Что такое история? История как область знания возникла в.

Традиционно датой начала русской государственности считается 862 год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание варягов-руси (о происхождении этого народа существуют различные версии) в Новгород Великий племенными союзами восточной Прибалтики и верхнего Поволжья: восточнославянскими словен и кривичей и финно-угорскими чуди, мери и веси. В 882 году династия Рюриковичей захватила Киев и овладела также землями полян, древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, вместе составившими основную территорию Древнерусского государства.

Древнерусское государство

Также Русь, Русская земля . В Западной Европе — «Руссиа» и Русия (Russia, Ruscia, Rusca, Rutigia). С XI века употребляется название «князь русских». А в начале XII века (в папских грамотах) появляется название «Руссиа». В Византии — Ρως, «Рос», Название «Росия» (греч. Ρωσα) впервые использовано в сер. X века Константином Багрянородным.

В период максимального расширения границ Древнерусское государство включало в себя также земли дреговичей, вятичей, волынян, белых хорватов, ятвягов, муромы, мещеры, владения в устье Днепра (Олешье), на нижнем Дону (Саркел) и на берегах Керченского пролива (Тмутараканское княжество). Постепенно племенная знать была вытеснена Рюриковичами, которые уже в начале XI века княжили по всей территории Руси. Племенные названия в течение XI—XII веков постепенно перестали упоминаться (за исключением племенных названий на зависимых от русских князей территориях восточной Прибалтики и бассейна средней Волги). Одновременно начиная уже с конца X века каждое поколение Рюриковичей производило разделы Руси между собой, но последствия первых двух разделов (972 и 1015) постепенно были преодолены путём ожесточённой борьбы за власть, а также пресечения отдельных линий Рюриковичей (1036). Раздел 1054 года, после которого на Руси установился т.н. «триумвират Ярославичей», несмотря на долговременную концентрацию власти в руках младшего Ярославича Всеволода (1078—1093), полностью преодолён так и не был. После борьбы за власть после его смерти, осложнённой вмешательством половцев, в 1097 году на Любечском съезде князей был установлен принцип «каждый держит отчину свою».

После того, как союзными действиями князей борьба с половцами была перенесена от южнорусских границ вглубь степей, новому киевскому князю Владимиру Мономаху и его старшему сыну Мстиславу после серии внутренних войн удалось добиться признания частью русских князей своей власти, другие были лишены владений. В это же время Рюриковичи начали заключать внутридинастические браки.

Русские княжества

В 1130-е годы княжества стали постепенно выходить из-под власти киевских князей, хотя владевший Киевом князь по-прежнему считался старшим на Руси. С началом раздробленности русских земель названия «Русь», «Русская земля» в большинстве случаев применяются к Киевскому княжеству.

При распаде Древнерусского государства образовались Волынское княжество, Галицкое княжество, собственно Киевское княжество, Муромо-Рязанское княжество, Новгородская земля, Переяславское княжество, Полоцкое княжество, Ростово-Суздальское княжество, Турово-Пинское княжество, Черниговское княжество. В каждом из них начался процесс образования уделов.

12 марта 1169 года войска десяти русских князей, действовавших по инициативе Андрея Боголюбского, впервые в практике междукняжеских усобиц разграбили Киев, после чего Андрей отдал Киев младшему брату, не покидая Владимир, тем самым, по выражению Ключевского В.О., «оторвал старшинство от места». Сам Андрей, а впоследствии его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212) добивались (временно) признания своего старшинства большинством русских князей.

К началу XIII века наметились и объединительные тенденции. Переяславское княжество отошло во владение владимирских князей, возникло объединённое Галицко-Волынское княжество под властью старшей ветви потомков Владимира Мономаха. В 1201 году Роман Мстиславич Галицкий, будучи приглашён киевскими боярами на княжение, также отдал город младшему двоюродному брату. В летописи под 1205 годом Роман назван «самодержцем всея Руси». К XIII веку великими князьями кроме киевских стали титуловаться также рязанские, владимирские, галицкие и черниговские.

После монгольского нашествия исчез институт «причастий в Русской земле», когда киевские земли рассматривались как общее достояние рода Рюриковичей, а название «Русь» закрепилось за всеми восточнославянскими землями.

Усилению позиций владимирских великих князей после монгольского нашествия способствовало то, что они не участвовали в масштабной южнорусской междоусобице перед ним, что княжество вплоть до рубежа XIV—XV веков не имело общих границ с великим княжеством Литовским, осуществлявшим экспансию на русские земли, а также то, что великие князья владимирские Ярослав Всеволодович, а затем его сын Александр Невский были признаны в Золотой Орде старейшими на Руси. Фактически все великие князья непосредственно подчинялись ханам сначала Монгольской империи, а с 1266 года — Золотой Орды, самостоятельно собирали дань в своих владениях и переправляли её хану. С середины XIII века титулом великих князей черниговских почти постоянно владели брянские князья. Михаил Ярославич Тверской (1305—1318) первым из великих князей владимирских назван «князем всея Руси».

С 1254 года галицкие князья носили титул «королей Руси». В 1320-е годы Галицко-Волынское княжество вступило в полосу упадка (что некоторые исследователи связывают с новым натиском Золотой Орды) и в 1392 году перестало существовать, его земли были поделены между великим княжеством Литовским (полное название — Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных ) и королевством Польским. Немногим ранее основная часть южнорусских земель была присоединена великим княжеством Литовским (Брянск 1356, Киев 1362).

В XIV веке на северо-востоке Руси образовались также великие княжества Тверское и Суздальско-Нижегородское, смоленские князья также стали титуловаться великими. C 1363 года ярлык на великое княжение Владимирское, означавший старшинство в пределах Северо-Восточной Руси и Новгорода, выдавался только московским князьям, которые с этого времени стали титуловаться великими. В 1383 году хан Тохтамыш признал великое княжество Владимирское наследственным владением московских князей, одновременно санкционировав независимость Тверского великого княжества. Суздальско-Нижегородское великое княжество было присоединено к Москве в 1392 году. В 1405 году Литва захватила Смоленск. Окончательно все русские земли были поделены между великими княжествами Московским и Литовским к концу XV века.

Русское государство

С XV века в русских источниках появляются термины «Росия», «Российский» и распространяются всё больше, пока окончательно не утверждаются в русском языке. Период с конца XV по начало XVIII века в современной российской историографии обозначается как «Русское государство».

Великое княжество Московское

В 1478 году к Москве была присоединена Новгородская земля, в 1480 было сброшено монголо-татарское иго. В 1487 году после удачного похода на Казанское ханство великий князь московский Иван III провозгласил себя «князем Болгарским», что стало одной из причин начала переходов удельных князей с восточных окраин великого княжества Литовского на московскую службу вместе с землями. В результате пяти русско-литовских войн Литва потеряла верховские княжества, Смоленск и Брянск. Другими важнейшими территориальными приобретениями стали Тверское (1485) и Рязанское великие княжества (1521). Кроме независимости от Золотой Орды и территориальной целостности, великое княжество Московское в последний период своего существования в статусе великого княжества отличалось также общим сводом законов (Судебник 1497 года), ликвидацией уделов и введением поместной системы.

Русское царство

С 16 января 1547 года после принятия великим князем Иваном IV Васильевичем титула царя. Также Русь, Русия, Росия, Российское царство, Русское царство, Московское царство. В середине XVI века произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств, что дополнительно обосновало царский титул московского монарха.

В 1569 году великое княжество Литовское приняло Люблинскую унию с Польшей, которая объединяла два государства в конфедерацию, при этом передало южнорусские земли в состав Польши и в целом вернулось к границам середины XIII века.

В 1613 году в титуле у митрополита термин «Русия», а у царя Михаила Фёдоровича — «Росия». «Московия» — название Русского государства в иностранных источниках XVI—XVII вв. Термин «Россия» окончательно закрепляется Петром Великим (1689—1725). На монетах Петра I до принятия титула императора значилось «Царь Пётр Алексеевич, всея России Повелитель» и «Московский рубль» на обороте. («Всея России Повелитель» сокращалось в «В.Р.П.», но иногда писалось и полностью). 19 мая 1712 года столица перенесена в Санкт-Петербург.

Российская империя

После принятия царём Петром Алексеевичем титула императора.

18 (31) августа 1914 года в связи с войной с Германией, название столицы изменено с немецкого на русское — Петроград.

Российская Республика

После особого юридического совещания. Фактически — после отречения Михаила Александровича, брата Николая II с 3 марта 1917 года

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика — данное наименование впервые упоминается 21 января (3 февраля) 1918 г. в Декрете об аннулировании государственных займов, декрет подписан Председателем Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской Республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10—18 (23—31) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде.

До III Всероссийского съезда Советов употреблялось наименование Российская Республика.

Провозглашение федерации:

  • 3 (16) января 1918 года — написан текст Декларации.
  • 5 (18) января 1918 — оглашена Свердловым на Всероссийском учредительном собрании (распущено 6 (19) января).
  • 12 (25) января 1918 года — III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в принятой Декларации.
  • 18 (31) января 1918 года — на объединённом III съезде Советов (после объединения III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III съездом Советов крестьянских депутатов) в повторно принятой Декларации.
  • 28 (15) января 1918 года — в Резолюции III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики».
  • 6 - 8 марта 1918 года на VII съезде РКП (б) ещё раз было принято решение о преобразовании страны в федерацию.
  • 10 июля 1918 года — в Конституции на заседании V Всероссийского съезда Советов.

Вариативность наименования Республики В период между III Всероссийским съездом Советов и принятием первой Конституции (на V Съезде), в которой было окончательно зафиксированно наименование государства, в документах встречались варианты неустоявшегося ещё наименования Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Слова менялись местами:

  • Российская Федеративная Социалистическая Советская Республика,
  • Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика,
  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

Неполное наименование с различным порядком слов (4 слова):

  • Российская Федеративная Советская Республика,
  • Российская Советская Федеративная Республика,
  • Российская Социалистическая Федеративная Республика,
  • Российская Социалистическая Советская Республика,
  • Российская Советская Социалистическая Республика;

Неполное наименование с различным порядком слов (3 слова):

  • Российская Советская Республика,
  • Советская Российская Республика
  • Российская Федеративная Республика
  • Российская Федерация Советов

Другие наименования:

  • Российская Республика,
  • Советская Республика,
  • Республика Советов.

Примечание: новая власть не сразу распространилась на территории бывшей Российской империи (республики).

Примечание: Уже, будучи в составе СССР, 5 декабря 1936 года Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика переименована в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, т.е. два слова были переставлены местами.

В обиходе и полуофициально к РСФСР нередко применялась сокращённая форма — Российская Федерация , но данное название не было официально закреплено в конституции вплоть до 1992 года (при этом стоит отметить, что уже с 1990 года данное название предполагалось утвердить официальным названием страны)

Образован путём объединения России, Украины, Белоруссии и ЗСФСР.

5 декабря 1936 года (по новой конституции) в наименовании РСФСР порядок слов «социалистическая» и «советская » приведён в соответствие с порядком этих слов в названии СССР.

Российская Федерация

Российская Федерация — 25 декабря 1991 года законом № 2094-I государство РСФСР переименовано в Российскую Федерацию (современное название, закреплено в конституции наряду с названием Россия). 21 апреля 1992 года были внесены соответствующие поправки в действовавшую тогда Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Также до до принятия новой конституции 1993 года новый герб был в разработке. Де-факто на территории Российской Федерации в первой половине 1990-х годов ещё употреблялись бланки и печати учреждений со старым гербом и наименованием государства РСФСР, хотя их предполагалось заменить в течение 1992 года.

Употребление названия «Российская Федерация» до распада СССР

  • 1918 г. — в пункте д) статьи 49 Конституции РСФСР 1918 года (как вариант названия).
  • 1966 г. — в наименовании книги «Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917—1922), М., 1966».
  • 1978 г. — в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года.

В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР»:

  • Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  • Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.05.2009) «О судоустройстве РСФСР»
  • Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
  • Закон РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»
  • Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»
  • Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  • Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»
  • Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 (с изм. от 26.06.1992) «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
  • Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 «Об организации Российской академии наук»
  • Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 240 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 256 «О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации цен»
  • Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 (ред. от 21.10.2002) «О едином экономическом пространстве РСФСР»
  • Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»
  • Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР»

Quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat?
Deinde ne quid veri non audeat?

Кто не знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи?
А затем - не бояться какой бы то ни было правды?

Цицерон, «Об ораторе», II, 15, 62:

1. Определение истории как науки

История – наука, занимающаяся изучением законов и закономерностей развития (=изменения) человеческого общества путем изучения важнейших исторических процессов (прежде всего в сфере развития государственности), на основе анализа событийной истории, социального устройства, хозяйственных отношений и культуры .


Важнейшими объектами изучения истории являются общество и человек (социум и индивидуум). Первое относится ко второму как общее к частному. Человек социален и не может рассматриваться в отрыве от общества.


История изучает те исторические процессы, которые в настоящее время завершились. Поэтому особенно важно подчеркнуть отличие истории от политологии и социологии, которые занимаются изучением процессов в развитии общества, которые еще не закончились.


История с своего зарождения возникает как средство познания человека и общества, как средство познания, сохранения и передачи социального опыта человечества. Основная цель научной деятельности историков остается традиционной – расширение наших знаний об истории и передача социального опыта (Деопик Д.В.).


Становление историка требует усвоения теории познания, овладение методами познания и приемами исторической интерпретации полученных данных. В этом собственно и заключается «ремесло историка».


История – это наука, наука точная, ее основная задача является установление истины. Истории присущи важнейшие атрибуты науки – законы, методы, методология. Для того, чтобы стать историком недостаточно только наличия профессиональных знаний (владения «ремеслом»), но необходимо и обладание мировоззрением.


1. Установление истины осуществляется путем выявления и формулирования научных законов и происходит это благодаря использованию методов исследования, основанных на научной методологии. Отсюда и задачи науки – обнаружение, формулирование и обоснование законов. Путь развития исторической науки – увеличение числа законов и качества их обоснования, что соответственно требует совершенствования научной методологии. Историк – это специалист, знающий исторические законы и методологию, способный использовать их в самостоятельных исследованиях.


Познание исторического процесса и формулирование законов предполагает выявление основных закономерностей, которые отражают внутреннюю взаимосвязь и соотношение между различными проявлениями исторического процесса, определяют их суть и смысл.


2. Методы исторических исследований. Источниковедческие, текстологические, сопоставительные. Точные методы – количественный анализ.


3. Методология. В советское время – марксистко-ленинская методология исторической науки. Сейчас часто вспоминают методологию XIX в. – позитивизм и методологию XX в. постпозитивизм.


4. Мировоззрение современного историка гуманистично и основывается на общечеловеческих ценностях. Давно замечено, что совершенствование профессионального мастерства в любой специальности это еще и совершенствование человеческих качеств.


Исторические процессы в совокупности составляют всемирно исторический (общеисторический) процесс.


Наиболее общим историческим законом является закон единства всемирноисторического процесса . О других законах будет сказано в следующей лекции. Именно представление об исторических законах позволяет делать научные обобщения, которые позволяют решать важнейшую задачу работы историка - накапливать и передавать социальный опыт.


Если без профессиональных знаний и навыков точного профессионального мышления человек остается носителем обывательского мышления, то без отрефлексированного мировоззрения историк легко становится идеологом. Это Сцилла и Харибда, которые удается миновать далеко не всем историкам. То, что отличает историю от идеологии, это задачи и, соответственно, пути их достижения. Под идеологией мы понимаем систему идей, которые предлагаются властью для более эффективного управления обществом в конкретный исторический момент.
У идеологии другие задачи и иной категориальный аппарат.


Признаком наличия вируса идеологии в историческом тексте, как правило, является эмоционально окрашенное оценочное (негативное - о чужих, позитивное - своих) суждение историка действий или фигуры исторического деятеля, прежде всего носителя высшей власти. Историку нет необходимости делать это, его задача иная. Так как эти персоны являются объектом его изучения, через деяния которых он устанавливает объективные процессы, происходящие в изучаемом социуме. В современной литературе так проявляются рудименты марксистского подхода.


Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что историческая наука находится на грани с «идеологией», но историческая наука это не идеология. Четкое разделение науки и идеологии предопределяется мировоззрением историка и в свою очередь предопределяет профессионализм историка. Историк выявляет общие причины, идеолог оправдывает частные следствия. Недопонимание этого было вызвано сокращением рефлексии в этом направлении и предопределило кризис исторической науки в России в конце ХХ в. В начале ХХI в. стало появляться достаточно много литературы на эту тему, что свидетельствует о возрождении рефлексии и выходе из кризиса.

История как общественная наука

Все науки ставят своей задачей познание окружающего нас мира. Но чем история как общественная наука отличается от наук естественных. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) ставят своей задачей изучение законов окружающей природы, а общественные – общества, а история – даже общества в прошлом.


Природа – неодушевленна, общество – совокупность огромного числа одушевленных, обладающих разумом, объектов. «... Человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы» писал И. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т.1. М., 1994)


Выделим три основных отличая:
1. Законы в общественных науках носят более вероятностный предположительных характер, чем законы естественных наук.
Отсюда, одна из особенностей исторической науки заключается в том, что историкам значительно реже удается сформулировать закон. Результат исследования чаще всего формулируется в виде гипотезы. Это вызвано невозможностью проведения прямого эксперимента (увидеть своими глазами) и опосредованностью восприятия действительности источником. Поэтому исторические законы особенно сложно формулировать и обосновывать. Следовательно, в исторической науке особенно важное значение имеет фиксация закономерностей.


2. первичная фиксация «факта» осуществляется не самим исследователем, а летописцем прошлого – оно опосредовано письменным текстом, составленным в прошлом.


3. неодушевленная природа не оказывает такого обратного воздействия на ученого, какое оказывает на него общество. Отсюда важность отделения задач идеологических от собственно исторических.


Изучение исторического процесса происходит и путем логических рассуждений (качественный анализ) и путем анализа массового материала (количественный анализ: от очевидных – экономических показателей, до неочевидных – идей).


Основная цель изучения истории: строго научная – а) аналитическая, т.е. установление законов и объяснение закономерностей в той или иной сфере существования человеческого общества с помощью методов исторического исследования, а также б) синтетическая, т.е. изложение истории социального опыта данного сообщества как части всего человечества.


Из прошлого пришли и сохранили свое значение еще две цели: ознакомительная – рассказ о событиях и явлениях, которые имели место в прошлом; назидательная – наиболее древняя, извлечение исторических уроков.

2. Основные составляющие в освоении и изучении истории

Событийная история

Изучение событийной истории начинается со знакомством с уже имеющейся периодизацией, а заканчивается уточнением старой или установлением новой. Периодизация может быть нескольких уровней, от самой общей до частной. Границы периода маркируются завершением одних и началом других исторических процессов, либо переход процесса в одной и той же сфере на качественно новый уровень.


Исходными понятиями, которыми пользуется историк, являются 1. факт, 2. событие, 3. процесс.
1. Исторический факт – это одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени.


Исторический факт формулируется как простое высказывание и включает: 1. Обстоятельство времени (когда), 2. обстоятельство места (когда), 3. подлежащее-объект (кто), 4. сказуемое-действие (что сделал), 5. дополнение-субъект (по отношению к кому). Только при наличии этих пяти компонентов историческое сведение может считаться фактом. При отсутствии одного или более компонентов историк путем аналитических процедур пытается их установить. Это одна из важнейших (но не единственная и не главная) сторон исторического исследования.


Установление исторического факта, в частности, это конкретизация простого суждения путем указания точного времени и места в пространстве. Например, Великая отечественная война (это субъект) началась (предикат) 22 июля 1941 г. (это указание времени) на западных граница СССР (это указание места в пространстве). Такое суждение мы можем считать истинным. Отсюда, установление точного времени и места в пространстве – первая задача историка. И происходит это, как и в естественных науках, на основании эксперимента.


Исторический эксперимент – это анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов, которые содержатся в нем в явном (в виде высказываний) и скрытом (не сформулированном в виде высказываний) виде. Как и в любой науке, такой факт должен быть подвергнут проверке на истинность. «Забота о фактах в истории – это забота о доказательности».


Исследование начинается с выявления исторических фактов, но этим не ограничивается. Это первый шаг.


2. Несколько исторических фактов, т.е. действий произошедших примерно в одно время и в одном месте, составляют историческое событие. Таким образом, событие включает в себя несколько исторических фактов. Часто случается, что историк за несколькими фактами угадывает событие, и сначала формулирует название этого события, а затем начинает расширять круг фактов, детализируя его.



Чаще всего историки изучают процессы, которые касаются разных сторон возникновения, изменения и исчезновения государственности. В центре изучения – вопросы обретения власти и ее передачи. Внутри одного или нескольких правлений следует отмечать периоды роста или упадка (динамика), стабильности или кризиса (статика).


Кризис может быть вызван внутренними и внешними факторами. Внутренний кризис может проявится в виде кризиса передачи власти, мятежей знати, голодных бунтов земледельцев и др. Внешний кризис может быть вызван нападением извне. Внутренний кризис может породить необходимость проведения преобразований. Успешные преобразования могут осуществляться в начале периода и в середине. Неуспешные преобразования – часто в конце периода.


Повторим, важнейшим результатом изучения исторических процессов является установление периодизации – т.е. выявление основных этапов в развитии данного общества. Знание периодизации позволяет составить цельную картину развертывания исторического процесса во времени, она является опорой при изложении истории и для размышлений историков.


Периодизация всегда бывает нескольких уровней, по убывающей: от установленного научной традицией уровня периода в общей периодизации Всемирной истории, до заданного исследователем уровня в частной периодизации (до дней и даже часов).


Выделенные исторические периоды и отражают этапы развития исторического процесса, соответственно, упомянутая «глубина» периодизации и отражает наше представление об исследуемом историческом процессе. Поэтому с составления периодизации начинается и заканчивается любое историческое исследование.

Принципы периодизации

Как правило, опорным при составлении периодизации любого сообщества являются несколько правлений государей, реже одно правление, если оно длительно.


Нижней границей в нашем курсе лекций принято считать краткое правление (до пяти лет). Мы исходим из допущения, что краткое и особенно сверхкраткое правление является наиболее тонким индикатором кризиса, который собственно и маркирует конец периода.


О каком кризисе идет речь. Поскольку внимание историка при изложении хода исторического процесса прикован к носителям власти и эволюции института власти, то речь и идет о кризисе власти (пусть даже нереализованном в явном виде) как первом симптоме, наиболее раннем проявлением кризиса в обществе.


Признаком острого кризиса является краткое правление от нескольких месяцев до 2-3 лет, т.к. это время наиболее интенсивной борьбы за власть, когда позиции правителя наиболее уязвимы, к 4 году они заметно упрочняются.


В этом отношении заметим, что социальный конфликт является менее надежным проявлением кризиса, поскольку кризисы, которые анализируются историком, не всегда приводят к очевидным экономическим последствиям, а экономические последствия кризисов, если они есть, не всегда приводят к социальному конфликту.


Добавим, что если социальный конфликт и был в истории, то не всегда он отражается в летописи и крайне редко отражается в хроникальных записях. В источниках они чаще всего является проявлением начавшейся борьбы за власть между представителями знати, а не добровольным почином социальных групп производителей.


Важный вывод
Действительно, хотим мы или нет в изложении истории древнего или средневекового общества история измеряется от правителя к правителю. Видимо, и применительно к новой и новейшей историей можно сказать то же самое. Сейчас отсчет истории Англии ведется по премьер-министрам, Америки по президентам, СССР по генсекам и т.д. Эпоха Б.Н.Ельцина и эпоха В.В.Путина в новейшей истории то же существенно отличаются и мы как современники это тонко чувствуем. Иными словами, это наиболее стабильный фактор отсчета исторического времени в обществе, о котором мы узнаем по письменным источникам.


Поэтому при первом рассказе об истории в учебном пособии важнейшим аспектом является изучение института высшей власти. С этой точки зрения в предлагаемом курсе лекций особое внимание уделяется трем важнейшим ее аспектам: обретения власти, сохранения и передачи. Историку нужно помнить, что за власть всегда кто-то борется. Кто – лагерь сторонников носителя верховной власти и группировки претендентов. Они и являются важнейшими составляющими такого рассказа.

Социальная история

Изучается устройство общества – основные социальные группы, которые формируют «верхи» и «низы» общества – кто управляет и кем управляют; кто производит интеллектуальный продукт и кто производит материальный продукт.


Верхи: а) монарх, его семья и их родственники, б) родовая наследственная знать; в) служилая знать; г) чиновничество (служилые, но не знатные по происхождению); д) духовенство (к верхам относится не везде).


Два важных понятия: Аристократия – положение в обществу по родству. Бюрократия – положение в обществе по службе.


Низы: те, кто занимается физическим трудом – сельскохозяйственным, ремесленным, обслуживающим трудом и торговлей.


Те, кто профессионально занимается торговлей часто занимают особое положение и могут тяготеть как в низам, так и к верхам.


Следует принципиально различать такие понятия, как 1) «сословия» – используется при рассмотрение социальной истории с правовой точки зрения (привилегированные – «знать», свободные – «народ», ущемленные в правах – «?», не имеющие прав – «рабы») и 2) «классы» – с точки зрения экономической (индивидуальные владельцы земли разного уровня и происхождения, коллективные владельцы и невладельцы).


Здесь же говорится о системе управления государством. Ключевой вопрос – о власти. Соответственно, в лекциях будет обращено внимание на систему управления.
Характеристика служилых слоев может быть общей и частной.


Общая – характеристика служебных слоев как части всего общества:

  1. Место в социально-статусной иерархии общества; 2. Внутренняя организация; 3. Формальные признаки (система чинов и рангов, форма и т.п.); 4. Принципы комплектования; 5. Сравнение положения гражданских и военных чинов; 6. Владение землей и другим.

Частная – характеристика служебных слоев по внутренним особенностям
1. Организация государственного аппарата; 2. территориальное управление; 3. ранговая система; 4. способ комплектования; 5. правила прохождения службы; 6) формы материального обеспечения (см. С. В. Волков Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке, М., 1999, с. 5-6 , 10).

Экономическая история

Изучается то, в какие экономические отношения вступают представители различных социальных групп. Ключевой вопрос – собственность на основное средство производства – землю. Изучается, кто и на каких условиях имеет право на присвоение прибавочного продукта.
Его формы: налог, отработки.
Кроме этого изучается его перераспределение в обществе: в виде налога, путем торговли и в результате войн (как формы насильственного присвоения материальных благ).

Духовная культура

В сфере всего общества: а. Религиозная – религии и верования, представления о сакральном; б. Светская – наука, виды искусств, мировоззрение и мировосприятие.


На ранних этапах развития человеческого общества сфера религиозной культуры является превалирующей. По мере приближения к современной эпохе, соотношение между ними изменяется – увеличивается значение светской культуры и рациональных знаний (тех, которые требует подтверждение не верой, а экспериментом).


В сфере отдельного индивида: историческая психология. Изучается то, как в сознании отдельного человека, совмещаются особенности светской и религиозной культуры своего времени и то, как это влияло на поступки исторических деятелей. Соответственно, возвращаясь к первому этапу исследования, мы можем углубить понимание событийной истории за счет представления о том, чем были обусловлены поступки участников исторических событий.


Необходимо подчеркнуть, что все четыре компонента являются взаимодополняющими, придают историческому исследованию целостный вид, без одного из них исследование будет неполным и незаконченным. Другой вопрос, что их соотношение может варьироваться в зависимости от поставленной исследовательской задачи. Исследователь должен чувствовать меру в их соотношении и стремиться к целостному изложению своего материала.


Специфика настоящего этапа развития исторической науки, по сравнению с предыдущим, заключается в необходимости большей специализации историков. Анализ социальной, экономической и культурной истории сейчас более, чем раньше требует специальных знаний и специальной подготовки. Сейчас, когда намечается выход из мировоззренческого кризиса, которое переживали многие историки 90-х гг., становится очевидным важность равномерного изучения всех четырех компонентов.


Но основным, на наш взгляд, в исторических востоковедных штудиях все еще остается восстановление событийной истории.


греч. istoria - исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики, права и т. д. Уже в древности возник термин "естественная И." (historia naturalis) применительно к описанию природы. Применительно к человеческому обществу И. - его прошлое, процесс развития его в целом (всемирная И.), отдельных стран, народов или явлений, сторон в жизни общества. 2) Наука, изучающая развитие человеч. общества во всей его конкретности и многообразии, к-рое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Марксистско-ленинская ист. наука изучает развитие человеч. общества как "...единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противо- речивости, процесс" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 41). И. является одной из обществ. наук, отражающих важную сторону человеч. общества - потребность в самосознании. И. - одна из ведущих форм самосознания человечества. История как процесс развития общества. И. об-ва является частью и продолжением И. Земли, природы. В итоге длительной естеств. предыстории ок. 1 млн. лет назад появился человек, к-рый постепенно перешел от использования предметов природы к целенаправленной их обработке, опираясь на них при воздействии на окружающий мир. Систематич. изготовление орудий на древнейшей стадии (стадия, представленная питекантропом, синантропом и гейдельбергским человеком) и их использование повлекли за собой формирование психики человека и создали базу для возникновения речи. Параллельно шел процесс становления об-ва, к-рое, какова бы ни была его форма, является продуктом взаимодействия людей (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402)., И. об-ва возникла с появлением на Земле человека и первичного человеч. коллектива и с этого момента она есть И. людей, "...не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 102). Субъектом И. является человек. С появлением об-ва начинается ист. "творчество" людей, человечества, к-рое и является содержанием И. Люди создают материальные и духовные ценности, ведут борьбу с природой и преодолевают противоречия внутри об-ва, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ. отношения. В И. действуют люди, коллективы, об-ва, к-рые различаются между собой не только исторически (как, напр., различны первобытные об-ва людей с примитивными орудиями и совр. об-ва промышленно развитых стран и т. п.), но и в каждый данный момент. Люди живут в различных природных условиях; они занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. об-ва есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отд. людей, человеч. коллективов, всего человечества. Поступат. ход И. проявляется во всех аспектах: в И. материального произ-ва, изменениях обществ. строя, развитии науки и культуры и т. д. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич. двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва шел процесс перехода от первобытных коллективов через об-ва рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и об-ва настолько, насколько оно познает законы их развития. Пройденный человечеством за сотни тыс. лет путь показывает, что процесс его ист. развития носит объективный, закономерный характер. На развитие об-ва оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит. сил, производств. отношений и соответствующих им надстроечных явлений (государство, право и т. д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой и др. Каждый из факторов существенно влияет на развитие об-ва, составляя в совокупности необходимые условия его существования и развития. Географич. среда, напр., оказывает на протяжении всемирной И. большое влияние на развитие человека, на его расселение. Низкая плотность населения и медленный его прирост при наличии огромных не освоенных человеком пространств сдерживали, напр., прогресс человеч. об-в Америки (до 16 в.) и Австралии (до 18 в.). В совокупности факторов развития об-ва главным является произ-во материальных благ, т. е. средств к жизни, необходимых для самого существования людей и их деятельности. "...Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д." (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 350). Способ производства охватывает производительные силы и производств. отношения, в к-рые люди вступают между собой. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К., там же, т. 13, с. 6-7). Способ произ-ва материальной жизни обусловливает социальный, политич. и духовный строй об-ва, определяет тип господствующих в нем отношений. Но характер существующих в различных р-нах мира отношений, при существовании в них одного и того же способа производства, зависит от всех факторов: "...экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" (там же, т. 25, ч. 2, с. 354). Материальная жизнь об-ва, будучи объективной стороной ист. процесса его развития, является первичной, а человеч. сознание вторично по отношению к нему. Жизнь об-ва, его И. проявляется в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ. сознание каждого данного об-ва, его обществ. идеи и учреждения представляют собой отражение его обществ. бытия и прежде всего господствующего в этом об-ве способа произ-ва. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, застает определенную объективную систему обществ.-экономич. отношений, обусловленную достигнутым уровнем производит. сил. Эти унаследованные отношения определяют характер и общие условия деятельности нового поколения. Поэтому об-во ставит перед собой только такие задачи, к-рые оно может разрешить. Но, с другой стороны, новые обществ. идеи, политич. учреждения и т. п. после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и, стимулируя людей действовать в определенном направлении, тем самым оказывают активное воздействие на ход обществ. развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы клас. борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. "Тут имеется налицо взаимодействие всех этих моментов, в котором в конце концов экономическое движение, как необходимое, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей..." (Энгельс Ф., там же, т. 28, 1940, с. 245). И. об-ва знает следующие осн. типы производств. отношений - первобытнообщинные, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистические, и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. И. формаций в зависимости от уровня производит. сил и характера производств. отношений проходит в своем развитии ряд стадий, фаз, ступеней (стадии раннего, развитого и позднего феодализма, капитализма периода "свободной конкуренции" и монополистического капитализма - империализма и т. д.). Кроме того, в ист. процессе можно выявить ряд ист. эпох, этапов, к-рые обнимают комплекс процессов и явлений, характерных для ряда стран и народов, находящихся в сходных ист. условиях, хотя нередко и разных по уровню своего развития (напр., эпоха Возрождения). Осн. элементом формации является господствующий социально-экономич. уклад, с к-рым могут сосуществовать др. уклады - остатки формации, отошедшей в прошлое, или зародыши новой формации. Последовательная смена обществ.-экономич. формаций выражает общее направление поступательного движения всемирно-ист. процесса. Внутр. источником развития об-ва является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри об-ва. Преодоление противоречий между об-вом и природой приводит к открытию и использованию новых сил природы, что способствует развитию производит. сил и прогрессу об-ва. Но как способ производства является гл. фактором в совокупности условий, определяющих жизнь об-ва, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками обществ. развития. "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - чту является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" (Маркс К., там же, т. 13, с. 7). Изменение в развитии материальных производит. сил, вступающих в противоречие с существующими производств. отношениями, т. е. изменение обществ. бытия, отражается в обществ. сознании людей, является причиной появления новых идей. Это противоречие ведет к появлению борьбы внутри об-ва между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, поддерживающие их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу материальных производит. сил. Сознательные мотивы в действиях людей, политич. партий и выдающихся ист. личностей являются отражением экономич. условий. В антагонистич. формациях несоответствие материальных производит. сил об-ва и существующих производств. отношений проявляется в классовой борьбе (см. Классы и классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. учреждений всегда затрагивает клас. интересы людей, и возникающие здесь внутренние противоречия могут быть разрешены только в ходе клас. борьбы, высшим проявлением к-рой является социальная революция. Реформы в об-ве, состоящем из антагонистич. классов, являются частным результатом клас. борьбы и они лишь отчасти разрешают возникшие в обществе противоречия. В обществе, не имеющем антагонистич. классов, нет влиятельных обществ. сил, стоящих за сохранение устаревших форм собственности и выступающих против перестройки существующих на их основе политич. учреждений. Преодоление возникающих в таком об-ве противоречий осуществляется путем реформ, а их проведение является показателем его прогрессивного развития. При социализме и коммунизме, когда антагонистич. противоречия отсутствуют, "...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями" (там же, т. 4, с. 185). Гл. творцом И. является народ, нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич. и духовном развитии человеч. об-ва. Историч. опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Происходит непрерывный рост производительности труда людей: производительность труда крепостного при феодализме выше, чем раба, а производительность труда наемного рабочего во много раз выше производительности труда крепостного. Возрастают также активность, сила и эффективность борьбы нар. масс за свои интересы. Роль нар. масс в обществ. жизни значительно усиливается в переломные эпохи, особенно во время революц. поворотов в И. Наиболее активной она становится во время социалистич. революций, т. к. социалистич. революция "...есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, с. 446). Социалистич. революция в корне меняет ход мировой И. Она ведет не к замене одних эксплуататорских классов другими (как было, напр., во время бурж. революций), а к отмиранию классов, обществ. антагонизма. Если предшествующие революц. перевороты означали переход к новому этапу в И. человечества, то социалистич. революция знаменует переход к новой обществ. эре, к принципиально новой обществ. системе - бесклас. об-ву. Развитие обществ.-экономич. формаций, клас. борьбы, возрастание роли нар. масс обусловливают поступательное, прогрессивное развитие человеч. об-ва. Критерием обществ. прогресса является степень развития производит. сил, освобождения нар. масс от оков неравенства и угнетения, успехи в развитии общечеловеч. культуры. В постепенном овладении силами природы вехами ист. развития являются открытия "тайн" природы - энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеч. коллективов от первобытного стада, родов и племен к народностям и нациям, от эксплуататорских об-в с разнообразными формами зависимости и свободы к такому об-ву, к-рое основано на равноправном сотрудничестве его членов. В ходе ист. процесса в огромной степени расширяется производств, деятельность людей, усиливается, интенсифицируется их познавательная деятельность, совершенствуется сам человек как существо разумное и общественное. Поступат. развитие человеч. об-ва имеет и пространственный аспект. Первобытный человек из очагов первоначального появления постепенно расселился по земному шару. Появление сначала немногих р-нов, где цивилизация развивалась более быстро и где сложились первые гос. образования рабовладельч. типа (в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Брахмапутры, Хуанхэ и Янцзы), оказывало сильное влияние на жизнь населения соседних терр. Постепенно люди осваивала новые, все более обширные территории, соприкасаясь все теснее друг с другом. Этот процесс продолжается до наст. времени. Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития об-ва. "Век камня" характеризуется крайне медленным прогрессом в материальной и духовной жизни об-ва; несравненно быстрее шло развитие об-ва в "век металла" (меди, бронзы и особенно железа). Если первобытнообщинный строй существовал сотни тыс. лет, то последующие этапы своего развития об-во проходило постоянно ускоряющимися темпами: рабовладельч. строй - за несколько тысячелетий, феодальный - в основном за одно тысячелетие, а капиталистич. об-во - за несколько столетий. В течение нескольких десятилетий, начиная с 1917, уже осуществляется переход человеч. об-ва к коммунизму. Ускорение темпов прогресса об-ва во всех областях жизни достигло такой степени, когда люди даже одного поколения стали способны ощутить прогрессивное развитие и осознать его. Ист. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже врем. регресса, а в др. случаях - особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает ист. развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдается расцвет, подъем, в других - упадок, застой. Переход у разных народов от одного обществ. строя к другому происходил и происходит в разное время. Рабовладельч. строй сначала появился в Египте, Шумере и Аккаде (4-3-е тыс. до н. э.), затем в Китае и Индии. В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. складывается рабовладельч. об-во у древних греков, персов, римлян. Столь же неравномерным был переход к феодализму и затем к капитализму. После Вел. Окт. социалистич. революции 1917 сов. народ первым начал строительство социализма, и сейчас создает материально- технич. базу коммунизма. После 2-й мировой войны 1939-45 социалистич. об-ва возникли в ряде стран Европы и Азии. В то же время в большинстве стран совр. мира господствующим остается капиталистич. способ произ-ва. Нек-рые народности, этнич. группы, страны в силу определ. ист. условий миновали те или иные ступени обществ. развития. Напр., герм. и слав. племена перешли к феодализму, минуя рабовладельч. строй; ряд народностей в СССР, Монголия и др. перешли от феодализма к социализму, минуя капитализм; в США не было феодализма и т. д. У народов и стран, находящихся на одной ступени ист. развития, имеются и различия (напр., классич. антич. рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в строительстве социализма в различных социалистич. странах). Неравномерность и различия в развитии отд. народов и стран вызываются конкретными особенностями их И.: уровнем развития производит. сил, различиями природных условий, влияниями и взаимоотношениями с соседними народами и т. д. Но общая тенденция ист. развития состоит в последовательной смене обществ.-экономич. формаций, хотя в ряде конкретных случаев наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций в мире. Так, в наст. время наряду с двумя осн. формациями - социализмом и капитализмом - у ряда народностей сохранились феод. отношения и даже остатки рабовладельч. и. первобытнообщинного строя (у нек-рых племен и народов Африки). Общий поступательный ход развития человеч. об-ва, ускорение темпов этого развития и одновременно наличие неравномерности и различий в развитии отд. народов и стран, даже явлений застоя - все это является показателем единства и в то же время колоссального многообразия ист. процесса. Выражением единства ист. процесса являются также повторяемость, сходство многих черт социально-экономич., политич., идеологич. явлений, форм у различных народов и стран, находящихся на одинаковой ступени обществ. развития. В результате великих археологич. открытий 19-20 вв. были обнаружены сходные орудия труда, жилища, предметы культа и т. д. у народов, часто не имевших в далеком прошлом непосредств. связей друг с другом. Внутр. единство всемирно-ист. процесса проявляется также в близких друг другу формах, течениях, направлениях в области идеологии (религия, искусство и др.). И. говорит об общем человеч. авторстве в выработке науч. знаний. Многие достижения человеч. знания можно считать результатом коллективного творчества народов в ходе их ист. развития. Т. о., отд. части человечества, несмотря на нек-рые исключения, проходили в целом один и тот же путь. Тенденцией, закономерностью всемирной И. является нарастание, укрепление взаимосвязи отд. народов и стран, их взаимовлияний. Так, культурный обмен между различными племенами, об-вами в эпоху палеолита совершался в радиусе до 800 км, ко времени появления первых цивилизаций (3-1-е тыс. до н. э.) - до 8 тыс. км, а в 1-м тыс. н. э. он охватил всю Азию, Европу и Африку. Налаживание связей между народами, гос-вами и т. д. имеет большое значение в И. человеч. об-ва. Эти связи между группами, народностями на протяжении человеч. И. принимали различный характер: миграции (напр., т. н. великое переселение народов, заселение островов Полинезии и т. д.), идеологич., культурные и др. влияния и заимствования, различные социальные диффузии (распространение буддизма, христианства, ислама из мест первоначального их возникновения, влияние антич. культуры в эпоху Возрождения, распространение марксизма во 2-й пол. 19 - 1-й пол. 20 вв. и др.). Но до появления капитализма эти связи носили эпизодич. характер, легко нарушались под влиянием внешних причин, часто носили принудительный характер; народы жили в значит. степени изолированной жизнью, и нарушение связей нередко приводило к задержке в ист. развитии отд. народов (напр., нашествия гуннов Аттилы, орд Чингисхана и др. приводили к нарушению торг. обмена, упадку х-ва и культуры). Лишь капиталистич. эпоха с ее Великими географич. открытиями, всемирным обменом приводит к созданию всемирных связей и всемирной И. Общение народов превратилось из случайного, эпизодического в необходимое, постоянное, хотя в ряде случаев принудительный характер связей сохраняется и усиливается. Последнее нашло яркое проявление в колониальной эксплуатации развитыми капиталистич. странами отставших народов. Новый тип общения между народами родился с образованием социалистич. системы. Отношения между странами социалистич. лагеря, объединенного общностью цели, строятся на основе равноправия, взаимопомощи и братского сотрудничества и ведут к постепенному выравниванию уровней развития этих стран. Родился также новый тип отношений социалистич. стран с народами, сбросившими иго колониализма,- установление тесных связей с социалистич. странами способствует их быстрому экономич., политич. и культурному развитию. Совр. об-во вступает в новую эру своего развития - эру бесклассового коммунистич. об-ва, в к-ром постепенно будут преодолены все гл. различия в уровнях развития народов мира и единство ист. процесса приобретет поистине всемирный характер. История как наука о развитии общества. Ист. наука, как и др. науки, по мере ее развития вбирала в себя опыт многих человеч. поколений; расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знании. Всемирная И. стала хранительницей тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни. Все обществ. науки являются историческими, поскольку они изучают "...в их исторической преемственности и современном состоянии, условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д." (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 90). В широком значении понятие "И." или соответствующее ему понятие "историч. группа наук" в наст. время употребляется редко. Сложившуюся систему наук, к-рые с различных сторон изучают И. об-ва (социология, история, политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.), принято называть группой обществ. наук. При совр. уровне знаний, т. е. при развившейся самостоятельности каждой из обществ. наук, а подчас и кажущейся независимости их друг от друга, они органически и неразрывно связаны между собой. Только в своей совокупности они способны дать действительно науч. представление об об-ве в. целом и решить в диалектич. единстве гл. задачу, стоящую перед ними, - познание прошлого и совр. состояния об-ва с целью понимания его настоящего и перспектив развития в будущем. Коммунистич. партия Сов. Союза в своей Программе сформулировала ближайшую задачу именно для И. в широком значении, указав, что на совр. этапе исследование всемирно-ист. процесса должно показать возникновение и развитие социалистич. системы, изменение соотношения сил в пользу социализма, обострение общего кризиса капитализма, крушение колониальной системы империализма, подъем нац.-освободит. движения, закономерный процесс движения человечества к коммунизму. Обществ. науки изучают конкретную И. об-ва и выводят законы (и их систему - теории) применительно к развитию отд. этапов, сторон, сфер в жизни человеч. об-ва, составляющих предмет исследования каждой из них. Таким путем каждая из обществ. наук в пределах своего предмета исследования подготавливает по частям решение гл. задачи, стоящей перед И. в широком значении. Формулирование общих законов развития об-ва составляет предмет общей теоретич. социологии. Науч. марксистской социологией является исторический материализм. Собственно И. как наука в более узком значении есть составная часть обществ. группы наук. Место И. в этой группе обусловлено ее предметом и методом исследования. В течение очень длительного времени И. носила сугубо "описательный", эмпирический характер. Непосредственным объектом ее внимания были внеш. события человеч. И. в хронологич. последовательности, изучение отд. частных сторон ист. процесса. Гл. внимание было сосредоточено на описании политич. событий. Только позднее ист. наука приступает к вычленению элементов, связей, структуры человеч. об-ва, механизма ист. процесса. В 19 в. возникает социально-экономич. И., к-рая под влиянием марксизма становится И. социально-экономич. процессов, отношений. Предметом ист. науки стала вся конкретная и многообразная жизнь об-ва во всех ее проявлениях и в ее ист. преемственности, начиная с появления человеч. об-ва до его современного состояния. Для ист. науки главным является изучение конкретной И. об-ва. При этом И. опирается на факты прошлого и настоящего, в к-рых нашел отражение объективный процесс развития об-ва (см. Источники исторические). Собирание фактов, их систематизация и рассмотрение в связи друг с другом есть та внутр. основа ист. науки, к-рая свойственна ей с момента зарождения, как свойственна и всем др. конкретным обществ. и естеств. наукам. Даже на той стадии развития, когда И. не имела подлинно науч. метода, она, опираясь на эту основу, постепенно создавала фактографич. картину развития об-ва. По мере накопления фактов И. удавалось уловить связи и взаимозависимость отд. явлений, типичность нек-рых из них для всех народов, группы стран, накопить сумму знаний о развитии об-ва, к-рые стали одной из науч. предпосылок для возникновения ист. материализма (выяснение истории клас. борьбы в 17-18 вв. и др.). Марксистское понимание И. об-ва как объективного и закономерного процесса развития требует особенно тщательного накопления и изучения фактов. При этом, как указывал В. И. Ленин, "необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения..." (Соч., т. 23, с. 266). Собирание по возможности всей совокупности фактов о различных событиях, явлениях и процессах, постоянное накопление этих фактов и их изучение в связи друг с другом - необходимые условия для существования И. и ее развития как науки, это одна из ее сторон. Поэтому в И. значит. место занимают описание и повествование. Более того, количественно очень многочисленная группа ист. исследований, посвященных изучению отд. событий, локальных явлений, тех или иных фактов жизни об-ва и т. д., носит преобладающе описательно- повествовательный характер. Задача историка при этом сводится к тому, чтобы дать точное и предельно сжатое описание исследуемого события или явления. Но И. как наука не может ограничиться рассказом о событиях, не пытаясь понять их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов И. приходит к пониманию сущности отд. явлений и процессов в жизни об-ва, открытию специфич. законов его развития, особенностей в ист. развитии отд. стран и народов сравнительно с другими и т. д. Все такого рода открытия И. формулирует в виде теоретич. обобщений. Особое значение эта сторона ист. науки приобрела с открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом осн. законов ист. развития об-ва. Чтобы научно воспроизвести любой процесс развития, историк должен прежде всего определить, какие элементы участвуют в этом процессе и какова роль каждого из них, детально изучить структуру исследуемого объекта и ее видоизменения на разных стадиях процесса. Наконец, чтобы представить развитие именно как процесс, а не просто как ряд последовательных состояний объекта, историк должен раскрыть сами законы перехода от одного ист. состояния к другому. Теоретич. обобщения, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и частных выводов есть вторая сторона И. как науки. И. включает в себя теорию, она невозможна без теории. Единство этих двух сторон ист. науки неразрывно. В познании И. об-ва диалектически сочетаются, с одной стороны, накопление фактов и их изучение в связи друг с другом и, с другой, теоретич. обобщение накопленных и исследованных фактов. Нарушение этого единства в той или иной мере неизбежно ведет к извращению процесса познания И. об-ва, к-рое всегда отрицательно отражается на результатах исследования. Наиболее крайними проявлениями такого извращения являются: вульгарный социологизм, когда исследователь, отвлекаясь от конкретных фактов или игнорируя их, создает без достаточного основания произвольные социологич. схемы обществ. развития, и эмпиризм, когда для исследователя по существу является самоцелью собирание и нанизывание фактов без попытки осмыслить их теоретически, обобщить и найти определенные закономерности. В ходе развития ист. науки вместе с изменением предмета И. соответственно происходило изменение и метода познания и осмысливания ист. явлений. Науч. метод познания И. об-ва вырабатывался постепенно всеми обществ. науками. До сер. 19 в. историки пользовались методами, страдавшими в значит. мере метафизичностью. Поэтому их выводы не могли быть строго научными. Историки односторонне оценивали роль отдельных, нередко реальных факторов в жизни об-ва - роль природных условий, выдающихся личностей, обществ. идей и т. д. Отсутствие подлинно науч. метода обусловливало медленный прогресс И. Только соединение диалектики с материализмом дало возможность внести в науку действительно науч. метод познания сложной и многообразной И. об-ва. Это стало одной из причин быстрого прогресса ист. науки, получившей особенное развитие в СССР и др. социалистич. странах. И., используя марксистский диалектич. метод, изучает не просто многообразие фактов ради создания фактографич. картины жизни об-ва с последовательным и занимательным изложением хода событий. Она изучает конкретный ход событий, выделяя внутренние связи между ними и их взаимную обусловленность, стремится вскрыть внутреннюю противоречивость, присущую обществ. явлениям и всему процессу развития об-ва. Метод познания И. об-ва является органической составной частью ист. науки. Необходимым условием изучения фактов и явлений обществ. жизни является историзм. Еще историки Др. Востока и антич. мира стремились дать описание ист. событий в хронологич. последовательности. Позднее стремление к историзму выразилось в попытках выявить тенденции ист. процесса. Но только с появлением марксизма историзм стал для обществ. наук, в т. ч. и для И., науч. методом выявления закономерностей ист. процесса: "Самое надежное в вопросе общественной науки,... это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (там же, т. 29, с. 436). Игнорирование принципа историзма ведет к искажению исторической действительности, напр. к модернизации прошлого, т. е. к перенесению более поздних отношений в далекие от них эпохи. Подлинно науч. И. должна быть правдивой, научно объективной, лишенной преувеличений, строго соответствующей реальной действительности того или иного времени. Вместе с тем И. была и остается партийной наукой. Партийность ист. исследований выражает клас. идеологию и проявляется прежде всего в теоретич. обобщениях, к-рые делают историки, опираясь на фактич. материал, и в связи этих обобщений с существующими в данном об-ве социологич. учениями. В. И. Ленин подчеркивал, что "... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе" (там же, т. 19, с. 3), что "... ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д." (там же, т. 2, с. 498-99). Реакционные отживающие классы, интересы к-рых противоречат ведущей тенденции ист. развития об-ва, не заинтересованы в объективном познании его И. Их идеология, выраженная в определенных социологич. системах, порождает искажение и фальсификацию И. Связь И. с социологич. учениями отживающих, реакционных классов об-ва всегда тормозила в прошлом и продолжает тормозить в современном капиталистич. мире развитие И. как науки. И наоборот, связь с передовыми для своего времени социологич. учениями, выражавшими идеологию классов и обществ. групп, к-рые в настоящем отстаивали интересы будущего, была плодотворной для И. и способствовала ее развитию в науку. Связь И. с науч. марксистской социологией - ист. материализмом - окончательно превратила И. в науку, стала основой ее быстрого прогресса как науки потому, что марксизм-ленинизм есть идеология рабочего класса. Интересы рабочего класса требуют объективного ист. познания, так как оно помогает ему осознать поставленную перед ним И. развития об-ва всемирно-историч. задачу - осуществить переход к коммунизму, и облегчает борьбу за ее решение. Поэтому партийность И. и ее научная объективность могут быть тождественны только тогда, когда И. отражает интересы рабочего класса. Иные связи существуют между И. и др. конкретными обществ. науками. В отличие от И., для политэкономии, юриспруденции, филологии и др. конкретных обществ. наук объектами изучения являются отд. стороны жизни об-ва или специфич. его явления в их совр. состоянии и в связи друг с другом (экономический строй об-ва, формы гос-ва, право, искусство, литература и т. п.). Др. стороны и явления, вся совокупность условий, характеризующих жизнь об-ва, учитываются этими науками в той мере, в какой это необходимо для понимания изучаемых ими сторон и явлений. Для И., напротив, объектом изучения является вся совокупность условий, характеризующих жизнь об-ва и в прошлом, и в настоящем, в том числе, как их составной элемент, и те стороны и явления, к-рые исследуют др. конкретные обществ. науки. При этом И. не повторяет их путь в изучении отд. сторон и явлений, а опирается на их достижения, заимствуя у др. обществ. наук ряд теоретич. понятий, категорий и т. д. Напр., психология помогает И. раскрыть механизм социального поведения людей в разные ист. эпохи, эстетика дает теоретич. критерий для оценки художеств. ценностей и т. д. Др. обществ. науки в свою очередь широко используют достижения ист. науки. В процессе изучения И. об-ва в ист. науке, как и во всех др. науках, происходила неизбежная специализация отд. ее частей, к-рая продолжается и в настоящее время. Совр. И. стала областью знаний, к-рая состоит из отд. разделов и отраслей науки, вспомогательных ист. дисциплин и спец. ист. наук. Степень специализации отд. частей различна, что позволяет выделить среди них несколько групп. Первую составляют отд. разделы и отрасли ист. науки, в пределах к-рых историки ведут изучение И. об-ва в целом (всемирной И.) по ее частям. Выделение этих частей, учитывающее объективный ход развития об-ва, вызывается удобствами познания всемирной И., и потому такое выделение не приводит к превращению ра

Инструкция

Даже в наиболее примитивных культурах этнографы находят элементы . Однако стала формироваться с появлением древних цивилизаций. Одним из центров исторического описания Древнего мира стала Древняя Греция. Автором первого исторического труда в этом государстве стал Геродот. Однако его произведение сильно отличалось от современных исторических трудов. Он не использовал критический подход, не критиковал источники, а просто излагал события согласно словам и записям очевидцев, даже если они иногда носили фантастический характер. Некоторые греческие авторы перешли к использованию архивных документов. Важным достижением греческой историографии стало создание единой хронологии, основанной на проведении Олимпийских игр.

Греция была не единственным государством Древнего мира, где формировалась своя историография. Римские авторы, например Плиний Старший, основывались на греческих образцах. Другие римские авторы (Светоний и Плутарх) заложили основу автобиографий. Существовали и другие центры истории, например Китай. Один из первых китайских историков Сыма Цянь создал труд, на который опираются и современные историки в изучении Древнего Китая.

Несмотря на значительное литературное наследие древности, формирование истории как науки пришлось на период Средневековья и Возрождения. Ранние средневековые хроники так же, как и древние , носили более описательный, а не аналитический характер, и нередко представляли собой компиляции более ранних хроник без анализа реальности описываемых в них событий.

В период Возрождения стала развиваться критическая историческая мысль. Возникло понимание того, что не все данные древних источников следует принимать на веру, что существуют подделки. Образцом ранней критики источников можно считать труд Лоренцо делла Валлы, посвященный так называемому Константиновому дару. Согласно этому широко известному в Средневековье документу, римский Константин Великий передавал земли в дар папе Сильвестру. Константинов дар служил основой для многолетней борьбы церкви за светскую власть.

Делла Валла с помощью филологического и фактического анализа смог доказать, что документ относится к гораздо более позднему периоду, чем Константина Великого, и что подделка была совершена в идеологических целях. Сочинение делла Валлы стало основой для возникающей в XV веке критической историографии.

Формирование истории как науки вступило в завершающий этап в эпоху Просвещения. Критицизм и реализм философов Просвещения способствовал становлению исторических методов. Однако подлинно современный вид история приобрела только в XIX веке. С этого времени окончательно оформилось понятие исторического источника, круг источников расширился - кроме письменных памятников, историки все активнее стали привлекать археологические материалы. Также истории помогло развитие лингвистики. Именно в XIX веке началась постепенная ранее недоступных древних языков - шумерского и древнеегипетского. История из литературного творчества стала наукой со своей системой методов и доказательств.


История - одна из старейших наук. С тех пор, как у человека появилось прошлое, у него появился и интерес к нему.
Слово "история" пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово "historia" означало - рассказ о прошедшем, об узнанном.
Первые зачатки исторических знаний обнаруживаются в устных преданиях, былинах, мифах.
Согласно древнегреческой мифологии наукам и искусствам покровительствовали 9 муз.
Музы - в древнегреческой мифологии - дочери Мнемосины и Зевса, богини пения, поэзии, искусств и наук. Музы изображались юными, цветущими женщинами с красивыми, одухотворенными лицами, с атрибутами соответствующих искусств.

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемосины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос).

ИСТОРИЯ - это:
1. процесс развития природы и общества;
2. комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

ПРЕДМЕТ истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю "как науку о людях во времени”.
Главная цель истории - объяснять прошлым настоящее и помогать заглядывать в будущее, а главная задача исторического образования - воспитание историей, формирование в сознании гуманистических и патриотических принципов.
Цицерон:
История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Ф. Бэкон:
В истории черпаем мы мудрость...
В.О. Ключевский:
Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.
В.О. Ключевский:
История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Н.М. Карамзин:
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.
Н.Г. Чернышевский:
Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии. Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ:

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей. Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Первобытное общество: на Ближнем Востоке - до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Древний мир: в Европе - до 476 года н. э. (падение Римской империи)
Средние века: 476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Новое время: конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)
Новое время: 1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)
Новейшее время: 1918 - наши дни
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ -

Все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.
Классификация исторических источников:
1. Лингвистические - данные языка.
2. Этнографические - обряды и обычаи.
3. Письменные:
a. Государственно-актовые - юридические нормы, договоры, постановления и др.
b. Описательные - летописи, жития, письма, дневники, описания и др.
4. Вещественные - орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения и др.
5. Устные - фольклор: былины, сказки, песни и др.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ -

Изучают определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.
Генеалогия (от греч. - родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.
Геральдика (лат. heraldus - глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник.
Дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера.
Метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом
развитии.
Ономастика (греч. onoma - имя, наименование) - наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов:
топонимика - изучает географические названия;
антропонимика - изучает личные имена людей;
этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей;
теонимика - изучает имена богов.
Нумизматика (лат. numisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.
Палеография (греч. palos - древний и grafo - пишу) - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки,
знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати.
Хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов.
Этимология (греч. etymon - истина, истинное значение слова) - раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

ИСТОРИОГРАФИЯ.

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.