Театральная деятельность в начальной школе. Организация театральной деятельности в школе

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Современная школа находится в процессе модернизации: совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула – «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом, воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность». Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Мы считаем, что стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его, лучше всего через организацию театральной деятельности. Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Учителя на практике убеждаются в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Именно младший школьник способен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Кроме того, участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Поэтому в нашей школе в течение нескольких лет в рамках внеурочной деятельности организована работа театральной студии «Семицветик». В ней могут заниматься все желающие дети с 6 лет, без предъявления специальных требований. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Помимо упражнений на внимание и воображение мы занимаемся упражнениями на взаимодействие друг с другом, учимся работать коллективно, занимаемся наблюдениями за животными, предметами, людьми, учимся исполнять простейшие этюды.

Занятия театральной деятельностью помогают расширить сознание ребёнка, развивают его умение управлять своими чувствами, научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к внутреннему миру. Кроме того они дают возможность комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства, развивают коммуникативные универсальные учебные действия. Участие в театрализованных играх и постановках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.

Ну, и конечно, особое внимание уделяется знакомству школьников с основами театральной культуры через беседы, экскурсии в театр, знакомство с творческими коллективами нашего города, и спектаклями приезжих артистов. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».

И последнее, но не менее важное. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность ребенка. Для детей участие в постановках, быть может, станет первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.

Форма театра дает педагогу возможность свободно проявить фантазию, умения, эстетические пристрастия. Опыт показывает, что в ходе подготовки и после представления взаимоотношения «учитель – ученик» обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет учителя возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М, Просвещение, 2010г.
  3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

М.Г. Трошкина, учитель начальных классов МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования»

Организация работы театральной студии «Веснушки» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

«Надо очень дорожить, поддерживать, развивать и правильно использовать молодую страсть, пылкое увлечение любимым делом, ради которого пришли молодые люди в школу».

К.С. Станиславский

На современном этапе динамично развивающегося общества, всё большее внимание уделяется целям и задачам школьного образования. Если раньше основной целью обучения было всестороннее и гармоничное развитие личности, то сейчас она дополняется необходимостью в воспитании активной и творческой личности.

Современному обществу необходимы инициативные, творческие люди, способные найти новые способы и решения современных социально – экономических и культурных задач. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития нравственных и творческих качеств личности.

Средствами театральной деятельности развивается и формируется творческая и социально активная личность младших школьников, способная понимать общечеловеческие ценности, с гордостью хранить и ценить достижения отечественной культуры и искусства.

Театральную деятельность надо вводить именно в начальной школе, так как дети имеют огромные потенциальные возможности для развития своих творческих способностей. Причинами тому служат:

1.Возраст.

2.Имеется определенный жизненный опыт.

3.Определенный уровень знаний и умений.

4.Способность к мыслительному анализу.

5. Задатки творческого развития.

Одной из актуальных проблем педагогики и психологии является развитие художественно-творческих способностей ребенка. Художественное творчество - это эффективное средство воспитания и развития творческой личности. Театр способен приобщить к общечеловеческим духовным ценностям, помогает раскрыть и реализовать свои способности и творческий потенциал.

Одним из видов внеурочной деятельности, включенных в программу моего класса, является создание театральной студии «Веснушки».

Целью такой деятельности является формирование индивидуальной творческой личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, проверить свои творческие силы, преодолеть застенчивость и боязнь выступлений перед публикой.

    Формирование умений и навыков культуры поведения на сцене.

    Развитие интереса к театру как жанру искусства.

    Развитие интереса к сценическому искусству, зрительного и слухового внимания, памяти, фантазии и находчивости, чувства ритма, мышления, дикции и так далее.

    Воспитание доброжелательности и отзывчивости в отношениях со сверстниками, умения коллективного творчества, ответственного отношения к результатам своей работы и творческой работе коллектива.

Театральная деятельность учащихся в начальной школе должна быть направлена на воспитание и развитие в них понимающей, умной, разносторонней, интересной личности, обладающей художественным вкусом и собственным мнением.

Основные виды деятельности, которые используются мной при работе с младшими школьниками в театральной студии можно представить в виде следующей схемы:

Рисунок 1. Виды театральной деятельности в начальной школе

Театральная миниатюра – это группа артистов, выбирающих для репертуара театра небольшие пьесы и театральные постановки разных жанров, выраженных в миниатюре. Используем готовые миниатюры и собственного сочинения.

Театральная игра развивает игровое поведение, способности творчески относиться к любому делу, посредством игры учатся общаться со сверстниками и взрослыми людьми в предлагаемых жизненных ситуациях.

Все игры можно разделить на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры помогают ребенку адаптироваться в школьном коллективе, и помогает успешной учебе в начальной школе. Все дети делятся на мини-группы – зрители и актеры (4 человека). Учащиеся обсуждают события, высказывают свое мнение с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию необходимые для игры на сцене, где все является вымыслом. Способствует перевоплощению в предлагаемых ситуациях. Специальные театральные игры знакомят детей со сценическим действием, используя, знакомые с детства сказки. Например, «Репка», «Три поросенка» и другие.

Ритмопластика – это комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, способствующих развитию гармонии тела с окружающим миром, свободных и выразительных движений тела. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Детям легче выразить чувства и эмоции через пластику своего тела. Интересные пластические образы создаются под влиянием музыки. Различные по настроениям музыкальные произведения развивают фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

На занятиях провожу специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом, воздействуют на эмоции ребенка.

Культура и техника речи включает игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот раздел входят разнообразные игры со словами, шутливые словесные загадки, скороговорки, отрабатывающие разные звуки.

Все упражнения можно разделить на 3 вида:

    Дыхательные и артикуляционные упражнения.

    Дикционные и интонационные упражнения.

    Творческие игры со словом.

Основы театральной культуры - овладение школьниками элементарными знаниями и понятиями, терминов театрального искусства. В раздел включены темы:

    Особенности театрального искусства.

    Виды театрального искусства.

    Рождение спектакля.

    Театр глазами актера и зрителя.

    Культура поведения зрителя.

Работа над спектаклем включает в себя следующие этапы:

    Выбор и обсуждение пьесы с детьми.

    Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

    Работа над отдельными эпизодами.

    Создание презентации к данному спектаклю.

    Поиски музыки и иллюстраций к отдельным эпизодам, постановка танцев. Создание совместно с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.

    Работа с текстом пьесы и отдельными эпизодами. Уточнение игры отдельных персонажей.

    Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения персонажей на сцене.

    Репетиция отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

    Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение временных рамок спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

    Премьера спектакля.

    Повторные показы спектакля.

    Подготовка фотоотчета.

Также немало важным в подготовке спектакля является грамотное использование материально-технического обеспечения, а именно:

    Компьютерное обеспечение (ноутбук, проектор, музыкальный центр и так далее);

    Костюмы, декорации;

    Сценический грим.

Ожидаемые результаты работы театральной студии «Веснушки»

В результате работы детей над созданием спектакля и их участием в постановке достигается главная цель: выявление и формирование индивидуальной творческой личности каждого из учащихся.

В течение учебного года каждый ребенок попробовал себя в роли актера на сцене, что позволило развить интерес к театру и сценическому искусству как к многомерному жанру. В классе между детьми благоприятная и доброжелательная атмосфера для общения, самореализации. Участие детей в коллективном творчестве позволяет воспитать ответственность не только к своей работе, но и уважение к творчеству других.

К концу учебного года ученики имеют понятие:

    О театре и его видах.

    Об элементарных технических средствах сцены.

    Об оформлении сцены.

    О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеют:

    Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

    Образно мыслить.

    Концентрировать внимание.

    Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретают следующие навыки:

    Общения с партнером.

    Элементарного актёрского мастерства.

    Образного восприятия окружающего мира.

    Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

    Коллективного творчества.

Дети моего класса с большим желанием участвуют в школьных и городских мероприятиях, готовят спектакли и тематические праздники: «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «День добрых дел», «В гостях у сказки», «Праздник для будущих первоклассников» и так далее.

Фотоотчет

Наши художники-оформители

Приступая к работе, наши художники знакомятся со сценарием, подбирают иллюстрации, определяют объем декорации.

Наша студия приобрела детский театральный грим. Ребята учатся создавать театральные образы.



Эмблема театральной студии «Веснушки»

Актёры театральной студии «Веснушки»

Ребята сами придумывают и создают сценические костюмы и грим. Они всегда выбирают яркие краски, что говорит об их душевном равновесии, радости жизни.



Музыкальный спектакль «Теремок» в рамках городской акции

«День добрых дел»

Побеждает дружба!



Роли исполняли…

Наши гости – дети-инвалиды с большим интересом смотрели спектакль

Песня о дружбе. Аплодисменты – главная награда для актеров

Дети моего класса занимаются в театральной студии Веснушки с 1-го класса. На протяжении четырех лет реализуется программа внеурочной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Ребята не боятся публичных выступлений, с большим уважением относятся к своим зрителям. Большинство детей преодолели свою застенчивость, неуверенность в себе, что положительно отразилось и на учебном процессе. Заучивая тексты спектаклей, песен, монологов ребята развивают память. Это поможет быстрее адаптироваться при переходе в пятый класс. К концу четвертого года обучения в театральной студии «Веснушки» ребята самостоятельно распределяют между собой роли в спектакле. На репетициях анализируют работу каждого актера, дают советы, помогают вжиться в образ героя. На мой взгляд, данное направление внеурочной деятельности является необходимым в начальной школе.

Список используемых источников

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.

    Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.

    Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.

    Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.2010 г.

    Гурков А.Н. Школьный театр. – Феникс, 2005.

    Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.

    Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2005.

    Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1» реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа дополнительного образования

«Театральная деятельность в школе»

5- 9 классов

2016-2017

Рабочую программу

составила:

Красикова Елизавета Александровна

Каменск-Уральский

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) В качестве основных нормативных правовых оснований, обеспечивающих программу, выступают следующие документы:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897

(ред. от 31.12.2015)

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015)

Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1».

Учебный план ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1» на 2016 – 2017 учебный год.

Методологической основой разработки программы выступают:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Данная программа разработана для реализации в ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» в целях обучения обучающихся 5-9 классов.

Отличительной особенностью данной программы является ее оригинальное использование театральных технологий в социализации подростков и молодежи. Кроме того программа дает широкий спектр импровизации в выборе темы, средств и сотрудничества. Программа позволяет привлекать к реализации проектов не только подростков, но и младших школьников, родителей, членов педагогического сообщества, что делает программу разновозрастной.

Социальный театр в подростковой среде – комплекс исследовательских и проектных событий, направленных на выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Конфликт поколений принял глобальные масштабы. И дело не в том, что взрослые, преодолевая стереотипы социалистического прошлого, освобождаются от социальной апатии, вовлекая страну в правовой и гражданский ликбез. А в том, что наши дети успели создать свой иллюзорный мир, своё только им понятное пространство, очень далекое от реальности. Отсюда массовый всплеск субкультур, антисоциальные пробы и подростковые бунты, напоминающие театр военных действий. Вчерашние дети хотят автономии и суверенитета, и в то же время нуждаются в поддержке, любви и понимании. Это главное противоречие, конфликт порождающий цикл проблем современных подростков:

Современные дети принимают сотрудничество как форму общения если:

а) тематика затрагивает круг их интересов;

б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;

в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.

Уже первичный анализ опроса учащихся показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.

Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.

Срок реализации программы составляет 1 год и рассчитан на 34 часа , еженедельно 1 час. Соотношение теории к практике составляет 9% к 91%. Программа носит ярко выраженный образовательно-деятельностный характер.

Полученные знания при изучении курса помогут обучающимся не только овладеть новыми навыками и знаниями, но и сформирует их сферу интересов вокруг творчества, открывая перспективы для творческой самореализации, создающей ситуацию успеха и помогающей обычному человеку сделать свою жизнь содержательней и интересней.

Цель программы:

создать условия направленные на выявление остросоциальных проблем, волнующих учащуюся молодежь, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Задачи:

    Создать условия для развития личностных качеств учащихся: исследовательские, аналитические, креативные.

    Способствовать приобретению творческого опыта через социальные пробы исследований и проектов;

    Научить основным приемам проведения социологических опросов, создания драматического материала для сценического показа;

    Дать возможность приобрести опыт публичных выступлений перед аудиторией различного уровня;

    Развивать коммуникативные навыки, мастерство актера и режиссера.

Театральный коллектив организовывает свою деятельность на принципах:

принцип активной гражданской позиции и любви к Родине;

принцип освоения систематизированных знаний в области гуманитарных наук;

принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

принцип использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

принцип воспитания стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию; ● принцип воспитания любви к искусству театра и уважения к творческим профессиям.

Межпредметные связи.

Программа для обучающихся основной школы « Социальный театр» носит общеразвивающий характер с элементами профильной ориентации учащихся и является межпредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала. Программа направлена на создание условий для социальной и творческой практики обучающихся. Программа представляет собой надпредметный курс социально-педагогического характера через художественно-эстетическую деятельность.

Реализация программы.

Работу «Социального театра» условно можно разделить на три этапа:

    Проектно-исследовательский.

На этом этапе проводятся анкеты среди учащихся, учителей, родителей. Создается банк проблем субъектов конкретного учебного учреждения. Обнародованные сведения предлагаются для изучения через исследовательскую деятельность, для создания драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

    Постановочно-подготовительный.

На этом этапе создается план реализации творческих работ отдельно для учащихся конкретной возрастной категории, родителей, учителей. Предлагается обучение азам актерского мастерства, мастерства художника костюмера, режиссера. Идет подбор желающих участников среди подростков, учителей и родителей. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители.

    Этап реализации.

Важно не только проиграть спектакль на зрителя, но и подвигнуть его к диалогу после просмотра.

Анкетирование

Создание банка проблем

Обнародование банка проблем

Изучение проблем методом исследования с подключением учителей-предметников, социально-психологической службы учебного заведения

Обучение основам исследовательской деятельности через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита исследовательских работ

Обучение основам сценарного мастерства через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита творческих проектов

Постановочно-подготовительный этап

Создание плана реализации творческих работ.

Обучение азам театральных профессий

Определение участников творческих проектов

Создание или подбор театральных костюмов, декораций, реквизита, музыки и шумов

Проводятся репетиции спектаклей

Приглашаются зрители на показ.

Этап реализации

Творческий показ спектакля «социальной драмы»

Конструктивный диалог со зрителем

Рефлексия реализации проекта

    Участники проектов приобретают творческий и социальный опыт;

    Повышается уровень гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;

    Снижается статистика правонарушений;

    Заметно улучшается микроклимат в школе;

    Повышается интерес к учебе и самообучению.

Условия реализации программы.

Для успешной работы на занятиях необходима высокая степень творческой свободы. А для этого необходимы особые условия: светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс, чистый пол, удобная (спортивная) форма одежды, наличие материально-технической базы (маты, кубы, видео и музыкальная аппаратура, костюмная и реквизиторская база), небольшая мобильная группа участников образовательного процесса не более 15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Педагог для повышения эффективности обучения может использовать единые тетради разработанные по его схемам, содержащие основной учебно-практический материал (теорию, алгоритмы основных действий, схемы практических занятий); создать электронные учебники и тетради; вести раздел «сценарное мастерство» с применением выполнения практической работы на компьютере, ее проверки, обработки и т.п Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике мастерство анализа и исполнения. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основным видом учебной работы в актерском мастерстве является творческая учебная игра на развитие пластических, голосовых, дыхательных, интеллектуальных задатков школьников, действенный анализ и исполнительская практика, в процессе выполнения которой учащиеся получает комплекс специальных навыков.

Обучение проводится как на основе выполнения творческих заданий, так и выполняя учебно-тренировочный комплекс необходимых упражнений. Задания учебного тренинга воспитывают аналитическое и творческое мышление, позволяют учащемуся развить наблюдательность и последовательность. Основой курса остается индивидуальная творческая практика.

Задание любой сложности проходит под руководством педагога. Ему необходимо следить за развитием творческой мысли учащихся, воспитывать наблюдательность, научить претворять действительность в художественные образы.

В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе чтецкого материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью отведенные программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в процессе работы - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное жанровое и стилистическое направление, убедиться в гармоническом соотношении композиции произведения, помочь учащемуся в анализе выбранного сюжета, характеристики предлагаемых обстоятельств и т.д. Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами.

Основной принцип обучения – постоянные тренинговые упражнения, неразрывность процесса работы над формой и содержанием драматургии, согласно законам построения. Красной нитью в формировании навыков проходят два ключевых мотива театра: «правда жизни», «добро побеждает зло».

Материально - техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете театра. Реквизитная база, костюмы, технические средства кабинета и актового зала. В период исследовательской практики широко используются возможности обмена информации онлайн.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, рабочие столы, стулья, ширмы.

Методы и формы работы.

Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогают приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике актерское, режиссерское и сценарное мастерство, навыки работы журналиста и репортера. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

. Педагогические методы и формы работы:

Тематический принцип планирования учебного материала;

Единство воспитания и образования;

Личностно-ориентированный подход к учащимся;

Словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями (творческим показом);

Наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);

Внеурочная деятельность, связанная с просмотром спектаклей, киноматериалов с дальнейшим обсуждением и анализом материала;

Творческая практика (тестирование, упражнения на закрепление материала, упражнение на развитие художественно-образного мышления, этюды, спектакли и т.п.),

Игровые технологии;

Метод творческого проекта.

При создании программы были использованы следующие принципы и методы обучения.

1. Принцип научности – раскрытие законов зрелищных искусств, сценической речи, пластики, сценографии, композиции драмы, стилей и направлений в искусстве. Изучение истории, психологии, литературы и географии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.

2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания при подготовке сценического материала, знакомство с лучшими примерами актерского, режиссерского, драматического мастерства.

3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.

5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

Творческое задание;

Упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;

Презентация опыта;

Проблемные ситуации;

Игра;

Психологические тренинги;

Занятие-эксперимент;

Творческое проектирование;

Технология коллективных творческих дел.

Результативность программы отслеживается по творческим показам воспитанников, индивидуальной и коллективной результативности деятельности

Критерии оценивания.

Оценивание результатов проходит по основным направлениям деятельности:

Исследование и проектирование;

Создание художественного продукта;

Реализация художественного продукта.

Для определения и оценивания художественного продукта воспитанников при работе над творческим показом можно выделить три основных ее уровня:

1 уровень.

Репродуктивный (низкий) – в работе преобладает воспроизводящая деятельность; уровень начальной творческой свободы, через который проходят все воспитанники.

2 уровень.

Продуктивный (средний) – в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность ведется самостоятельный поиск художественного образа; уровень осознанного творчества.

3 уровень.

Творческий (высокий) – работа выполнена на продуктивно-творческом уровне;

Уровень творческой активности и индивидуального видения. Речь идет об одаренности и заслуживает повышенного внимания.

Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие творческого мышления, ощущения свободы на исполнительском уровне;

формирование восприятия мира и общества с точки зрения эстетики.

Требования к метапредметным результатам:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты -посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты.

Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:

Способность выпускников ориентироваться в классических и современных направлениях журналистики и театральной деятельности;

Владение элементами проектно- исследовательского метода;

Умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Ученик по окончанию курса должен:

Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;

Обладать знаниями актерской и журналистской этики и пользоваться ими в коллективном творческом труде, работать с партнером;

Свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;

Уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические

импровизации;

Уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

Уметь сочинять драматургию малых форм;

Уметь организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

Проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;

Участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем;

Уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Уметь составлять анкету для опроса, проводить и анализировать опрос, пользоваться данными опроса для исследования;

В процессе освоения учащимися курса дополнительного образования социального театра формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные , информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, здоровьесберегающие, а так же предметные компетенции: культурологические, эстетикообразующия, креативная, художественно-речевая, художественно-пластическая. исполнительская:

1. учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на занятиях театральным искусством знания в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.

2. информационно-аналитическая : формирует умение получать информацию об искусстве театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, Интернет, видеоматериалы), анализировать и применить полученные знания на практике.

3. коммуникативная : способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».

4. социально-бытовая : формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).

    здоровьесберегающая : способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье, формирует правильный тип дыхания (диафрагмно-брюшное), знакомит с психологическими особенностями разных типов темперамента и характера человека, учит выбирать оптимальные формы труда для достижения поставленной цели без ущерба для здоровья;

    культурологическая ; способствует формированию мироощущения построенного на принципах психологии развития искусства в его историческом развитии, учит выявлять причинно-следственную связь возникновения духовных ценностей на основе материальной культуры, развивает художественно-образное мышление.

    эстетикообразующая : способствует формированию этического и эстетического понимания искусства в различных социальных, исторических, этнических проявлениях.

    креативная : формирует способность преобразовывать полученную информацию в художественный сценический образ.

    художественно-речевая : формирует правильное дыхание, дикцию, произношение, выразительность речи, способствует развитию речевого аппарата, голоса, речи, воспитывает любовь к художественному чтению.

    художественно - пластическая: формирует умение владеть телом и выражать им все оттенки настроения, музыкально исполнять движения танца, четко строить графический рисунок мизансцен, владеть приемами сценических трюков и пантомимы.

    исполнительская : формирует умение донести до зрителя сформированный на репетициях художественный образ во время публичных выступлений;

Программное содержание

Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.

Разделы программы:

    « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

    Сценические действия и театральные игры.

    Основы театральной культуры.

    «Мы – актёры» - постановка спектаклей

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 12 детей два раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год для учащихся 5-9 классов.

1

0,5

Виды говорения: диалог и монолог.

Беседа

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Познакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями.

Чтение стих-я

0,5

Понятие «общение», говорить и слушать.

Рассказ, беседа.

0,5

Речевой этикет в различных ситуациях.

Дискуссия

Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

0,5

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Рассказ, беседа

Отработка длительного плавного выдоха.

Дополнительные цели: развитие внимания, выдержки.

Игры: «Листья», «лодка» «Кораблик»

0,5

Логика речи. Составление коротких рассказов.

Работа с текстом

Обучающие: дать представление о речевой культуре и логике речи, определить логику как основу культуры речи, перечислить основные законы логики и требования логики к устному выступлению;

Развивающие: формировать логическое и образное мышление, умение последовательно и логично выражать свои мысли в процессе говорения;

Прививать любовь к родному языку, воспитывать нравственную культуру, эстетический вкус.

0,5

Стихи. Подбор простейших рифм.

Литературная гостиная

Написание мини-стиха

0,5

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Круглый стол

Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;

Организовать деятельность по определению типа рифм;

Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;

Развивать потребность в реализации собственного творческого начала

Воспитывать навыки коллективной работы, чувство партнерства.

Составление сказки в группе

0,5

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

актёрский тренинг

Развивать дикцию на материале скороговорок;

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Воспитывать речевую культуру.

0,5

Игры со словами.

Тренинг

приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в составлении целого предмета из его частей. Развивать логику мышления.

Чтение стихов на выбор

Раздел: «Сценические действия и театральные игры.»

0.5

Групповые сюжетно-ролевые игры.

Актерский тренинг

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание скороговорок

0,5

Элементы сценического действия.

Тренинг

Театральный этюд

0,5

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

Театральные зарисовки

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.

согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений,

Этюд

0.5

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

Театральные этюды

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Театральные этюды, зарисовки.

0,5

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

Обучающая игра

пробудить у ребенка интерес к импровизации как возможности самовыражения в хореографической деятельности, способствующей раскрытию творческого потенциала ребенка.

Танцевальный этюд

0.5

Построение диалога с напарником по заданной теме.

Круглый стол

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Совместный диалог

0.5

Как заучить роль своего героя.

развивать образное, логическое мышление, пространственное представление, конструкторские и творческие способности, память, воображение, внимание и речь.

Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.

0.5

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;

развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

Работа в группах

оформление по текстам, деление на группы

0.5

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

Игровой тренинг

Развитие музыкальности.

Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Упражнение на темп и ритм

0.5

Создание образов с помощью выразительных движений.

Театральный этюд

повторить понятие «этюд» и виды театральных этюдов;

формировать способности к импровизации;

совершенствовать умения выстраивать последовательность и логику поступков.

Этюды: вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Раздел «Основы театральной культуры»

0.5

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

Беседа, рассказ

Дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;

подготовить детей к посещению театра;

познакомить с понятием «театральный ритуал»;

познакомить с театрами города;

воспитывать культуру поведения в театре;

развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Беседа с детьми. Имитационные этюды.

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

0.5

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

Просмотр фильма

Формировать у детей представление о видах театра.

Развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь.

Воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать, отражать свои впечатления в сюжетно-ролевой игре.

Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я

«Пойми меня»

«Игры с бабушкой Забавушкой»

0.5

Театральные профессии. Игра актёров.

Беседа, рассказ

Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета).

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка»

Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова

0.5

Театральная афиша, театральная программка.

Презентация

Учить использовать при драматизации образные художественные средства,

Закреплять знания правил поведения в театре;

Воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду;

Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

Развивать артистизм и эмоциональные движения;

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

0.5

Виды театрального искусства.

Демонстрируют умения различать произведения писателя от произведения драматурга. Демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Называют лица, которые участвуют в спектакле.

Раздел: «Мы –актёры» - постановка спектаклей.

0.5

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

беседа

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

0.5

Работа над отдельными эпизодами.

Дисскусия

0.5

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Театральный этюд

Уметь выделять и запоминать заданные режиссером мизансцены.

28

0.5

Выбор и распределение ролей.

беседа

29

0.5

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

репетиция

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

30

0.5

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Мастер класс

репетиция

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

31-32

1

Генеральные репетиции всей пьесы.

репетиция

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

33-34

1

Показ спектакля зрителям.

выступление

воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у учащихся.

Литература для педагогов:

Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1986.

Васильева Т.И. Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие. - М-: 1998.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. -М.: 1986.

Голубовский Б.Т. наблюдение, этюд, образ. -М-: 1990.

Ершов П.М- Режиссура как практическая психология. - М.: 1972.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание,- М.: 1992.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М-: 1973. Кох И. Основы сценического движения- - Л., 1970.

Станиславский К-С. Об искусстве театра. Избранное. - М.: 1982.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - М.,1954.

Чечетин А.И.«Основы драматургии театрализованных представлений» - М.: , 1981 г.

Юнаковский В.С. «Сценарное мастерство» - М.: , 1974 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Литература для обучающихся:

Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.:1954.

Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие. - М.: 2001.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение.

М..1989.

Игра ведущая деятельность дошкольника, но если это необычные дети, дети со сниженным интеллектом, возможна ли игра и в школе? А со старшеклассниками? Конечно, да! Это будет необычная игра, это - театр! Театральная деятельность является арттерапевтическим методом в образовательно-воспитательном процессе, был выделен психологами Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и др. еще в 30-40 годах прошлого столетия.

Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, т.е. игровые, культурно воспитывающие технологии и технология коллективных творческих дел.
Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования, психологии, медицины и других научных дисциплин, ориентированных на решение вопросов развития человека.

Театральная студия способна разрешить массу проблем коррекционного, воспитательного и образовательного значения:

  • учить детей при помощи средств театрализованной деятельности выражать эмоциональное состояние, передавать особенности поведения героев литературного произведения; развивать творческие способности;
  • расширять кругозор;
  • развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
  • формировать навыки общения, совместного взаимодействия, коллективного творчества.
  • приобщать детей к художественной культуре.
  • расширять активный и пассивный словарный запас детей, улучшать внятность речи;
  • развивать устную речь;
  • формировать речевую деятельность, как средство общения;
  • знакомить детей с содержанием художественных произведений;

Театрализованная деятельность предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. И ещё этот вид деятельности является частью коррекционной работы педагога-психолога. В игре происходит коррекция как отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом.

В составе участников студии много детей с проблемами личностного, поведенческого, эмоционально-волевого, умственного развития. Например, такими как: конфликтность, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная подвижность, застенчивость, робость. И с помощью средств театрализованной деятельности, совместного взаимодействия в коллективе для достижения определенной цели, в процессе подготовки спектакля, где надо помогать, уступать, учитывать интересы друг друга, происходит воздействие на эти недостатки.

В зависимости от того, как формируется речь - развивается и интеллектуальная сфера детей; их кругозор, познавательные процессы, мыслительная деятельность, а это, в свою очередь, влияет на развитие навыков коммуникации, на эмоциональное состояние, настроение детей. Подбирая и составляя сценарии я стараюсь максимально задействовать и зрителей: подбор игр, загадок, упражнений позволяют детям становиться частью действия.

Радостные лица детей после спектакля, убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение ребёнка к действующим лицам и их поступкам. Каждый этап подготовки спектакля является этапом коррекционной работы. В изготовлении атрибутов, декораций, костюмов нам помогают учителя, вожатая, сами дети, музыкальный руководитель, никогда не отказывает в помощи и администрация школы.

Премьера спектакля - это всегда событие, которое вызывает повышенный интерес у детей, сотрудников школы и, конечно, у родителей.

С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество органично входят в жизнь каждого ребёнка. Сказки, игры, музыка формируют у детей эстетический вкус, развивают эмоции. Театрализованная деятельность раскрепощает их, учит полноценному общению, даёт веру в возможность собственного успеха.

Сценарий из репертуара
Сказка «Три поросенка»

Декорации: елки из бумаги, из картона дом соломенный, из веток, из камней нарисованные.

Действие 1. (лес)

Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи.(Выходят поросята). Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (Кланяются на свое имя). Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом. И пошел дождь.

Игра со зрителями «Дождик»

Первые капельки упали на землю (одним пальцем стучим по ладошке), дождь полил сильнее (двумя), начался ливень (хлопаем в ладоши), поднялся ветер (у-у-у), гром грохочет (бах-ба-бах). Но вот дождь стал стихать (пальцами стучим по ладошке) и совсем перестал.

Пора нам подумать о зиме, - сказал Наф-Наф своим братьям. - Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние тёплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжёлые камни.

Успеется! До зимы ещё далеко. Мы ещё погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.
- Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лёг в лужу.
- Я тоже, - добавил Ниф-Ниф.
- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. Я не буду вас дожидаться. С каждым днём становилось всё холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились. Им и думать не хотелось о работе. Они бездельничали с утра до вечера. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.
- Сегодня мы ещё погуляем, - говорили они, - а завтра с утра возьмёмся за дело.
Но и на следующий день они говорили то же самое.

И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.

Действие 2 (дома)

Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем не посоветовавшись, он так и сделал. Уже к вечеру его хижина была готова.

Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку и, очень довольный своим домиком, весело запел:

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!

Напевая эту песенку, он направился к Нуф-Нуфу. Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Он старался скорее покончить с этим скучным и неинтересным делом. Сначала, так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой будет очень холодно. Дом будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев.

Так он и сделал.

Он вбил в землю колья, переплёл их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

Нуф-Нуф с гордостью обошёл его несколько раз кругом и запел:

У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!

Не успел он закончить песенку, как из-за куста выбежал Ниф-Ниф.

Ну вот и твой дом готов! - сказал Ниф-Ниф брату. - Я говорил, что мы и одни справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать всё, что нам вздумается!
- Пойдём к Наф-Нафу и посмотрим, какой он себе выстроил дом! - сказал Нуф-Нуф. - Что-то мы его давно не видели!
- Пойдём посмотрим! - согласился Ниф-Ниф.

И оба брата, довольные тем, что им ни о чём больше не нужно заботиться, скрылись за кустами.

Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжёлую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф застали брата за работой.

Что ты строишь?! - в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. - Что это, дом для поросёнка или крепость?
- Дом поросёнка должен быть крепостью! - спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
- Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать? - весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу.

И оба брата так развеселились, что их визг и хрюканье разнеслись далеко по лужайке.

А Наф-Наф как ни в чём не бывало продолжал класть каменную стену своего дома, мурлыча себе под нос песенку:

Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!
Никакой на свете зверь,

Не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!

Это он про какого зверя? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа.
- Это ты про какого зверя? - спросил Нуф-Нуф у Наф-Нафа.
- Это я про волка! - ответил Наф-Наф и уложил ещё один камень.
- Посмотрите, как он боится волка!- сказал Ниф-Ниф.
- Он боится, что его съедят! - добавил Нуф-Нуф. И братья ещё больше развеселились.
- Какие здесь могут быть волки? - сказал Ниф-Ниф.
- Никаких волков нет! Он просто трус! - добавил Нуф-Нуф.

И оба они начали приплясывать и петь:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Они хотели подразнить Наф-Нафа, но тот даже не обернулся.
- Пойдём, Нуф-Нуф, - сказал тогда Ниф-Ниф. - Нам тут нечего делать!
И два храбрых братца пошли гулять. (Уходят со сцены).

По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
- Что за шум? - недовольно проворчал злой и голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье двух маленьких глупых поросят. - как же я хочу есть. А вы хотите?(спрашивает зрителей).

Игра «Съедобное- несъедобное» (со зрителями).

Волк: Ой, есть хочу!(прячется за деревом).

Выходят поросята:- Ну какие тут могут быть волки! - говорил в это время Ниф-Ниф, который волков видел только на картинках.
- Вот мы его схватим за нос, будет знать! - добавил Нуф-Нуф, который тоже никогда не видел живого волка.
- Повалим, да ещё свяжем, да ещё ногой вот так, вот так! - расхвастался Ниф-Ниф и показал, как они будут расправляться с волком.

И братья опять развеселились и запели:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

И вдруг они увидели настоящего живого волка! Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали.

Бедные поросята не могли даже пошевельнуться от страха.

Волк приготовился к прыжку, щёлкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.

Никогда ещё не приходилось им так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому.

Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.

Сейчас же отопри дверь! - прорычал волк. - А не то я её выломаю!
- Нет, - прохрюкал Ниф-Ниф, - я не отопру! За дверью было слышно дыхание страшного зверя.
- Сейчас же отопри дверь! - прорычал опять волк. - А не то я так дуну, что весь твой дом разлетится!

Но Ниф-Ниф от страха ничего уже не мог ответить.
Тогда волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.
Волк ещё раз глубоко вдохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.
Волк щёлкнул зубами перед самым пятачком маленького поросёнка. Но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.

Едва успели братья запереться, как услышали голос волка:

Ну, теперь я съем вас обоих!

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф испуганно поглядели друг на друга. Но волк очень устал и потому решил пойти на хитрость.

Я передумал! - сказал он так громко, чтобы его услышали в домике. - Я не буду есть этих худосочных поросят! Я лучше пойду домой!

Ты слышал? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. - Он сказал, что не будет нас есть! Мы - худосочные!
- Это очень хорошо! - сказал Нуф-Нуф и сразу перестал дрожать. - Раз волк ушел, давай играть.

Игра со зрителями «Летает-не летает» (дети показывают движения руками, если названное летает- машет крыльями, если нет- опустить)

Братьям стало весело, и они запели как ни в чём не бывало:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

А волк и не думал уходить. Он просто отошёл в сторонку и притаился. Ему было очень смешно. Он с трудом сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Как ловко он обманул двух глупых маленьких поросят!
Когда поросята совсем успокоились, волк взял овечью шкуру и осторожно подкрался к дому.
У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались, когда услышали стук.
- Кто там? - спросили они, и у них снова затряслись хвостики.
- Это я-я-я, бедная маленькая овечка! - тонким чужим голосом пропищал волк. - Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!
- Пустить? - спросил брата добрый Ниф-Ниф.
- Овечку можно пустить! - согласился Нуф-Нуф. - Овечка - не волк!

Но когда поросята приоткрыли дверь, они увидели не овечку, а всё того же зубастого волка. Братья захлопнули дверь и изо всех сил налегли на неё, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться.

Волк очень рассердился. Ему не удалось перехитрить поросят.

Он сбросил с себя овечью шкуру и зарычал:
- Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется!

И он принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз.
С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом всё ещё стоял.

И только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился. Одна только дверь некоторое время ещё стояла посреди развалин.

В ужасе бросились поросята бежать. От страха у них отнимались ноги, каждая щетинка дрожала, носы пересохли. Братья мчались к дому Наф-Нафа.

Волк нагонял их огромными скачками. Один раз он чуть не схватил Ниф-Нифа за заднюю ножку, но тот вовремя отдёрнул её и прибавил ходу.

Волк тоже поднажал. Он был уверен, что на этот раз поросята от него не убегут.
Но ему опять не повезло.

Поросята быстро промчались мимо большой яблони, даже не задев её. А волк не успел свернуть и налетел на яблоню, которая осыпала его яблоками. Одно твёрдое яблоко ударило ему между глаз. Большая шишка вскочила у волка на лбу.
Автор: -Ребята, давайте поможем поросятам убежать от волка. Мы построимся в змейку, головой станут поросята, а волк- хвостом. Животик змейки станет изгибаться, прикрывая голову.

Игра со зрителями «Змейка»

Действие 3 (домик Наф-нафа изнутри)

А Ниф-Ниф и Нуф-Нуф ни живы ни мёртвы подбежали в это время к дому Наф-Нафа.

Брат впустил их в дом. Бедные поросята были так напуганы, что ничего не могли сказать. Они молча бросились под кровать и там притаились. Наф-Наф сразу догадался, что за ними гнался волк. Но ему нечего было бояться в своём каменном доме.

Он быстро закрыл дверь на засов, сел на табуреточку и громко запел:

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!

Но тут как раз постучали в дверь.

Кто стучит? - спокойным голосом спросил Наф-Наф.
- Открывай без разговоров! - раздался грубый голос волка.
- Как бы не так! И не подумаю! - твёрдым голосом ответил Наф-Наф.
- Ах, так! Ну, держитесь! Теперь я съем всех троих!
- Попробуй! - ответил из-за двери Наф-Наф, даже не привстав со своей табуреточки.

Он знал, что ему и братьям нечего бояться в прочном каменном доме.

Тогда волк втянул в себя побольше воздуха и дунул как только мог! Но сколько бы он ни дул, ни один даже самый маленький камень не сдвинулся с места.

Волк посинел от натуги.

Дом стоял, как крепость. Тогда волк стал трясти дверь. Но дверь тоже не поддавалась.

Волк стал от злости царапать когтями стены дома и грызть камни, из которых они были сложены, но он только обломал себе когти и испортил зубы. Голодному и злому волку ничего не оставалось делать, как убираться восвояси.

Но тут он поднял голову и вдруг заметил большую широкую трубу на крыше.

Ага! Вот через эту трубу я и проберусь в дом! - обрадовался волк.

Он осторожно влез на крышу и прислушался. В доме было тихо.

«Я всё-таки закушу сегодня свежей поросятинкой», - подумал волк и, облизнувшись, полез в трубу.
Но как только он стал спускаться по трубе, поросята услышали шорох. А когда на крышку котла стала сыпаться сажа, умный Наф-Наф сразу догадался, в чём дело.

Он быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с него крышку.
- Милости просим! - сказал Наф-Наф и подмигнул своим братьям.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф уже совсем успокоились и, счастливо улыбаясь, смотрели на своего умного и храброго брата.
Поросятам не пришлось долго ждать. Чёрный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток.
Никогда ещё ему не было так больно!

Глаза у него вылезли на лоб, вся шерсть поднялась дыбом.

С диким рёвом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, перекувырнулся четыре раза через голову, проехался на своём хвосте мимо запертой двери и бросился в лес.

А три брата, три маленьких поросёнка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника.
А потом они запели свою весёлую песенку, ребята, а вы не хотите повеселиться с поросятами?

Вставайте в круг:

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!

(Общий танец со зрителями)

С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей.

Вот и всё, что мы знаем про трёх маленьких поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

В зависимости от возраста зрителей игры и длительность спектакля можно варьировать.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся 1-4 классов начальной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.