Стругацкие аркадий нантович и борис нантович. Биография, Стругацкий Аркадий и Борис Натановичи (Братья Стругацкие)

Стругацкие, Аркадий и Борис Натановичи

Аркадий Натанович (1925—1991) и Борис Натанович (р. 1933) — видные прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, лидеры сов. НФ 1960—1980-х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов, вошедших в «золотой фонд» современной отечественной литературы: «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», Волны гасят ветер», «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град обреченный» и др. А. Н. С. — специалист-востоковед — известен также как переводчик классической японской литературы и англо-американской фантастики (часто под псевдонимом С. Бережков), автор повестей «Экспедиция в Преисподнюю», «Дьявол среди людей», «Поиски предназначения» и «Подробности жизни Никиты Воронцова», созданных без участия брата под псевдонимом С. Ярославцев. Б. Н. С. сольно опубликовал роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (под псевдонимом С. Витицкий). Лауреаты многих международных литературных премий, в том числе — «За независимость мысли», «Великое Кольцо», «Аэлита», «Интерпресскон», Премия им. Жюля Верна (Швеция), Кэмпбэлла (США) и др. Ряд произведений экранизирована (фильмы «Дни затмения», «Трудно быть богом», «Искушение Б», «Чародеи»).

На всем протяжении творческой деятельности С. выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью С. объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991—1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная НФ публицистика.

Библиография:
1. Куда ж нам плыть?: Сб. публицистики // Сост. В. Казаков. — Волгоград, 1991. — 127 с.

2. Стругацкие о себе, литературе и мире: Полное собр. всех нехудожеств. произведений: Сб. статей, интервью, выступл. // КЛФ «Алькор»; «Людены»; МП «Цефей»; Обл. юнош. б-ка. — Омск, 1991—1994. — Вып. 1: 1959—1966 гг. // Сост. М. Исангазин. — 1991. — 124 с.; Вып. 2: 1967—1975 гг. // Сост. С. Бондаренко. — 1993. — 96 с.; Вып. 3: 1976—1981 гг. // Сост. П. Поляков. — 1993. — 125 с.; Вып. 4: 1982—1984 гг. // Сост. П. Поляков. — 1994. — 165 с.; Вып. 5: 1985 и прочие гг. // Сост. П. Поляков. — 1994. — 109 с.

Лит.: Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Бесэдер, 1996. — 187 с.; Исангазин М. Стругацкие в калейдоскопе критики: Библиогр. указ. // КЛФ «Алькор»; Обл. юнош. б-ка. — Омск, 1989. — 28 с.; Казаков В., Керзин А., Флейшман Ю. Аркадий и Борис Стругацкие: Библиогр. / ВС КЛФ; Фэн-группа «Людены». — Саратов, 1991. — 48 с.

Стругацкие, Аркадий Натанович и Борис Натанович

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели-фантасты за рубежом (на нач. 1991-х гг. — 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр. НФ, влияние к-рых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить. А.Н. (1925-1991) род. в Батуми (ныне — Грузия), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — СПБ), вскоре после нач. Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Б. Н.); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском уч-ще, в 1943 г. был откомандирован в Моск. воен. ин-т иностр. яз., к-рый окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955 г. (в осн., на Дальнем Востоке). После демобилизации жил в Москве, работал в ред. реферативного журнала, в изд-вах Детгиз и Гослитиздат (был ред. первых НФ книг С. Гансовского , А. Громовой , Е. Войскунского и И. Лукодьянова и др. авторов сов. НФ, сб. «Мир приключений»). Печататься начал с 1958 г., опубл. в соавт. с Л. С. Петровым нефант. повесть «Пепел Бикини» (1958 ); с 1960 г. — професс. писатель; известен также как переводчик англ. и амер. (под псевд. С. Бережков) и яп. НФ, а также классической яп. лит-ры. Чл. СП. Б.Н. род. в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-мат. ф-т ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — професс. писатель. Чл. СП. Печатался, в осн., в соавт. с братом (известен также переводами — в соавт. с братом, под псевд С. Победин и С. Витин — амер. НФ). Лауреат Гос. премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека «, вместе с В. Рыбаковым и режисером К. С. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации. Живет в СПБ. Первая НФ публикация бр. С. — повесть «Извне» (1958; испр. доп. 1960 ). Лауреаты премии «Аэлита»-81.

Широкая известность пришла к бр. С. после публикации первых НФ р-зов, представлявших собой образцы добротной «твердой » (естественнонаучной ) НФ и отличавшихся от др. произв. тех лет большим вниманием к психол. разработке характеров — «Шесть спичек» (1959 ), «Испытание СКР» (1960 ) (см. Изобретения и открытия, Кибернетика, Машины ), «Частные предположения» (1960 ) (см. Сверхсветовые скорости ) и др.; большинство составило сб. «Шесть спичек» (1960 ). Однако в ряде ранних р-зов бр. С. впервые успешно опробовали метод построения собственной истории. будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в сов. НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна , П. Андерсона , Л. Нивена и др., близкое будущее по С. не имело с самого нач. четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато в большей мере был отточен метод «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически; в результате отд. фрагм. со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной лит-ре.

Первый хронологический этап этой схемы приходится на конец 20 — нач. 21 вв., когда происходит интенсивное освоение (ближнего) космоса (см. Космические полеты ), а на Земле в осн. завершается мирный переход от разделенного общества к всепланетному коммунизму . Произв. этого периода, составившие трилогию повести — «Страна Багровых Туч» (1959 ; испр. 1967 — в ант.), «Путь на Амальтею» (1960 ), «Стажеры» (фрагм. 1962 — «Генеральный инспектор»; фрагм. 1962 — «Должен жить»; 1962 ); вторая повесть вместе с р-зами составила сб. «Путь на Амальтею» (1960 ); — объединены общими героями-космонавтами (Быков, Юрковский, Крутиков), чья история простирается от первой героической высадки на Венеру «Стране Багровых Туч» ) до внешне «рутинного» инспекционного вояжа по почти освоенной Солнечной системе (в заключительной книге трилогии). Отдавая дань традиционной космич. романтике, ранние книги бр. С. в то же время выгодно отличались на общем фоне сов. НФ живостью языка, психол. обрисовкой характеров; к достоинствам этих произв. можно также отнести оригинальную разработку мн. «проходных» тем НФ (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Зоология фантастическая, Контакт, Марс, Физика ), а также интересную и глубокую — по сравнению с др. произв. той поры постановку соц. проблем «переходного периода» от разделенного общества к коммунизму (см. Капитализм, Криминология, Экономика ).

Однако подлинной вершиной раннего периода тв-ва бр. С. стали новеллы о «Полдне 22 в.", самая масштабная после «Туманности Андромеды» И. Ефремова — и во многом выигрывавшая по сравнению с неск. дидактичной книгой, в к-рой, по словам бр. С., «им не хватало людей», — утопия в сов. лит-ре, широкая панорама далекого будущего , охватывающая все аспекты, от грандиозной созидательной деятельности человечества на Земле и в космосе (см. Автоматизация, Биология, Генная инженерия, Города, Звезды, Климат, Медицина, Океан, Транспорт ) до индивидуальных моральных и психол. драм (см. Психология ), социологии , быта, морали, системы воспитания детей , спорта и досуга , и т. п. Объединенные общими героями — двумя неразлучными друзьями — «Атосом»-Сидоровым и Комовым, надолго прописавшимися в произв. С. (третий и четвертый «мушкетеры», Костылин и Гнедых, были авторами впоследствие «забыты», зато кумир «четверки» — звездолетчик и специалист по контакту Леонид Горбовский стал одним из их самых любимых персонажей), р-зы цикла составили одну из лучших книг сов. НФ нач. 1960-х гг. — «Возвращение. (Полдень. 22-й век)» (1962 ; испр. доп. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)" ). Ряд р-зов цикла опубл. в ант. — «Великий КРИ» (1961 ) (см. Интеллектроника, Кибернетика ), «Белый конус Алаида» (1961 ; др. — «Поражение»), «Благоустроенная планета» (1961 ) (см. Биология, Внеземная жизнь, Контакт, Пастораль, Экология ), «Свечи перед пультом» (1961 ) (см. Бессмертие, Мозг, Разум ); яркий и парадоксальный р-з «О странствующих и путешествующих» (1963 ) (см. Контакт, Концептуальный переворот, Масштабы пространственные и временные в НФ ) вошел только во 2-е изд.

Отправной тезис бр. С. — люди будущего мало чем отличаются от наших современников (лучших их них), нашедший отражение в программном названии одного из р-зов — «Почти такие же», сыграл положительную роль на определенном этапе развития утопии , как правило, отличавшейся статичностью, декларативностью и патетичностью и отводившей «идеальным людям» роль рупора авторских идей — соц., экономических или религ. — этических, не более того. Между тем, героям «ранних» С. присущи живость характеров, отменное чувство юмора, они подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки, в т.ч. трагические — как охотник из р-за «Люди, люди...» (др. — «Свидание»), случайно подстреливший разумного инопланетянина (см. Разум, Спорт и досуг ). В целом же мир «Полдня» представляет собой соц. идеал интеллигентов-«шестидесятников», для к-рых творческий труд не требует иных стимулов, кроме свободы заниматься им, а необходимым соц. регулятором служит воспитываемое с детства чувство ответственности перед др. членами социума.

Однако, по мере развития (от книги к книге) худож. мира «Полдня» усиливалось ощущение статичности и внутренней «благости» будущего по С., их оптимистические представления, объяснимые романтическими построениями 1960-х гг., вступали в противоречие c изменениями в окружающей действительности. С целью преодолеть изначально присущую всякой утопии бесконфликтность (или «конфликтов хорошего с лучшим») авторы старались вводить в жизнь «утопийцев» проблемы, разрешить к-рые без моральных потерь было практически невозможно. В повести «Далекая Радуга» (1963 ) это вызванная науч. экспериментом физиков глобальная катастрофа на планете-полигоне, ставящая население перед выбором, кого эвакуировать на единственном звездолете — результаты научн. исследований или детей ; дилемма «наука- человечность» усилена трагическим образом бессмертного ученого , «скрестившего» себя с компьютером (см. Бессмертие, Кибернетика, Мозг, Наука, Сверхсветовые скорости, Физика ). В повести «Малыш» (1971) это пед. проблема контакта с земным ребенком, «космич. Маугли», воспитанным негуманоидными инопланетянами (при решении ее земная цивилизация также терпит моральное поражение); вместе с циклом «Полдень, XXII век» повесть объединена в один том — сб. «Полдень, XXII век. Малыш» (1975 ).

Магистральный путь своего тв-ва, обогативший и значительно ожививший мир «Полдня» (и всю совр. НФ в целом — единственным аналогом в зап. НФ служит тв-во У. Ле Гуин ), бр. С. впервые нащупали в повести «Попытка к бегству» (1962 ), в к-рой остро поставлена проблема вмешательства в ход Истории (см. История в НФ ). В обобщенно-филос. смысле авторов интересует столкновение принципиально «несовместимых» цивилизаций, воплощенное в худож. более выигрышном конфликте частных носителей несовместных систем морали, приводящем к индивидуальному нравственному выбору и индивидуальной же ответственностью перед Историей. Одно из проявление конфликта — столкновение в ряде произв. С. коммунистической утопии «Полдня» с рудиментами фашизма, тоталитаризма и милитаризма на лишь слегка «замаскированных» иных планетах (см. Антифашистская НФ, Контакт, Политика, Социология ). Герой повести, офицер Сов. Армии, необъяснимым способом переносится из фашистского концлагеря в мир «Полдня» и вместе с нов. друзьями, отправляющимися в космич. «турпоход», попадает на планету, где сталкивается со столь знакомым ему — и совершенно неведомым жителям будущей утопии — местным «фашизмом», эксплуатирующим технол. дары галактической сверхцивилизации Странников (см. Война, Спорт и досуг, Телепортация, Технологии ).

Тема «вмешательства» развита и доведена до худож. совершенства в одной из лучших книг мировой НФ последних десятилетий — повести «Трудно быть богом» (1964 ), изд. впервые вместе с «Далекой Радугой» в сб. «Далекая Радуга» (1964 ); экранизирована (см. «Трудно быть богом »). В центре конфликта — один из кардинальных вопросов существования совр. человечества, в год публикации не представлявшийся таким острым и актуальным: вопрос о возможности и нравственной приемлимости какого бы то ни было ускорения естеств. историч. процесса. Трагизм индивидуального выбора подчеркивается душевными терзаниями гл. героя — сотрудника Ин-та экспериментальной истории Антона-Руматы, разведчика, посланного с заданием не вмешиваться, а только наблюдать, на планету, где правит бал ср. — век. варварство, отд. чертами напоминающее и фашизм, и религ. деспотию Инквизиции (см. Религия ), и, насколько оказалось возможным показать в сер. 1960-х гг., сталинский тоталитаризм (см. Социализм ). Несовпадение благородных утопических идеалов «Полдня» с историч. реальностью, в более широком контексте — неизбежный крах любых соц. доктрин, направленных на «улучшение» человечества, — с худож. силой показанное в повести, знаменовало собой ступень внутренней эволюции мира «Полдня», дальнейший отрыв его от лит. традиции принципиально неизменной утопии (см. Оптимизм и пессимизм ).

Если повести «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом» несколько обособлены от общей хронологической схемы истории будущего , то трилогия о Максиме Каммерере, создавашаяся С. на протяжении двух десятилетий, непосредственно (через общих героев, целые эпизоды, тщательно разработанную систему взаимопересекающихся ссылок) связана с миром первого сб. — «Полдень. XXII век» , представляя собой дальнейшее развитие (и, по мнению ряда критиков, окончательное «закрытие» темы). Книги трилогии — «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971 ), «Жук в муравейнике» (1979-80), «Волны гасят ветер» (1985-86), объединенные в одном томе — сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), — посвящены, соответственно, юным годам, зрелости и старости Максима.

В первой книге представлена многоплановая и сюжетно богатая панорама «пост-ядерной» антиутопии на планете, где анонимная хунта использует направленное излучение с целью глобального «промывания мозгов «; из рядов обладающих иммунитетов к излучению мутантов воспроизводит пополнение как революционное подполье, так и правящая элита (см. Мир после катастрофы, Политика, Ядерная война ). Чуждый рефлексии Антона-Руматы и по своим физ. и психол. возможностям близкий к «сверхчеловеку «, Максим со свойственным юности энтузиазмом бросается в водоворот местной политики и готов «наломать дров», но вовремя остановлен и взят под свое покровительство опытным земным разведчиком-резидентом Рудольфом Сикорски. В «Обитаемом острове» авторы впервые серьезно обсуждают идею «прогрессорства «, хотя сам термин появился только в повести-продолжении, в к-рой Максим — уже правая рука Сикорски, к тому времени руководителя службы безопасности — Комкон-2 («Комиссии по контактам -2»), охраняющей мир и покой «Полдня». Сюжет построен вокруг тайно ведущегося следствия по делу одного из «космич. подкидышей» — землянина, родившегося из оплодотворенной яйцеклетки, найденной в «инкубаторе» гипотетических Странников (см. Детективная НФ, Криминология ); есть основания полагать, что действиями «подкидышей» управляет заложенная в них генетическая программа, представляющая опасность для земной цивилизации (или не представляющая — авторы намеренно рассыпают по тексту аргументы «за» и «против», не давая героям и читателям спасительных отгадок и т.о. обостряя нравственный выбор в ситуации недостатка информации). Трагическое решение Сикорски, не выдержавшего тяжести ответственности и пошедшего на убийство подозреваемого «носителя угрозы», можно расценить по-разному: как професс. паранойю «спецслужб» (и, как следствие, их несовместимость с утопией ), как продолжение трагического вопроса Ф. Достоевского о построении утопии на крови невинного, — или же как абсурдность упований на то, что в «идеальном» обществе человек будет избавлен от мучительного процесса принятия решения (и моральной ответственности за его последствия). В заключительной повести трилогии, худож. менее удачной, но идейно дерзкой и оригинальной, Максим — теперь уже в качестве руководителя Комкона-2 — расследует цепь загадочных событий, наводящих на мысль о «прогрессорской» деятельности пришельцев на Земле; однако эффектная инверсия ситуации ранних произв. С. приводит к непредвиденной развязке. Оказывается, на Земле (до поры тайно) действуют не агенты гипотетических Странников, а просто нов. элита «избранных», отд. земляне, совершившие гигантский скачок в эволюции и все дальше уходящие не только от человеческих несовершенств и сомнений, но и от человечности (см. Сверхчеловек ). Отд. герои и сюжетные детали связывают с трилогией о Максиме повесть «Парень из Преисподней» (1974; 1976 ), в осн., повторяющая темы др. произв. С. (см. Война, Дети ).

Яркий сатирический дар бр. С. впервые с наиб. силой проявился в не уступающей по популярности апокрифическим романам И. Ильфа и Е. Петрова «сказке для младших науч. сотрудников старшего возраста» — повести (фрагм. 1964; фрагм. 1964 — «Суета вокруг дивана»; 1965 ); вместе с «Парнем из Преисподней» объединена в сб. «Понедельник начинается в субботу» (1979 ); неудачно экранизирована на телевидении в 1982 г. (мюзикл «Чародеи»). Действие повести, органично, легко и остроумно объединяющей рус. сказочный фольклор с «интеллигентским» жаргоном 1960-х гг., развертывается в стенах НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО), где трудятся совр. ученые — маги (см. Магия, Мифология в НФ, Наука, Сатирическая НФ, Сверхъестественное, Юмористическая НФ ). Значительно более резкой и политизированной вышла повесть-продолжение «Сказка о Тройке» (1968; 1972 — ФРГ; испр. доп. 1987 — СССР), отразившая соц. изменения, происходившие в стране в конце 1960-х гг. (и обусловившие изменение отношения «верхов» к тв-ву С.); первое книжное изд. повести увидело свет лишь в эмигрантском сб. «Улитка на склоне. Сказка о тройке» (1972 — ФРГ). М.б., в те годы еще неосознанно, авторы били не по частным извращениям, а по самой, насквозь обюрократившейся системе тоталитаризма: «Тройка» в заглавии наводит на мысль скорее о чрезвычайных трибуналах сталинской эпохи, нежели о романтическом образе Руси — «птице-тройке» — у Н. Гоголя .

Из др. ранних произв. сатирической НФ в тв-ве бр. С. выделяется стоящая особняком повесть «Хищные вещи века» (1965 ); впервые изд. вместе с «Попыткой к бегству» в одном томе — сб. «Хищные вещи века» (1965 ). Это оригинальная для своего времени попытка развенчать потребительскую «утопию » — рай сытых и бездуховных мещан, представляющий собой, по мнению авторов, «питательный бульон» для зарождения фашизма (см. Антифашистская НФ, Экономика ); всем довольные и обеспеченные жители некоей Страны Дураков готовы полностью отдаться сладостному наркотику потребления — и уже добровольно испытывают на себе реальный супернаркотик, выводящий наружу подсознательные желания и превращающий человека в их раба (см. Изобретения и открытия, Искусство, Психология, Спорт и досуг ). Тема получила развитие в остроумном «продолжении» Г. Уэллса (см. Вторжение, Марс ) — памфлете «Второе нашествие марсиан» (1967), в к-ром земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам (те в буквальном смысле рассматривают землян как «дойных коров») в обмен на дармовой марсианский «самогон»; вместе со «Стажерами» повесть объединена в одном томе — сб. «Стажеры. Второе нашествие марсиан» (1968 ).

Начиная со 2-й пол. 1960-х гг., времени окончательно оформившегося отката от хрущевской «оттепели», тв-во С. меняет тональность и достигает глубины и многозначности, беспрецедентных в отечественной НФ и фактически выводящих книги писателей из узкожанрового «НФ гетто» на магистраль общелит. процесса. В то же время растет специфическое «внимание» к каждой нов. книге С. со стороны идеологических инстанций. Никак формально не связанные с диссидентским движением (и не поддавшиеся на неоднократные провокации со стороны тех же инстанций, имевшие целью подтолкнуть писателей к эмиграции), бр. С. все чаще стали испытывать трудности с публикацией произв. на родине, мн. их книги были изуродованы цензурой, а «творческая полемика» с авторами стала носить характер политич. разноса.

К вершинам тв-ва С. можно отнести филос. многоплановую повесть «Улитка на склоне» (фрагм. 1966 ; фрагм. 1968; 1972 — ФРГ; 1988 — СССР), полн. книжное изд. впервые увидело свет на родине писателей в сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), куда вошли также повесть «Волны гасят ветер» и роман «Хромая судьба» (не путать с одноим. сб., включающим трилогию о Максиме). Содержащая элементы абсурдистской НФ притча о Лесе и занимающемся его делами сверхбюрократизированном Управлении разделена на два взаимопроникающих сюжета: линию Кандида (намек на известного персонажа Вольтера ), случайно попавшего в Лес и стремящегося из него вырваться, и линию Переца, безуспешно преодолевающего духовную энтропию Управления, чтобы попасть в Лес. Ряд худож. образов повести не поддается однозначной расшифровке; в первую очередь это сам Лес — символ чего-то непознанного, но органического, живущего «своей жизнью», населенного странным «мифол.» народцем, над к-рым производят соц. — биол. эксперименты размножающиеся партеногенезом «амазонки», живой символ бездушного и антигуманного «прогресса» (см. Биология, Женщины в НФ, Миры НФ, Мифология в НФ, Флора фантастическая ).

Др. значительное произв. бр. С. той поры — повесть «Гадкие лебеди» (1972 — ФРГ; 1987 — «Время дождя», СССР); в дальнейшем переизд. как составная часть («роман в романе») романа «Хромая судьба» (1986), вместе с «Хищными вещами века» объединенного в одном томе — сб. «Хромая судьба. Хищные вещи века» (1990 ). Оба произв., во мн. отношениях автобиогр., посвящены судьбе художника в тоталитарном об-ве; в «обрамляющем» романе фантаст. элемент сведен к минимуму, действие происходит в реальных условиях, воспроизводящих нравы хорошо знакомого авторам СП СССР, а герой, писатель Феликс Сорокин, мн. годы пишет «в стол» фантаст. роман о вторжении в повседневную жизнь провинциального городка (дело происходит в неназванной европ. стране) таинственных сил, олицетворяющих будущее. Это будущее не во всем понятно и приятно герою «внутреннего» произв., писателю Виктору Баневу, но оно все-таки лучше, чем откровенно деградирующее настоящее; окончательный и безжалостный приговор существующему порядку выносят дети , все как один уходящие из разлагающегося и гибнущего города к своим воспитателям — мутантам — интеллектуалам, начавшим с экспериментов с климатом , а в финале способных противостоять даже воен. машине правящих кругов.

Из произв. С. 1970-х гг. выделяется повесть «Пикник на обочине» (1972; фрагм. 1973 ), вместе с повестями «Извне» и «Малыш» объединенная в один том — сб. «Неназначенные встречи» (1975 ); доп. славу повести принесла вольная экранизация А. Тарковского (см. «Сталкер »); один из вариантов сценария опубл. в виде киноповести «Машина желаний» (1981 ). В центре повествования — драматический и психол. убедительный образ «сталкера» Рэда Шухарта, неплохого, но запутавшегося паренька, на свой страх и риск совершающего смертельно опасные вылазки в т.н. «зоны Посещения» — места транзитных посадок таинственных пришельцев , оставивших после себя множество непонятных артефактов (см. Вторжение, Контакт, Криминология ); именно последние составляют горький хлеб сталкеров (за нежданными инопланетными дарами нелегально охотятся все — от ученых до воен. и криминальных структур). Более облегченный — в форме иронической детективной НФ — вариант контакта изображен в повести «Отель «У погибшего альпиниста» (1970; доп. 1982 ); также экранизирована (см. «Отель «У погибшего альпиниста »). Нежданному контакту с загадочной вселенской силой (гипотетически названной Гомеостатическим Мирозданием), почему-то стремящейся любой ценой воспрепятствовать отд. науч. исследованиям, подвергаются ученые — герои повести «За миллиард лет до конца света» (1976-77); вместе с «Пикником на обочине» и «Трудно быть богом» объединена в одном томе — сб. «За миллиард лет до конца света» (1984 ); экранизирована (см. «Дни затмения »). Повесть можно читать и как хорошо известную авторам по собственному опыту психол. и нравственную драму творческого человека, вынужденного работать «под прессом» (см. Живые миры, Искусство, Наука ).

Среди последних произв. С. наиб. значительным представляется объемный и многоплановый роман «Град обреченный» (1988 -89; 1989 ), фрагм. к-рого были написаны еще в нач. 1970-х гг. Действие романа происходит в Городе , расположенном вне пространства и времени, куда, с целью грандиозного соц. эксперимента, некие (видимо, инопланетные) Наставники выдергивают из разл. времен группу землян; ничего не объясняя «подопытным», экспериментаторы воочию наблюдают за столкновением культур и мировоззрений (см. Боги и демоны, Политика, Социология ). Эксперимент идет неудачно, ввергая испытуемых в хаос гражданских войн , экономических и экологических катастроф, фашистских путчей и т. п. потрясений, прозорливо увиденных авторами в ту пору, когда подобное представлялось читателям мрачной «фантастикой» (см. Антиутопия, Антифашистская НФ, Социализм, Экология, Экономика ). Особенно интересен центр. образ комсомольца-сталиниста 1950-х гг., сделавшего в Городе завидную карьеру (вплоть до подручного фашиствующего диктатора); при этом герой не выведен законченным злодеем и циником, скорее это удачный собирательный образ современников и соотечественников С., также переживших на своем веку не одну «сшибку» цивилизаций. Вместе с тем, в романе, как и в др. поздних произв. — повести «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988; 1989 ), пьесе «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) и сценарии «Пять ложек эликсира» (1985), по к-рому был поставлен фильм «Искушение Б. «, — явственно отразились приметы определенного творческого кризиса бесспорных лидеров отечественной НФ, своеобразную трагическую точку в к-ром поставила безвременная смерть одного из соавторов — А.С.

Бр. С. известны также произв. детской НФ — «Повестью о дружбе и недружбе» (1980 ), а также повестью, написанной одним А. С. (под псевд. С. Ярославцев) — «Экспедииция в Преисподнюю» (1974 — в ант.; отд. изд. 1988 ). Перу «С. Ярославцева» принадлежит также «взрослый» р-з «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Вл. Г., В. Р.

Др. соч .:
Сб. «Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу» (1967 ).
Сб. «Трудно быть богом» (1980 ).
Сб. «Жук в муравейнике» (1983 ).
Сб. «Стажеры» (1985 ).
Сб. «За миллиард лет до конца света. Пикник на обочине. Далекая Радуга» (1988 ).
Сб. «Избранное» в 2-х тт. (1989 ).
Сб. «Отель «У погибшего альпиниста». Пикник на обочине» (1989 ).
Сб. «Посещение» (1989 ),
сб. «Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке» (1992 ).

Лит. :
Yvonne Howell «Apocalyptic Realism» (1990) — англ. яз.;
Stephen W. Potts «The Second Marxian Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers» — англ. яз.;
Teresa Dudek «Tworczosc Arkadiego i Borysa Strugackich» (1991) — польск. яз.;
Wojciech Kajtoch «Bracia Strugaccy» (1993) — польск. яз.

Струга цкие, братья,

Общий литературный псевдоним А. Н. и Б. Н. Стругацких. См. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н.

Струга цкий, Аркадий Натанович

Род. 1925, ум. 1991. Прозаик, кинодраматург, переводчик (псевд. С. Бережков ), автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес. Член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Аэлита»-81. Вместе с братом, Б. Н. Стругацким, создал целый ряд произведений: «Страна Багровых Туч», , (1962; 2-я ред. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)"), «Далекая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Хищные вещи века» (1965), «Улитка на склоне» (1966, полностью опубл. 1988), «Сказка о Тройке» (1968), «Стажеры» (1968), «Второе нашествие марсиан», , (1970), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Гадкие лебеди» (1972, «Время дождя», 1987), «Парень из Преисподней» (1974; 1976), «За миллиард лет до конца света» (1976—1977), «Жук в муравейнике» (1979—80), «Пять ложек эликсира» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Волны гасят ветер» (1985—86), «Град обреченный» (1988—89), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990). Военный переводчик с японского языка. Редактор первых книг советских фантастов (С. Гансовского, А. Громовой и др.). Литературный дебют — повесть «Пепел Бикини», (1958, с Л. Петровым). Литературный дебют с братом — повесть «Извне» (1958). Под псевдонимом С. Ярославцев выпустил фантастическую повесть для детей «Экспедиция в Преисподнюю» (1974) и рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Струга цкий, Борис Натанович

Род. 1933. Прозаик, кинодраматург, автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес. Член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Аэлита»-81. Лауреат премий «Интерпресскон» и «Странник» (1996). Астроном. Сотрудник Пулковской обсерватории (до 1960 г.), затем профессиональный писатель. Вместе с братом, А. Н. Стругацким (см.), создал целый ряд произведений: «Страна Багровых Туч», (1959), «Шесть спичек» (сборник рассказов, 1960), «Путь на Амальтею» (1960), «Стажеры» (1962), «Попытка к бегству» (1962), «Возвращение. (Полдень. 22-й век)", (1962; испр. доп. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)"), «Далекая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Хищные вещи века» (1965), «Улитка на склоне» (1966, полностью опубл. 1988), «Сказка о Тройке» (1968), «Стажеры» (1968), «Второе нашествие марсиан», (1968), «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971), «Отель «У погибшего альпиниста», (1970), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Гадкие лебеди» (1972, «Время дождя», 1987), «Парень из Преисподней» (1974; 1976), «За миллиард лет до конца света» (1976—1977), «Жук в муравейнике» (1979—80), «Пять ложек эликсира» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Волны гасят ветер» (1985—86), «Град обреченный» (1988—89), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990). Под псевдонимом С. Витицкий опубликовал написанные без участия брата романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995). Под псевдонимами С. Победин, С. Витин публиковал в соавторстве с братом переводы американской фантастики. Руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации.

Стругацкий, Борис Натанович

Писатель; родился 15 апреля 1933 г.; в 1955 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ; работал в Пулковской обсерватории; со второй половины 50-х вместе с братом Аркадием Стругацким (1925—1991) занимался литературной деятельностью; в 1958 г. в журнале «Техника — молодежи» был опубликован первый рассказ братьев Стругацких «Извне»; за более чем 30 лет совместного творчества написаны свыше 25 фантастических романов, повестей и рассказов, в том числе принесшие авторам широкую известность: «Полдень 22-го века», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Град обреченный» и др.; лауреат международной премии Хьюго в области научной фантастики; лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства 2001 г.; член Союза писателей России; женат, имеет сына.

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. – 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.
Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец – искусствовед, мать – учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем – в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил – единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне – Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности – переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в “Реферативном журнале”, затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.
Жизнь Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась 12 октября 1991 года
Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года – профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ – в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 – за сценарий фильма “Письма мертвого человека”, вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.
Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной “твердой” (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров – “Шесть спичек” (1959), “Испытание СКР” (1960), “Частные предположения” (1960) и других; большинство составило сборник “Шесть спичек” (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего – первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы “Людены”), зато большее внимание было уделено созданию “сквозных” персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику – один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

Вариант 2

Братья Стругацкие – русские советские писатели, кинодраматурги, ключевые фигуры в советской научной фантастике за последние годы и самые популярные русские фантасты за границей. Их вклад в современную научную фантастику невозможно переоценить.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в г. Батуми 28.08.1925. Отец был искусствоведом, мать – учительницей. Потом вместе с семьей переселился в Ленинград, где во время войны занимался строительством укреплений, изготавливал гранаты. В начале 1942 г. вместе с отцом вывезен из блокадного Ленинграда. Его спасение можно назвать чудом – он выжил единственный из вагона. После похорон отца был рабочим в молокоприемном пункте в Ташле Оренбургской области, откуда его призвали в армию.

Отучившись в Актюбинском артиллерийском училище, был отправлен начальством в столицу для продолжения обучения в Военном институте иностранных языков. Там выучил английский и японский языки, получил специальность переводчика.

А. Н. Стругацкий обучал офицеров в Канской школе военных переводчиков, ему самому пришлось послужить в роли переводчика на Дальнем Востоке. Демобилизован в 1955 г., после чего работал при “Реферативном журнале”, был редактором в Госполитиздате, а также Детгизе. Умер А. Н. Стругацкий в Москве 12.10.1991 года.

Борис Натанович Стругацкий родился в Ленинграде 15.04.1933. Эвакуирован в 1943 г. вместе с матерью, но после окончания войны вернулся в город, где окончил ЛГУ, получив диплом астронома. Долго проработал в Пулковской обсерватории.

В 1960 г. стал профессиональным писателем. Б. Н. Стругацкий был членом Союза Писателей, руководил семинаром молодых фантастов в Санкт-Петербургской организации писателей, признан лауреатом Гос. премии РСФСР. Умер Б. Н. Стругацкий 19.11.2012 в Санкт-Петербурге.

Братья Стругацкие стали известными сразу после выпуска своих первых научно-фантастических рассказов, которые были образцами добротной естественнонаучной фантастической литературы и выгодно отличались от других книг проявлением особого внимания к точной психологической разработке и глубокому описанию характеров героев. Среди них можно выделить “Шесть спичек”, “Испытание СКР”, “Частные предположения” и др. Большинство вошли в сборник “Шесть спичек”, изданный в 1960 г.

Быть писателем - фантастом, это, в какой-то степени, то же самое, что и быть Богом, ибо творить целый мир, который живет по своим собственным законам, подвластно лишь тем дерзновенным смертным, что решили уподобиться своему Создателю. Родные браться - Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие, вне всяких сомнений, ярчайшие звезды в целой плеяде талантливейших авторов, работающих в таком непростом литературном жанре, как научная фантастика. Они на протяжении десятилетий оставались самыми читаемыми писателями-фантастами в СССР и самыми известными советскими писателями-фантастами за рубежом.

Аркадий Стругацкий

Будущий писатель появился на свет в Батуми 28 августа (1928), но впоследствии жил в Ленинграде. Его отец был искусствоведом, мать же работала учительницей. Когда началась Великая Отечественная война , аркадий трудился на строительстве укреплений, после - в мастерской по изготовлению гранат. В 1942 году его и отца эвакуировали из блокадного Ленинграда. Их поезд разбомбили и Аркадий оказался единственным, кто выжил из всего вагона. Отца пришлось похоронить в Вологде, а сам он оказался в Оренбурге (тогда Чкалове). В эвакуации он работал на пункте приема молока и оттуда же, из Оренбурга, был призван на службу в армию. Учился он в артучилище города Актюбинска и уже перед самым выпуском, в 1943 году его откомандировали в Военный институт иностранных языков города Москвы. Аркадий закончил его в 1949 году, получив специальность переводчика с японского и английского языков. По специальности военного переводчика он долгое время работал на Дальнем Востоке, пока, в 1955-ом не демобилизовался. На гражданке Аркадий Стругацкий трудился в «Реферативном журнале», а потом - редактором в Госполитиздате и Детгизе. Писателя не стало двенадцатого октября 1990 года.

Борис Стругацкий

Младший брат Аркадия Стругацкого родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. В этот же город он возвратился и после эвакуации, поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и окончил его с дипломом астронома. После окончания ВУЗа работал в Пулковской обсерватории. С 1960-го года стал профессиональным писателем, но работал, в основном, в соавторстве с братом Аркадием. Был популярен как переводчик американской научной фантастики - и тоже в творческом тандеме с братом (как переводчики Стругацкие работали под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Вместе с режиссером К. Лопушанским стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за работу над сценарием к фильму «Письма мертвого человека» в 1986 году. Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.

Творчество

Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника - молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких - «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом - «Путь на Альматею», в 1962-ом - «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев - «Шесть спичек» - послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего - Мире Полудня.

Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» - книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов - стала тема нравственного выбора человека - и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) - во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.

Аркадий и Борис Стругацкие — знаменитые российские и советские прозаики, драматурги, братья-соавторы, неоспоримые лидеры советской научной фантастики на протяжении последних нескольких десятилетий, самые популярные российские фантасты за рубежом. Оказали неоценимое влияние на развитие советской и мировой литературы.

Книги братьев Стругацких совершили некий диалектический переворот и тем самым заложили фундамент для появления новых утопических традиций научной фантастики.


Творчество братьев Стругацких

Братья Стругацкие на протяжении многих лет были главными писателями-фантастами в СССР. Их разноплановые романы служили зеркалом изменения мировоззрения писателей. Каждый опубликованный роман становился событием, вызывавшим противоречивые и яркие обсуждения.

Некоторые критики считали Стругацких писателями, умеющими наделять людей будущего лучшими чертами современников. Главной темой, которая прослеживается практически во всех работах авторов, является тема выбора.

Лучшие книги братьев Стругацких онлайн:


Краткая биография братьев Стругацких

Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 году в Батуми, после семья переехала в Ленинград. В 1942 году Аркадий вместе с отцом были эвакуированы, среди всех пассажиров вагона мальчик один чудом остался жив. Был направлен в город Ташль, где работал на выдаче молока, после был призван на фронт.

Получал образование в артучилище, но весной 1943 года незадолго до выпуска был отправлен в Москву, где продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. В 1949 году получил диплом по специальности переводчик. Далее работал по специальности, переезжая из одного города в другой. В 1955 году отошел от службы, приступил к работе в «Реферативном журнале», а потом устроился редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился в 1933 году в Ленинграде, после окончания войны вернулся на родину, где и окончил университет по специальности астрономия. Сначала работал в обсерватории, но с 1960 года вместе со своим старшим братом стал писать.

Известность пришла к братьям после выхода в свет первых научно-фантастических рассказов. Фантастика Стругацких отличалась от других прежде всего научностью и продуманными психологическими образами персонажей. В своих первых работах они успешно использовали метод построения собственной истории будущего, которая и по сей день останется основой для всех писателей-фантастов.

Аркадий Стругацкий, старший из братьев, умер в 1991 году. Борис Стругацкие после смерти брата продолжал писать и издавал произведения под псевдонимом С. Витицкий. Прожив всю жизнь в Санкт-Петербурге, умер в 2012 году.

"Трудно быть богом". Наверное, самый прославленный из романов братьев Стругацких.

История землянина, ставшего "наблюдателем" на планете, застрявшей в эпохе позднего средневековья, и принужденного "не вмешиваться" в происходящее, экранизирована уже несколько раз – однако даже лучший фильм не в силах передать всего таланта книги, на основе которой он снят!..

Фантастическая повесть «Понедельник начинается в субботу» рассказывает о современной науке, об ученых и о том, что уже в наше время человек совершает самые на первый взгляд фантастические открытия и подвиги.

«Парень из преисподней» показывает обреченность темных сил реакции.

В этот том вошло классическое произведение позднего периода творчества братьев Стругацких - роман "Град обреченный", увлекательная история горстки людей из разных стран и эпох, согласившихся на участие в странном эксперименте - и перенесенных в загадочный город "вне времени и пространства", где происходят очень и очень необычные вещи, порой забавные, порой - опасные, а порой и откровенно страшные...

"Здесь собраны, наверное, далеко не самые увлекательные наши повести. И, уж конечно, не самые романтически-жизнерадостные. И безусловно, даже не самые популярные. Но зато - самые любимые, самые ценимые, самые уважаемые самими авторами. Все самое "зрелое и совершенное", если угодно, что удалось им создать за пятьдесят лет работы.

У нас было много сборников. Очень разных. И превосходных в том числе. Но, пожалуй, ни одного такого не было, которым бы мы гордились.

Пусть теперь будет".

Борис Стругацкий

1 Улитка на склоне

2 Второе нашествие марсиан

4 Град обреченный

5 За миллиард лет до конца света

6 Отягощенные злом

7 Дьявол среди людей

8 Бессильные мира сего

Шедевр братьев Стругацких. Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт… Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров – Рэда Шухарта – по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

«Улитка на склоне». Самое странное, самое неоднозначное произведение в богатом творческом наследии братьев Стругацких. Произведение, в котором собственно фантастика, «магический реализм» и даже некоторые оттенки психоделики переплетены в удивительно талантливое оригинальное единое целое.

«Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!» Знаковые слова…

Шедевр братьев Стругацких.

Жёсткая, бесконечно увлекательная и в то же время бесконечно философская книга.

Время идёт…

Но история загадочной Зоны и лучшего из её сталкеров - Рэда Шухарта - по-прежнему тревожит и будоражит читателя.

Аркадий и Борис Стругацкие.
Понедельник начинается в субботу. Повесть-сказка для научных работников младшего возраста.
1-е издание 1965 г.

"Хохот метался между полом и потолком, прыгал от стены к стене, как огромный цветной мяч.
В редакции читали "Суету вокруг дивана" - первую часть "Понедельника...". Было это сразу
после выхода философской трагедии "Трудно быть богом", поэтому хохотали с облегчением:
одумались-де Стругацкие, решили не ходить по лезвию ножа, а заняться делом веселым и
безопасным. Писатели позволили себе наконец-то повеселиться от души...".
Так описывает атмосферу, царившую вокруг этой повести, один из участников ее подготовки
к "выходу в свет".
Блистательная книга русских фантастов по праву считается одной из вершин их творчества. Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история будней сказочного НИИ
не оставит равнодушными никого из читателей.

В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правят энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.

Иллюстрации и обложка Евгения Мигунова.

Примечание:
Рисунки в этом издании отличаются от иллюстраций в последующих переизданиях.

Счастье для только что вышедшего из тюрьмы сталкера в том, чтобы вести к Комнате других. На этот раз он ведёт Профессора (Гринько), исследователя-физика, и Писателя (Солоницын) в творческом и личностном кризисе. Они трое проникают через кордоны в Зону. Сталкер ведёт группу осторожно, окружным путём, прощупывая путь гайками. Флегматичный Профессор ему доверяет. Скептичный Писатель наоборот, ведёт себя вызывающе, и, похоже, не слишком-то и верит в Зону и её «ловушки», хотя встреча с необъяснимыми явлениями его несколько переубеждает. Характеры героев раскрываются в их диалогах и монологах, в мыслях и снах Сталкера. Группа проходит Зону и на пороге Комнаты выясняется, что Профессор нёс с собой небольшую, 20-ти килотонную бомбу, которой намерен уничтожить Комнату – потенциальную исполнительницу желаний любого деспота, психопата, мерзавца. Потрясённый Сталкер пытается остановить Профессора кулаками. Писатель считает, что Комната всё равно исполняет не благообразные обдуманные пожелания, а подсознательные, мелкие, стыдные. (А впрочем, возможно, никакого исполнения желаний и вовсе нет.) Профессор перестаёт понимать, «зачем тогда вообще к ней ходить», развинчивает и выбрасывает бомбу. Они возвращаются.

По просьбам некоторых читателей, предоставляю Вашему вниманию небольшой очерк по биографии Аркадия и Бориса Стругацких.

Тем, кто любит Стругацких, - условно говоря, от девяноста пяти до пятнадцати лет: четыре поколения читателей. Каждое из которого понимает Стругацких по-своему. Больше всего их творчество повлияло на людей родившихся в первое двадцатилетие после Великой Отечественной войны.

Аркадий Натанович родился 28 августа 1925 года в грузинском городе Батуми на берегу Черного моря. Борис Натанович родился 15 апреля 1933 года в русском городе Ленинграде на берегу Финского залива.

Семья Стругацких была несколько необычной даже по меркам тогдашнего времени - первого десятилетия после победы Великой Революции. Отец, Натан Стругацкий, сын провинциального адвоката, вступил в партию большевиков в 1916 году, участвовал в Гражданской войне комиссаром кавалерийской бригады и затем политработником у замечательного советского полководца Фрунзе, после демобилизации работал партийным функционером на Украине, причем по специальности он был искусствоведом, человеком глубоко и широко образованным. Мать же, Александра Литвинчева, была дочкой мелкого прасола (торгового посредника между крестьянами и купцами), простой, не очень грамотной девушкой. Свадьба произошла против воли родителей. Родители прокляли свою дочь за мужа еврея.
Вскоре после рождения Аркадия отец был направлен на партийную работу в Ленинград, там Аркадий и вырос.
Началась война, город осадили немцы и финны. Аркадий участвовал в строительстве оборонительных сооружений, затем, осенью и в начале зимы 41 года, работал в мастерских, где производились ручные гранаты. Между тем положение в осажденном городе ухудшалось. К авиационным налетам и бомбардировкам из сверхтяжелых мортир прибавилось самое худшее испытание: лютый голод. Мать и Борис кое как еще держались, а отец и Аркадий к середине января 42 го были на грани смерти от дистрофии.
Неожиданно открылась возможность уехать вместе с последней партией сотрудников Публичной библиотеки. Борис был тогда ещё мал и было решено разделится. Аркадий и отцом эвакуировались, а Борис с матерью остались в Ленинграде.
На «Дороге жизни» грузовик, на котором ехали отец и Аркадий, провалился под лед в воронку от бомбы. Отец погиб, а Аркадий выжил. Его с грехом пополам довезли до Вологды, слегка подкормили и отправили в Чкаловскую область (ныне Оренбургская). Когда он оклемался, то стал писать письма в Ленинград. Получив первое письмо мать и Борис сорвались и приехали к нему. Какое-то время даже удалось пожить вместе, но потом Аркадия призвали в армию.
Судьба его была - окончив Актюбинское минометное училище, уйти летом 43 го на Курскую дугу и сгинуть там вместе со всем своим курсом. Но жизнь распорядилась по другому. Он стал слушателем японского отделения восточного факультета Военного института иностранных языков. За время его службы в этом качестве ему довелось быть свидетелем и участником многих событий.
Перед выпуском в 49-м году Аркадий скоропалительно женился, и не прошло и двух лет, как молодая жена объявила, что вышла ошибка, и они разошлись.
В 55-м году Аркадий служил на Дальнем Востоке, и это был, вероятно, самый живописный период в его жизни. Ему довелось испытать мощное землетрясение. Он был свидетелем страшного удара цунами в начале ноября 52 года. Он принимал участие в действиях против браконьеров. И еще возникло тогда некое обстоятельство, которое в значительной степени определило его (и Бориса) дальнейшую судьбу. Судьбу писателей.

В марте, кажется, 1954 года американцы взорвали на одном из островков Бикини свою первую водородную бомбу. Островок рассыпался в радиоактивную пыль, и под мощный выпад этой «горячей пыли», «пепла Бикини», попала японская рыболовная шхуна «Счастливый Дракон № 5». По возвращении к родным берегам весь экипаж ее слег от лучевой болезни в самой тяжелой форме. И именно в те дни и месяцы Аркадий по роду своих обязанностей на службе ежедневно имел дело с периодикой стран Дальневосточного «театра» - США, Австралии, Японии и т.д. Вместе со своим сослуживцем Львом Петровым изо дня в день Аркадий следил за событиями, связанными со злосчастным «Драконом». И вот, когда умер Акинори Кубояма, радист шхуны, первая жертва «пепла Бикини», Лев Петров объявил, что надлежит написать об этом повесть. Он был очень активным и неожиданным человеком, Лева Петров, и идеи у него тоже всегда были неожиданные. Но писать Аркадию давно хотелось, только раньше он об этом не подозревал. И они вдвоем с Львом Петровым написали повесть «Пепел Бикини».
Но на самом деле это была не первая повесть в его жизни. Уже написаны к тому времени были и «Как погиб Канг», и рассказик «Первые», и вовсю шла подготовка к будущей «Стране багровых туч».
К огромному изумлению Аркадия, «Пепел Бикини» был напечатан. Сначала в журнале «Дальний Восток» (во Владивостоке), затем в журнале «Юность».
А демобилизовался он в июне 55 го и сначала поселился у мамы в Ленинграде. К тому времени он был уже второй раз женат, и у него было двое детей - дочка трех лет и дочка двух месяцев. И в Ленинграде он крепко и навсегда сдружился с братом своим, Борисом. До того братья встречались от случая к случаю, не чаще раза в год, когда Аркадий приезжал в отпуск - сначала из Москвы, затем с Камчатки и из Приморья. И вдруг Аркадий обнаружил не юнца, заглядывающего старшему брату в рот, а зрелого парня с собственными суждениями обо всем на свете, современного молодого ученого, эрудита и спортсмена. Он закончил механико математический факультет Ленинградского университета по специальности «звездный астроном», был приглашен аспирантом в Пулковскую обсерваторию и работал там над проблемой происхождения двойных и кратных звезд.

В начале 56 года Аркадий переехал в Москву и для начала поступил работать в Институт научной информации, а затем перешел в Восточную редакцию крупнейшего в стране издательства художественной литературы, именовавшегося тогда Гослитиздат.
И именно в это время было написано первое научно фантастическое произведение «Страна багровых туч». Её отдали в издательство «Детская литература», и уже рукопись этого произведения удостоилась премии на конкурсе Министерства просвещения Российской Федерации, а в 59 м повесть вышла первым изданием, и еще ее переиздавали в 60 и 69 году.
И после этого братья принялись работать.
1960 - «Путь на Амальтею», «Шесть спичек».
1961 - «Возвращение (Полдень, XXII век)».
1962 - «Стажеры», «Попытка к бегству».
1963 - «Далекая Радуга».
1964 - «Понедельник начинается в субботу».
Одновременно Аркадий активно занимался переводами японской классики.
Одновременно Борис ходил в археологические экспедиции и участвовал в поисках места для сооружения телескопа гиганта.

"Почему мы посвятили себя фантастике? Это, вероятно, дело сугубо личное, корнями своими уходящее в такие факторы, как детские и юношеские литературные пристрастия, условия воспитания и обучения, темперамент, наконец. Хотя и тогда еще, когда писали мы фантастику приключенческую и традиционно научную, смутно виделось нам в фантастическом литературном методе что то мощное, очень глубокое и важное, исполненное грандиозных возможностей. Оно определилось для нас достаточно явственно несколько позже, когда мы поднабрались опыта и овладели ремеслом: фантастическому методу имманентно присуще социально философское начало, то самое, без которого немыслима высокая литература." (с) Аркадий Стругацкий

Так же были другие факторы:
Первое. Всемирно историческое: запуск первого спутника в 57 м.
Второе. Литературное: выход в свет в том же 57 м великолепной коммунистической утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».
Третье. Издательское: наличие в те времена в издательстве «Молодая Гвардия» и в издательстве «Детская литература» превосходных редакторов, душевно заинтересованных в возрождении и выходе на мировой уровень советской фантастики.

Ну а дальше все покатилось практически само собой. В 1964 году братьев Стругацких приняли в Союз писателей, и творчество их было окончательно узаконено.
Дальнейшая жизнь их складывалась вполне счастлива. Дети, внуки, любищие жёны и друзья. Конечно подводило здоровье. У Аркадия была ишемическая болезнь сердца а Борис пережил инфаркт.
Их долго время не покидало ощущение что самая лучшая, самая нужная книга еще не написана, между тем как писать становилось все трудней - и не от усталости, а от стремительно нарастающей сложности проблематики, интересующей авторов.
На одном из выступлений на прямой вопрос, собираются ли Стругацкие уезжать из страны, Аркадий Натанович ответил так:
- Мы с братом уедем отсюда только связанные и на танке!

12 октября 1991 года Аркадий Натанович Стругацкий скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Писатель «А. и Б. Стругацкие» перестал существовать.

И последнее - Завещание Аркадия Натановича Стругацкого как последняя повесть в его жизни.

ЗАВЕЩАНИЕ

Не может же быть, что все мы - сплошные идиоты!
Не убивайте.
Почитайте отца и мать, чтобы продлились дни ваши на земле.
Не пляшите с утра и до утра.
Возымейте иную цель жизни, нежели накладывать руку на чужое богатство и на женскую красоту.
Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров.