуры педагогов служит наука валеология.

Валеология (от латинского «valeo» – «быть здоровым») – молодая интегративная наука, постигающая средства и закономерности, направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий.

Формирование здоровья подразумевает комплекс действий, направленных на оптимизацию рождаемости, роста и воспитания подростков.

Восстановление здоровья предусматривает следование правилам здорового образа жизни (в валеологическом аспекте), а также меры, направленные на возврат утерянного здоровья (оздоровление) и сохранение его на прежнем уровне.

Укрепление здоровья включает его преумножение с помощью оздоровительных процедур и тренировок.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено, как достижение состояния абсолютного морального, физического и социального благополучия, а не только устранение болезней и отсутствие физических недостатков, это особенно важно, особенно когда валеология применяется в детских садах и школах, на этапе становления детей как цельных личностей.

В концепции валеологии здоровье представляет собой умение человеческого организма сохранять свою работоспособность в изменяющихся условиях окружающей среды. Это своего рода эталон, которого необходимо достичь.

Таким образом, валеология включает в себя теоретические и практические инструменты управления всеми аспектами здоровья человека – физическое, психологическое и духовное состояние, его место в обществе.

Валеология подразделяется на общую и отраслевую.

Задачей общей валеологии является формирование обобщенных научно обоснованных законов образа жизни здорового человека.

Отраслевая валеология изучает здоровье в контексте с другими науками. Существует психологическая, медицинская, семейная, педагогическая, спортивная валеология и т. д.

Как и любая отрасль науки, валеология имеет свой предмет, объект для изучения, методы, методологические основы, цели и задачи.

Предметом науки валеологии является индивидуальное здоровье человека, резервы здоровья, функции его организма и возможности их регулирования и коррекции.

Объектом валеологии выступает здоровый во всех аспектах человек и человек, находящийся на стадии предболезни.

Предболезнь – риск ухудшения здоровья вследствие патологических процессов, протекающих независимо от действия внешних факторов, в результате сокращения резервов здоровья.

Среди методов, применяемых валеологией – статистические, логические приемы и метода, комбинаторика .


Благодаря валеологическим методикам и технологиям существует возможность своевременно обнаружить людей, нуждающихся в укреплении здоровья. Применив методы оздоровления, происходит выведение их из стадии предболезни. Таким образом, валеологические технологии служат фундаментом первичной профилактики заболеваемости.

Кроме того, валеологические технологии применимы и к уже заболевшему человеку. В этом случае проявляется аспект вторичной валеологической профилактики болезни. Непосредственное применение приемов оздоровления ведет к увеличению резервов здоровья, возобновлению функций саморегуляции и самовоспроизводства, предупреждению последствий болезни и ее распространения по организму.

  1. Здоровье понимается как независимая социально-медицинская категория, которую можно описать качественно и количественно. Задачей валеологии является формировать, сохранять и укреплять здоровье.
  2. Переходу из стадии здоровья в стадию предболезни предшествует определенное состояние. При этом здоровье – более обширная категория, в то время как болезнь и предболезнь – довольно узкие понятия.

Болезнь и предболезнь – состояние здоровья, при котором его резервы снижаются или появляются некоторые нарушения или повреждения.

  1. Подход к рассмотрению человеческого здоровья в валеологии интегративный, системный, применяемые в ней методы носят не медицинский, а по большей части природный характер.

Таким образом, главной целью валеологии как науки становится оздоровление человеческого организму путем привлечения людей к здоровому образу жизни.

Перед валеологией стоят задачи: укреплять здоровье, благоприятствовать улучшению уровня жизни индивида, способствовать его адаптации в обществе, исследовать закономерности формирования и сохранения индивидуального здоровья.

Многие сравнивают валеологию с гигиеной. Несомненно, общее у них есть, но все-таки это две разные науки. Предметом валеологии выступает здоровье индивида, функции его организма и возможность воздействовать на них. А предмет гигиены – изучение взаимосвязи между внешними факторами (природными и социальными) и здоровьем человека. Объектом валеологии выступает здоровый человек и человек в «третьем состоянии» (предболезни). Объект гигиены – внешние факторы и человек. Таким образом, гигиена идет от внешней среды к человеку, а валеология, наоборот, от человека – к среде.

Хотя стоит заметить, что последние исследования гигиенистов построены на несвойственном им инверсионном подходе – от оценки здоровья они перешли к оценке обуславливающих его факторов.

Бытует ошибочное мнение, что валеология – это наука о ведении здорового образа жизни . Но образ жизни – это широкая социальная группа, которая включает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, а и финансовую состоятельность, профессию, уровень образования, степень культуры человека и многое другое. Изучение влияния образа жизни на здоровье – предмет социальной гигиены. А валеология лишь вырабатывает принципы образа жизни, благодаря следованию которым происходит формирование, восстановление и укрепление здоровья.

Молодая наука валеология сейчас находится еще в стадии становления. Фундаментом для ее развития стали: экология, биология, анатомия, психология, социология, физическое воспитание, педагогика, гигиена, безопасность жизнедеятельности человека.

Необходимость валеологических знаний обусловлена тем, что при их отсутствии человек может неправильно понимать свое здоровье и кидаться из одной крайности в другую – укреплять его с пугающим фанатизмом или забросить формирование и укрепление здоровья из-за страха навредить себе.

Отсутствие знаний в области валеологии порождает множество домыслов и мифов касательно некоторых заболеваний, например:

  1. Церковный миф – все болезни даны мне за мои грехи.
  2. Психогенетический миф – все мои психические болезни достались мне по наследству.
  3. Биоэнергетический миф – я болею оттого, что «энергетические вампиры» вытягивают мои жизненные силы.
  4. Психоаналитический миф – все болезни из-за того, что мои отношения с родителями сложились неудачно.
  5. Кармический миф: болезни сейчас – это кара за грехи в прошлой жизни или грехи моих предков.
  6. Социоцентрический миф – я заболел потому, что выполнил свое предназначение на Земле и перестал быть нужным.
  7. Астрологический миф – я заболел, потому что так «расположились звезды».

Подобных мифов множество. А благодаря валеологии подрастающее поколение может правильно сформировать свое представление о здоровье, ценить его и относится к подобным домыслам скептически. Формирование здоровья – категория, в которой нет места предположениям и догадкам, это серьезная проблема современного общества, которая требует серьезного и целостного подхода к решению, как самим человеком, так и профессионалами в своей области – медиками, учеными, педагогами, работниками социальных служб.

Цели валеологии: создание системы знаний об общих онтогенетических механизмах формирования, развития и сохранения здоровья систем организма и организма в целом, создание системы знаний о методах и средствах оценки, контроля, мониторинга и коррекции здоровья; воспитание, образование, формирование образа жизни в соответствии с индивидуальными особенностями организма, этапом его онтогенеза, средой обитания и видом деятельности.

1. Разработка и реализация представлений о сущности здоровья, построение и методов их оценки, а также прогнозирования.

2.Количественная оценка и прогнозирование уровня здоровья практически здорового человека, характеристики образа и качества его жизни; разработка на этой основе систем скрининга и мониторинга состояния здоровья индивида, формирование индивидуальных оздоровительных программ.

3.Формирование мотивации к коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления здоровья.

4. Реализация индивидуальных оздоровительных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний , оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Началом возникновения идеи валеологии следует считать 11-У в. до н. э., когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и рабов. Примерно в это же время в Греции обосновали значение закаливания , и здорового образа жизни.

Гиппократ, указавший на значение внешних факторов и конституции, предугадал возникновение валеологических идей. Авиценна первым разделил физиологическое состояние человека на 6 градаций:

1) тело здоровое до предела;

2) тело здоровое, но не до предела;

3) тело не здоровое, но и не больное;

4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;

5) тело больное легким недугом;

6) тело больное до предела.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании считается И. И. Брехман, который в 1982 г. поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов, он сформировал новое научное направление - фармакосанацию («лекарства» для здоровых). При этом он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида и назвал новое научное направление «валеологией».

В ноябре 1996 г. было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности - врач-валеолог, а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики , призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.

Известно, что лечебная медицина выполняет только «ремонтную» функцию - лечение уже потерявших здоровье людей. Профилактика направлена на предупреждение отдельных заболеваний, но не на улучшение качества здоровья. Критерием деятельности этих разделов здравоохранения являются показатели снижения процента заболеваемости.

В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема.

В последнее десятилетие внимание специалистов в проблеме здоровья все больше стало обращаться на , на отношение индивида к собственному здоровью. В связи с этим актуальной проблемой становится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). К сожалению, подавляющая часть населения страны не предпринимает никаких действий для изменения вредных привычек (гипокинезия, курение, употребление алкоголя и пр.). Причиной такого положения являются отсутствие у человека установки на личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья и низкий уровень мотивации на ЗОЖ.

Процесс формирования установки на здоровье предполагает наличие целенаправленной системы образования и воспитания. Однако до недавнего времени в стране отсутствовала последовательная и непрерывная система обучения здоровью и ЗОЖ, источники же информации о здоровье не дают человеку системных знаний о путях и возможностях сохранения и совершенствования своего здоровья.

Несомненно, что в основу стратегической задачи обеспечения здоровья должно быть положено формирование у человека его культуры, базирующейся на валеологическом образовании. Исполнительный Комитет ВОЗ на своем Конгрессе 1995 г. отметил: «Осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

В настоящее время из всего многообразия рассматриваемых путей государственной политики в обеспечении и сохранении здоровья основным является именно педагогический аспект. Поэтому уже можно говорить о том, что в стране сложилась система валеологического образования, которая может рассматриваться как неотъемлемая часть концепции формирования здоровья человека.

Валеологическое образование представляет собой «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей». Конечной целью валеологического образования должно быть воспитание культуры здоровья как части общей культуры человека.

Основные задачи, которые стоят перед валеологическим образованием:

1. Воспитание у людей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе овладения знаниями о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния, а также использование функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

Валеологическое обучение представляет собой процесс:

Формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развитии здоровья человека;

Овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и оценки формирующих его факторов;

Усвоения знаний о здоровом образе жизни;

Освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеология оказывает важное влияние на мышление человека, его способности к пониманию универсальной ценности здоровья и роли окружающей среды как важнейшего условия его становления. Исходя из этого, именно здоровье должно занимать приоритетное место как в системе общечеловеческих ценностей, так и в социально-экономической политике государства.

В воспитании непосредственно культуры здоровья усилия валеологии должны быть направлены, прежде всего, на формирование у людей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО (ЗАОЧНОГО) ОБУЧЕНИЯ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Валеология»

Тема: «Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни»

Выполнил студент 3 курса

группы 3/2Мн ЦДО г. Ливны

Обухов А.В.

Специальность 080507 «Менеджмент организации»

Отметка о зачете________________

Дата «____» ____________ 2008 г

Преподаватель Шебанова Л.А._____________

Ливны– 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. Предмет и задачи валеологии. Основные понятия валеологии…………..4

2. Здоровый образ жизни.

Факторы, влияющие на здоровье и здоровый образ жизни…………………6

3. История валеологии в России……………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………………22

Введение.

Сегодня стали модными понятия здоровье, здоровый образ жизни, биопродукт, экология, валеология. Спорт из простых повседневных упражнений стал культивироваться наравне с едой и одеждой. А ведь всё это простые, знакомые каждому с детства вещи, и отношение к ним должно быть как к естественным жизненным потребностям. Этому и учит валеология.

Наша медицина сегодня - медицина болезней и больных. У нас нет медицины здоровья - валеоцентричной медицины. Она лечит болезни, а не формирует у людей настрой на здоровый образ жизни. Современные врачи знают законы болезней, но не здоровья. Когда дом горит - его надо тушить, а потом продолжать кидать спички в стог сена - авось не загорится. Врачи -только пожарники, а не архитекторы - строители здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. Валеология является "медициной здоровья", т.к. направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Здоровье (по определению ВОЗ) - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. Но до 50-х годов в этом определении было дополнение - состояние, сопровождающееся получением удовольствия от жизни. Все плохое идет только от "несчастных", т.е. неспособных к счастью людей. Валеология, и особенно её теоретико-филосовский раздел валеософия, призвана настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, на здоровый образ жизни и мысли. Она обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВАЛЕОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ.

Валеология (от лат. valeo-здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Эта наука рассматривает организм человека, как единое целое, т.е. неправильная работа всего организма ведет к появлению заболеваний отдельных органов или систем, и лечением (или удалением) больного органа обойтись не получится. Валеология - относительно новая научная дисциплина и её структура не совсем сформировалась, однако можно выделить основные положения и направления.

Предметом изучения валеологии являются:

1. Здоровье как медицинская и социальная категория;

2. Механизмы формирования здоровья;

3. Методы оценки индивидуального здоровья;

4. Способы сохранения и укрепления здоровья.

Объектом изучения валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни. Цель валеологии - вооружить человека знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Валеология состоит из двух частей:

1. Общая валеология;

2. Частная валеология.

Общая - по существу, представляет собой научную основу здорового образа жизни человека. Частная валеология - это медицинская, экологическая, психологическая и т.д., в том числе и физкультурная, и адаптивная валеология. В тоже время в валеологии могут быть выделены три составные части:

1. Валеософия (философия здоровья или, если дословно - мудрость здоровья);

2. Валеометрия (измерение здоровья);

3. Валеопрактика (оздоровление организма).

Задачами валеологии являются:

1. Помочь человеку сформировать у себя систему знаний о его здоровье, а также факторах, влияющих на сохранение и укрепление здоровья.

2. Помочь осознать ответственность каждого за формирование и поддержание собственного здоровья.

3. Продемонстрировать важность индивидуального подхода в оздоровлении человека.

4. Ознакомить с научными основами здорового образа и стиля жизни.

5. Ознакомить с валеопрактическими технологиями.

6. Помочь каждому человеку подобрать адекватную его организму систему оздоровления (с учетом особенностей его конституции, уровня развития физических качеств, функциональной подготовленности и состояния здоровья).

Валеология - перспективная отрасль научного знания, которая в будущем может занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом.

2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения. Валеология - наука о здоровом образе жизни.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория)

Качество жизни - характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Следует отметить, что при равных возможностях первых двух категорий (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний (борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые "работают" на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни представляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни преломляется через призму социально-экономических отношений и формирование соответствующих поведенческих мероприятий.

К основным принципам здорового образа жизни относятся следующие:

  • к социальным - образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым.
  • к биологическим - образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Валеология - наука о здоровье души и тела

2. Уровни здоровья населения

Заключение

Список литературы

Введение

В связи с тем, что проблема охраны здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения, и приобретает характер первостепенных задач национальной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации концепции охраны здоровья населения.

Концептуальные основы развития профилактических мероприятий должна стать ответственность за создание условий, вызывающих нарушение здоровья, осуществление профилактических мероприятий на всех этапах обучения и воспитания человека.

Здоровье по определению ВОЗ - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недугов во всех сферах, касающихся системы жизнедеятельности организма, ее функциях и процесса.

В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения страны остается одной из наиболее острых социальных и медико-педагогических проблем, являясь фактором национальной безопасности. Резкое снижение уровня воспроизводства населения и ухудшение качества здоровья детей приводят к необходимости разработки межотраслевой стратегии по охране здоровья населения.

Стало общепринятым в определении науки использовать критерии Дж. Томсона, который писал, что наука отличается от "не науки" наличием предмета, метода и способа предсказывать будущее в своей области.

1. Валеология - наука о здоровье души и тела

Термин валеология ввел в 80-х годах нашего столетия И.И. Брехман. Близок к этому термину термин хелсазм, распространенный в странах Европы. В России часто вместо валеологии используют понятие здоровье - здорового человека. Во многих регионах России ведется преподавание валеологии в вузах, школах. На Украине валеология в школах введена как обязательный предмет. В регионах открыты центры валеологии, ставшие базисными для диагностики, прогноза и текущей коррекции состояния здоровья индивида Смирнов Н.К. Валеология. М.,2005. - С. 5-6.

Валеология использует генетические, биохимические, биофизические, физиологические, морфологические, психологические, социальные и другие подходы и методы при изучении формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе.

На настоящем этапе развития в валеологии доминирует прагматическая составляющая. Как в большинстве наук, теоретическая ее часть вначале отстает от прагматической, это период накопления знаний, осмысление которых дает развитие теоретической составляющей, и, вслед за этим быстрый рост прагматизма.

Прагматический этап развития валеологии естественно порождает методическую ее пестроту, что нельзя считать недостатком в период становления науки, ибо это путь практически всех наук о человеке, путь, который со временем приведет к созданию современной теории здоровья, теории, объясняющей с помощью каких механизмов формируется, развивается и сохраняется здоровье человека, позволяющее ему выполнять функции, соответствующие определенному этапу онтогенеза.

Прагматический характер валеологии предопределяет экспериментальный характер этой науки. Понятие эксперимент неприменимо для изучения человека, однако здесь нужно иметь ввиду, что речь идет о тех экспериментах, которые ставит над человеком сама жизнь: условия его обитания, условия и характер труда и т.д.

Биосоциальная природа человека позволяет использовать для некоторых задач валеологии эксперименты на животных, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость изучения механизмов регуляции функций организма в критические возрастные периоды.

Использование физиологических, психологических, социальных и других методов в валеологии являются средствами для основного валеологического метода - метода мониторирования. Вслед за скринингом состояния систем организма, метод мониторинга их функционирования на разных этапах всего онтогенеза человека, начиная с момента создания семьи, развития плода в эмбриогенезе, после рождения и включая старость, позволяет реализовать задачи третьего критерия Дж. Томсона - прогнозирование будущего. Мониторирование в онтогенезе позволяет оценить гармоничность, адекватность развития, взаимодействие систем организма, оценивать произошедшие отклонения в функциях структур организма, их скомпенсированность, а, следовательно, предсказывать динамику состояния здоровья индивида.

Валеологию определяют как науку о принципах и механизмах формирования, развития и сохранения здоровья человека в онтогенезе. Следует ли из этого, что отклонения в здоровье, в функционировании систем организма находятся за пределами интересов валеологии? Прежде всего, не имея знаний о сущности патологических процессов невозможно отдифференцировать норму, норму флюктуации состояния функций систем организма, не ведущих к их деструкции, к патологии. Иными словами, невозможно определить резервные возможности организма сохранять и реализовывать свои функции.

Например, такие понятия как стресс, резистентность, предболезнь, синергизм, антагонизм, рекомбинация и др. характеризуют здоровый организм, но их показатели являются определяющими для оценки патологии.

В свое время Н.Н. Аничков говорил, что "нормальные механизмы могут быть познаны только тогда, когда ставятся в зависимость от ненормальных реакций" Приводится по: Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография - эссе. СПб., 1999. - С. 11..

Предметом валеологии являются технологии формирования и динамики здоровья человека в онтогенезе. Данные технологии обеспечивают своевременный запуск, развертывание и реализацию согласованного функционирования систем организма, исключение развертывания патологических программ деятельности организма. Например, при апоптозе - в соответствии с генетической программой осуществляется протеолиз, фрагментация хроматина клетки, в результате чего клетка гибнет согласно "программе смерти". Технологии программ здоровья обеспечивают оптимальную реализацию функций организма в соответствии с его возрастом. Например, в пубертатном периоде - это программа обеспечения подготовки генеративных функций организма, а во взрослом периоде - программа реализации детородной функции и т.д.

Предмет валеологии более четко можно понять, если рассмотреть в сопоставлении такие категории, как здоровье и болезнь.

Определить здоровье или болезнь без взаимной увязки этих понятий невозможно. валеология здоровье онтогенез

Многие исследователи отождествляют понятие здоровья с понятием норма. Лосев (1995) прямо пишет - "здоровье это нормальное состояние организма" Лосев Р.М. Руководство по охране репродуктивного здоровья. - М.: "Триада-Х", 2001. - С 18., т.е. норма деятельности его систем, но совокупность норм далеко не всегда соответствует здоровью.

Валеология как наука проходит этап становления, ей предназначена ведущая роль в создании и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия - тысячелетия валеологии.

2. Уровни здоровья населения

За последние 20-30 лет благодаря темпам научно-технического прогресса существенно изменились как социальная, производственная и гигиеническая среда, в которой живет современный человек, так и уровень его здоровья. Точнее изменились показатели заболеваемости, смертности и продолжительности жизни, которыми характеризует уровень здоровья населения официальная медицина. Принципиальная ориентация здравоохранения на нозологический подход к оценке здоровья привела к тому, что и меры первичной профилактики заболеваний разрабатываются по отношению к определенным видам вероятной патологии. Так, хорошо изучены факторы риска ишемической болезни сердца и убедительно показана эффективность борьбы с этим заболеванием путем применения конкретных мер социальной и медицинской профилактики. Однако, отсутствие патологических отклонения, которые необходимы для постановки диагноза, несмотря на наличие определенных факторов риска, дает врачу основание отнести пациента к категории здоровых или практически здоровых. Вместе с тем известно, что болезнь не возникает внезапно. Она является результатом снижения приспособительных (адаптационных) возможностей организма и развивается постепенно через стадии до нозологических и преморбидных состояний Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Утверждена приказом Минздрава России 21.03.03 № 113 // Здравоохранение. 2004. № 9. С. 93-103..

Функциональное состояние организма в интервале между нормой и патологией определяет риск возникновения и развития болезни. В связи с этим уровень здоровья можно определить как способность организма противостоять болезни. Следовательно, чем выше уровень здоровья, тем ниже риск развития заболеваний. Проблема оценки текущего уровня индивидуального здоровья и контроля за его изменениями приобретает все более важное значение для населения в целом, но особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным или физическим нагрузкам. Это в первую очередь относиться к операторам сложных систем, летчикам, космонавтам, спортсменам. Не в меньшей мере это касается административно-управленческого аппарата и лиц умственного труда, а также деловых людей. Не все понимают, что здоровье нельзя купить в аптеке, за него надо "платить" ежедневными усилиями по сохранению необходимого запаса жизненных сил (функциональных резервов организма), которые необходимы для поддержания равновесия между организмом и окружающей средой. Поскольку оценка антропогенного влияния факторов среды - это один из важнейших аспектов валеологии и до нозологической диагностики мы именно с него начнем обсуждения проблем здоровья.

Существует около 100 определений понятия "здоровье". В большинстве случаев эти определения исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течение физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность. Здоровье как функциональный оптимум определяется соответствующими внутренними и внешними условиями, причинами, факторами (возраст, пол, наследственность, профессия, социальные, природные и производственные факторы). В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов. Следовательно, в понятие "здоровье" в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значительно ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации биосоциальных возможностей человек, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей. В общем плане под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека. Состояние здоровья человека динамично в связи с изменением окружающей среды (Брехман И.И.,1990). Поэтому здоровье можно определить не как состояние, а как процесс. По В.П. Казначееву (1975), здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

В общебиологическом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем (А.Д., Царегородцев Г.И., 1970; Руднев М.М., Антомонов М.Ю., 1981).

Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессорные воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма, за счет определенной "биосоциальной платы" (Авцин А.Н.,1974). И.В. Давыдовский (1962) предложил термин "цена адаптации". Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, она существует и формируется на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счет их столкновения и перехода (Дичев Т.Г., Тарасов К.Е., 1976). Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Плата, которая вышла за пределы "биосоциального бюджета" и требует от организма все новых усилий, ведет к полому адаптационного механизма. Это носит не только биологический, но и социальный характер и достигается иногда ценой определенных повреждений, той или иной дисгармонией по сравнению с нормой (Авцин А.Н.,1974).

Реакция организма в процессе взаимодействия с факторами окружающей среды протекает по-разному, в зависимости от силы воздействующего фактора, времени воздействия и адаптационных возможностей организма, которые определяются наличием функциональных ресурсов. В ответ на воздействие факторов, имеющих стрессорный характер, в организме возникает общий адаптационный синдром (Селье Г., 1960), который имеет неспецифический характер. Он облегчает деятельность перенапряженных структур биосистемы и поэтому рационален и биоэнергетически целесообразен. В процессе неспецифической адаптационной реакции образуются дополнительные количества энергии, используемой организмом для сохранения функциональной устойчивости в неадекватных условиях среды. Если действующий фактор невелик по силе или его воздействие кратковременно, то организм может сохранить удовлетворительную адаптацию, т.е. высокие функциональные возможности. В случае значительной силы воздействия или большой его продолжительности возникает выраженное напряжение регуляторных систем, включая симпатоадреналовую систему и корковые механизмы регуляции. Перенапряжение систем регуляции может привести к истощению защитных сил организма, снижению его функциональных возможностей. Специфические изменения могут выявляться на всех стадиях адаптационного синдрома, но преобладающими они становятся на стадии истощения защитных сил организма. При этом формируются определенные синдромы патологических состояний или функциональных нарушений, характерные для конкретных условий.

Состояние целостного организма как результат деятельности функциональной системы определяется оптимальностью управляющих воздействий, их способностью обеспечить уравновешенность организма со средой и его адаптацию к условиям существования. Адаптационно-приспособительная деятельность требует затрат энергии и информации, в связи с чем можно говорить о "цене" адаптации, которая определяется степенью напряжения регуляторных механизмов и величиной израсходованных функциональных резервов. Состояние обычной (средней) жизнедеятельности характеризуется наличием относительной уравновешенности реакций организма со средой и одновременным поддержанием гомеостаза внутри живой системы. Изменения уровня функционирование системы или ее элементов, в частности усиление информационных, энергетических или метаболических процессов, не ведет к нарушению сложившегося гомеостаза, если не возникает перенапряжения регуляторных механизмов и не истощается функциональный резерв.

Концепция гомеостаза в настоящее время играет важную роль при анализе жизненных процессов на разных уровнях биологической системы. Гомеостатические свойства целостного организма являются результатом одновременного действия многочисленных и сложно организованных регуляторных механизмов, среди которых одно из важных центральных мест занимает вегетативная регуляция, обеспечивающая постоянство уровней вещества и энергии в организме, его органах и тканях. После основополагающих работ К. Бернара, И.М. Сеченова и У. Кенона новый шаг в развитии идеи гомеостаза был сделан Н. Винером, который предложил применять методы теории управления при моделировании гомеостатических систем. С точки зрения кибернетики, гомеостаз обеспечивается за счет управления внутренними параметрами системы на основе поступающей не ее вход переработки информации о состоянии внешней среды (Степанский Г.А., 1972). Способность к уравновешиванию со средой или адаптационные возможности организма являются одной из важнейших особенностей живой системы. Адаптация как функциональное свойство биологических объектов наряду с гомеостазом относится к центральным понятиям биологии (Дильман В.М.,1987).

Предложена классификация функциональных состояний организма, основанная на представлениях о гомеостазе и адаптации (табл).

Таблица. Классификация уровневых состояний здоровья

"Светофор"

Донозологическая диагностика

Степень напряжения регуляторных систем

1. Зеленый

1. Физиологическая норма

1. Оптимальный уровень

2. Нормальный уровень

3. Умеренное функциональное напряжение

2. Донозологические состояния

4. Выраженное функциональное напряжение

5. Резко выраженное функциональное напряжение

6. Перенапряжение регуляторных механизмов

3. Преморбидные состояния

7. Резко выраженное перенапряжение регуляторных механизмов

3. Красный

4. Срыв адаптации

8. Истощение регуляторных систем

9. Резко выраженное истощение регуляторных систем

10. Полом (срыв) механизмов регуляции

Используя 10- балльную шкалу, можно выделить достаточно тонкие градации функциональных состояний у здоровых и практически здоровых людей. Следует отметить, что разработка вопросов, связанных с оценкой функциональных состояний здорового организма, была начата почти 15 лет назад в рамках проблемы прогнозирования состояния здоровья космонавтов (Баевский Р.М.,1979). В настоящее время предложенная нами классификация функциональных состояний, применяется в космической медицине при оценке и прогнозировании функциональных состояний в длительных космических полетах (Баевский Р.М., 1983). именно в области космической медицины была разработана концепция о возможности использования системы кровообращения в качестве индикатора адаптационных реакций целостного организма. Если представить организм как кибернетическую систему, состоящую из управляемого (опорно-двигательный аппарат и внутренние органы) элементов, то согласующим звеном между ними является аппарат кровообращения (Рис.1). Как известно, ведущую роль в регуляции деятельности сердца и сосудов играет вегетативная нервная система. Кроме хроно и инотропного влияния на миокард, симпатические и парасимпатические нервные волокна обеспечивают регуляцию сосудистого тонуса. Таким образом, миокардиально гомеостатический гомеостаз тесно связан с вегетативной регуляцией функций, с взаимодействием симпатической и парасимпатической систем, т.е. с вегетативным гомеостазом.

Рассмотрим двухконтурную систему, состоящую из двух гомеостазов: вегетативного как управляющего и миокардиально-гемодинамического как управляемого. Тогда процесс адаптации организма к условиям среды может быть описан, исходя из взаимодействия между управляющим и исполнительным контурами. С учетом роли каждого из них в реализации адаптационных реакций организма переход от одного функционального состояния к другому происходит в результате изменений одного из 3 свойств биосистемы: 1) уровня функционирования; 2) функционального резерва; 3) степени напряжения регуляторных механизмов.

Уровень функционирования, определяемый значениями основных показателей системы кровообращения, есть не что иное, как характеристика миокардиально-гомеостатического гомеостаза. В каждый текущий момент времени складывается такое соотношение этих показателей, которое обеспечивает необходимый кровоток через работающие органы. Мы фактически имеем дело с эффекторным интегралом, величина которого может не изменяться при изменениях соотношений между отдельными показателями. Например, известно, что увеличение минутного объема может быть обеспечено за счет повышения, как частоты пульса, так и ударного объема. Выбор обобщенного показателя уровня функционирования системы кровообращения является нелегкой задачей. Если рассматривать обобщенный показатель функционирования миокардиально-гемодинамического гомеостаза, то им является минутный объем кровообращения, хотя не менее важна его "энергетическая цена". Под "энергетической ценой" минутного объема мы понимаем расход энергии на изгнание крови или уровень внешней работы сердца. Наиболее адекватно это понятие представлено в интенсивности функционирования структур миокарда, имеющем глубокое патофизиологическое обоснование в работах Ф.З. Меерсона (1975,1981).

Функциональный резерв системы кровообращения традиционно определяется путем применения функциональных нагрузочных проб. Чем выше функциональный резерв, тем меньше усилий требуется для адаптации к обычным условиям существования, условиям покоя. Резервные "мощности" системы кровообращения создают запас прочности на случай неадекватных воздействий на организм и благодаря этому ее исходный уровень функционирования снижается. Текущая деятельность организма всегда связана с расходованием резервов, но вместе с тем происходит и их восполнение. Поэтому важное значение имеет не только своевременная мобилизация резервов, но и соответствующая стимуляция процессов восстановления и защиты. Вот почему при обсуждении вопроса о функциональном резерве системы кровообращения необходимо комплексно рассматривать и миокардиаллно-гемодинамический гомеостаз и вегетативный гомеостаз (Айдаралиев А.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1988). Последний, имеет прямое отношение к управлению функциональными резервами организма и системы кровообращения в частности. Степень напряжения регуляторных систем, в том числе тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, влияет на уровень функционирования кровообращения путем мобилизации той или иной части функционального резерва. Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды при достаточном функциональном резерве нередко в течение долгого времени не вызывает нарушения миокардиально-гемодинамического гомеостаза, а лишь ведет к некоторому смещению значений физиологических показателей в пределах общепринятого диапазона норм. Это сопровождается соответствующим напряжением регуляторных систем. Наоборот, когда функциональный резерв невелик, то уже небольшое увеличение степени напряжения регуляторных систем в ответ на стрессорное воздействие среды может вызвать нарушение гомеостаза. В самом общем виде допустимо считать, что функциональный резерв имеет прямую связь с уровнем функционироаания и обратную связь со степенью напряжения регуляторных систем. Из этого следует, что о функциональном резерве можно судить и не измеряя его непосредственно, а анализируя соотношения между уровнем функционирования и степенью напряжения регуляторных систем. В данном случае может быть использовано сопоставление показателей миокардиально-гемодинамического и вегетативного гомеостаза.

Как видно из табл., переход к каждой новой градации адаптации сопровождается качественно новыми изменениями гомеостатических систем. Состояние напряжения механизмов адаптации связаны с увеличением степени напряжения регуляторных систем и адекватны росту уровня функционирования при достаточном функциональном резерве. Состояние неудовлетворительной адаптации характеризуется дальнейшим повышением степени напряжения регуляторных систем, но уже сопровождается снижением функционального резерва. При срыве адаптации основное значение приобретает падение уровня функционирования системы, происходящее в результате значительного уменьшения функционального резерва и истощения регуляторных систем. Важно обратить внимание на то, что каждое из функциональных состояний отличается своеобразным состоянием УФ, СН, ФР. Это отражает взаимоотношения между вегетативным и миокардиально-гемодинамическим гомеостазом. В донозологических и преморбидных состояниях преобладают изменения вегетативного гомеостаза. Лишь развитие специфических преморбидных состояний нозологических форм болезней характеризуется отклонениями в состоянии миокардиально-гемодинамического гомеостаза. Однако изменения со стороны отдельных элементов этого гомеостаза могут наблюдаться и при донозологических состояниях. В первую очередь это касается "энергетической цены" минутного объема крови, поскольку нарушение в энергетическом звене адаптации является пусковым механизмом всего процесса развития приспособительных, защитных и компенсаторных реакций.

Способность адаптироваться к воздействующему фактору (или адекватно отреагировать на воздействие) без нарушения миокардиально-гемодинамического гомеостаза и полома механизмов адаптации может проявиться только при достаточном адаптационном потенциале. Это зависит не только от имеющихся функциональных резервов, но и (в меньшей степени) от адекватности и экономичности реагирования, а также эффективности управления расходованием и восстановлением резервов. "Цена адаптаци" миокардиально-гемодинамического гомеостаза определяется состоянием вегетативной регуляции, с одной стороны, и энергетическими затратами на поддержание необходимого уровня функционирования системы кровообращения (например, минутного объема), с другой. Эти два условия взаимосвязаны благодаря одновременному хроно- и инотропному влиянию вегетативной нервной системы на сердце. Тем не менее, во врачебной практике обычно учитывается лишь конечный результат регуляторных влияний - частота пульса, ударный и минутный объем кровообращения, т.е. показателя уровня функционирования системы кровообращения. Поэтому одним из важнейших методологических вопросов при диагностике донозологических и преморбидных состояний является выбор адекватных показателей вегетативного гомеостаза Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - С. 77-79..

Среди большого числа методов исследования вегетативной нервной системы привлекает внимание относительно новый метод математический анализ сердечного ритма. Накопленный опыт позволяет говорить о возможности количественной оценки вегетативного гомеостаза по математико-статистическим показателям сердечного ритма, что в свою очередь позволяет характеризовать изменения уровня здоровья при отсутствии сдвигов основных физиологических показателей. Как показано выше, гомеостаз может быть сохранен путем активации энергетических механизмов, повышения тонуса симпатической нервной системы. Такого рода изменения нередко возникают у людей в процессе их повседневной социальной деятельности. Однако эти изменения остаются вне сферы внимания медицинских работников до тех пор, пока не обнаруживается заметный выход за пределы общепринятой "клинической нормы" одного из жизненно важных показателей - артериального давления или частоты пульса. С точки зрения физиологии, необходимо развивать прогностический подход к вероятной сердечнососудистой патологии на основе определения "цены адаптации" системы кровообращения к стрессорному влиянию факторов окружающей среды. Применение такого подхода особенно важно в тех случаях, когда причины заболеваний заключаются в длительных и чрезмерных психоэмоциональных напряжениях.

Оценка адаптационных возможностей организма все в большей мере рассматривается как один из важных критериев здоровья. Так T. Abelin (1986), выдвигая новую концепцию здоровья, учитывает его динамический характер. Адаптация организма к среде осуществляется в зависимости от физических, психических и социальных ресурсов. Динамическое равновесие организма со средой обозначается как баланс здоровья. Данная концепция названа автором позитивной, поскольку предполагает необходимость увеличение резервов и улучшение условий жизни для повышения ресурсов здоровья. K. Cillond (1986) рассматривает здоровье в двух аспектах: как нормальное состояние отдельных органов и как состояние организма, способствующее достижению человеком его целей. Второе определение по существу соответствует представлениям о здоровье как способности адаптироваться к условиям окружающей среды. Вместе с тем некоторые исследователи критикуют широкий подход к пониманию здоровья с учетом физических, психических и социальных его аспектов, как это принято в определении ВОЗ. L. Nordenfelt (1986) предлагает ограничиться медицинским аспектом здоровья и делать упор на критерии болезни, так как всестороннее благополучие человека возможно лишь в идеале. Но современное понимание болезни включает в себя и представление о защитных механизмах, прежде всего о механизмах адаптации и компенсации, которые активируются при действии внешних повреждающих факторов (Василенко В.Х., 1985). Чем выше адаптационные возможности организма, тем меньше риск болезни, поскольку более надежна защита от болезни.

Заключение

Здоровье населения характеризуется комплексом показателей, которые отражают способность общества к воспроизводству населения в конкретных социально-экономических и санитарно-гигиенических условиях.

Здоровье населения выражается в виде прямых показателей, таких как рождаемость, смертность, заболеваемость, физическое развитие, а также в виде показателей, которые оказывают влияние на здоровье, таких как санитарно-эпидемиологическая обстановка, уровень жизни, качество жизни, уровни обеспеченности медицинской помощью и экономического развития территории. Необходимо отметить, что появившиеся в последнее время работы по изучению общественного здоровья, показали возросшее влияние уровня образования, в том числе экологического, характера гигиенического поведения, культурных традиций, информированности населения об индивидуальных факторах риска и о состоянии среды обитания на прямые показатели здоровья.

Формирование здоровья населения происходило в течение длительного времени. И только в настоящее время, в связи с глобализацией экономических и социальных процессов, появились ориентирующие показатели нормы, свидетельствующие о благоприятном уровне здоровья населения отдельных стран и территорий.

Процесс снижения "нормы" заболеваемости и смертности в большей степени поддерживается общественным сознанием и деятельностью здравоохранения, направленными на снижение преждевременной смертности, предупреждения патологии преимущественно старших возрастов, повышения качества жизни. В отличие от них, уровень рождаемости более всего зависит от экономического статуса территории, характера демографического поведения семьи, демографической политики государства в целом.

Государственное регулирование рождаемости в разных странах мира носит различный характер, от государственной поддержки рождаемости в виде различного рода льгот и санкций, до наиболее известного факта жесткого ограничения рождаемости (в Китае). Существующее экономическое положение должно учитывать необходимость регулирования демографической нагрузки, обеспечивать сбалансированность смены поколений, когда трудоспособная часть населения, которая создает устойчивое экономическое состояние территории, региона, страны, должна иметь смену в виде группы населения до трудоспособного возраста и быть способной нести бремя для содержания группы населения после трудоспособного возраста. Высокие показатели младенческой смертности (по сравнению с экономически развитыми странами: Дания, Швеция и др.) и смертности детей 0-14 лет формируют дефицит группы населения до трудоспособного возраста. В данном случае будет недостаточно ориентировать политику только на поддержку рождаемости, необходимо комплексно решать проблему снижения смертности детского населения, особенно в отношении ограничения преднамеренных случаев смерти (убийств и самоубийств).

На современном этапе важное значение приобретает уровень информированности населения, его образования, готовность значительных по объему групп населения участвовать в профилактических программах. При этом формируется не только мода на здоровье и комфортные условия жизни, но и происходит формирование ответственности каждого человека за свое здоровье.

Список литературы

1. Концепция охраны здоровья в Российской Федерации. Утверждена приказом Минздрава России 21.03.03 № 113 // Здравоохранение. 2004. № 9. С. 93-103.

2. Лосев Р.М. Руководство по охране репродуктивного здоровья. - М.: "Триада-Х", 2001. - 568 с.

3. Резер Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социол. исследования. - М., 2003. - № 1. - С. 102-108.

4. Смирнов Н.К. Валеология. М.,2005.

5. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.: ил.

6. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография - эссе. СПб., 1999.

7. ТатарниковаЛ.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. 5, 6, 7 класс. М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Определение уровня здоровья и анализ полученных результатов. Суть программы формирования культуры здоровой личности, ее цели и задачи, ведение дневника. Укрепление здоровья, проведение самоконтроля организма, роль закаливания и физических упражнений.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Профилактика заболеваний и укрепление физического и психического здоровья как основы здорового образа жизни человека. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем воздухе. Нарушение режима питания.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Витамины и микроэлементы. Особенности детского питания. Влияние алкоголя и табакокурения на организм человека. Первая помощь при ожогах и травмах. Профилактика инфекционных заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни. Личная гигиена.

    шпаргалка , добавлен 20.05.2009

    Рассмотрение различных определений здоровья человека - отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Понятие пожилого человека. Когнитивные особенности поздней взрослости. Цель школы здоровья, ожидаемые результаты, программа обучения. Тематический план занятий. Разработка и проведение физических упражнений для людей старшей возрастной категории.

Тезисы IV Медицинской конференции. Киев. 2012 г.

Здоровый образ жизни с продукцией ASTER

«Лучше быть богатым и здоровым,

чем бедным и больным»

Павлюнина Людмила Дмитриевна,

кандидат медицинских наук, фтизиатр,

гирудотерапевт, валеолог,

врач-консультант компании ASTER,

г. Смоленск, Россия

Наука валеология – это наука о здоровье. Это наука, которая изучает адекватное реагирование человеческого организма на быстро меняющиеся реалии окружающей среды. Валеология направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. Роль врача в таком случае принципиально изменится. Врач, который «лечит болезни» - становится «конструктором здоровья», а «медицина болезней» - станет «медициной здоровья».

По определению ВОЗ, «здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. До 50-х годов ХХ века в этом определении было дополнение – «состояние, сопровождающееся получением удовольствия от жизни».

Валеология, как наука, нацелена на то, чтобы настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, а также на здоровый образ жизни и мысли о таковом.

Наука валеология ставит вполне решаемые задачи.

1. Помочь человеку сформировать систему знаний о здоровье, а также о факторах, которые влияют на сохранение и укрепление здоровья.

2. Реально осознать ответственность каждого человека за поддержание своего здоровья.

3. Ознакомить с научными основами здорового образа и стиля жизни.

4. Ознакомить с валеопрактическими технологиями.

5. Помочь подобрать каждому человеку адекватную его организму оздоровительную систему. Систему, которая будет учитывать особенности каждого, а именно: его конституции, уровень развития физических качеств, функциональную подготовленность и состояние здоровья.

Говоря о принципах здорового образа жизни, хочется обратить внимание на тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья»:

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страданий, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Получай в любви радость и наслаждение. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься, значит, ты здоров.

Залогом сохранения здоровья является здоровый образ жизни. Человек, который не будет любить жизнь, не будет бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то такому человеку не помогут никакие лекарства и никакие рецепты.

Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения. При этом выделяет в этой пирамиде 2 уровня: низший – физическое тело и высший – психика или сознание. Болезнь, которая поражает физическое тело, приводит к угнетенному состоянию сознания, формируется соматоневроз. С другой стороны, ситуации, изначально травмирующие психику, приводят к дистрессу (затяжному стрессу), следствием которого являются нарушения иннервации и питания определенных органов. В результате, вторично формируются соматические заболевания (например, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и др.).

При этом восточная медицина выделяет 4 уровня: физическое тело, меридианальную систему, эмоции и психику. Каждый высший уровень оказывает влияние на низший уровень. Болезнь, в представлении медиков востока, чаще зарождается в недрах разума. Негативные мысли, а также неправедные поступки нарушают гармонию эмоций, которые в свою очередь приводят к нарушению циркуляции энергии, но каналам организма, лишая при этом определенные органы жизненной силы, следовательно, болезнь реализуется на материальном уровне, трансформируясь в патологию физического тела.

Так как валеология – наука о здоровье, при этом уместно обратить внимание на такое понятие как «профилактика».

Профилактика («prophylaktikos» – предохранительный) – это термин, который обобщает комплексы различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В зависимости от состояния здоровья, а также наличия факторов риска заболеваний, можно выделить 3 вида профилактики.

Первичная профилактика – это система мер, которые направлены на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска на развитие заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, полноценное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.)

Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на функциональные системы организма) приводят к возникновению, обострению, а также рецидиву заболевания.

Третичная профилактика – это комплекс мероприятий по реабилитации больных, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности. Цель третичной профилактики социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовая (возможность восстановления поведенческой активности) и медицинская (восстановление функций органов и систем организма) реабилитация.

Уточним, что из перечисленного находится в круге вашего влияния?

Вакцинация? Да. Рациональный режим труда и отдыха? Да (если хватает средств на жизнь). Физическая активность? Да (без чрезмерной активности на даче с раннего утра до глубокой ночи в определенной позе). Полноценное качественное питание? Вот здесь большой вопрос. Так как наша пища изобилует чуждыми для организма ксенобиотиками. В пище, в первую очередь, недостаточно цинка, селена, меди, марганца и хрома. Но в то же время в пище избыток кадмия, свинца, мышьяка, ртути, аммония. Хронический дисбаланс микроэлементов приводит к серьезным изменениям функций организма, ослаблению иммунитета, сбою в работе нейроэндокринной системы, психоневрологическим расстройствам, онкологическим и воспалительным поражениям органов.

К примеру, избыточный вес связан с дефицитом хрома, марганца, цинка, йода. Если этот баланс не будет восстановлен, то все попытки похудеть и удержать вес будут проблематичными.

Если в организме дефицит того или иного химического элемента, продукты не помогут. Невозможно съесть за день 10 кг кокосов, для того чтобы получить суточную дозу селена! Весь цивилизованный мир давно перешел на БАДы. 85 % японцев пьют добавки, 70% израильтян, 65% американцев. И чем выше уровень жизни по стране, тем больше требуется микроэлементов.

По словам Лайнуса Полинга, лауреата Нобелевской премии по химии в 1954г., Нобелевской премии мира в 1962г.: «Здоровым организмом можно считать только тот, у которого все ферментные системы находятся в хорошем сбалансированном виде. Наступит время, когда врач будет лечить не язву, артрит или геморрой что часто является лишь следствием, а первопричину – дефицит магния, калия, селена, цинка, хрома…».

Почти все ведущие специалисты, имеющие отношение к здоровью населения, сошлись во мнении: биологически активные добавки являются частью правильного здорового питания человека и полноценное питание в XXI веке невозможно без их употребления.

В человеческом организме около 70 триллионов клеток и каждую секунду они нуждаются в микроэлементах. Проведенные исследования показали, что микроэлементозы представляют в наше время проблему национального масштаба. В целом около 2/3 взрослых и 3/4 детей относятся к группе риска по гипоэлементозам, то есть дефициту от одного до нескольких микроэлементов одновременно.

Если человек с пищей недополучает хотя бы селен и/или цинк, сразу это место в клетке занимает токсичный металл антагонист: алюминий, свинец, кадмий. Чтобы предупредить накопление токсичных металлов в организме, надо только вовремя ввести селен и цинк в свой рацион.

Продукция компании ASTER уникальна по сбалансированности состава и биодоступности активных веществ. Важнейшие ее составляющие – спирулина, морской жемчуг, высшие грибы кордицепс и линчжи, гинкго-билоба, уди, зеленый чай – полноценны по своему составу, то есть. содержат все необходимые минералы, витамины, ферменты и другие биологически активные вещества, которые в свою очередь обеспечивают огромные адаптационные возможности живых существ, позволяющие им жить и размножаться в изменяющихся условиях внешней среды. Выращенные в экологически чистых регионах Китая и переработанные по самым современным и щадящим технологиям в соответствии с международными стандартами GMP и ISO 9001, они снабжают организм человека и его братьев меньших всеми необходимыми для питания клеток компонентами. Именно поэтому они универсальны. Их систематическое употребление – это полноценное питание и качественное очищение организма одновременно, потому что действуют они по принципу ионообменника – нужные ионы вводят, а ненужные выводят.

Идеальное сочетание прекрасных интегрирующих формул Тибетской медицины, которые созданы по современным технологиям, денежного и доступного маркетинг-плана, профессионального руководящего состава компании, а также великолепной системы обучения в компании ASTER дает любому человеку блестящий шанс быть здоровым, богатым и счастливым.