Что такое парадигма? Парадигма научная.

Парадигма – это фундаментальная концепция, принятая в конкретном научном сообществе, в определенной области знания.

Что такое научная парадигма

Впервые, определение парадигмы в науку философию было введено Т.Куном – американским научным историком. Именно он обратил внимание на смену научных парадигм в истории науки. Научная парадигма – это сочетание достижений науки признаваемых научным сообществом, в определенный временной период, что в дальнейшем послужит образцом для новых исследований. Примерами научной парадигмы являются: Электродинамика Максвелла, астрономия Птолемея, механика Ньютона и многое другое.

В исследуемой области парадигма всегда обеспечивает себе общественное признание. Её создатели со своими уникальными опытами, в будущем всегда появляются на страницах учебников и пособий, по которым усваивается данная наука. Новая парадигма всегда задает определенную картинку мира, показывая всем проблемы со смыслом и решением.

Все что не попадает в очерченный ею круг, с точки зрения её приверженцев, не заслуживает рассмотрения. Парадигма всегда привязана к своим научным исследователям, а также к сообществу в целом, так как является научным субъектом деятельности.

Т.С.Кун в своих работах отмечает и другие понятия того, что такое парадигма, отображающие её суть, а также уточняющие и дополняющие основное понятие. В частности « дисциплинарная матрица» о которой Кун часто говорит в своих работах, а именно объединенные филосовско-методологические предпосылки в конкретной научной дисциплине. Эти предпосылки обеспечивают способ, который постепенно формулируется только с помощью совместной деятельности ученых конкретного объединения.

Объясняя понятие «дисциплинарная матрица» - Кун имеет в виду совокупность предписаний и элементов норм, которые предъявляются в целом ко всей научной деятельности ученого, что можно считать образцом или штампом. Он выделяет в ней следующие компоненты:

  • Метафизические части в парадигме – это модели начиная от онтологических и заканчивая эвристическими, которые обеспечивают аналогами и метафорами всех ученых данной группы, помогая выявить проблемные вопросы и способы их решения.
  • Формализованные предписания, а именно тематические и логические формулы которые выступают в виде определений или законов в данной области знаний.
  • Ценности – это основы, благодаря которым происходит единство в конкретном научном сообществе.

Научное сообщество – это группа ученых, принимающих общую парадигму, которая раскрывает механизм преобразования науки.

Что такое парадигма образования

На данном этапе времени происходит смена парадигм: человек вооруженный знаниями сменяется человеком способным саморазвиваться, мыслить творчески и активно, а также постоянно физически и интеллектуально самосовершенствоваться.

Большинство педагогов твердо убеждены что объем учебного материала который передается учащимся должен соответствовать их предшествующей подготовки, а также умственным и возрастным способностям. Чтобы достигнуть более высокого уровня развития, ученику необходимо мобилизовать свои силы. Ведь обеспечить себе максимальный уровень подготовки, можно только скооперировав свои способности и силы для овладения знаниями.

Дидактика традиционно считает, что путь от частного к общему, способен формировать у учащихся определенные взгляды и убеждения. Хотя педагогическая практика показывает более вероятную и эффективную возможность в формировании понятий у учеников – от абстрактного к конкретному, что обеспечивает более эффективное формирование мышления.

Термин «парадигма» происходит от древнегреческого слова «paradeigma», которое переводится как «пример, модель, образец». Существуют парадигмы абсолютные, научные, государственные, личные и общепринятые. В данной статье анализируется понятие «научная парадигма». Это понятие было введено в литературу в 1960-е годы американским философом и историком науки Т. Куном.

Научная парадигма это система нескольких фундаментальных теорий, которые в течение некоторого времени направляют развитие человеческой науки. Примерами таких теорий являются астрономия Птолемея, механика Ньютона, геометрия Евклида, теория эволюции Дарвина, теория атома Бора, теория относительности Эйнштейна и др. Подобные универсальные теории создаются талантливыми учёными, которые с их помощью доступно для всех образованных людей объясняют ранее непонятные явления окружающего мира. Проверенные практикой теории закрепляются в научных статьях, рефератах, диссертациях, научно-популярных изданиях, а затем вносятся в учебники всех уровней. Таким способом новая научная идеология – парадигма - распространяется и закрепляется в сознании людей. На протяжении какого-то времени она определяет круг наиболее важных для современной науки проблем и способы их решения. Все вопросы, не попадающие в сферу господствующей парадигмы, объявляются несущественными и рассмотрению не подлежат.

Любая научная парадигма зависит от уровня развития общества: низкий уровень общественного сознания не примет научную парадигму, разработанную мыслителем, опередившим своё время. Примером тому являются судьбы сербского электро- и радиотехника Н.Теслы (1856-1943) и русского учёного-космиста К.Э. Циолковского (1957-1935). Если же научная парадигма соответствует уровню развития общественного сознания, её признаёт большинство учёных, и тогда она становится официальной научной идеологией, объединяющей вокруг себя основную массу исследователей.

В каждом конкретном обществе существует только одна научная парадигма, которую принимают, развивают и защищают практически все входящие в научное сообщество учёные. Люди, которые по каким-либо причинам начинают исследовать несущественные, на взгляд научного сообщества, вопросы, как правило, теряют материальную поддержку государства и становятся в науке изгоями.

Современная научная парадигма

Существующая в настоящее время научная парадигма основывается на глобальных теоретических исследованиях выдающихся для своего времени философов и учёных – Юрия Лотмана (1922-1993), Барри Смита (р.1950), Чарльза Дарвина (1809-1882), Ивана Павлова (1849-1936) Нильса Бора (1985-1962), Альберта Эйнштейна (1879-1955) и многих других. В её основе лежат следующие основные идеологические принципы:

· Материя первична, сознание вторично.

· Мир познаваем.

· Вселенная и жизнь никем не созданы. Они возникли в результате случайного стечения обстоятельств.

· Физическая материя – единственная форма существования живой и неживой природы.

· Жизнь – уникальное явление, которое существует только на Земле.

· Человек произошёл от обезьяны.

Развитие человеческого знания

Человеческое общество развивается этапами. На каждом из этих этапов человек сталкивается с непонятными явлениями окружающего мира, изучает их и пытается объяснить. Попытки такого изучения и объяснения природы и общества могут основываться на донаучном, научном и вненаучном мировоззрениях.

Донаучный этап общественного развития включает в себя периоды донаучный и преднаучный, которые существовали на этапе первобытного общества. Донаучные знания о мире обычно отражаются в мифологии, которая объединяет в себе реальные знания и сказочные, нереальные попытки их интерпретации. На этапе донауки мир расчленён на физический и потусторонний. Между этими мирами существует тесная связь: человек может путешествовать как по земле, так и по уровням и пространствам потустороннего мира, где встречается с умершими предками, получает недоступные на земле знания и применяет их в земной практике. На этом этапе идёт сбор информации, её накопление и сохранение. Наука как таковая не существует.

Преднаучный этап – эпоха древних цивилизаций (Месопотамия; Древние Египет, Китай, Индия; античный мир). Накопленные и сохранённые к этому времени знания достигают значительного объёма, жизненный опыт человечества также достаточно велик; наступает момент, когда информация должна быть «разложена по полочкам» и обдуманна. Зарождаются и начинают развиваться научные дисциплины, и первой из них становится философия.

Вскоре от философии отпочковываются – медицина, математика, астрология и некоторые другие дисциплины. Преднаука ещё связана с религиозно-мифологическим мировоззрением, она не является самостоятельной и имеет прикладной характер, то есть развивается только в интересах практической деятельности человека. В этот период знания превращаются в предмет поклонения и становятся монополией жрецов. Реальные знания о мире смешиваются с магией и приобретают сакральный (тайный) характер.

Колыбелью современной науки считаются Древняя Греция, особенно этап её наивысшего развития (6-4 века до нашей эры), а также Древний Рим (Ш век до н. э. – 1 век н.э.). Греки заимствовали знания у египтян, вавилонян, учёных Древней Индии. Это позволило им обобщить огромный объём информации, систематизировать его и приступить к поискам научных доказательств. Не случайно именно в Древней Греции появились термины – лемма, теорема, аксиома.

Однако перейти к научному интерпретированию знаний античные учёные не смогли. Вплоть до ХУП века в преднаучном знании эксперимент и практический опыт не признавались и, за редким исключением, не использовались. Человеческие чувства и основанные на них представления считались грубой формой познания. Учёные опирались прежде всего на интуицию и божественное откровение, под которым мы понимаем сегодня связь с Информационным Полем Земли.

Кроме того, не было ещё чёткого разделения знаний по конкретным наукам, одно и то же явление изучалось и объяснялось с позиции нескольких дисциплин. В отличие от донаучного периода античная преднаука не связывала свои исследования с практической деятельностью человека, поэтому получаемые ею знания не проверялись на практике. В науке всё ещё преобладал интерес к государству, политике и праву.

Наука как одна из форм общественного сознания начала формироваться в эпоху Возрождения (ХУ1 век) и окончательно сложилась на протяжении ХУП века. У её истоков лежат труды английского философа-материалиста Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и английского математика, физика и астронома Исаака Ньютона (1643-1727).

К этому времени научная работа постепенно превращается в профессиональную деятельность, в обществе возникает и начинает быстро расти слой научной интеллигенции. Латынь перестаёт считаться научным языком, её место занимают национальные языки. Основой любой исследовательской деятельности становится эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические положения. И только эксперимент теперь считается мерилом правильности сделанных выводов.

В отличие от сакрального знания преднауки, все полученные знания достаточно широко распространяются среди образованной части общества. Кульминацией этого стремления к популяризации научного знания становится знаменитая «Энциклопедия», составленная и опубликованная французскими просветителями во второй половине ХУШ века (1751-1780). Этот труд собрал воедино всё знание, накопленное человечеством к тому времени.

Начиная с середины ХХ столетия, скорость научно-технического развития человеческой цивилизации по сравнению с предшествующими периодами резко возросла, а за последние 60 лет наука совершила настоящий прорыв в ряде областей научного знания. Возникли и начали быстро развиваться новые научные отрасли. В одной только физической науке их множество: астрофизика, математическая физика, медицинская физика, квантовая физика, физика плазмы…

В короткие сроки учёным удалось значительно расширить диапазон знаний о Космосе (открытие пульсаров и нейтронных звёзд, подтверждение существования антивещества, тёмной материи и тёмной энергии). Быстро совершенствуются методы изучения Вселенной (полёт человека на Луну, создание космических орбитальных и межпланетных станций).

Благодаря научным открытиям, совершён рывок в развитии и совершенствовании системы получения и обработки информации (Интернет, флешь-память). Впечатляют успехи науки в области связи (сотовый и видеотелефоны), в медицине (пересадка сердца и создание его искусственного заменителя, открытие эмбриональных стволовых клеток), в быту и сфере отдыха.

Однако в настоящее время земная наука столкнулась с целым рядом проблем, исследовать и объяснить которые на базе существующей сегодня научной парадигмы она не может. Как образовалась ячеистая структура Вселенной? Что такое «тёмная материя» и «тёмная энергия»? Существуют ли в действительности торсионные поля? Какова природа эфира? Научно обоснованных ответов на эти вопросы нет.

Вненаучное знание – это такой вид научной деятельности, в процессе которого учёные для получения новой информации используют не только методы и средства, допускаемые существующей в данный момент научной парадигмой, но и запрещённые ею возможности.

Вненаучное знание стремится изучать мир всеми доступными для человека способами. Так, в настоящее время основой любого академического исследования считается научный эксперимент с последующим наблюдением за полученными результатами. Учёный должен увидеть и потрогать руками результаты своего исследования. Но явления Тонкого Мира (ауру человека, биополя животных и растений) рядовой исследователь ни увидеть, ни потрогать не может, поэтому ясновидение, яснослышание и другие формы более развитого сознания в качестве методов исследования современной научной парадигмой запрещены.

Однако эти методы на практике всё активнее доказывают свою научную состоятельность, поскольку их исследования и выводы, при наличии специальной аппаратуры, подтверждаются самой же академической наукой. И нужно сказать, что техническое оснащение современного знания достигло такого высокого уровня, что позволяет приступить к исследованию ранее недоступных для человека уровней материального и нематериального мира.

Наиболее передовые представители академического сообщества начинают понимать необходимость объединения методов академического знания (научный эксперимент, наблюдение) с возможностями вненаучных способов исследования при условии чёткого контроля за полученными результатами с помощью новейшей аппаратуры.

Одновременно, учёные - энтузиасты убеждаются, что современная наука должна изучить весь предшествующий опыт человечества, объединяемый сегодня термином «Древние Знания », и активно использовать его в научном изучении мира, так как многие сведения этого ранее утерянного пласта информации начинают подтверждаться на практике.

Всё это вызывает резкий протест со стороны защитников существующей ныне научной парадигмы, и протест этот часто принимает формы открытой борьбы. Однако эволюционное развитие природы и человеческого общества остановить невозможно, поэтому в недрах старой академической науки сегодня формируется новая научная парадигма, базовым принципом которой должно стать единство эксперимента и вненаучных способов получения информации.

Продолжение следует.

Древним грекам мы обязаны изобретению философской категории «парадигма». Это понятие изначально может характеризоваться как принадлежащее одновременно к двум частям речи. Его можно трактовать и как имя существительное по типу «модель» или «пример», и как глагол, переводящийся как «сравнивать».

Древние и средневековые философы парадигмой называли некую сферу вечных и первичных идей, являющихся источником творчества для демиурга (бога).

Определение парадигмы

Научно-философская категория парадигмы изначально предполагает целостную систему интуитивного ориентирования. Очевидно, что, осуществляя созидательную и познавательную деятельность, человеку следует действовать не огульно, а исходя из определенных принципов.

Крайне рационально с точки зрения науки, «не изобретая велосипед», изначально брать на вооружение наработанную ею систему открытий, технологий, позволяющих идти дальше и дальше самым коротким и, соответственно, самым эффективным путем.

Парадигма как раз и является теми оптимальными исходными теоретическими условиями, стартуя с которых, научное познание имеет наилучшие перспективы. Это обеспечивается благодаря активной роли актуальной парадигмы в качестве обратной связи.

Эта обратная связь реализуется путем оптимизации возможных направлений поиска ученого. Тот сообразует их с имеющейся на текущий момент фундаментальной теоретической базой - как явной, так и неявной. Иными словами - он опирается на парадигму как на исходные условия.

Очевидно, что качественная парадигма - это глобальная теоретическая разработка, максимально дружественная и адаптированная к гносеологии человеческого познания и, соответственно, коррелирующаяся с актуальным отрезком эволюции человечества. Определенная парадигма «работает» на том временном промежутке, где она соответствует нормальной науке (это понятие мы рассмотрим ниже). Таким образом, философия употребления данного понятия изначально имеет определенные границы.

Парадоксально человеческое познание. Периоды застоя вдруг переходят в наработку нового инструментария и теоретической базы. Соответственно, не является удивительным, что за десятилетие до начала эры научно-технической революции (начало 70-х гг.) категория «парадигма» нашла свое приоритетное употребление в общенаучной философии, а также социологии.

Подводя итог нашим рассуждениям о феномене парадигмы, ограничимся компактным определением: парадигма - это некий существующий в определенное оговоренное время исходный теоретический базис, состоящий из актуальных теорий, идей, взглядов. Его зрелость и адекватность принимается во внимание при определении концептуальной рабочей схемы первостепенных научных проблем, берущихся в текущее разрешение.

Томас Кун и его теория развития

Первым употребил понятие парадигмы в современном его контексте калифорнийский профессор Томас Сэмюэл Кун. Изучая исторически научное знание как процесс, ученый показал неравномерный, скачкообразный характер его развития.

В своей наиболее выдающейся научной работе «Структура научных революций» (1962 г.) ученый определил явление прогресса как эпистемологическую (приближенную к сфере науки) смену парадигм. Каждая парадигма - это, по мнению Куна, понятие, предполагающее определенную цикличность - от этапа ее принятия до замены.

С этой точки зрения куновская теория научных революций определяет вполне стандартные классические этапы развития усредненной абстрагированной научной дисциплины:

Предшествующий парадигме;

Функциональности парадигмы;

Кризиса парадигмы (кризиса нормальной науки);

Смена парадигмы путем научной революции.

В теории Куна важную роль играет понятие нормальной науки. Охарактеризовать же ее можно как устойчиво развивающуюся, имеющую достойную теоретическую проработку. Она имеет место тогда, когда все происходящие явления находят исчерпывающее толкование в рамках парадигмы - официальных научных теорий, которые определяют научно-технический прогресс (НТП).

Обобщение теории Куна - взгляд на парадигмы развития

На данном этапе повествования обратим ваше внимание на возникшее обобщение теории Куна. По умолчанию все научное сообщество автоматически перенесло совершенный научный инструментарий куновского феномена научно-технического прогресса к другим частным направлениям социального прогресса. Таким образом оформилась всеобщая парадигма развития, сформулированная Куном.

Ее суть: диалектическое отрицание старой парадигмы парадигмой новой путем постоянного увеличения области познания и социальной практики.

Поясним шире. Общество развивается, одновременно накапливая различный опыт деятельности людей во многих сферах. Для каждой такой области ведущие ее специалисты (и это закономерно) формулируют свою парадигму. На каждую из них уже по умолчанию переносится инструментарий теории парадигм, разработанный Куном. Причем цикличность ее существования также подлежит закономерностям, обоснованным ученым-калифорнийцем.

Основные парадигмы, таким образом, свойственны для всех сфер жизни общества и они чувствительных к прогрессу. Теория калифорнийского ученого оказалась востребованной не только наукой, но и социальной сферой, сферой культуры, образования и т. д.

Аномалии сферы познания. Жизненный цикл научной парадигмы

Возвратимся в наших рассуждениях опять к более частному понятию - парадигме научной. При этом соблюдем классический принцип умозаключений - логических переходов от частного к общему и наоборот, а также переходов от рассмотрения статики процесса к рассмотрению его динамики.

Со временем в любой науке неизменно наблюдается рост аномальных явлений, т. е. таких, которые не находят подходящего толкования при помощи официального научного инструментария.

Научная дисциплина входит в свой кризис при критическом накоплении не находящих объяснения аномалий. Их на данном этапе либо относят к игнорируемым допустимым ошибкам, либо они принципиально игнорируются и официально замалчиваются.

Очевидно, что в таком случае научная парадигма (это же можно сказать и обо всех других) входит в стадию кризиса.

Обычно смена парадигм определяется заменой поколений ученых, где «новая волна» теоретиков становится приверженцами более прогрессивной теории. Об этом свидетельствует исторический опыт:

Таким образом в космологии новая парадигма - коперниковская схема - заменила птолемеевскую;

Ньютону удалось сформулировать и обосновать свою механическую концепцию мироздания;

Релятивистская теория Эйнштейна вместила в себя как подмножество Максвелловскую электромагнитную теорию;

Квантовая физика вместила в себя как подмножество механику квантовую.

Смена поколений ученых, таким образом, - важный момент социологического аспекта парадигмы. Суть его заключается в охвате ею определенной части научного сообщества. Таким образом, научная парадигма предполагает определенный субъективизм, поскольку она объединяет ученых, согласных с нею.

Парадигма научная в широком смысле предполагает три аспекта своего толкования:

Парадигма как рациональная картина мироздания;

Парадигма как действующая система теорий, объединяющая специалистов и отличающая определенное научное сообщество;

Парадигма как своеобразный алгоритм, технологическая карта решения стандартных научных задач.

Парадигмы и жизнь общества. Выборочный обзор

Рассмотренная выше общая характеристика парадигмы научной представляет собой неплохой прецедент для дальнейших обобщений. Вспомним, мы уже говорили о том, что все сферы жизни общества чувствительны к прогрессу. В дальнейшем нашем изложении мы презентуем нашим читателям некоторые основные парадигмы различных сфер:

Парадигмы, действующие в социологии;

Парадигмы образования (общий способ передачи человеческого знания);

Парадигмы программирования (частный пример научного знания);

Парадигмы культуры (как феномена жизни общества);

Социальные парадигмы (формирующие отношение человека к обществу).

Социологические парадигмы

Заботой ученых-социологов является постоянный поиск актуального инструментария методологии, отражающего такое многогранное и динамичное явление, как социальная реальность.

Парадигмы социологии, таким образом, достаточно многочисленны. Поэтому мы представим лишь их классификацию (объединение в метапарадигмы):

- Позитивистская метапарадигма (марксизм, позитивизм, веберианство) рассматривает процесс развития общества как линейный и поступательный. Само же общество выступает как социальный организм, абстрагированный от людей. Идеологи парадигм позитивизма - Маркс, Дюркгейм, Спенсер.

- Интерпретативная метапарадигма (неомарксизм, неопозитивизм, неовеберианство, теории конфликта) предполагает нелинейность развития общества и диалектику социальных общностей. Основные парадигмы сформулированы Коллинзом, Мертоном, Козером.

- Интегральная метапарадигма (философия культурного плюрализма и интегрального использования каналов познания). Предполагает интегрирование самых различных парадигм. Идеологи метапарадигмы - Парсонс, Сорокин.

- Рефлексивная метапарадигма (общество анализируется одновременно институциально и с точки зрения человеческого фактора). В ее рамках социум глобализируется и унифицируется. Идеологи парадигм - Гидденс, Розенау.

- Метапарадигма постмодерна представляет общество управляемым хаосом. Сам же социум имеет тенденцию к десоциализации и склонен к саморазвитию. Основные парадигмы созданы Бодрияром, Лио - Тардом, Лашем.

Парадигма социальная

Социальная парадигма, как никакая другая, связана с психологией человека и типом его социальной активности. Поэтому она наилучшим образом рассмотрена именно в работах ученых - психологов (Выготского, Фуко, проч.).

В значительной мере социальную парадигму формирует среда, где человек живет. Очевидно, что только от самого человека зависит выбор «своей» социальной парадигмы: выживание или развитие, сотрудничество или эгоизм, конфликт или толерантность, следование либо нигилизм, выбор сферы деятельности, идентификация себя в семье и проч.

Перспективным путем для оптимизации социальной парадигмы человека является приобретение им навыков трансформации вызовов общества из категории проблем в категорию задач. Соответственно, важны и навыки последовательного преодоления таких задач. Таким образом человек становится социально активным.

Восемь парадигм образования

Развитие общества предполагает различные парадигмы образования. Охарактеризуем наиболее распространенные среди них.

Парадигмы программирования

Программирование как феномен, позволяющий согласно задачам, поставленным человеком, автоматизировать различные процессы его цивилизационной деятельности, в своем развитии прошел этапы, которые определяют четыре парадигмы:

Декларативная (машинные языки: GPSS, Prolog);

Императивная (алгоритмические языки: Fortran, Basic, Pascal);

Функциональная (языки функционального программирования: Haskell, Standard ML);

Объектно-ориентированная (объектно-ориентированные языки программирования C++; Ruby, Python, PHP);

Очевидно, что современная парадигма - понятие относительное. Ведь круг задач, стоящих перед программистами, постоянно усложняется, соответственно, наращивается и его аномальность. Парадигмы заменяют одна другую. С какой же из них, собственно говоря, программирование начиналось?

С декларативной. Эта парадигма предполагала использование машинных языков и псевдокодов. С их помощью организовывалась последовательность команд. Изменяя входные данные, программисты манипулировали выходными.

Императивная парадигма ввела дополнительно в свою компетенцию решение нелинейных многовариантных и цикличных задач. Принципиальным моментом в императивной парадигме является составление программистом алгоритма.

Функциональная парадигма исходит из условного представления программы как совокупности функций («черных ящиков»). Причем каждый из них получает свои входные данные (как из внешней среды, так и с других «ящиков». Между собой они скомбинированы таким образом, что выходные «черные ящики», соответственно, генерируют выходную информацию с требуемыми параметрами.

Наивысшей степенью развития парадигмы программирования является объектно-ориентированная парадигма (ООП). Также имеет определенный уровень абстракции. Она позволяет программисту группировать подобные задачи в классы.

Выгода налицо. Изменив код лишь в одном месте, программист обновляет весь алгоритм! ООП оперирует с понятиями класса и объекта. Как они соотносятся? Поясним на примере. Если класс - это комплекс полной проектной документации по строительству дома, то объектом представляется сам дом. Т. е., возвращаясь к процессу программирования, обозначим, что класс представится как полный набор формальных правил для реализации родственных задач программирования, а объект - как конкретная их реализация.

Очевидно, что, имея под рукой мощный инструментарий, показанный нами «строитель-программист» окажется на несколько порядков эффективней, чем программист, действующий в рамках императивной парадигмы.

Актуальные парадигмы культуры

Культура - как феномен, возникающий и развивающийся в обществе - подвержена эволюции своего толкования обществом. Исходя из вышесказанного, исторически корректно выделить три наиболее общие парадигмы культуры: сначала - «высокая культура», затем - «кульура как репрессия» и, наконец, «культура - образ жизни».

Все они возникли в период новейшей истории.

Первую парадигму генерировала немецкая литература XIX века. Ее основоположниками считают писателей О. Шпенглера, М. Шеллера, Тенниса. Они исходили из религиозных воззрений на природу человека - существа падшего, но одаренного «божьей искрой». Соответственно (по их воззрениям), и деятельность человека двояка, ее обуславливают два антагонистичных стимула: низший - цивилизация и высший - культура.

С одной стороны, цивилизация обуславливает его трудовую активность по созданию вещей утилитарного характера. С другой, культура стимулирует творить произведения человеческого гения: гармоничные, прекрасные, концептуальные. Таким образом, парадигма высокой культуры подразумевает изначальный конфликт категорий «цивилизация» и «культура».

Созданию второй - репрессивной парадигмы - мы обязаны философу З. Фрейду. Его точка зрения основывается на противопоставлении культуры как феномена общественного и индивидуальной природы человека.

Последнему внутренне присуща некая природная психическая инстанция - Ego, выражающая его природу, инстинкты. Именно на нее с целью «окультуривания человека» активно воздействует общество. Цель такого воздействия - унификация огромного количества Ego к внеприродной усредненной обществом психической инстанции - Super Ego.

Инстинкты человека насильственно изменяются путем сублимации (перевода в формы, «одобренные» обществом). Инструментом же такого трансформирования служит культура, репрессирующая эти инстинкты, подменяющая их на «эрзацы». Например, именно культура, по мнению Фрейда, заставляет выражать человека страсть в поэзии, живописи. Таким образом, Фрейд в основе своей парадигмы культуры положил отношение к ней человека.

Третью парадигму называют также парадигмой социокультурных институтов - самостоятельных компонентов, определяющих образ жизни. Каждый из них основан на определенных, выработанных обществом обычаях, традициях, ритуалах. Вспомним японскую пословицу, приведенную В. Пелевиным в романе «Т»: «Человека от животного отличают традиции». Таким образом, институциальный взгляд на культуру предполагает активную категорию «образ жизни», благодаря которой люди представляются некими носителями культуры.

Вместо заключения

При подведении итогов обзора некоторых основных парадигм напрашивается вывод об их актуальности. В самом деле, динамичный человек, находясь в определенной области познания либо деятельности, во-первых, должен сообразовать себя с ней, адекватно оценить возможные направления своей активности.

Осуществляя вышеупомянутую привязку к социуму, ему следует правильно представлять действующие парадигмы в этой области.

Важно ли это? В настоящее время - сверхважно. Проблема заключается в том, что в современном информационном обществе существует определенная практика: параллельно с основной парадигмой, как правило, существуют несколько «легенд», раздутых СМИ и рекламой. Человеку может очень дорого стоить ошибка в выборе парадигмы.

Вопрос №48

Понятие парадигмы и ее роль в развитии науки.
Научное сообщество и профессионализм в науке

Paradeigma : (para - подле, возле, против, почти, deigma - образец, пример, проба) в переводе с греческого означает - то, что возле образца, почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец .

В 1960-е гг. новое звучание этому понятию придал американский физик и историк науки Томас Кун , автор книги "Структура научных революций" (1962), ставшей философским и социологическим бестселлером. Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке возник из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди обществоведов относительно фундаментальных принципов, на которых зиждилась их наука. Совсем иначе обстоят дела в естественных науках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли обладают более четкими и точными решениями, чем психологи, антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных споров по фундаментальным проблемам.
Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы как концептуальной схемы, которая признается членами научного сообщества в качестве основы их исследовательской деятельности и с этой позиции пересмотрел всю историю европейских наук.
Кун пишет: "Под парадигмами я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу" . Парадигма определяет видение мира учеными, их картину мира, методы познания и характер выбираемых проблем.
Периоды смены парадигм Кун назвал научными революциями .
По Куну, различные парадигмы несоизмеримы и непереводимы: ученые, принимающие разные парадигмы, как бы живут в различных мирах. Приверженность к специфическим парадигмам необходимая предпосылка любого серьезного научного дела.
Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения мощным катализатором научного прогресса.

Томас Сэмюэл Кун (1922-1996) - американский историк и философ науки. Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция - это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

Парадигма - это совокупность научных взглядов и понятий, идей, которые на определенном историческом этапе развития науки принимаются представителями научного общества как истинные и которые используются для научных исследований, выдвижения гипотез и решения задач , возникающих в процессе опровержения, либо же доказательства научных гипотез, что, в результате, приводит к - смене парадигмы науки - научной революции.

Парадигма - это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов . Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования, принятых, как правило, в научном сообществе в определенный исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества .

Понятие парадигмы и научной революции по Томасу Куну

Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы. Деятельность ученых в допарадигмальный период развития науки менее систематична и подвержена многим случайностям. Когда создается новая парадигма, прежние школы постепенно исчезают. Часто при создании новой парадигмы возникают новые журналы, требования о новых курсах в университетах, и новая парадигма укрепляется, если лучше, чем старые, разрешает вопросы науки.

Нормальная наука — стадия развития научного знания, на кот. в основном осуществляются накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения решения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно. Решение вопросов в парадигме происходит по жестким правилам-предписаниям, и т. о. нет нацеленности на принципиально новое знание. Нормальная наука - это исследования, прочно опирающиеся на прошлые научные достижения, которые уже признаны научным сообществом "как основа для его дальнейшей практической деятельности".

Цель нормальной науки ни в коей мере не требует предсказания новых видов явлений: явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. Нормальная наука характеризуется кумулятивным накоплением знаний, то есть прибавлением новых знаний к старым. Даже частичного разрушения предшествующих знаний в нормальной науке не происходит. Нормальная наука никогда не сталкивается с контрпримерами, они появляются только во время кризиса.

Кризис - есть осознание аномалии.Это долгий процесс, требует осознания сообществом процесса возрастания неопределенности и уменьшения пригодности старой системы. Пример: астрономы 13 века понимали нарастающий хаос системы Птолемея. Открытия начинаются с осознания аномалий, т. е. с установления, того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания. Это приводит к расширению исследований в области аномалии. Аномалия может проявиться только на фоне парадигмы. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором для обнаружения аномалии она выступает. Как и в производстве, в науке смена инструментов (парадигм) — это крайняя мера, которая применяется только при возникновении серьезных системных кризисов.

Экстраординарная наука — наука на стадии острого кризиса, когда аномалия ее развития становится слишком явной и признается большинством исследователей в данной области. Возможные исходы кризиса:

1) нормальная наука может доказать свою способность разрешить проблему, породившую кризис"
2) большинством ученых признается, что проблема в ближайшей перспективе вообще не может найти своего решения и она как бы оставляется в наследство будущему поколению;
3) появляется новый претендент на роль парадигмы, и разворачи-вается борьба за «престол».

Новая парадигма может возникать (по крайней мере в зародыше) до того, как кризис зашел слишком далеко или был явно осознан, а может через долгое время после осознания кризиса, тогда увеличение обращений за помощью к философии, бурное выражение недовольства состоянием дел, рефлексия фундаментальных положений науки — симптомы перехода от нормальной науки к экстраординарной.

Научная революция — это некумулятивные эпизоды развития науки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой. (похоже на социальную рев.) Критика позитивизма Куном
1. движение познания не поступательное. Потому что в науке нет новизны ради новизны.
2. абсолютного знания в принципе нет.

Перестройка оснований науки, обусловленная ростом научного знания, может осуществляться в двух разновидностях:
а) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования;
б) как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания.

В истории естествознания можно обнаружить образцы обеих ситуаций интенсивного роста знаний. Примером первой из них может служить переход от механической к электродинамической картине мира , осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Этот переход, хотя и сопровождался довольно радикальной перестройкой видения физической реальности, существенно не менял познавательных установок классической физики.
Примером второй ситуации может служить история квантово-релятивистской физики , характеризовавшаяся перестройкой не только научной картины мира, но и классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний, а также соответствующих философских оснований науки.
Новая картина исследуемой реальности и новые нормы познавательной деятельности, утверждаясь в конкретной науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки. В этой связи можно выделить два пути перестройки оснований исследования: за счет внутридисциплинарного развития знаний, за счет междисциплинарных связей, “прививки” парадигмальных установок одной науки на другую.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО понятие, обозначающее одну из структурных единиц науки. Н. с. объединяет ученых, принадлежащих, как правило, к одной научной дисциплине, работающих в одном научном направлении, придерживающихся общих теоретических оснований, принципов и методов решения исследовательских задач.
Понятие Н. с. как общности (коллектива) было введено в западной социологии науки в 40-х гг. XXвека М. Поляни; в 50-х гг. его развил Э. Шилз; впоследствии оно стало фундаментальным представлением философии, социологии науки и науковедения.

В классической для второй половины XX в. теории научных революций Т. Куна, оказавшей большое влияние на развитие социально-гуманитарного знания, понятие "Н.с." сопряжено с центральным для его концепции понятием "парадигма". Как замечает сам Кун, первоначальный способ введения им термина "парадигма" содержит в себе логический круг. Для него парадигма - это то, что объединяет членов Н.с., и, наоборот, Н с состоит из людей, признающих парадигму . Кун исходит из интуитивных представлений, согласно которым Н. с. состоит из исследователей определенной научной специальности, которые получили сходное образование и профессиональные навыки, в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из нее одни и те же уроки.

В таких группах коммуникация бывает относительно полной, а профессиональные суждения относительно единодушными. Коммуникации же между обособленными Н.с. иногда затруднительны, между отдельными сообществами может существовать соперничество и конкуренция.

Очевидно, с т.зр. Куна, что Н.с. существуют на множестве уровней. Наиболее глобальным является сообщество всех представителей естественных наук. Ниже в этой системе основных научных профессиональных групп располагается уровень сообществ физиков, химиков, астрономов, зоологов и т.п. Когда речь идет о сложившихся дисциплинах, то, по мнению Т. Куна, достаточными критериями принадлежности ученого к данному сообществу является их членство в профессиональных обществах и чтение научных журналов. На следующей ступени выделяются также большие подгруппы, например, по физике твердого тела, молекулярной физике, атомной физике и т. п.

Каждое Н. с., по Куну, имеет свои собственный предмет исследования, но есть сообщества, которые подходят к одному и тому же предмету с несовместимых т. зр.

В концепции Куна Н.с. коррелирует, т. о., с понятием "дисциплина", но также и расходится с ним. Важно то, что любое Н.с. не могло бы заниматься своей научной деятельностью без некоторой системы общепринятых представлении, ценностей, установок, мотивации и методов, с помощью которых исследуется данная предметная область. Н.с. объединяет ученых, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опирается на одни и те же правила и стандарты научной практики, их общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормального развития науки. Формирование парадигмы и появление на ее основе более эзотерического типа исследования является признаком зрелости развития любой научной дисциплины. Именно парадигма, которую разделяет Н.с., принимаемая без доказательств, определяет критерии для выбора научных проблем, которые могут считаться в принципе разрешимыми и важными для исследования данным Н.с.

"Однако, подмечает Кун, - парадигма может даже изолировать сообщество от тех социально важных проблем, которые нельзя представить в терминах концептуального и инструментального аппарата, предполагаемого парадигмой". Согласно Куну, члены Н.с. могут концентрировать внимание исключительно на тончайших и наиболее эзотерических явлениях, которые его интересуют. Принятие однажды общей парадигмы освобождает Н. с. от необходимости перестраивать свои основные принципы. С т. зр. Куна, зрелое Н. с. в гораздо большей степени, чем любое другое профессиональное сообщество, изолировано от запросов непрофессионалов и повседневной жизни. По его мнению, нет ни одного другого профессионального сообщества, где индивидуальная творческая работа столь непосредственно была бы адресована другим членам данной профессиональной группы и зависела бы от их оценки. Члены Н. с. - индивидуальные исследователи - благодаря общим для них знаниям и опыту работы, должны рассматриваться как единственные знатоки правил игры или некоторого эквивалентного основания для решения научных проблем.

В отличие от Т. Куна, нередко идентифицировавшего Н. с. и научную дисциплину, П. Бурдье противопоставляет эти понятия. Он считает, что понятие Н. с. выполняет функцию понятия научного поля, представляющего собой поле конкуренции между учеными за монополию научного авторитета, за власть, за легитимизацию научной работы.

Одним из особых видов Н. с., отражающих высокую стадию его развития, является "невидимый колледж " - организационная структура, основывающаяся на преимущественно неформальных коммуникациях ученых. Концепцию и термин "невидимый колледж" в западной социологии науки выдвинул Дирек де Солла Прайс. Прайс показал, что некоторые, хотя и не все, ученые в определенной области исследования поддерживают высокий уровень неформальной коммуникации и что информация, полученная таким путем, имеет важное значение для эффективного развития данного научного направления и получения новых результатов. "Невидимый колледж" - это коммуникативная структура науки, обладающая высокой степенью разнородности; она "неуловима" и относительно неструктурирована. Ученые имеют множество контактов с коллегами не только в своих собственных областях исследования, но и в других сферах; некоторые из этих контактов носят случайный и мимолетный характер, другие продолжительны во времени. "Невидимый колледж" стихийно выделяется из Н. с.; в него включаются не столько ученые, имеющие схожее образование, родственную специальность, изучившие одну и ту же литературу, но, прежде всего, объединенные общей научной парадигмой.

Кроме того, для "невидимого колледжа" первостепенное значение имеют личные коммуникации ученых, независимые от их официального статуса и не жестко детерминированные его принадлежностью к институционализированному Н. с. Деятельность членов "невидимого колледжа" носит сугубо индивидуальный характер, часто они разделены географически, могут проживать в разных городах и даже странах. Включение ученого в "невидимый колледж" означает признание его личного научного вклада в развитие данного научного направления, высокую оценку его профессионального уровня и результатов исследований и отражает высокий неформальный статус ученого в Н. с. Участие в "невидимом колледже" добровольно и воспринимается учеными как ценность, определяющая мотивацию их научной активности. По мнению Прайса, "невидимый колледж" объединяет элиту взаимодействующих и наиболее продуктивных ученых в определенной исследовательской области. Члены "невидимого колледжа" могут состоять в личной переписке, встречаться на научных конференциях и симпозиумах, обмениваться оттисками научных публикаций. Одним из параметров, характеризующих функционирование "невидимого колледжа" и подлежащих количественной оценке, является "индекс цитирования", исследуемый наукометрией.
В последние годы в связи с развитием компьютерной техники и информационных технологий возникли принципиально новые условия, способствующие интенсификации неформальных коммуникаций ученых и влияющие на функционирование "невидимых колледжей". Можно сказать, что практически безграничное информационное пространство, возможность участвовать в телеконференциях делают еще более размытыми границы "невидимого колледжа" и выводят развитие Н. с. на качественно новый уровень.

Эволюционной деятельности.

Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.

К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: благотворная парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования .

Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Неверно бытующее утверждение, что "естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной - никто не может знать все обо всем". Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не "знание всего", а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

История возникновения

С конца 60-х годов 20-го века этот термин в философии науки и социологии науки используется для обозначения исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования , господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

Первоначально слово использовалось в грамматике. Так, например, ЭСБЕ определяет этот термин следующим образом: «в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике - пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения».

Словарь Merriam-Webster 1900 года дает аналогичное определение его использования только в контексте грамматики или как терминам для иллюстрирующей притчи или басни.

Частные случаи

См. также

Вставляйте сюда неотформатированный текст.[[Медиа: == Example.ogg == ]]


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научная парадигма" в других словарях:

    НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА - универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых (Кун, 1962). Последние годы характеризуются более широким применением термина ко многим социальным проблемам,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Научная парадигма - (scientific paradigm) – универсальное, общепризнанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы представления проблем и их решений сообществу учёных (Кун, 1962) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА - (scientific paradigm) универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых (Кун, 1962). Кун критиковался за разнообразие смысла термина (например, по отношению к… …

    Парадигма - (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма (значения). Парадигма (от др. греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι «сравниваю») в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не… … Википедия

    ПАРАДИГМА - (paradigm) 1. Тот или иной пример либо показательный случай концепции или теоретического подхода, например, резюме Мертона (1949), иллюстрирующее дискуссию о силе и западнях функционального анализа в социологии. В некоторых разделах философии… … Большой толковый социологический словарь

    Образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений. П.… … Энциклопедия культурологии

    Научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия

    НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а… … Философская энциклопедия

    Парадигма - Парадигма ♦ Paradigme Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ , Калиничева М.М.. Монография посвящена исследованию становления и развития отечественного дизайна, его истории и современности, рассматриваются этапы создания предметно-функциональной, морфоаксиологической…