Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации. Коммуникативная компетентность педагога как условие социализации дошкольника

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»

Доклад

«Коммуникативная компетентность педагога»

Подготовила

воспитатель:Рябкова

Татьяна Алексеевна

г. Рыльск

2016г.

Профессиональный стандарт педагога указывается на то, что “квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций”. Профессиональная же компетенция определяется, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении

профессиональных задач.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально- психологическим характеристикам, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др.

Выделяются следующие виды компетентностей:

Познавательная;

интеллектуальная;

Информационная;

технологическая;

культурологическая;

психологическая;

психолого-педагогическая;

профессиональная;

социально-психологическая;

Общекультурная;

коммуникативная.

У педагогического работника, реализующего Программу в соответствии с ФГОС ДО, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого- возрастные и индивидуальные

возможности и склонности, открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Все это невозможно обеспечить, не обладая одной из ключевых компетентностей - коммуникативной.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Вот

ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА

с высоким уровнем профессиональной компетентности.

Он должен обладать следующими личностными качествами;

Эмпатийность и социорефлексия

Умение обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса.

Умение поддержать детей и коллег в работе, анализировать поступки и поведение воспитанников и встать на позицию другого.

Способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку воспитанникам в проблемных ситуациях, соблюдение прав и свобод обучающихся, умение поддержать дисциплину, уважать человеческое достоинство, честь и репутацию воспитанников.

Наличие инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) и другими социальными партнерами.

Самоорганизованность

Умение организовать свою деятельность и деятельность воспитанников для достижения намеченных целей,

сохранять самообладание в ситуациях серьезной эмоциональной нагрузки.

Общая и педагогическая культура

Каждый педагог должен обладать эрудированностью и тактичностью.

Уметь создавать положительный микроклимат в коллективе,

соблюдать традиции в организации.

Немаловажную роль играет общая коммуникативная культура, умение взаимодействовать с родителями (лицами, их замещающими),

ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, а так же

компетентность в области владения и эффективного применения современных образовательных технологий и методик (в том числе ИКТ),

умение принимать оптимальные решения в педагогических ситуациях на основе сотрудничества, диалога субъектов.

Компетентность в области организации учебной деятельности .

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения в процессе совместного проектирования образовательного маршрута воспитанника.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.

Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к эффективному педагогическому общению.

Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Для эффективного общения педагога с родителями и детьми недопустимо

* информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью,

* менторc кие нотации,

* недоброжелательный тон,

* жалобы на ребенка,

* обвинение его и родителей в чем-то.

Поэтому искусству разговора следует учиться. Например, игра «Выбери фразу », см. приложение.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения с ребенком. См. приложение.

Воспитателю важно научиться общаться так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. См. приложение.

Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном.

Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Я считаю, что основными факторами эффективности взаимодействия педагога с детьми и родителями являются:

* восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

* учет интересов и запросов детей и родителей;

* единство в подходах к работе с семьями воспитанников;

* использование широкого спектра методов и форм работы с детьми и родителями;

* установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

*доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

* заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);

* системный характер работы с воспитанниками и родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

* создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения ».

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть; знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным; и, главное, активно действует.

Быть компетентным - значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

“ Компетентность- это успешное действие в конкретной ситуации” (И. А. Зимняя).

И так, что такое коммуникативная компетентность ? Это эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

установление контакта с воспитанниками, родителями, коллегами по работе;

умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

умение убеждать, аргументировать свою позицию;

владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Причины во взаимоотношениях педагогов и детей:

1.Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

2. Избирательное отношение педагога к детям.

3. Личностные качества педагога.

4. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.

5. Наличие у педагога стереотипов.

6. Акцентированность в типе межличностных отношений.

7. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.

8. Воспитательная неуверенность.

9. Неустойчивость стиля воспитания.

10. Неприемлемые методы воспитания.

11. Организация учебно-воспитательного процесса.

12. Нарушение технологии воздействия педагога на детей.

13. Количество детей в группе.

14. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).

15. Эмоциональное выгорание педагога.

16. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.

17. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

18. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

19. Нарушения педагогического такта.


Задача педагога найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом .


Выработать у педагогов личностно - ориентированную модель общения с детьмсформировать у них эмоциональную устойчивость


При общении педагога с ребенком следует использовать

тактические приемы:


игра «Выбери фразу»

    Извините, если я помешала….

    Я бы хотела…

    Вам будет интересно узнать…

    Я бы хотела еще раз услышать… .

    Мне представляется интересным то, что…

    Я пришла к такому выводу, что…

    Вы хотите …

    Давайте с вами быстро обсудим… .

    Как вы знаете…

    Хотя вам это и неизвестно…

    Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… .

    Вы, конечно, об этом еще не знаете…

    А у меня на этот счет другое мнение… .

    Конечно, вам уже известно…

    Я бы хотела… - Вы хотите…

  • Вероятно, вы об этом еще не слышали… - Вы, наверное, об этом слышали…

  • Вам будет интересно узнать…

    Мне представляется интересным то, что … - Вам будет интересно узнать…

  • Я пришла к такому выводу, что … - Думается, ваша проблема

    заключается в том, что…

  • Вы хотите …

    Думается, ваша проблема заключается в том, что…

    Как вы знаете…

    Хотя вам это и неизвестно… - Конечно, вам уже известно…

    Вы, конечно, об этом еще не знаете… - Как вы знаете…

    Конечно, вам уже известно…

    Вы, наверное, об этом слышали…

Куриленко Людмила Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 7 с.Кичкино
Населённый пункт: Ростовская область Заветинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коммуникативная компетентность воспитателей во взаимодействии с родителями
Дата публикации: 19.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 7 с. Кичкино

Семинар – практикум для воспитателей

Коммуникативная компетентность воспитателей

во взаимодействии с родителями

Составила:

воспитатель Л.В. Куриленко

с. Кичкино

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с

родителями.

Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

Помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного

общения с родителями;

Актуализация знаний педагогами основных задач принципов во взаимоотношениях с

родителями;

Ход семинара – практикума

Современная

дошкольного

образования

предъявляет

значительные

требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление

партнерских отношений с родителями. Без партнерства даже самый квалифицированный

использующий

современные

добьется

большого

Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей педагогической

деятельности.

педагоги

взаимодействии

родителями

преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями

сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему

дается тот или иной материал.

педагогов

обращение

родителей

претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации,

автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных,

пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все

благополучно.

воспитателя,

насторожит

родителя,

впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу,

накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна

быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые

меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка,

улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой

выслушать

родителя,

почувствовать

готовность

воспитателя

профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой

рассказать о результатах предпринятых мер.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность

дальнейшего

сотрудничества,

компетентность

воспитателя,

вызывает

недоверие. Поэтому, педагогу важно: вовремя осознать собственные ошибки и трудности,

направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное

на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.

И сегодня мы сегодня рассмотрим приемы общения между педагогами ДОУ и

родителями воспитанников. Что же нужно для этого сделать в первую очередь? Для начала

педагог должен преодолеть личностные барьеры (это характерно особенно начинающему

педагогу, если они имеются).

предлагаю

выполнить

помогающий

определить

затруднений у педагога в общении с родителями.

Самооценка затруднений в общении с родителями

Цель. Выявить наличие или отсутствие затруднений у педагога в общении с родителями.

Инструкция. Вам предлагаются суждения, касающиеся общения с родителями в

дошкольном учреждении. Если вы согласны с суждением, подчеркните ответ «да», если не

согласны

ответ «нет». Если какие-то суждения не можете оценить однозначно, обведите

их порядковый номер кружком.

1.Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения

детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка.

2.В общении с родителями нахожу индивидуальный подход, устанавливаю с ними

партнерские отношения.

3.Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных

педагогических силах.

4.Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их

чувства и поведение.

5. Владею техникой диалогового общения.

6.Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения

с родителями.

7.Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам

родителей.

8.Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в

активное обсуждение проблемы и пр.

9.Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными

знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) об-

щении с родителями.

10.Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу

общности интересов (родителей и педагогов).

Ключ к тесту

Суждения распределяются по двум группам.

Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (суждения № 2,3,4, 6, 7).

Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения № 1, 5,

Подсчитайте количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Два ответа «нет» и

более являются основанием выявленных затруднений, а именно: в гибкости вашего стиля

общения и умении сопереживать родителям или в умении использовать активные формы и

методы общения с родителями. Обведенные кружком ответы также могут рассматриваться

как скрытый запрос о помощи.

Если вы выявили наличие у себя затруднений в общении с родителями, то вам необходимо

повысить уровень своих знаний по речевой культуре педагога и изучить дополнительную

литературу по данной теме. Каждый человек общается с другими людьми, но у всех это

происходит по-разному. Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого

человека существует своя излюбленная манера общения - то, что обычно называют

стилем общения. Попробуйте определить свой стиль по тесту.

Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с

родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте

быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вопросы

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее

ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

информацией перед родителями?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до

последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях

воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников

дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого

поручения?

делиться

переживаниями

родителями

коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно

задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они

разговаривают на разных языках?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли

выполнить?

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в

том или ином сложном воспитательном вопросе?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания,

предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и

родителями?

собственные,

индивидуальные

критерии

семейного

воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем

провести устную консультацию?

Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще

некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и

окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует

коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В

основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на

родителей.

убеждены,

большинство

родителей - это

недовольные,

придирчивые

недостатки,

желающие

прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями

приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать

общительнее, контролируйте себя.

очков.

замкнуты,

неразговорчивы.

необходимость

контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас

сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и

бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в

большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего

характера.

Вспомните,

интересном

позволяет

находить общий язык с родителями.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете

себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством

родителей

«трудными»

родителями

стремитесь

общаться.

незнакомой

ситуации

выбираете

«присматривания».

Сложности

общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по

отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

очков.

нормальная

коммуникабельность.

убеждены,

родителем

выслушиваете

родителей,

достаточно

терпеливы

отстоять

навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями

не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать

контакты

поддержки.

многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с

родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в

центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают

детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы

вспыльчивы,

отходчивы.

недостает

терпения

столкновении

серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю,

быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях.

Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до

конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать.

Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями,

Вам следует задуматься над этим фактом.

менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны,

вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о

проблемах, в которых совершено, некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете

причиной

конфликтов,

родителей.

родителями,

грубоваты,

фамильярны.

отличает

необъективность,

обидчивость.

проблему

стремитесь

всеобщее

обсуждение.

Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря

на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит?

Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Строить и корректировать диалог взаимоотношений с семьей должны именно работники

ДОУ, педагоги, так как именно они получили специальное профессиональное образование

и являются примером подражания не только для воспитанников, но и их родителей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ЯВЛЯЮТСЯ:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на

котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с

родителями

требовательный

прекрасно

выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется

«моделью

воспитатель

выработает

конкретных

корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и

отношение

детскому

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,

общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и

пригодится

человеческое

педагогическое

воспитателя

успокоить

родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, никогда не повторяйте

поведение

тактичны

спокойны,

нелицеприятное поведение.

Упражнение "Выбери фразу"

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Раздаточный материал

Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите

стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от

"нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными

ответами:

"Неудачные" фразы:

"Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами

быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у

меня на этот счет другое мнение… ".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

3. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные

и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому

наставления

пропаганды

педагогических

принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы

взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее

желание помочь.

моментом

предупреждении

возникновения

проблемных

ситуаций

являются

установление

контакта

педагога

родителем,

ежедневное

информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других

источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может

носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно

только избегать формализма.

конфликтов

нежелание

родителей

контактировать

воспитателями. Как вы с вами знаем, родители бывают разные.

А.Я. Варга выделяет

четыре типа мам по характеру отношения к детям: спокойная

уравновешенная мама, тревожная, тоскливая, уверенная и властная. Как вы думаете, с

каким из всех типов легче всего найти общий язык?

Спокойная уравновешенная мама:

«С такой мамой легко общаться, она всегда

пойдет навстречу педагогу. Такой маме можно давать любые рекомендации».

тревожная

уверенность

собственном

воспитательном потенциале, дать понять, что воспитатель на ее стороне и готов

выслушать ее точку зрения. Но в тоже время необходимо внушить такой маме, что

благополучие ее ребенка, так же важно для воспитателя, как и для нее самой».

тоскливая

мама «Такой маме важно дать понять, что ребенок является для

женщины главной ценностью. Что бы ни происходило в жизни женщины, при умелом

подходе ребенок всегда будет нести большую радость, чем все другие моменты жизни»

уверенная

властная

мама «С этой мамой очень тяжело сотрудничать. Ее

уверенность

личность,

обратить

внимание на возможности и желания ребенка. Такую маму необходимо приглашать на

разнообразные

мероприятия,

проявить

сотрудничестве

воспитательным

родителями

возможности

ребенка, помочь понять, что ребенок не может быть идеальным. У него существуют

свои достоинства и недостатки».

4. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо

тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно

связанных

мероприятий.

подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж

учреждения в целом.

5. Динамичность

находиться

развития,

функционирования,

представлять

мобильную

реагировать

изменения

социального

родителей,

образовательные

потребности

воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления

работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы

слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже

если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою

собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я

бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны

нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу»

всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

выпытывайте.

задавать

родителям

касающиеся

педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание

между семьей и детским садом.

Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье,

доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием

гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в

общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с

родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Список литературы:

Апаткина Ю. М., Лопатина О. Г.

Задачи психолога в дошкольном учреждении

//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2008 -№ 2;

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ -

Кириллова

Психолого-педагогический

практикум

педагогами

"Предупреждение

разрешение

конфликтов

процессе

педагогического

взаимодействия

родителями

воспитанников

Справочник

старшего

воспитателя дошкольного учреждения -2011-№1;

Москалюк

Погонцева

Педагогика

взаимопонимания:

родителями / - 2-е изд. –Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество и свойство личности, в основе которого лежит реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, когнитивного и поведенческого компонентов.

Анализ компонентов коммуникативной компетентности позволил нам выделить критерии и показатели коммуникативной компетентности педагогов ДОУ: когнитивно — рефлексивный критерий включает в себя показатели: знание о сущности и роли коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями; мотивационный критерий включает показатели: понимание необходимости целенаправленного развития коммуникативной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию коммуникативной компетентности; эмоционально-поведенческий критерий включает в себя показатели: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие в общении.

На основе данных критериев были определены уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий, которые будут использованы при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Исследователи выделяют ряд проблем в сформированности коммуникативной компетентности в работе педагога с родителями и считают, что их возможно через целенаправленную методическую работу с педагогами при этом будут учитываться критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил, для проверки гипотезы, провести эксперимент, который проводился на базе МДОУ № 166 города Иркутска. В исследовании приняли участие педагогический коллектив – 10 человек и родители – 25 человек (выборка по 5 человек из каждой возрастной группы).

Целью констатирующего этапа было выявить особенности и уровень сформированности коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями.

Для изучения особенностей коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями были использованы следующие методики:

Методика 1. Анализ планов воспитательной работы старшего воспитателя.

Цель: проанализировать годовой план старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявить состояние интересующей нас проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения.

Методика 2. Анкетирование «Осознание педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями» (авторская).

Цель: выявить уровень осознания педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями.

Методика 3. Коммуникативная компетентность педагога, глазами родителей (авторская).

Цель: выявить проблемы в общение в системе «педагог», «родитель», оценить уровень коммуникативной компетентности педагогов с позиции родителей.

Методика 4. Методика оценки уровня общительности педагога (автор В.Ф. Ряховский).

Цель: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Диагностика коммуникативной компетентности показала, что уровень коммуникативной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на среднем уровне. К высокому уровню отнесли 30 % педагогов. К среднему уровню мы отнесли 60% педагогов. К низкому уровню мы отнесли 10% педагогов.

При проведении диагностики нами были выявлены следующие особенности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями: педагоги осознают необходимость повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями, считают, что необходимо формировать её целенаправленно, выделяют проблемы во взаимодействии с родителями, но часто не находят эффективные пути решения при взаимодействии с родителями.

Целью формирующего этапа являлось формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа:

Подготовительный этап

Цель: разработать план-программу работы методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

Основной этап «Формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями».

1 блок (когнитивно-рефлексивный).

Цель: формировать представления о сущности и значение коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями;

2 блок (мотивационный).

Цель: стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

3 блок (эмоционально-поведенческий)

Цель: стимулировать педагогов дошкольного образовательного учреждения решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом.

Заключительный этап

Цель: «Представление опыта коммуникативной компетентности в общении с родителями

Нами был разработан перспективный план-программа на год: с сентября по май. Всего было запланировано 10 встреч.

Основной этап состоял из трех блоков:

Первый блок был направлен на формирование представлений о сущности и значении коммуникативной компетентности. В рамках второго блока мы старались стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями. В рамках третьего блока , который был направлен на стимулирование педагогов решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом. Весь блок мы реализовали через практико-ориентированные занятия — тренинги.

По окончании был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить эффективность проведенной работы.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика в формировании коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждении в работе с родителями. С высоким уровнем коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 40% педагогов (ранее 20%), со средним уровнем формировании коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 60% педагогов (ранее 60%). Низкий уровень после формирующего эксперимента отсутствует.

На наш взгляд системная, поэтапная целенаправленная работа, а так же созданные условия: активное участие в методической работе: педагогов в семинарах-практикумах, тренингах, деловой игре; основой методической работы являются критерии коммуникативной компетентности педагогов ДОУ, что и подтвердило нашу гипотезу.

Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
«Коммуникативная
ДОУ,
как один из критериев профессионального мастерства»
компетентность
педагогов

способностей
Существующие тенденции в развитии образования во многом
связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению
педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к
профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и
самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием
становления компетентности. Именно педагог организует развивающую
образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того,
насколько он способен быть субъектом своего профессионального и
личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала
и
детей.
Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько
пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он
входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу:
его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с
людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой
достойный
подражания
В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и
ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах
обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный
образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и
воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные
изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому
личность педагога является одним из ключевых факторов развития
интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что
рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы
высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут
сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом
педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и
значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится
ответственность
за качество взаимодействия с дошколятами.
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):
личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый
образец
для

решения
методами
профессиональных
класс
задач.
формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
качествам специалиста (или к какой­то группе специалистов). В данном
понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.
Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):
1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в
заданной предметной области.
2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой­либо
области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным
Виды и уровни компетенций
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций.
­Учебно­познавательная компетенция – включает совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками
постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности
собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение
эффективно действовать в нестандартных ситуациях,
владение
эвристическими
проблем.
­Информационная компетенция – предполагает развитую способность
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и
транслировать
информацию.
­Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками
эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость
в использовании различных социальных ролей.К основным качествам,
обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят:
интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие
способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность,
наблюдательность.
Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой,
есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие
профессионализма личности и деятельности,
профессионально­
педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также
педагогический
профессионализм.
Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать
следующие компетенции, делающие его творчески активным участником
детьми:
взаимодействия
­Гуманная
позиция;
­Глубокое
образования;
­Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении
физического
малышей;
­Внимание
ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно­
развивающую и культурно­информационную образовательную среду;

индивидуальности

дошкольного
педагогическая
необходимую
духовного

понимание

здоровья
с

детского

готовность

администрацией
совершенствуемого
экспериментировать,
­Умение целенаправленно работать с современными педагогическими
технологиями,
внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию
личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.
Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий
уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой.
Педагогическая компетентность будет являться составляющей
педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями,
развитыми умениями и профессионально значимыми личностными
качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и
постоянно
искусства.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с
необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми,
разными по индивидуально­психологическими характеристиками,
родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус,
коллегами,
др.
Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы
становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной
компетентности необходимо разобраться в сущности данного
педагогического
процесса.
М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством
развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного
вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой
коммуникативной
компетентностью:
быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и
в
партнёре;
стремление понять другого человека в контексте требований конкретной
ситуации;
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное,
доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или
передать
партнёру;
большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно­психических
затрат
коммуникации;
умение эффективно общаться в разных статусно­ролевых позициях,
устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а
иногда
отношениям;
высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого
результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться
сложившимся
процессе
вопреки

стабильности
состава.

При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей
целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе
которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических
задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями:
включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста,
создание эмоционально­целостного фона, вариативное использование форм
сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и
расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного
образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий
информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической
деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных
умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости
коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной
компетентности
воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных
ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством
организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным
поведением коллег при воздействии с детьми,
их родителями,
администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их
основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ
способностей.
собственных
коммуникативных

Источники
1.http://pelikan.3nx.ru/viewtopic.php?t=300
2.http://parta1.com/blog/11937.html

Коммуникативная компетентность педагога
как условие социализации дошкольника

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (), «речевым актам» (), достижения «единства языка-речи» (). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью, и современными учеными рассматривается как лингвистически, психологически и методически организованная система отдельного индивида. В ней язык (система знаков) выступает средством, а речь как деятельность, как способы его употребления.

Вопросы коммуникативной компетентности педагогов в системе дошкольного образования оправданно становятся в настоящее время объектом научных исследований. Психолого-педагогические исследования разных направлений переориентированы на поиск подходов оптимизации, совершенствования культуры общения детей и взрослых в ДОУ.

Т. Хузеева, изучая проблему детской речевой агрессии, определяя уровни ее, перечисляют основные влияющие факторы: семейное воспитание, примеры агрессивного поведения, наблюдаемого ребенком с экрана, открытых эмоциональных напряжений, расстройств, срывов взрослых.

В системе подготовки специалистов, педагогического развития будущих воспитателей, Ю. Щербинина прямо называет многочисленные показатели негативных межличностных отношений молодежи с окружающими людьми, низкой культуры речи и поведения. В то время как именно под влиянием взрослых происходит вхождение ребенка в общество, усвоение культурных норм, ценностей.

убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов (, и др.). У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными с повышенным интересам к людям и их взаимоотношениям .

Очень ценна самооценка воспитателем своего взаимодействия с детьми, для чего может быть использована следующая памятка.

Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить.

1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами:

– как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?

– как часто добиваются Вашей оценки и одобрения?

– всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями?

2. Всегда ли Вы:

– отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда)?

– как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно)?

– увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение?

– какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки)?

– каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные)?

3. Нравитесь ли Вы детям:

– своим внешним видом, искусством вежливости ;

– радостным, счастливым, мягким выражением лица;

– доброжелательным, уважительным тоном речи;

– совместной игровой, продуктивной деятельностью.

Анализ психолого-педагогической литературы, встречи с педагогами ДОУ области, наблюдения разных моментов их педагогической деятельности, в том числе выступления перед педагогической, родительской аудиторией, участие на семинарских и практических занятиях в ходе курсов повышения квалификации позволяют констатировать нерадостную перспективу. В период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических коллективов ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой. Низкий уровень оплаты труда и высокий уровень ответственности перед родителями, обществом, бесспорно, накладывает отпечаток неудовлетворенности, угнетенного настроения педагога, что заключает в себе объективную причину.

Но есть и субъективные причины. Диагностика уровня коммуникативной компетенции не проводится, не учитывается она при аттестации воспитателя и назначении категории, не оценивается на уровне созданных условий для разви­тия ребенка и присвоения им социокультурной модели общения. Наметилась тенденция проявления педагогами отдельных её компонентов. Для значитель­ной части воспитателей характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Эмоциональный же фон проявляется в процессе создания и поддержания пози­тивного контакта во время фронтальных занятий, наблюдений объектов социу­ма. На личностное общение, в котором нуждается каждый, особенно тревожный или гиперактивный ребенок, времени отводится крайне мало, а именно эмоцио­нальность влияет на механизм мышления, памяти, внимания, становления чуткости и деликатности.

В зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Укоренился шаблонный стиль общения, упрощенность и трафаретность обращений и высказываний, что свидетельствует о низком качестве языковой структуры речи и возможностях коммуникативного влияния. Барьер непонимания, прежде всего в наличии явной не разделяемости логики и аргументов построения мыслей, бедном семантическом оформлении. Однообразие лексики, обилие штампов, не нужных заимствований, диалектизмов , не удачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, плеоназмов (лишних слов), к сожалению, имеют место даже в речи педагогов с высшей категорией.

Примеры утраты «хороших манер», откровенных записей обращений взрослых к ребенку, игнорирование условий выбора вариантов обращения к ребенку мы все чаще встречаем в статьях психологов и педагогов . В любом общении, тем более с детьми недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета – неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому. Статьи должны стать для каждого воспитателя путеводителем, настольной книгой .

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Фонетический компонент общения связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос, а главное оставшийся императивный тон речи в настоящее время характеризуют коммуникативную компетентность воспитателей.

Все выше перечисленные факты, без сомнения, тормозят развитие речи, становление культуры общения как основного показателя социальной зрелости дошкольника. Благополучное своевременное и полноценное детское развитие достигается только при наличии обязательной коммуникативной культуры взрослых, насущная потребность повышения которой столь очевидна.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, экспериментального изучения основ управления качеством образования, в процессе контрольно-аналитической детальности, руководителю следует серьезно повысить требования к своей коммуникативной компетенции и каждого педагога в отдельности.

Побудительная сила и мотивация, достижение и залог успеха в общении вытекают из природы самого человека и существующего фактора многогранных отношений в коллективе. Шкала отношений, аттракция определяются основами управленческого общения, психологический механизм которого в руках заведующей, заместителя, их личностного имиджа. Существующие психологические приемы расположения к себе людей: обращение к человеку с частым называнием его имени, контроль и «размягчение» собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов - комплиментов, признание и небольшое преувеличение трудового потенциала, стабильность убедительных и искренних интонаций - все это основы коммуникативной компетентности, высокого профессионального уровня руководителя современного ДОУ.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Остановимся на опыте педагогического коллектива ЦРР - ДОУ № 45 г. Ульяновска Результаты многолетнего исследования проблемы этического раз­вития детей убеждают в важности следующих средств повышения коммуника­тивной культуры педагогов. Двухлетний методологический семинар «Живая этика», постоянно действующий семинар-практикум «Культура слова», тренинг «Актерское мастерство», деловые игры и др. определили систему работы с пед­коллективом. Цель их - снятие телесных зажимов, активизация эмоциональной сферы личности, актуализация умений, знаний по выходу из примитивного, бытового лексиче­ского взаимодействия педагогов, особенно педагогов с низким и средним уров­нем развития названных качеств. В ходе психологического тренинга, деловой игры ярко заявляет ядро собственного гуманитарно-целостного новообразования, что позволяет педагогу более результативно осуществлять общие задачи гармоничного воспитания детей.

Ценны усилия воспитателя и руководителя, направленные на глубокий анализ наблюдаемых занятий или их видеоряда, разнообразных моментов общения с детьми. Важны оценки субъекта как носителя компетентности, стилевые особенности партнерского, личностно-ориентированного взаимодействия, что повышает уровень рефлексии собственной педагогической деятельности.

Литература

1. Голикова по развитию общения педагогов [Текст] / , : Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.

2. Иванова разрешения противоречий между потенциалом семьи и ДОУ в вопросах социализации личности ребенка-дошкольника [Текст] / // Дошкольник. Образование. Социум: Методические рекомендации под ред. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - С.3-7.

4. Силакова присвоения дошкольниками социокультурной модели общения [Текст] / // Социализация. Образование. Ребенок: Материалы научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГПУ.- 2009.- С. 125-130.

5. Смирнова коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста [Текст] / // Воспитатель№ 1. - С. 58-65

6. Смирнова дети [Текст] / , // Дошкольное воспитание№ 4.- С.63-71.

7. Ушачева уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ [Текст] / // Управление ДОУ№ 4. - С. 29-33.

8. Формановская этикет и вежливость. [Текст] / // Дошкольное воспитание№№ 1-10.

9. Щербинина Ю. «Слово ласковое - мастер дивных див». [Текст] / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание№ 5. - С. 40-46